Перспективное планирование занятий по нетрадиционным художественно – графическим техникам рисования в младшей группе.

Селезнева Наталья Николаевна

Сентябрь.

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.«Мой любимый дождик».

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – рисование пальчикам. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капелькам, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

Два листа светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины. Синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

2.      «Веселые мухоморы» (1-е занятие).

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – рисование пальчикам. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпки гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать.

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; алая, малиновая и оранжевая гуашь; кисти; мисочки с белой гуашью; салфетки; иллюстрации мухоморов.

       3.«Веселые мухоморы» (2-е          занятие).

Рисование пальчиками

Учить рисовать травку пальчиками (или кисточками). Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа).

С предыдущего занятия + сухие листья

4.  По замыслу.

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной изобразительной технике.

Всё имеющиеся в наличии.

 

Октябрь.

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.      «Ягоды и яблочки».

Оттиск пробкой, печатки из картофеля (круги различной величины).

Познакомить с техникой печатания пробкой, паралоновым тампонам, печаткой из картофеля. Показать приёмы получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках желтого, красного, фиолетового, зеленого цветов; различные печатки; салфетки; ягоды и яблоки натуральные или муляжи.

2.      «Моя любимая чашка».

Оттиск пробкой, печатки из картофеля (круги различной величины), рисование пальчиками.

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья.

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и величины, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды.

3.       «Желтые листья летят».

Рисование с использованием приёма – примакивание.

Учить правильно держать кисточку, снимать лишнюю краску о край баночки; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге. Учить узнавать и правильно называть желтый цвет. Развивать эстетическое восприятие.

Бумага размером половина альбомного листа; гуашь желтая.

4.      «Рябинка».

Рисование пальчиками.

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листочки (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

 

Квадратный лист бумаги с нарисованной веточкой; зеленая и желтая гуашь; кисти; оранжевая и красная гуашь в мисочках; салфетки; ветка рябины.

 

Ноябрь.

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.      «Птички клюют ягоды».

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

Учить рисовать, упражнять в технике рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

Половина альбомного листа различных цветов; коричневая гуашь; кисть; гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках; пробки; рисунки книг.

2.      «Нарисуем воду в аквариуме с рыбкам».

Рисование гуашью по восковым мелкам

Упражнять детей в сплошном закрашивании плоскости листа бумаги путем нанесения  размашистых мазков. Учить своевременно насыщать ворс кисти краской. Не допускать того, чтобы дети тёрли кистью по бумаге. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Листы  бумаги с изображением рыбок, нарисованных педагогом цветными восковыми мелками.

3.      «Солнышко лучистое, почему ты стало часто прятаться?»

Оттиск печатками из картофеля

Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик», применяя технику печатания. Развивать цветовосприятие.

Индивидуальный мост с жёлтым кругом в середине; красная, желтая, оранжевая, малиновая гуашь в мисочках; рисунки с изображением солнца.

4.      «Моё любимое домашнее животное».

Тычок жесткой полусухой кистью.

Познакомить с техникой рисования -тычок жесткой полусухой кистью, учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных (котенок, щенок, кролик); жесткая кисть; гуашь черного, коричневого, серого цветов; иллюстрации с изображением домашних животных.

 

Декабрь.

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.      «Маленькой ёлочке холодно зимой»

Рисование пальчиками, оттиск пробкой.

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.

Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый); зеленая гуашь; кисть; белая гуашь в мисочке; салфетки; образцы ёлочек.

2.      «Мои рукавички»

Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками.

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров; печатки; гуашь в мисочках; выставка – рукавичка; салфетки.

3.      «Шарики или другие украшения для ёлки»

Рисование гуашью кисточкой.

Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостные воспоминания, связанные с новогодним праздником.

Листы бумаги, линиями сгиба поделены на квадраты; гуашь различных цветов.

4.      «Мы рисуем что хотим»

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Всё имеющееся в наличии каждого ребенка.

 

Январь.

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.      «Ёлочка пушистая, нарядная».

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками.

Упражнять в технике рисования тычком жесткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги; зеленая гуашь; жесткая кисть; гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках; салфетка.

2.      «Весёлый снеговик».

Тычок жесткой полусухой кистью.

Упражнять в технике рисования - тычком жесткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Вырезанный из бумаги снеговик серого или голубого цвета; белая гуашь; жесткая кисть; красный и черный маркер; ватман, тонированный тёмным цветом.

3.      «Прочный забор».

Рисование гуашью кисточкой.

Упражнять детей в рисовании прямых вертикальных линий. Побуждать детей создавать изображения  на основе игровой мотивации: нарисовать прочный красивый забор для зайчат или других игрушек, которые нуждаются в их помощи и защите.

Половина листа плотной бумаги, разрезанного вдоль ; гуашь; игрушки; ножницы для воспитателя.

4.      «Мы рисуем, что хотим».

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Всё имеющееся в наличии.

Февраль.

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.      «Моё любимое дерево».

Сангина, уголь (по желанию).

Закрепить умения рисовать деревья сангиной или углём. Упражнять в рисовании прямых линий со средним нажатием на палочку сангины или угля ( чтобы линия была видна хорошо и чтобы мелок не сломался).

Листы бумаги; сангина; уголь; иллюстрации и эскизы.

2.      «Цветочек для папы».

Оттиск печатками из картофеля.

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закрепить умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.

Открытка для папы: на лицевой стороне аппликация, на развороте – место для рисунка; печатки в форме цветов; гуашь разного цвета; кисти.

3.      «Моё любимое животное из сказок».

Тычок  жесткой полусухой кистью.

Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить детей использовать такое средство выразительности, как фактура.

Ватман; гуашь различных цветов; кисти.

4.      «Мы рисуем, что хотим».

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Всё имеющееся в наличии.

 

Март.

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.      «Мимоза для мамы».

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки 4х4, гуашь желтая в мисочках, клей, кисти.

2.      «Солнышко».

Рисование ладошками

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие.

Лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, оранжевого, желтого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски.

3.      «Божьи коровки на лужайке».

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и темно – зеленого цветов, черная гуашь в мисочках.

4.      «Мы рисуем, что хотим».

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Всё имеющееся в наличии.

 

Апрель.

Тема занятия

Техника

Программное содержание

 Оборудование

1.      «Жили у бабуси два веселых гуся».

Рисование ладошкой.

Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Нарисованное заранее озеро, белая, серая, зеленая гуашь, кисти, красный и чёрный маркеры для рисования деталей.

2.      «Волшебные картинки (волшебный дождик)».

Рисование свечой.

Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает её.

Свеча, гуашь синего цвета, листы плотной бумаги. Пол-листа бумаги с уже нанесенными свечёй рисунками.

 

3.      «Компоты и варенье в баночках для игры в «Магазин».

Рисование гуашью.

Побуждать детей доступным каждому ребенку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать.

Краски гуашь, вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера.

4.      «Мы рисуем что хотим».

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Всё имеющееся в наличии.

 

Май.

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.      «Травка»

Рисование ладошкой.

Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.

 

Лист ватмана, темно- и светло- зелёная гуашь, кисти, салфетки.

2.      «Картинка с красивыми голубыми цветами для украшения группы»

Рисование гуашью, смешивание краски.

Вызывать у детей интерес к смешиванию краски для получения светлых оттенков цветов. Увлечь детей этим процессом и предоставить возможность поупражняться в получении голубого цвета.

 

Лист ватмана, украшенный красивой рамочкой, ½ альбомного листа на каждого ребенка, палитра, белая и синяя гуашь, кисти.

3.      Выставка рисунков детей данной группы

 

Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся работ.

Рисунки детей за год (выбирают несколько лучших рисунков за год).