Страница педагога Изобразительного искусства

Демидова Наталья Ивановна

Творческие материалы по учебным преметам "Изобразительное искусство", "МХК"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                

        Тема урока: Буква -изобразительный элемент композиии                                        

Цель урока: Подвести обучающихся  к пониманию значения буквы и шрифта в дизайне как значительного элемента в формировании окружающего нас пространства.                                              

 Задачи:

1.Дать возможность каждому учащемуся почувствовать себя личностью, способной создавать вокруг гармоничное пространство. Способствовать развитию эстетического вкуса учащихся в процессе практической деятельности.                         2. Познакомить учащихся с искуством шрифта, выразительностью шрифтовой композиции.                                                                                                              3.Показать, что буква – это исторически сложившееся обозначение звука. 4.Обратить внимание на возможность использования печатного слова, типографской строки  в качестве элементов графической композиции.                                                                                                                                                         5.Закрепить и расшить  знания учащихся  в области графического дизайна.                 6. Способствовать развитию интереса учащихся к изобразительному искусству и получению новых знаний.

1. Организационный момент (3 мин) Приветствие, проверка готовности.

Цель: Погружение в тему урока, эмоциональный настрой, определение темы и целей урока.

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Художественно-эстетическая деятельность ученика

Результат художественно-эстетической деятельности ученика

Мин.

40

Ребята,давайте поприветствуем наших гостей, которые сегодня будут ценителями вашего творчества.

Ведёт диалог:

На прошлом уроке мы с вами изучали искусство дизайна. Кто такой дизайнер?  Вы согласны с мнением, что настоящий дизайнер может превратить самую рядовую вещь в изысканный предмет искусства? Сегодня мы с вами займемся серьезной, но очень интересной и творческой работой, вы будите настоящими дизайнерами и представите друг другу  продукт коллективной творческой работы.

Обратите внимание на центральную часть доски, проанализируйте информацию.  Как вы считаете, что сегодня  станет объектом дизайна? Конечно буква. 

Вместе с учащимися определяет тему урока.

Чтобы определить тему урока  и нашей творческой работы   выполните задание №1 в рабочих листах, которые находятся перед вами-отгадайте ребус (подпишите, пожалуйста рабочий лист). Прочтите задание, все понятно?

Кто готов назвать  тему урока?

«Буква-изобразительный элемент композиции»

Индивидуальная,

ведут диалог, отвечают на вопросы, анализируют изображения

Знают:

значение термина «дизайн», суть профессии дизайнера

Умеют: высказывать своё мнение, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать

3

2. Опрос учащихся Актуализация знаний

Цель: Выстроить логическую связь между прошлой темой и настоящей.

Опрос в форме диалога:

– Ребята, перед вами журналы. Какой текст привлекает ваше  внимание? Почему? (Учащиеся предполагают: крупный, яркий, контрастный, простой для прочтения и т.д.) Повсюду нас окружают рекламные вывески и баннеры, мы читаем книги и журналы. В них нас привлекает броское название, выделяющиеся размером, цветом и характером буквы. Все это – шрифт. Шрифт – это основа для всей полиграфической продукции (рекламы, объявлений, вывесок, указателей, буклетов, ) и является одной из областей дизайна. А профессия дизайнера – одна из востребованных сейчас профессий. И сегодня мы открываем дизайн-студию и набираем команды  дизайнеров. Но дизайнеры работают в разных направлениях. Мы уже с вами определили, что объектом дизайна будет буква, а тема нашей творческой  работы? «Буква-изобразительный элемент композиции».

На обратной стороне рабочего листа находится  информация о профессии дизайнера, соотнесите деятельность дизайнеров разного направления с темой нашего урока и предположите, дизайнером какого направления вы сегодня будете.

Точный ответ вы сейчас узнаете, посмотрев видео.

Ответьте, пожалуйста,так в каком направлении дизайна мы будем сегодня работать? Что разрабатывает графический дизайнер? Какой дизайнерский объект мы сегодня изготовим, исходя из материала, который вы увидели. (Плакат). Какой теме он будет посвящен?

Каждая команда будет выполнять  задания и используя полученные творческие работы изготовит плакат, а в итоге коллективной деятельности представит свой результат.

Поздравляю вас с открытием студии и  получением должности графического дизайнера. В студии будут работать две команды. Я предлагаю вам разделиться на команды выбрав жетон синего или желтого цвета, но выбор усложняется тем, что в обех командах девочек и мальчиков должно быть поровну. Какими качествами должна обладать команда  дизайнеров        ( сплоченность, ответственность, креативность, оперативность).Этапы работы будут ограничены по времени, поэтому  нужно четко распределить обязанности по выполнению этапов проекта, следить чтобы команда работала слажено,этим будет заниматься арт-директор или художественный руководитель проекта, который будет руководить всей работой. Пожалуйста, погладите на ваши жетоны и определите одну особенность, которая укажет вам на выбор арт- директора.  (форма жетона иная )

Презентация  Слай 1. Студия открыта , но у нее  отсутствует вывеска. Разработка эскиза вывески   дизайн студии будет темой домашней работы, а ее изготовление - задачей следующего урока.

Индивидуальная, ведут диалог, отвечают на вопросы, аргументируют ответы

Знают:

суть понятий «композиция», назначение доминанты; роль линии и цвета в композиции; средства выразительности в картинах Василия Кандинского

Умеют:

вести диалог, использовать материал тетради и учебника

5

3. Изучение нового учебного материала

Цель: Показать, что буква – это исторически сложившееся обозначение звука. Обратить внимание на возможность использования печатного слова, типографской строки  в качестве элементов графической композиции. Дать возможность каждому учащемуся почувствовать себя личностью, способной создать вокруг гармоничное пространство. Способствовать развитию эстетического вкуса учащихся.        

Итак, мы должны познакомиться с объектом нашего дизайна. Ваше внимание на экран.(Презентация)

Буквица

Искусство оформления книг стало развиваться в раннехристианские времена и постепенно книга превратилась в произведение искусства.

Слайд 3

И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора.

Слайд 4 –читаю

Слайд 5

Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами,  могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами.

В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники. Предлагаю вашему вниманию большую подборку красивых и интересных буквиц – русских и латинских, старинных и современных. Слайд 6

Самым ярчайшим создателем буквиц считается художник  Иван Билибин. Практически все книги сказок из моего детства были оформлены иллюстрациями Билибина, где главное место занимала буквица.

Уважаемые дизайнеры, нам поступил заказ:Каждая группа дизайнеров должна изготовить  плакат по теме урока. Эмблемой плаката станет Буквица, которую вы создадите и расположить ее нужно в углу плаката, перед названием. Итак, задача поставлена, креативный дирекор распределает этапы работы, назначает ответственных, контролирует деятельность, оценивает результат. Все необхоимые материалы для вашей творческой работы находятся перед вами, в мастерской, выбирая материал ля работы, не забудьте поделиться со второй группой. На выполнение задания отводится 5 минут.  

Выполнение задания ( обеими командами)  «Буквица»- 5 минут

Слай 7 Уважаемые дизайнеры, предлагаю обсудить вопрос. Где в своременном мире ипсользуется шрифт?

Практическая часть

Слайд 8. Буквы, слова, строки могут быть выразительными элементами композиции наравне с пятнами и линиями.

Слайд 8

Буква сама по себе может быть  изобразительным элементом или цветовым акцентом композиции, а может нести свой собственный индивидуальный смысл.

Командам предлагается выполнить задания, различного характера.(Композиция)1 и 2

Слайд 9, 10

Обращаю ваше внимание, что дома вы подготовили фоновое оформление для этого задания и можете взять его .

Итак, задание для команд. Читаем.

Время на выполнение -5 минут.

Слайд 11.

Познакомимся с таким понятием как шрифтовая композиия.Шрифтовая композиция – это композиционное гра-фическое сочинение состоящее из букв различных гарнитур, элементов букв, слов, сочетания слов, цифр.

Слайд12 Задание для 1 команды: Составить шрифтовую композицию. Написать слово или фразу преобразуя их в какой либо предмет или объект. На рабочих листах изображены этапы  и образы выполнения  заданий.

Слайд 13-16

Задание «Рисованные буквы» 

– Мы рисуем предмет буквами. Начать работу  необходимо с контурного рисунка  какого-либо предмета или животного. Затем надо вписать в этот предмет букву за буквой так, чтобы осталось как можно меньше промежутков между ними. Буквы могут быть разной высоты и ширины, конфигурации, но всё же выполнены в едином стиле. Потом убираем контур изображения. Далее прорисовываем композицию цветом. Здесь необходимо как можно точнее передать фактуру и образ предмета или животного, чтобы при первом взгляде воспринималось цельное изображение, а потом уже прочитывались буквы.

 Слайд17- Задание для 2 команды: Выполнить шрифтовую композицию «Мое имя» по сетке, в цвете, графическими материалами, отображая образы времен года. Этапы выполнения на рабочем листе. Обратите внимание на цвет, характерные признаки и состояние природы  вразные времена года.

 Слайды-17-23 Следующее задание для  команы: построить шрифтовую композицию «Говорящее слово» 

Образы и этапы выполнеия предлагаются в рабочих листах. Время пошло.

 Последнее задание для обеих команд

Слайд 24-26«Выставка кошек»

 – создание образа животных в технике аппликация из букв, вырезанных из старых газет и журналов по контуру. Работа выполняется в малых группах (по 3 человека). Обратить внимание на характерные особенности формы головы, тела, хвоста и т.д. кошек и собак. Можно предложить учащимся посмотреть фотографии животных.

Оформление плаката. Подведение итогов.

Итак, у каждой группы подготовлен большой материал, который нужно оформить в виде плаката и представить его. Время 5 минут

Вместе с учащимися делает выводы, подводя к идее урока:

Что нового сегодня вы узнали о букве? Буква может стать ювелирным украшением, элементом дизайна одежды (вышивкой, аппликацией и т.д.), логотипом компании. Главное заключается в том, что буква, приобретая собственное звучание, наполняет жизнь красотой и смыслом.

Индивидуальная, ведут диалог, отвечают на вопросы, анализируют иллюстрации, ведут записи

Знают:

образные возможности буквы, слова, текста; значение понятий: «каллиграфия». «шрифтовая гарнитура», «кегль».

Умеют:

высказывать своё мнение, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать,

Понимают:

значение буквы и шрифтовой гарнитуры в дизайне

Развивают: эстетический вкус

15

4. Закрепление учебного материала

Цель: Закрепить знания учащихся.. Способствовать развитию эстетического вкуса учащихся в процессе практической деятельности.

С какими понятиями мы сегодня ознакомились? Прочтите задание №2 на рабочем листе. Соедините стрелкой элементы определения подхоящие по смыслу.

Проводит рефлексию:

Ребята , мне очень понравилась атмосфера в которой вы работали и результат вашей совместной творческой  работы. А вам понравилась  такая работа? Что вам понравилось больше всего?

 На доске перед вами три картинки. Я предлагаю вам приклеить свой жетон на ту картинку, которая соответствует вашим мыслям на данный момент. Учащимся предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на занятии На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – нужен для тех, кто считает, что вся информаия пригодится в дальнейшем. Мясорубка означает– информацию переработаю. Корзина – всё выброшу.Сделайте свой выбор. Спасибо всем! До встречи на следующем занятии.

Индивидуальная,

составляют композицию с помощью художественных материалов

Знают:

способы создания эскиза эмблемы или торговой марки, состоящий из одной или двух букв и символического изображения.

Умеют:

выражать художественный образ с помощью графических материалов

Развивают:

эстетический вкус, позитивное отношение

15

5. Задание на дом

Цель:Способствовать развитию интереса учащихся к изобразительному искусству и получению новых знаний.

Задание:

Подготовить эскиз вывиски студии дизайна.

Индивидуальная,

записывают в дневник или тетрадь

Знают:

суть задания и сроки его выполнения

Понимают:

цель и значение выполнения задания

2

Электронные ресурсы:



Предварительный просмотр:

Задание 1. Сформулируйте  тему урока отгадав ребус и  расставив слоги в словах по порядку. (Запишите тему урока)

ребус буква, ребусы  с ответами, ребусы, ребус  с ответом, ребус, ребус к слову, ребус  с ответом буква

 

Задание 2.С какими основными понятиями мы сегодня познакомились? Соедини стрелкой части определения подходящие по смыслу.

Творческое задание

  1. «Говорящее слово»

Выбрать слово. Придумать художественный образ, показывающий само слово.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/10/14/s_5f86a85c55005/img18.jpg

2.Шрифтовая композиция.Написать слово или фразу преобразуя их в какой либо объект или премет

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/10/14/s_5f86a85c55005/img13.jpg



Предварительный просмотр:

Дизайн «Буквицы»

  1. Выбор буквы: Выберите букву, которую вы хотели бы использовать в композиции. Это может быть первая буква вашего имени или фамилии.
  2. Идея и концепция: Разработайте идею оформления выбранной буквы. Рассмотрите, как вы можете визуально представить эту букву в интересном и креативном способе.
  3. Визуальные элементы: Добавьте визуальные элементы, которые усилят вашу идею. Это могут быть различные орнаменты (растительные или графические), рисунки, различные изображения.
  4. Оформление: доведите рисунок до конечного итога, добавьте недостающие элементы, оформите цветом.
  5. Презентация: Наконец, представьте вашу буквицу перед аудиторией, пояснив, почему вы выбрали именно это оформление.

Image 20 of 29