Представление собственного инновационного опыта учителя биологии

Морозова Татьяна Альфредовна

«Использование интерактивных ресурсов для повышения качества знаний по биологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie.docx174.15 КБ

Предварительный просмотр:

Представление

собственного инновационного опыта

учителя биологии

МОУ «Лицей №31» г. о. Саранск 

Морозовой Татьяны Альфредовны

«Использование интерактивных ресурсов для повышения качества знаний по биологии».

Модернизация образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникшие в различных ситуациях. В настоящее время школа должна подготовить таких выпускников, которые не только обладают  набором  знаний  по  определенным  предметам,  но  и должны  ориентироваться  в постоянно меняющихся условиях, принимать решения, искать пути достижения поставленных целей. Ребенок должен понимать, что изученное ему понадобится, именно для этого он и учится. Отсюда возникает потребность найти способы и пути решения проблем поставленных временем. Поэтому становление и реализация данного опыта осуществлялась в единой системе уроков и внеклассной работы на II и III ступени обучения, где путь к знаниям лежит через собственный творческий потенциал и познавательную активность.

Актуальность темы и перспективность опыта.

Интерактивное  обучение — это  особая  форма  организации познавательной деятельности. Оно  предполагает  развитие  диалогового  общения,  которое  ведѐт  к взаимопониманию,  совместному  решению  задач,  важных  для  каждого  участника процесса. Главная идея интерактивного метода — активизация учебной деятельности, через  систему  развивающего  обучения,  сотрудничество  с  учителем,  различные стили общения в коллективе. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Интерактивный подход ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

При возрастающих требованиях к качеству подготовки специалистов компетенции становятся существенными квалификационными характеристиками, отсутствие которых способно по истечении некоторого времени ослабить другие составные профессиональной компетенции. Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник формируя ключевые компетентности, должен обладать следующими способностями:

  • уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результаты собственных действий;
  • проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях;
  • обладать навыками общения, быть контактными в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, работать в коллективе в различных областях, предотвращать конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли;
  • самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, физического, культурного уровня.

Между тем, существует ряд проблем в системе общего и профессионального образования, которые, формально не затрагивая сущность и структуру компетентностного подхода, очевидным образом влияют на возможности его применения. Среди них:

  1. проблема учебника, в том числе, возможностей их адаптации в условиях современных гуманистических идей и тенденций в образовании;
  2. проблема государственного стандарта, его концепции, модели и возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования;
  3. проблема квалификации преподавателей и их профессиональной адекватности не только вновь разрабатываемому компетентностному подходу, но и гораздо более традиционным представлениям о профессионально-педагогической деятельности;
  4. проблема противоречивости различных идей и представлений, бытующих в современном образовании буквально по всем поводам;
  5. проблема внутренней противоречивости наиболее популярных направлений модернизации, в том числе: идеи профилизации старшей школы и, одновременно, перехода к приему ЕГЭ по всем предметам, развития школьного самоуправления и централизации системы финансирования образования и др.

Проблема внутренней противоречивости наиболее популярных направлений модернизации, в том числе: идеи профилизации старшей школы и, одновременно, перехода к приему ЕГЭ по всем предметам, развития школьного Компетентностный подход в образовании это процесс целенаправленного формирования ключевых компетентностей. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетентности обучающихся на уроках биологии, способствует воспитанию личности, развитию творческих и познавательных способностей ученика. Обучающиеся лучше усваивают не то, что получили готовым и заучили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Значит, проблемный урок способствует развитию ключевых компетентностей и делает знания более прочными.

Цель опыта:  создание условий для повышения качества обучения учащихся по предмету биология посредством интерактивных ресурсов; формирование педагогического опыта для его дальнейшего использования в собственной практике и распространение среди учителей биологии

Задачи:

  • сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений, навыков и способов деятельности, для достижения высокого уровня развития, способности к самообразованию;
  • сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую и познавательную активность, и самостоятельность обучающихся.

Условия формирования ведущей идеи педагогического опыта

Мотивом для постановки педагогической проблемы стали результаты диагностики уровня сформированности учебно-познавательной деятельности у учащихся 8-х, 9-х, 10-х 11-х классов по предмету. Определив недостаточную мотивацию школьника по биологии, которая в дальнейшем не позволит получить высокий балл по ЕГЭ, я увидела, что у большинства учащихся слабо сформированы основные компетенции. Проблема обозначена. Передо мной стал выбор: найти именно те формы работы, которые бы позволили добиться активизации мыслительной деятельности школьника, при этом повысив собственную мотивацию к учению. Таким образом, мониторинг результатов стал для меня руководством в своей педагогической деятельности по формированию основных компетенций у моих учеников. В тех классах, где учащиеся недостаточно владели определёнными, выявленными начальным тестированием, навыками, я свою деятельность корректировала по развитию этих умений и навыков.

  • Выбраны педагогические технологии, на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, способствующие успешной самореализации личности, развитию его творческого потенциала.
  • Определено учебное биологическое содержание творческого, познавательного характера, позволяющего сформировать и развить ключевые компетентности школьников в образовательном процессе по биологии.
  • Усвоение содержания биологических знаний и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной познавательной деятельности.

Теоретическая база опыта:

  • Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель [Текст] : Версия 1.0 / В. Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов; Система профессион. разработчиков, консультантов и преподавателей ТРИЗ-ШАНС. - СПб. : Изд-во Буковского, 1995. - 59 с. 
  • Компетентностный подход в педагогическом образовании/под ред проф. В.А.Козырева и др. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 392 с.
  • И.Я. Лернер Дидактические основы методов обучения. – М. Педагогика, 1981. – 185 с.
  • Федеральные государственные образовательные стандарты – Режим доступа:  http://standart.edu.ru/ 
  • М.Я. Якунчев идр. Методика преподавания биологии. – М. Изательский центр «Академия» 2014. – 336 с.

Новизна опыта заключается в развитии коммуникативных умений учащихся с использованием технических средств, в использовании современных информационных технологий в сочетании с традиционными методами,  в  разработке системы учебных и внеклассных занятий с использованием современных педагогических технологий, накоплении дидактического, наглядного и справочного материала к учебным темам.  

Технология опыта

Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.  Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.

Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

  • Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся.
  • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, с позиции компетентностного подхода, достигнутых обучающимися на определённом этапе обучения.
  • Таким образом, проблема формирования биологической компетентности многоаспектная и непроста, что сводиться не только к приобретению знаний умений и навыков, но обеспечивает их быстрое и эффективное приобретение, закрепление и использование в повседневной жизни для решения реальных проблемных ситуаций.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Это бывает очень важно и просто необходимо  при формировании нового учебного коллектива 10 класса в нашей школе, который формируется из учащихся имеющих очень разный уровень  знаний, культуры, интеллекта.

Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, что помогает делать урок, отвечающий всем современным требованиям (информационные технологии, проблемно-диалочическое обучение, исследовательская технология, приемы здоровье сберегающей технологии) Для достижения поставленной цели, в рамках компетентностного подхода, использую систему методов, обеспечивающих усвоение школьниками биологических знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания:

Метод проблемизациии. Проблемные задания имеют личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, получаю возможность "растормозить" механизм его мышления. Включение обучающихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению - углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины: факт - гипотеза - теория - знание (истина). Задача учителя - направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы. На этапе выдвижения гипотез обучаю школьников предлагать свои варианты решений, первоначально

анализировать их, отбирать наиболее адекватные, рассматривать пути их доказательства. Активация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышления вслух, при использовании активизирующих вопросов. Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства вывод, отдает права его "открытия" классу. Здесь характерно сочетание репродуктивного и частично-поискового методов учения.

Метод уяснения готового знания из печатного источника. Обучающимся предлагаю тексты из учебника, журналов, словарей по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организую работу по группам, парам или индивидуально, а затем коллективно обсуждаем вопросы.

Методы проблемного обсуждения и эвристической беседы. Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем, постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.

Метод исследовательского изучения. Учебный процесс организую путем применения системы теоретических и практически исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. Все этапы познавательного процесса школьники "проходят" самостоятельно, используя главным образом продуктивно-практический и поисковый методы обучения.

Создание проблемной ситуации - центрального звена проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. В учебном процессе применяю наиболее часто следующие проблемные ситуации:

А) проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у школьников и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);

Б) проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может правильное решение проблемной задачи.

Формирование и развитие ключевых компетентностей невозможно без использования информационно - коммуникационных технологий, которые применяю в разных ситуациях и на разных этапах урока. Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, невозможна без использования персональной электронно-вычислительной машины. Используя навыки работы на компьютере и существующие программы, создаю тесты и презентации. Электронные презентации эффективно внедряю на уроках биологии при объяснении сложного для понимания обучающихся материала, при недостатке необходимых методических пособий. Например, тема «Пластический и энергетический обмен» - такой процесс, который очень сложно представить и невозможно увидеть. Созданная электронная презентация позволяет наглядно воссоздать основные этапы этих процессов и проследить логическую связь между ними. Параллельно развиваются и совершенствуются навыки работы на компьютере. Также широко использую создание презентаций (как сама, так и учащимися) в проектной работе.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА Реализация интерактивного  обучения на уроках биологии с использованием педагогических технологий развивает обучающихся и даёт следующие результаты:

  1. Повышение уровня биологической компетентности ученика на II и III ступени обучения. Успеваемость — 100%, качество знаний - 71%, уровень познавательной активности - 75%.

Класс

Учебный год

Качество знаний (%)

Организатор

внутреннего контроля

2016-2017

52,4

Зам. директора по УВР

Ильин А.Е.

10А

2017-2018

56

11А

2018-2019

62,8

Рост качества в данном классе за три года составил +10,4%

2017-2018

76,9

Зам. директора по УВР

Ильин А.Е.

10А

2018-2019

80,0

11А

2019-2020

81,5

Рост качества в данном классе за три года составил +4,6%

  1. Результативность участия в олимпиадах и научно-практических конференциях за 2016- 2020 учебные года – 70% (из 50 участников – 34   призера + 1 победитель муниципальный тур., 4 призера –региональный тур)
  2. Осознанный выбор будущей профессии, связанный с профилизацией. Выпускники:

2016/18 учебного года поступили на специальности: 6  человека - лечебное дело + 1 биофак (МГУ им. Н.П.Огарева) +  медколледж (26 % от числа выпускников) +4 физвоз (МГПИ им. М.Е.Евсевьева) (23% от числа выпускников)

 2017/18 учебного года поступили на специальности: 6  человека - лечебное дело + 2 биофак (МГУ им. Н.П.Огарева) + 2 медколледж (26 % от числа выпускников)

         2018/19 уч. год - 4 - лечебное дело, 1- биофак (МГУ им. Н.П.Огарева),  2 - пединситут. ( 23% от числа выпускников)

Таким образом, использование компетентностного метода на уроках биологии позволяет:

  • активизировать творческий потенциал учителя и учащихся;
  • адаптировать мультимедийные учебники и программы для проведения занятий;
  • активизировать аналитическую деятельность учащихся.

Возможность тиражирования

Данный опыт может быть применён любым учителем, профессионально владеющим методикой преподавания предмета на II и III ступени обучения, активно занимающимся самообразованием, самосовершенствованием, самореализацией.

Дата

Место

Тема

Название мероприятия

10.11.2017

МОУ «Лицей № 31»

 «Организация проектной деятельности на уроках биологии в условиях ФГОС»

выступление на педсовете «Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации ФГОС НОО и ООО»

29.03.2018

МОУ «Лицей № 31»

«Формирование познавательной активности учащихся как условие развития личности, способной к самопознанию и самореализации»

выступление на заседании кафедры

23.03.2020

МОУ «Лицей № 31»

«О возможности участия в сетевых проектах «Цифровая образовательная среда», «Российская электронная школа»»

выступление на заседании кафедры

9-10.02. 2017

ФГБОУ ВО «МГПИ им. М.Е.Евсевьева»

«Реализация компетеностного подхода на уроках биологии и экологии»

доклад на Межународной научно-практической конференции «53-и ЕВСЕВЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Также даю открытые уроки:

Дата

Место

Тема

15.04-22.04.2017

МОУ «Лицей № 31»

Всероссийский экологический урок и диктант (проведен по материалам Минобрнауки и Росприроднадзора)

19.04.2017

МОУ «Лицей № 31»

КВН «На перекрестке естественных наук» (7-е и 10-е классы)

26.02.2018

МОУ «Лицей № 31»

Открытый урок  Опорные системы и их значение в жизни организмов.

Л.р.  № 10 «Строение и свойства кости» 6 А

22.04.2019

МОУ «Лицей № 31»

Открытый урок  «Как хранить продукты» 10 А    

26. 04.2019

МОУ «Лицей № 31»

Открытый урок  «Пей воду правильно» 10 Б

27.02.2020

МОУ «Лицей № 31»

Методический семинар учителей биологии г.о. Саранск «Современные подходы к ГИА по биологии» открытый урок «Онтогенез» в 10 А классе.

Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. В 2018/19 учебном году обучалась в АНО ДПО «Инновациооный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» г. Петрозаводск на курсах «Актуальные вопросы обучения биологии в условиях введения ФГОС» 72 ч. (16.09.- 04.11.18), в ФГБОУ «Мордовский государстенный педагогический институт  имени М.Е. Евсевьева» на курсах «Технология проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ в профессиональной деятельности учителя биологии и химии» 108 ч. (19.11-05.12.2018) и 2019/20 учебном году в ФГБОУ высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» на курсах «Педагогика дополнительного образования» 72 ч. (14.10.- 18.11.19); в ФГБОУ «Мордовский государстенный педагогический институт  имени М.Е. Евсевьева» «Проектно-исследовательская деятельность по предметам естественного цикла» 72 ч (04.12-12.12.19) и в ГБУДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог13ру» на курсах «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования» 72 ч. (20.01.-31.01.20)

Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов.

Продолжая совершенствовать систему своей работы, изучаю методические новинки, педагогические технологии, материалы СМИ и передовой опыт своих коллег.

Итоги школьного мониторинга свидетельствуют о том, что учащиеся успешно осваивают государственный образовательный стандарт по английскому языку. Главный итог обученности – это выпускной экзамен. В 2017 — 2019 гг. ученики 9 и 11 классов прошли итоговую аттестацию в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Предмет

Дата сдачи

ФИО учителя

количество учащихся

% от параллели

средний балл результата

1

ОГЭ

биология

01.06.2017

Морозова Т.А.

16

27

27,9/3,7

биология

31.05.2018

Морозова Т.А.

12

16

28,6/3,8

биология

11.06.2019

Морозова Т.А.

10

20,8

28,4/ 3,8

2

ЕГЭ

биология

13.06.2017

Морозова Т.А.

12

26

61

биология

18.06.2018

Морозова Т.А.

15

43

52,9

биология

13.06.2019

Морозова Т.А.

9

25

58

Приложение

План-конспект урока с использованием ИКТ.

Урок - обобщение

Тема: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ».

Цель урока:

1. Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к ЕГЭ по данной теме.

2. Отработать навыки решения заданий части 1 и часть 2

Задачи: Формировать навыки работы  с заданиями части 1 и 2 .

Развивать теоретическое мышление.

Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/129/90129953_motivator38701.jpg

Работа ученика на уроке по инструктивной карточке  (задания, которые необходимо выполнить, указания к работе и оценивание результатов).

- Итак, речь сегодня пойдет об особенностях индивидуального развития организмов.

Заполните схему:

1.  ?  –     индивидуальное развитие организмов. (онтогенез)

Оплодотворение                  рождение или                       ? (смерть)

                                          выход из яйцевых

                                               оболочек

                          Эмбриональный                 Постэмбриональный

                              период                                    период

                      - ?(дробление)                              -? (прямое)

                      - ?(гаструляция)                           - ? (непрямое)

                      - ?  (гистогенез и органогенез)

- Какими особенностями характеризуется каждый из периодов онтогенеза? Выполните задание в инструктивной карточке.

Задание №1
   Установите соответствие между периодами онтогенеза и его особенностями.

Особенности 

Периоды

А) характерен полный метаморфоз

Б) особь участвует в репродукции

В) формируется гаструла и бластула

Г) характерно достижение половой зрелости

Д) происходит формирование тканей и органов

1) Эмбриональный

2) постэмбриональный

А

Б

В

Г

Д

2

2

1

2

1

2. Эмбриональный период развития.

- Итак, эмбриональный период развития, давайте выполним задание №2 на установление последовательности явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.

Задание №2.

Установите последовательность явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.

А) нейруляция Б) зигота В) бластула Г) морула Д) гаструла Е) нейрула

Ответ: бгвдае

При подготовке к ЕГЭ следует уделить внимание заданиям части 2, работу с рисунками.

Задание №3
 Рассмотрите рисунок и назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенного цифрой 3. Какие типы тканей и органы формируются из него? 26

Ответ:

1. Зародышевый листок под цифрой 3 – МЕЗОДЕРМА

2. Из мезодермы формируются ткани – соединительная и мышечная.

3. Из мезодермы формируются органы –

опорно-двигательной системы, кровеносной, выделительной и половой систем

Закрепление в виде Физкультминутки проводит Манякин И.

- Какие органы образуются из эктодермы и энтодермы? Заполните таблицу, поставив знак плюс.

органы

эктодерма

энтодерма

мезодерма

Головной мозг

+

 

 

Почки

 

 

+

Кости и хрящи

 

 

+

Легкие

 

+

 

Кровь

+

Кишечник

 

+

 

Эпителий кожи

+

 

 

Органы слуха

+

 

 

Пищеварительные железы

 

+

 

Мышечная ткань

 

 

+

Задание №4 Установите соответствие

Структура организма

Зародышевые листки

А) печень

Б) органы чувств

В) скелет

Г) кожа

Д) головной мозг

Е) кровеносная система

Ж) органы слуха

З) спинной мозг

1)Эктодерма

2)Энтодерма

3)Мезодерма

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

2

1

3

1

1

3

1

1

(Различные слои кожи образуются из разных зародышевых листков.  Эпителий из эктодермы, дерма и гиподерма из мезодермы).

Давайте подведем итог эмбрионального развития живых организмов.

- В заданиях для подготовки к ЕГЭ встречаются некорректные задания или задания с ошибками (опечатками).

- В чем заключается некорректность данного задания?

Выполните задание №5.
Найди ошибки в приведенном тексте

1. Онтогенез начинается с момента образования гамет в организме.

2. Гаметы участвуют в оплодотворении.

3. Зигота, образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом.

4. После многократного деления формируется однослойный зародыш.

5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных образованием нейрулы.

Ответы: 1. 3. 5.

- Какой из ученых эмбриологов ввел понятие «онтогенез» и в чем еще его заслуга как ученого эмбриолога? (Геккель, вместе с Мюллером открыл биогенетический закон – объясняет Левин А). Кто дополнил этот закон?

  1. Постэмбриональное развитие.

- Почему стал необходим постэбриональный период развития в онтогенезе?

(У родившейся (или вылупившейся из яйца) особи не всегда полностью сформированы все органы и ткани.  Необходимо чтобы образовалась взрослая особь, способная к воспроизводству себе подобных).

- Что такое прямое развитие, непрямое или развитие с метаморфозом? (прямое – родившиеся особи имеют все органы, свойственные взрослым организмам, непрямое – новый организм внешне не похожий на взрослую особь, имеет особые личиночные органы).

-На какие группы оно делится? (у насекомых с полным и неполным превращением)

- В чем заключается преимущество непрямого развития?

  • Личинки и взрослые особи часто живут в разных условиях (нет конкуренции за место).
  • Личинки и взрослые особи питаются разной пищей (нет конкуренции за пищу).
  • Личинки некоторых видов способствуют расселению (у паразитических червей, двустворчатых моллюсков, кораллов).
  • Переживание неблагоприятных условий среды (н-р, куколка насекомых).

Выполните задание №6

Установите соответствие

Организмы

Способы постэмбрионального развития

А) Речной рак

Б) Сизый голубь

В) Уж обыкновенный

Г) Остромордая лягушка

Д) Прыткая ящерица

Е) Медуза

  1. Прямое

       2) Непрямое

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

1

2

1

2

Работа с информацией на слайде.

-Какая стадия отсутствует у насекомых с неполным превращением?

-Для каких насекомых оно характерно?

Работа с информацией на слайде.

 - Назовите, какие стадии в своем развитии проходит бабочка?

Для каких насекомых характерен такой тип развития?

Выполним задание №7.

Установите соответствие

Организмы

Типы развития

А) Майский жук

Б) Капустная белянка

В) Клоп водомерка

Г) Зелёная тля

Д) Пчела медоносная                                         Е) Азиатская саранча

Ж) Таракан

1) С полным превращением

2) С неполным превращением

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

1

2

2

1

2

2

  1. Особенности онтогенеза животных.

Онтогенез животных имеет свои отличительные особенности от онтогенеза других организмов.
Задание № 8 Какие признаки развития проявляются у животных только в онтогенезе?

  1. Одноклеточная стадия

2) Покровительственная окраска

3) Размеры тела

4) Плавательная перепонка

5) Бластула

6) Гаструла

Ответ: 2 3 4

  1. Среди заданий ЕГЭ есть задания повышенным уровнем сложности. Наибольшее затруднение вызывают вопросы на определение последовательности этапов циклов развития живых организмов, в том числе паразитических червей. Вспомнить их нам поможет Бекейкина Яна

 На слайде представлены изображения  этапов цикла развития печеночного сосальщика в неправильной последовательности.

Установите последовательность этапов, в цикле развития печеночного сосальщика выполнив задание:

Задание № 9 Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца

А) Внедрение личинок в организм моллюска.

Б) Выход из яйца личинок с ресничками.

В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота.

Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки.

Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду.

Е) инцистирование личинок.

Ответ: дбагев.

Развитие личинок печеночного сосальщика – один из видов неотении.

О ней расскажет Киселева О.

 

  1. Онтогенез человека имеет свои особенности и в эмбриональный (апоптоз клеток возникающих у зародыша на определенном этапе развития) и в постэбриональный период, имеет свои критические периоды.

  Задание № 10  Установите последовательность процессов эмбриогенеза при формировании однояйцовых близнецов у человека.

А) развитие двух организмов из нейрулы

Б) гаструляция и формирование трехслойного зародыша

В) образование оплодотворённой яйцеклетки

Г) закладка эмбриональных зачатков у нейрул

Д) дробление зиготы и формирование двух бластул                               

 Ответ: в д б г а

В онтогенезе человека имеются свои критические периоды. Обратите внимание на слайд. И хотелось бы напомнить вам известные рекомендации, позволяющие снизить  риск отрицательных влияний на человека в критические периоды онтогенеза.(рассказывает Васякина А.)

Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства:

  • Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки;
  • Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;
  • Не употреблять алкогольные напитки;
  • Не курить;
  • Не принимать наркотические средства;
  • Полноценно питаться;
  • Заниматься спортом.

Рефлексия:

Оцените уровень своих знаний и умений по данной теме по 10 бальной шкале самооценки №2.

Подсчитайте результат своей работы (баллы) и оцените его по критериям, сложив результаты всех заданий:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итого

оценка

Критерии оценки:

«2» - 0 – 9

«3» - 11 – 13

«4» - 14 – 16

«5» - 17 - 22

hello_html_1c6b99c3.jpg