Авторизованна программа по физической культуре (раздел "Спортивные игры" Баскетбол)

Тетикова Ольга Федоровна

                        Согласовано:                                                                  Утверждено:

Руководитель МО учителей                                       решением педагогического

физической культуры г. Ейск                                совета МОУ СШ №3, г.Ейска

_______________Магаляс В.                                                    протокол№1

«25»августа 2014  г.                                                             от «30»августа 2014г.                                                                                                                                                                                    

                                                                                     Директор ________Мозговая Е.Х.

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

                     АВТОРИЗОВАННАЯ ПРОГРАММА

                         ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

             (раздел «Спортивные игры» Баскетбол)

                                         1-9 классы

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Тетикова Ольга Федоровна

Учитель физической культуры

МБОУ СОШ№3

 

 

 

                                                             г. Ейск

 

 

Пояснительная записка

 

Среди большого разнообразия средств физического воспитания, используемых в целях гармонического развития современного человека, одно из ведущих мест занимают спортивные игры. Баскетбол - относится к числу самых распространенных и любимых видов физических упражнений у людей всего мира. В школьной программе по физическому воспитанию используются различные виды спорта - одним из них является баскетбол. Игра отличается большой эмоциональностью, требует проявления разносторонних физических качеств и двига­тельных действий, интеллектуальных способностей, моральных и волевых качеств. Эти особенности делают ее одним из наиболее действенных оздоровительных и воспитательных средств, оказывающих комплексное воздействие на организм занимающихся. Зная об этом, каждый учитель общеобразовательной школы целена­правленно вводит элементы спортивных игр на уроках, начиная с I класса.

Данная программа позволяет сформировать навыки игры в баскетбол на более

высоком  уровне,  привить интерес учащимся к данному виду спорта, закрепить навыки здорового образа жизни.

 

1-2 класс

Упражнения в ходьбе и беге

1.   Чередование ходьбы и бега

2.   Бег с ускорением

3.   Бег по линиям баскетбольной площадки/боковой, лицевой, средней, зоны штрафной площадки/

4.    Бег прыжками через полосу / 1-1,5 м./ с поочередным толчком.

5.    Ходьба спиной вперед, приставными шагами вправо, влево.

6.    Чередование ходьбы спиной вперед с ходьбой приставными шагами

вправо и влево.

7.    Приставные шаги вправо и влево бегом.

8.    Чередование приставных шагов с бегом по сигналу.

9.    Чередование бега по длинной стороне площадки с рывком - вдоль

короткой линии площадки»

10.   Чередование прыжков на одной ноге.

11.   Прыжки на двух ногах / два обычных, третий повыше/

12.    Чередование бега с прыжками, толчком одной ноги, толчком двух ног.

13.     Прыжки через гимнастическую скамейку толчком двух ног.

14.     Прыжки вверх, с одновременным подниманием одной или двух рук.

15.   Прыжки с высоты 30-50 см.

16.   Прыжки по разметкам.

17.   Метание малого мяча с места из-за головы, стоя лицом

к ориентиру, с дальнейшим увеличением расстояния.

18.     Метание малого мяча на дальность из-за головы.

19.            Метание малого мяча в цель.

20.            Подбрасывание мяча двумя руками, правой, левой рукой, ловля двумя ру­ками /постепенно с увеличением высоты/

21.            Метание мяча через волейбольную сетку.

22.            Удары мяча об пол и ловля двумя руками.

23.            Перебрасывание мяча в парах.

24.            Подбрасывание мяча и ловля с дополнительными движениями руками /хлоп­ки, ногами /повороты, приседания, прыжки/

25.      Упражнения с в/б и б/б мячами. Передача из рук в руки в шеренгах и
колоннах, через голову, в сторону, под ногами вперед и назад.

26.     Броски мяча в стенку и ловля двумя руками после отскока.

27.      Это же упражнение, но ловля после поворота кругом.

28.      Ходьба с подбрасыванием мяча вверх и ловля двумя руками.

29.     Ходьба с ударами мяча в пол одной рукой и ловлей двумя руками.

30.    Передача мяча во встречных колонах с уходом после передачи в конец
своей колонны.

31.    Ведение мяча правой и левой рукой на мосте.

32.    Ведение мяча с продвижением вперед шагом.

 

3 КЛАСС.

 

1.   Ходьба с изменением частоты шага

2.   Ходьба выпадами

3.   Бег по "кочкам"

4.    Бег на скорость    / 30 м.  /

5.    Чередование ходьбы и бега   /   400 м./

6.    Бег спиной вперед.

7.    Бег, остановка, поворот на 180° и бег в обратном направлении / по звук
новому сигналу; по зрительному сигналу /

8.     Прыжки с высоты / 70-80 см./

9.    Прыжки с поворотом на I80 -360° градусов.

10.   Прыжки в высоту с разбега толчком одной ноги с доставанием подве­шенного предмета с приземлением на обе ноги, после ходьбы, после бега.

11.   Передача мяча во встречных колоннах с уходом в конец противоположной колонны.

12.   Ведение мяча правой и левой рукой, сидя на гимнастической скамейке,

13.   Ведение мяча на месте, с передачей партнеру стоящему напротив.

14.    Ведение мяча шагом поочередно правой и левой рукой.

 

Наряду с изучением новых приемов надо повторять ранее изученные упражнения, чтобы заинтересовать детей - закрепление проводить в подвижных играх, эстафетах, давать домашние задания. Акцентировать внимание на рациональное использование элементов ранее изученных. В школьной программе по физическому воспитанию рекомендуются четыре спортивные игры: баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол. Учитель выби­рает игры, с помощью которых он будет решать задачи физического развития школьников.

Программа по баскетболу предусматривает техническую и тактическую подготовку.                                                                                                                                 Технические приемы необходимо изучать в первую очередь,  т.к. они являются необходимой базой для успешного решения тактических задач. Изучение приемов игры проводят в основной части урока. Учащимся сразу сообщают, какой технический прием необходимо усвоить. Нельзя забывать- перед разучиванием технического приема объяснить его тактическое применение.  При обучении технике игры применяют метод разучивания приемов по частям так и в целом, соблюдая методическую последовательность, общие педагогические принципы.

Методика обучения техническим приемам складывается из нескольких взаимосвязанных этапов:

1. Ознакомление с изучаемым техническим приемом, /практическим объясне­нием техники, хорошим образцовым показом самим учителем или учащимся, демонстрацией кинограмм, плакатов, кинокальцовок, схем и т.д.

2, Выполнение технического приема в упрощенных условиях.

3. Выполнение технического приема в условиях, приближенных к игровой
обстановке.

4. Закрепление и совершенствование в игре.

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯМ.

Прежде чем приступить к обучению передвижениям, необходимо научить основной стойке баскетболиста и умению владеть своим телом. Это самая трудная задача учителя, но ее нужно решить.

 

Упражнения.

1.     Прямолинейный бег баскетболиста

2.     Бег по дуге

З      Бег по разметкам площадки

4      Бег с изменением направления

5.     Бег спиной вперед

6.     Бег с ускорением

7.     "Рваный бег"

8.     "Челночный бег"

9.      Передвижение приставными шагами вправо, влево,  вперед, назад шагом.

10.  То же бегом.

11.  Остановка шагом.

12.  Остановка прыжком.

13.  Остановка в два шага, сначала с места толчком одной ноги /как левой, так и правой/.

14.   Остановка в два шага в движении шагом, бегом /остановка сначала на ориентирах/.

15.   Повороты на месте /передний, задний /

16.    Повороты в движении на 30° и 360°

17. Сочетание: бег – остановка- поворот- бег в обратном направлении.

18. То же, бег- остановка- задний поворот- передний поворот- бег в этом же направлении,,

19. То же -  рывок - остановка - рывок.

20.  Прыжок поочередно толчком левой и правой ноги с доставанием предмета»

21. Прыжок толчком одной с приземлением на обе ноги./Стараясь достать предмет/.

      22. Прыжок толчком двух ног

23. Челночный бег

24.  Многоскоки

Все передвижения должны быть на согнутых ногах, туловище удерживать прямо. Ходьба и бег - с пятки на носок. Ускорение, рывок - с носка. Во время передвижений руки согнуты в локтевых суставах. Обучение передвижениям лучше отводить место в подготовительной части урока. Вначале учащиеся выполняют простые передвижения из положения высокого старта или обычной баскетбольной стойки лицом в направлении бега, стойки лицом в направлении бега, затем полубоком, боком, спиной. Выполняются по сигналу звуковому и зрительному.

 Совершенствуются в соревновательных моментах, в пассивном и активном сопротивлениях, закрепляются в учебных играх. Далее изучаются остановки и повороты.

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА

 

Эта задача решается одновременно, следует акцентировать внимание на ловле мяча, во избежание травмы пальцев.

 

                                            5 КЛАСС

 

Научить плавильному держанию мяча.

Лежащий мяч взять широко расставляя пальцы, сохранить положение пальцев го передачи его из pук в руки партнера.

-  научить исходному положению при ловле мяча

-  имитация ловли мяча по сигналу учителя

-  имитация передачи мяча двумя руками от груди по сигналу учителя

-  подбросить мяч и поймать его, сгибая руки в локтевых суставах.

-  ловля и передача мяча двумя руками от груди в кругу с водящим.

-  ловля и передача мяча двумя руками от груди во встречных колоннах/после передачи встать в конец своей колонны/

-  ловля и передача мяча двумя руками от груди после ведения мяча на месте

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРИ ЛОВЛЕ МЯЧА

 

1.  Мяч ловить кончиками пальцев, а не ладонью.

2.   Кисть рук расслаблять

3.  Делать смягчающие движения - сгибая руки в локтевом суставе, туло­вище слегка подавать назад.

 4. Сохранять равновесие

 5. Не отрывать взгляда от мяча.

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ

1.  Ведение мяча правой и левой рукой

-  научить правильному положению кончиков пальцев на мяч      

-  ведение мяча на месте правой рукой
      а/ высокая стойка

б/ средняя стойка

-  ведение мяча сидя на гимнастической скамейке

-  ведение мяча на прямой, правой левой рукой

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКА

 1. Бросок двумя руками от груди с места

 - перевод мяча в и.п. перед броском

-подводящие упражнения для обучения финального усилия кисти

 - имитация движения на бросок в целом

  - бросок мяча двумя руками от плеча в ориентир с небольшого расстояния

-бросок справа от щита, слева от щита, стоя против щита /расстояние 2-Зм /

а/ с отражением в щит

б/ с попаданием в корзину /точно/

2. Бросок одной рукой от плеча.

    -перевод мяча в и.п. перед броском

- подводящие упражнения для обучения финального усилия кисти
      - имитационное движение на бросок в целом

- бросок мяча одной рукой от плеча в ориентир с небольшого расстояния/ правой, левой'/

-  бросок правой рукой с места, стоя слева от щита

-  бросок мяча одной рукой от плеча стоя прямо против щита / 2- 3 м./
      а/ с отражением от щита

б/ точно в корзину

 

6 КЛАСС

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  ЛOBЛE И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА

 

-  ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест

-  повторить ловлю и передачу мяча в парах на месте, чуть увеличив дистанции

-  ловля мяча с шагом назад впереди стоящей ногой- передает с шагом вперед- сзади стоящей ногой /сначала имитация этого упражнения всем классом; а затем выполнение в парах с мячом

-  ловля и передача мяча двумя руками от груди во встречной колонне с шагом вперед и с шагом назад с уходом в конец своей колонны.

-  то же с уходом в конец противоположной колонны.

-  то же, но передача по кругу с уходом за мячом.

-  то же, но в пятерках образуя "звезду"

Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении,

-  ловля мяча в движении шагом от игрока стоящего на месте, после чего выполнить передачу двумя руками от груди в движении.

-  это же упражнение в движении бегом.

-  ловля и передача мяча стоя боком друг к другу /интервал 3-4 м/

-  ловля и передача мяча двумя, руками от груди в движении шагом при параллельном перемещении.

- то же в движении бегом / ритм двух шагов /

- передача мяча после ведения / ритм двух шагов /

 

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА

 

-  Ведение мяча шагом и бегом.

-  ведение мяча шагом  по прямой правой рукой

левой рукой

-  то же с переводом мяча с правой руки в левую и наоборот.

-  ведение мяча по полной в медленном беге правой рукой

-  то же левой рукой

-  то же с переводом с левой на правую и наоборот

-  ведение мяча по прямой с увеличением скорости

-  ведение мяча в сочетании с изученными техническими приемами.

-  можно вводить элементы соревнования

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКА

 

Бросок мяча в движении после ведения»

- ведение мяча и бросок по корзине после остановки
       а/ с правой стороны щита

 б/ с левой стороны щита

 в/ по центру

- бросок с правой стороны щита с близкого расстояния -

толчком левой ноги, махом правой ноги, согнутой в коленном суставе  вытолкнуться вверх и выполнить бросок с отлаженном от щита.

-  научить ритму 2-х шагов с имитацией броска /фронтальное выполнение/
напомнить учащимся, что при ведении правой рукой толкаемся левой ногой

-  выполняем 1-й шаг широкий со стопорящим движение правой ногой- 2 шаг левой ногой - короткий с хорошим стопорящим движением /при ведении левой рукой все наоборот/

-  бросок в движении после одного удара мяча о пол.

-  ведение мяча на месте, протолкнуть бросок.

-  ведение шагом- ловля - 2 шага и бросок

-  ведение бегом, попасть левой ногой на ориентир - ловля - бросок в два шага / при ведении правой рукой, а при ведении левой наоборот / - по мере усвоения ориентир убирается.

 

7 КЛАСС

 

МЕТОДИКА  ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА

 

Передача мяча одной рукой от плеча

-  имитация передачи /левой, правой рукой /

-  передача мяча одной рукой от плеча, стоя на месте /правой, левой/
      - поочередная передача мяча правой и левой рукой на. месте.

-  передача мяча после ведения

-  передача мяча после ловли в движении

а/ при параллельном перемещении

б/ при встречном перемещении

После изучения поворотов и остановки в движении, можно дать связку из изученных технических приемов:

-  ведение-остановка в 2 шага - задний поворот-передний поворот-передача одной от плеча.

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА

 

Ведение мяча с изменением направления и скорости.

а/ ведение с изменением направления

-  ведение мяча шагом с обводом набивных мячей, стоек

-  то же бегом

-  ведение мяча с обводкой пассивных защитников

-  ведение мяча с обводкой активного защитника.

б/ ведение мяча с изменением скорости и ритма движения

-    ведение мяча на месте правой / левой/ рукой е изменением высоты отскока.

-  ведение мяча с изменением направления скорости, высоты отскока /веде­ние мяча с укрыванием его телом/

-  эстафеты с элементами соревнований

-  подвижная игра " Свой - защищай - у товарища выбивай!"

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКА

 

Бросок в движении после ловли

-  Бросок мяча в движении, как с левой так и с правой стороны щита, беря мяч с руки учителя или учащегося.

Сначала это упражнение выполняется учащимся с места, затем перемещение- шаг и только потом бегом.

-  Бросок в  движении после ловли /мяч набрасывается учителем или учащимся/

-  Бросок мяча в движении после ловли /партнер выполняет передачу из-под щита/

-   

 

8 КЛАСС

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА

 

Передача мяча при встречном движении

 - передача мяча со сближением и удалением учащегося

Первоначальное расстояние между учениками -1м., сначала они выполняют передачу двумя руками от груди. Постепенно увеличивают расстояние до 4-5 м.  На близком расстоянии передачу мяча надо выполнять усилием пальцев, а с увеличением дистанции включать в работу кисти, предплечья, плечо, туловище.

Встречные передачи хорошо развивают "хватку мяча"

-  Передача мяча в колоннах с выходом на мяч с переходом в конец противоположной колонны.

Передача мяча с отскоком от пола /сначала двумя руками от пола, затем одной от плеча /

- передача мяча с отскоком от пола после ведения мяча

- то же во встречных колоннах

- то же при параллельном перемещении

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА

 

-  ведение мяча с изменением направления

- ведение мяча с изменением скорости и высоты отскока

-  ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока

-  ведение мяча с поворотом в движении, переводя мяч на другую руку

-  эстафеты с выполнением изученных упражнений

-  подвижные игры " Пятнашки с мячом", "Свой защищай – у товарища выбивай»

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКУ

 

ШТРАФНОЙ БРОСОК

 

Необходимо объяснить учащимся за что дается штрафной бросок и правила его выполнения

 - встать так за линию штрафного броска, чтобы на нее не наступить при броске.

-  расслабить плечевой пояс и кисти рук, для чего сделать несколько веде­ний мячом на месте.

-  посмотреть в точку прицеливания

-  сделать глубокий вдох и выдох

-  выполнить бросок, приемом которым лучше владеет учащийся

-  штрафной бросок 2-3 раза подряд

Следить за правилами выполнения броска и устранять ошибки в технике броска

 

 

9 КЛАСС

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА

 

Передача мяча в движении.

-  ведение мяча - ловля- 2 шага- передача в стенку -ловля -поворот –ведение мяча попеременно правой и левой рукой - ловля - два шага – передача партнеру, встать в конец своей колонны

 

 

-  ловля и передача мяча при параллельном перемещении,
ведение-ловля-передача влево /вправо/ловля и передача мяча в движении тремя игроками "Треугольник"

-  ловля и передача в движении тремя игроками, но со сменой местами "восьмерка". Начинать упражнение с вершины "треугольника"

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА

 

- ведение мяча попеременно правой и левой рукой

- ведение мяча без зрительного контроля

- ведение мяча с изменением скорости попеременно правой и левой рукой

- ведение мяча попеременно правой и левой рукой в сопротивлении

 

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКУ

 

Бросок мяча двумя и одной рукой сверху в прыжке.

Повторить технику броска двумя руками от головы и одной рукой с места.

а/ правой рукой б/ левой рукой

-  бросок в прыжке с места /имитация/

-  бросок в прыжке с места /с гимнастической скамейки/

-  бросок в прыжке с места в кольцо с небольшого расстояния / 2-3 м. с отражением от щита/

это же упражнение без помощи щита

- бросок в прыжке после ведения мяча с небольшого расстояния / 2-3 м./

- бросок в прыжке после передачи от партнера с небольшого расстояния.