Мое портфолио

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач» составлена на основе  авторской программы элективного курса «Методы      решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, (сборник Программы элективных курсов. Физика 9-11 классы Профильное обучение/сост. В.А.Коровкин.-2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006 .- 125с)

Для реализации программы использовано учебны: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г., Зорин Н. И. элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 207. – 336 с. – (Мастерская учителя).

Курс рассчитан на 2 года обучения , для 10-11 классов. Всего часов на изучение программы:70 Количество часов в неделю: 1        Программа профильно-ориентированного курса направлена на обобщающее повторение через систематизацию теоретического материала и приемы решения задач. Цель элективного курса:  углубить и систематизировать знания учащихся 10-11 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению. Задачи курса: углубление и систематизация знаний учащихся; усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач; овладение основными методами решения задач.

Перечень используемого учебно-методического комплекта.

Литература для учителя:

  1. В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.
  2. Зорин Н. И. элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 207. – 336 с. – (Мастерская учителя).

Литература для учеников

  1. ЕГЭ по физике. 11 класс : учебное пособие / Е. М. Шулежко, А. Т. Шулежко. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Тематические и тренировочные варианты тестов ЕГЭ под редакцией ФИПИ.

Ожидаемыми результатами занятий являются:

  • Уметь классифицировать задачу,
  • составлять простейшие задачи,
  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи
  • расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного    приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  • сознательное самоопределение ученика относительно профессиональной деятельности;
  • получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.

Календарно-тематическое планирование

10 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Классификация задач.  (4 час)

1/1

Физическая теория и решение задач.

1

2/2

Классификация физических задач.

1

3/3

Основные требования к составлению задач.

1

4/4

Примеры задач всех видов.

1

Этапы и приемы решения физических задач (6 ч)

5/1

Этапы  решения физической задачи

1

6/2

Анализ физического явления

1

7/3

Использование вычислительной техники для расчетов.

1

8/4

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи.

1

9/5

Приемы и способы решения задач.

1

10/6

Метод размерностей, графические решения.

1

Динамика и статика (8 часов)

11/1

Координатный метод решения задач по механике.

1

12/2

Решение задач на основные законы динамики.

1

13/3

Решение задач на движение материальной точки, твердого тела

1

14/4

Решение задач на движение системы точек  под действием нескольких сил

1

15/5

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем

1

16/6

Задачи на принцип относительности

1

17/7

Решение задач с переходом в разные инерциальные системы отсчета.

1

18/8

Подбор и составление различных сюжетных задач

1

Законы сохранения (6 часов)

19/1

Решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

1

20/2

Решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

1

21/3

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

1

32/4

Задачи на определение работы и мощности.

1

23/5

Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии

1

24/6

Решение задач несколькими способами

1

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (6 часов)

25/1

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение (МКТ).

1

26/2

Задачи на описание поведения идеального газа

1

27/3

Задачи на свойства паров, и характеристик влажности воздуха.

1

28/4

Использование уравнения Менделеева—Клапейрона

1

29/5

Задачи на описание явлений поверхностного слоя.

1

30/6

Задачи на определение характеристик твердого тела

1

Основы термодинамики (5 часов)

31/1

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.

1

32/2

Задачи на тепловые двигатели.

1

33/3

Графические задачи

1

34/4

Комбинированные задачи (с механикой)

1

35/5

Моделирование газовых процессов

1

11 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Электрическое и магнитное поля (5 часа)

1

Характеристика решения задач раздела.

1

2

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами.

1

3

Система конденсаторов

1

4

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия.

1

5

Решение качественных экспериментальных задач.

1

Постоянный электрический ток в различных средах – 9часов

1

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей

1

2

Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного тока

1

3

Ознакомление с правилами Киргофа.

1

4

Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач

1

5

Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

1

6

Задачи на описание тока в жидкостях, вакууме, газах, полупроводниках.

1

7

Качественные, экспериментальные задачи.

1

8

Конструкторские задачи на проекты.

1

9

«Черные ящики»

1

Электромагнитные колебания и волны (14часов)

1

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции.

1

2

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции.

1

3

Задачи на переменный электрический ток

1

4

Трансформаторы

1

5

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн

1

6

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн

1

7

Задачи по геометрической оптике

1

8

Классификация задач по СТО

1

9

Задачи на определение оптической системы.

1

10

Экспериментальные задачи

1

11

Конструкторские задачи

1

12

Квантовая оптика

1

13

Атомная система

1

14

Комбинированная задача.

1

Обобщающие занятия по методам и приемам решения задач. (7 ч)

1

Решение задач на соответствие

1

2

Решение задач на соответствие

1

3

Решение комбинированных задач.

1

4

Решение комбинированных задач

1

5

Решение олимпиадных задач

1

6

Решение олимпиадных задач

1

7

Итоговый урок

1

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать физическое явление;
  • проговаривать вслух решение;
  • анализировать полученный ответ;
  • классифицировать предложенную задачу;
  • составлять простейших задачи;
  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
  • выбирать рациональный способ решения задачи;
  • решать комбинированные задачи;
  • владеть различными методами решения задач:   аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

            -       владеть методами самоконтроля и самооценки

Содержание образовательной программы

10 класс

Классификация задач (4 ч)

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

Этапы и приемы решения физических задач (6 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

Динамика и статика(8 ч)

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.

Законы сохранения(6 ч)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел(6 ч)

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

Основы термодинамики(5ч)

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.

11 класс

Электрическое и магнитное поля (5 часа)

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.

Постоянный электрический ток в различных средах(9 ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».

Электромагнитные колебания и волны(14 ч)

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.

 Обобщающие занятия (7 часов)

Задачи различных видов: на соответствие, комбинированные, олимпиадные.

Практические занятия

Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.   Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.

Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.

Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.

Контроль уровня обученности

Формы контроля:

Контрольные  работы. Тесты.

Защита конструкторских проектов, экспериментальных  задач.  

Решение олимпиадных задач  МФТИ, Фоксфорд.

Источники информации.

Литература

  1. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.
  2. Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
  3.  ЕГЭ по  физике. 11 класс: учебное пособие / Е. М. Шулежко.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 334 с. 6 ил. – (Готовимся к итоговой аттестации).
  4. ЕГЭ-2012. Физика : Тематические и тренировочные варианты : 22 варианта : 9- 11 классы под ред. М. Ю. Демидовой. М. : Национальное образование, 2011. – 176 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).
  5. ЕГЭ-2012. Физика: типовые экзаменационные варианты: 32 варианта: 9-11 классы/ под редакцией М. Ю. Демидовой.- М. 6 Национальное образование, 2011
  6. Орлов В. А. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. Физика. Учебное пособие./ В. А. Орлов, М. Ю. Демидова, Г. Г. Никифоров, Н. К. Ханнанов. – Москва: Интеллект – Центр, 2012
  7. М. Ф. Дмитриев, М. Я. Юшина Сборник задач по элементарной физике под редакцией М. Ф. Дмитриева   Москва 2004
  8. Отличник ЕГЭ. Физика. Решение сложных задач под редакцией В. А. Макарова, М. В. Семёнова, А. А, Якуты; ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, 2011 – 368 с.


Предварительный просмотр: