ЭССЕ "МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Конкурс " УЧИТЕЛЬ ГОДА "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sgibneva_s.v.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Учитель английского языка МБОУ «Экономический лицей»

Сгибнева Светлана Владимировна

                                                                             Государственная должность…

                                                                                 состоящая во всевозможном попечении

                                                                                 о воспитании мальчиков и девочек…

                                                                                - эта должность гораздо значительнее

                                                                                 самых высоких должностей в                                                    государстве.

                                                                                                                             ПЛАТОН

  Мудрые люди говорили: «Как ни долог твой жизненный путь и как ни значительны люди, которых ты на этом пути встретил, никто из них в твоем сознании не возобладал над учителем твоим». В наше время часто слышишь мнение: дети любят красивых учителей. Хочется уточнить: детям кажутся красивыми умные учителя. Иначе говоря, знающие, талантливые, добрые, справедливые. Мне и моим одноклассникам очень повезло в свое время с учителями. Они были именно такими! Многие из нас пошли по  их стопам.

 В школьные годы я увлекалась литературой и английским языком. Нравилось все: необычное произношение, богатая история, многовековые традиции, Короли и Королевы и, конечно же,  Шекспир! И вот  пролетело 20 лет, как я живу этим миром и стараюсь открыть его для своих учеников. Каждый день с радостным ожиданием встречи с моими учениками вхожу в класс. Я вижу милые, красивые, умные лица старшеклассников, озорные, смешливые глаза пятиклассников, еще требующие материнской заботы и внимания второклассники. Они тоже ждут: каким будет новый урок, целых 45 минут нашей сегодняшней жизни? Одно из моих личных убеждений это то, что учителем не может быть тот, кто не помнит своего собственного детства и не способен легко и свободно переноситься в сложный и своеобразный мир ребячьих мечтаний, чувств и переживаний. Такой педагог будет оторван от своих воспитанников. Но это  вовсе не значит, что учитель должен как - то приспосабливаться к детям, плестись в хвосте их интересов, стремлений и потребностей. Часто мы, учителя иностранного языка

сетуем, что сначала учащиеся абсолютно все горят желанием изучать язык, но уже к концу первого года обучения, при встрече с первыми трудностями, таких

ребят становится меньше, а через несколько лет – уже единицы. Естественно меня волнуют вопросы, как сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасало, а наоборот, нарастало? Вероятно, когда какое – либо дело у тебя получается, причем успешно, хочется делать еще и еще, появляется желание совершенствоваться. Конечно, сделав свой  урок занимательным, можно не беспокоиться наскучить детям, но не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Убеждена, что ребенка нужно приучать делать не только то, что его занимает, но и то,  что не занимает - исполнить свою обязанность. Ведь я готовлю ребенка к жизни, а в жизни, не все обязанности занимательны.  Считаю, искусство педагога состоит в том, чтобы с высот своей образованности и жизненной мудрости, опираясь на выводы психологии и педагогики, творчески используя их в своей повседневной работе, проникать в самые далекие галактики детского мира, глубоко и чутко понимать этот мир, побуждать, а не понуждать своих питомцев на овладение знаниями, на добрые дела и поступки. Скажу сразу: для меня ученик это – соратник, собеседник, коллега. Потенциально он неисчерпаемо богат. Ему нужно лишь помочь выразить это и создать условия для проявления своих высоких качеств. Например, одаренные дети требуют к себе особого подхода, потому что чем выше их отличие от других, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития. Слабоуспевающие дети тоже требуют к себе педагогическую любовь, сотрудничество с ними, положительного стимулирования, терпимость к своим недостаткам. При обучении и воспитании таких детей необходим тонкий, деликатный, индивидуальный подход. Ведь проблема способностей чрезвычайно сложна, исхожу из такого бесспорного факта, что даже не очень хорошо успевающие в школе учащиеся позже успешно решают жизненные, социальные и профессиональные задачи. Хвалю за малейший прогресс, поддерживаю, стараюсь понять и принять причины детского неправильного поведения и незнания. Ими могут быть и семейный фактор, психологический, интеллектуальный. Одним из главных смыслов деятельности учителя состоит именно в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, т. е. совокупность условий, которые

обеспечивают успех. Вот в этом моя  жизнь, моя философия. Может быть, она сложилась для меня в тот момент, когда я выбирала свою профессию, а  с годами просто  крепла в моём разуме, складываясь в мой принцип жизни в этом школьном мирке. Мне не хочется вершить судьбы людей и принимать жизненно  важные решения за кого-то. У меня другая функция – научить. Научить не просто хорошо владеть английским языком, хотя и это тоже. Мне кажется, главная моя задача – научить детей жить правильно, по совести, вырастить из них людей. Ведь по окончании того самого класса, у стен которого я стою сейчас, они выйдут в большой мир. Как сложится их жизнь и судьба там, в нашей действительности, которая не всегда приветлива и дружелюбна, а порой даже враждебна? Пусть всё у них в жизни получится, ведь все они – лучики, которые помогают мне жить и реализовываться, которым я искренне желаю счастья, которых я очень люблю.