Интегрированное занятие по экологии тема: "Воздух вокруг нас"

Хатыпова Алсина Маратовна

Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи, способствует развитию мышления и построению связной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspkt_nod_vozduh_vokrug_nas.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по экологии тема: "Воздух вокруг нас "

в старшей группе

Аннотация: Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи, способствует развитию мышления и построению связной речи.

Образовательные области: познание, познавательно-исследовательская деятельность

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

Образовательная:

- область «Познание»: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты; упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия

- область «Познавательно-исследовательская деятельность»:способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Развивающая: развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты), развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.

Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельность. Вызвать желание детей помогать детей друг другу.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная,коммуникативная

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).

Практический (экспериментирование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование: оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки,  полиэтиленовые пакеты, воздушный надутый  шар, нитка,  игрушки(мяч, надувная рыба, камень,шар , ложка и.т), нитка, 2 тазика.

Ребята, здравствуйте(исэнмесез).Меня зовут Алсина Маратовна(тихая спокойная музыка звучит) .Ребятки давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками и  встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся теперь друг другу и подарим всем хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!   (Дети действуют в соответствии с текстом)

Молодцы, ребята.

Сюрпризный момент:

Ребята послушайте загадку и отгадайте её:

                Он нам нужен, чтоб дышать

                Чтобы шарик надувать

                С нами рядом каждый час

                Но не видим он для нас. Что это? (воздух)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Ребята, кто мне ответить, что такое воздух? Как можно его увидеть и почувствовать? (ответы детей) Посмотрите на экран. (вопросы детям).

А вы когда нибудь слышали слово «атмосфера .(ответы детей) В переводе с греческого языка слово «атмосфера» означает «воздух вокруг Земли». Воздух состоит из нескольких различных газов. Один из них кислород, который необходим людям и животным для дыхания и жизни. Воздух вокруг нас, но мы его не видим. Мы его чувствуем только тогда, когда ветер дует на нас. Ветер – это движущийся воздух.

- Ребята, а хотите узнать много интересного о воздухе? (Да)

- И так ребята, закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.

Дети считают до 5.

- Лаборатория чудес начинает работу. А кто знает, что такое лаборатория?  (Это помещение, где проводят опыты) Ребятки, я вас приглашаю в нашу лабораторию.

Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

- А раз мы его не видим, значит какой воздух? (прозрачный, бесцветный)

Ребята, хотите научиться видеть воздух? (Да) Давайте попробуем поймать воздух в ладошки! Ну, как, получается?! (ответы детей-нет). Чтобы увидеть воздух, его надо поймать ,для этого мы с вами  проведем 1–й опыт:

Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.

Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают) Тогда возьмите полиэтиленовый пакет, раскройте его, проведите по воздуху, (и резко зажмите - для самых ловких). Что вы видите? Пакет надулся, почему? (ответы детей). Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким  стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).

- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть,  его надо поймать. И мы смогли это сделать!

-Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух?(правильно, на экране выходит слайд картинок:надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)

Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим и проведем опыт №2 «Где спрятался воздух?».

Мы сейчас достанем из сундука(корбки) игрушки и будем раскладывать их на два подноса ,разберем  игрушки на те, которые плавают, и те, которые не плавают. В каких игрушках спрятан воздух сейчас мы узнаем.(Звучит музыка)

Ребята, как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте проведем опыт №3, опустим игрушки в воду! И что мы видим?(ответы детей)

Молодцы ребята!  Теперь вы знаете,  что предметы, внутри которых есть воздух будут плавать, но будьте осторожены, если во внутрь попадет вода, и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

Ребята, а сейчас выйдем все на середину зала, встанем в полукруг, давайте отвлечемся-разомнемся (физминутка).

Ветер

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)

Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)

Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть )

Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка )

Сел на дерево скворец,(присели)

И игре нашей конец.

Молодцы , ребята!

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете, внутри человека есть воздух?(Ответы детей) Давайте проверим!

Ребята пройдите за лабораторные столы. Опыт №4 «Воздух внутри человека»У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее.

Воспитатель: Что вы видите? (В воде появились пузырьки)

- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Значит, и в нас есть воздух.

Ребята, Какие же вы все молодцы .

Ребята , а сейчас мы проведем опыт под названием «Ракета из воздушного шарика».

Давайте посмотрим, как сила воздуха может двигать предметы или построим ракету. Я хочу чтобы ИРИНА помогла мне провести данный опыт.(1 ребенок помощник) Для этого возьмем  надутый воздушный шарик. Придержим рукой отверстие, через которое вы его надували, чтобы шарик не сдулся. Я заранее продела нитку через трубочку (указать в место эксперимента) Один конец нити я привязала к книжной полочке, другой конец держит в руке помощник мой ИРИННА.

       Скотчем прикрепим трубочку к шарику.  Теперь отпустите шарик.

Что произошло? (Ответы детей.). Он как настоящая ракета полетел от одного конца нити к другому.

Ребята, сегодня мы с вами выяснили: Воздух не имеет формы, невидимый, прозрачный, необходим для дыхания всего живого; в ладоши поймать нельзя, но в пакет или иной типовой предмет можно. Имеет вес и силу.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Рефлексия.

Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.

- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)

На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)

- Вам понравилось быть молодыми учеными?

Мне очень было приятно с вами работать. У меня для вас есть подарочки. Я хочу вам пожелать, чтобы вы оставались такими же наблюдательными, активными и умными.

До свидание , ребята!