Инновационная деятельность на базе КФУ

Аполлонова Ирина Николаевна

Участник Республиканской инновационной площадки

«Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»

Аполлонова Ирина Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с углублённым изучением отдельных предметов»

Советского района г.Казани

дата

тема

мероприятие

1

16.03.2016

Выступление «Реализация внеурочной деятельности в начальной школе»

Районный

СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

«Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе»

в рамках учебно-методического сектора

 информационно-методического отдела

по Советскому району

г. Казани

2

16.03.2016

Внеурочная деятельность. Социальное  направле­ние. Защита метапредметных проектов «Моя Казань».

 

Районный

СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

«Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе»

в рамках учебно-методического сектора

 информационно-методического отдела

по Советскому району

г. Казани

3

13.04.2016

Выступление  «Развитие речи и воспитание культуры читательского восприятия художественного текста на уроках литературного чтения»

Программа стажировки для слушателей курсов                               ПМЦ ПК и  ППРО КФУ

 «Реализация системно-деятельностного подхода

 в урочной и во внеурочной деятельности»

4

13.04.2016

Открытый урок литературного чтения в 3 классе «С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Программа стажировки для слушателей курсов                               ПМЦ ПК и  ППРО КФУ

 «Реализация системно-деятельностного подхода

 в урочной и во внеурочной деятельности»

5

28.09.2016

Выступление. «Системно-деятельностный подход в воспитании культуры читательского восприятия  художественного текста на уроках литературного чтения.

 

Программа стажировки для слушателей курсов                               ПМЦ ПК и  ППРО КФУ

 «Реализация системно-деятельностного подхода

 в урочной и во внеурочной деятельности»

6

28.09.2016

Открытый урок литературного чтения в 4 классе «И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей», И.Хемницер «Стрекоза»»

 

Программа стажировки для слушателей курсов                               ПМЦ ПК и  ППРО КФУ

«Реализация системно-деятельностного подхода

в урочной и во внеурочной деятельности»

7

18.11.2016

Куратор опытно-экспериментальной  группы школ Советского района г.Казани

Районный семинар «Как и зачем учить младших школьников решать задачи открытого типа на основе ДСДМ Л.Г.Петерсон?»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Аполлонова Ирина Николаевна, МБОУ СОШ №22 г.Казань

Слайд 2

С КАЗКИ

Слайд 3

Аксаков Сергей Тимофеевич “ Аленький цветочек ”

Слайд 4

Характерные черты сказки: 1.Волшебство. 2.Мораль. 3.Троекратный повтор. 4.Зачин. 5.Рифма, ритм. 6.Волшебные герои. 7.Олицетворение. 8.Волшебные предметы. 9.Деление на строфы. 10.Научные термины.

Слайд 5

Характерные черты сказки: 1.Волшебство. 2.Мораль. 3.Троекратный повтор. 4.Зачин. 5.Рифма, ритм. 6.Волшебные герои. 7.Олицетворение. 8.Волшебные предметы. 9.Деление на строфы. 10.Научные термины.

Слайд 6

Сергей Тимофеевич Аксаков

Слайд 7

Детство писателя прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково. Значительное влияние на формирование личности Аксакова сыграли дед C тепан Михайлович и мать Мария Николаевна.

Слайд 8

Юноша Аксаков учился в Казанской гимназии .

Слайд 9

Любовь к природе

Слайд 10

С 1804 года, когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-курс новообразованного Казанского университета, Аксаков становится в нём студентом.

Слайд 12

В 1834 году Аксаков купил под Москвой имение Абрамцево на живописном берегу речки Вори, оно служило ему местом отдыха и труда. В 1839 г. С. Т. Аксаков вышел в отставку и зажил довольно богато и открыто , получив значительное наследство после отца.

Слайд 17

Скромность всякому к лицу. На языке мёд, а на сердце лёд. Всякий человек в деле познается. Давши слово, держись, а не давши- крепись. За добро плати добром. Все хорошо, что хорошо кончается.

Слайд 18

ПИОНЫ ФЛОКСЫ ТЮЛЬПАНЫ

Слайд 19

Гравилат коралловый (Geum coccineum)

Слайд 20

Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. Метафора - употребление слова в переносном значении. Эпитет – слово или словосочетание, определяющее предмет речи, подчеркивая его характерное свойство, качество.

Слайд 21

Домашнее задание: 1.Составить рассказ о Настеньке от лица принца. 2. Сочинить начало истории «За что злая волшебница прогневалась на принца».



Предварительный просмотр:

Учитель: Аполлонова Ирина Николаевна,

МБОУ СОШ №22 Советского района г.Казани

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: урок получения нового знания

Продолжительность:  45 минут

Технологическая карта

Тема

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цели:

Образовательный аспект: Создать условия для знакомства с начальными навыками поиска и исследования информации; учить видеть в литературных сказках «следы» народного творчества и прежде всего волшебных сказок; формировать умение анализировать сказку, работать с детской книгой, умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Развивающий аспект: Развивать умение давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности; развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; наглядно-образное мышление путем привлечения занимательного материала создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, воображения, внимания обучающихся; совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения, коммуникативные навыки, умения слушать другого человека, навыки работы в микро-группах, парах.

Воспитательный аспект:  Воспитывать положительные качества личности в процессе коллективной работы, сочувствие, милосердие к людям, любовь к прекрасному, к книгам.

Формировать УУД:

- Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемый результат

Предметные:

Знания: отличительные признаки литературной сказки от народной.

Умения: научиться искать и исследовать информацию, анализировать сказку, видеть в литературных сказках «следы» народного творчества и прежде всего волшебных сказок, делать пересказ близко к тексту, пользоваться детской книгой.

Навыки: составлять вопросы, устные ответы.

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Основные понятия

Русские народные сказки, литературные сказки

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Книга С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

- аленькие цветочки для групп – 2 шт;

- карточки для работы в группах – 2 шт;

- карточки для работы в парах – 15 шт;

компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point.

Организация пространства

Фронтальная работа, коллективная, парная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Этап мотивации к учебной деятельности

(самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Его задача – подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Цель: оценить свою готовность к уроку.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока

- Пожелания друг - другу успешной работы на уроке.

Вспоминают правила «рабочего» человека.

Микроитог:

готовы к уроку.

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

-организует проговаривание правил поведения на уроке;

-организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;

создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слайд 1.

Если сказка в дверь стучится, ты скорей ее впусти….

Работа  по выставке книг.

Назовите характерные черты сказки.

  Слайд 2

Коммуникат

ивные:

- умение совместно

договариваться о

правилах

поведения и общения

 в школе

 и

следовать им;

- умение оформлять

мысли в устной форме;

 умение слушать  пони-

мать речь других.

Личностные:

-умение чувствовать

необходимость учения

2. Этап актуализации знаний, постановка проблемы.

Цели: развивать личностные и коммуникативные УУД через развитие устной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знания учащимися групп сказок , их отличительных признаков, выявить пробелы в знаниях и умениях; развивать личностные УУД через развитие внимания, мышления, воображения

Его задача – активизация формирования познавательных процессов (внимание, память).

Работа в парах.

Цель: - проверить умение работать в паре, умение работать с информацией;

- организовать выполнение проверки по эталону.

Цель: повторить виды сказок; отличительные свойства литературных и народных сказок; признаки народных сказок.

Повторяют группы сказок, вспоминаю отличительные черты, классифицируют сказки по группам

Микроитог:повторили группы сказок, потренировались в классификации сказок по группам.

Работа в парах –проверка.

Микроитог:работали в парах, проводили проверку по эталону.

Организует повторение изученного.

Организация работы в парах, выполнение проверки по эталону.

- Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

- Как, вы, понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)

- В конце урока мы еще вернемся к этой пословице и более точно сформулируем смысл.

- Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве находится огромная страна – мир

Сказок.

- Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова….

- Сказки бывают разные. На какие две основные группы делятся сказки? (русские народные и литературные)

- Как отличить русскую народную сказку от литературной? (русскую народную сказку сочинил народ, а литературную автор).

- Сейчас мы с вами поработаем в парах. (у каждой пары есть карточки и на доске дублируется эта карточка)

- Внимательно прочитайте названия на карточке.

- Что это за названия? (это названия сказок)

- Какое задание можем выполнить? (разделить сказки на две группы: народные и литературные).

- Пожалуйста, работая в парах, распределите сказки на две группы. Будьте внимательны при работе! Пара, которая закончит работу, не забываем подать сигнал готовности.

- Хорошо, я вижу, что пары справились с задание, проверяем по эталону.

- Пары, которые выполнили задание верно, поднимите руку. Молодцы!

- Какое задание еще можем выполнить с этими названиями сказок? (вспомнить авторов литературных сказок)

- Верно, давайте назовем авторов литературных сказок. (называют сказку и ее автора)

- Может ли быть такое, что в литературной сказке присутствуют черты народной сказки? (Ответы детей)

- Как вы думаете, могут ли быть следы литературной сказки в народной? (высказывания детей)

- А вообще народная сказка какая она? (сочинил народ, они разнообразны, богаты художественной палитрой, специфика в языке, бытовые подробности, уклад жизни, имеют идейную направленность, поучительный характер, положительные и отрицательные герои, устоявшиеся эпитеты.)

- знать виды сказок;

- знать на какие группы деляться сказки;

- знать отличительные признаки, характерные каждой группе сказок;

- знать авторов сказок;

- уметь классифицировать сказки по группам;;

уметь работать с информацией.

Познавательные:

- умение добывать

 новые знания;

- умение находить

ответы на

вопросы, используя

информацию,

полученную на

уроках

Регулятивные:

- умение проговаривать последовательность

действий на уроке;

- умение осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли;

- умение слушать и

понимать речь других

 обучающихся;

Регулятивные:

- умение оценивать

 правильность

выполнения действия

на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные:

- умение оформлять

свои мысли в устной

форме, слушать и

понимать речь других

4.Этап формулирования темы урока, постановка цели

Цели:

организовать работу по определению темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Задача этапа – обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности..

С помощью учителя формулируют тему, ставят цель и составляют план работы по теме.

Микроитог:определили тему и составили план урока.

Организует формулировку темы, постановку цели и составление плана урока учащимися.

- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Аленький цветочек).

- К какой группе сказок она относится? (литературные сказки).

- Почему? (есть автор)

- Кто автор сказки? ( Сергей Тимофеевич Аксаков).

- Какая же тема урока сегодня?( Сказка Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек»)

-Верно. Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. ( будем учиться исследовать , анализировать сказку, находить общие черты литературной сказки с народной).

-Сегодня на уроке мы будем учиться исследовать сказку, анализировать ее, находить общие черты литературной сказки с народной. А также развивать умение давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности; развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- умение правильно формулировать свои ответы, определять тему урокаи ставить цельурока.

Познавательные:

- умение

ориентироваться

в своей системе знаний

 (определять границы

знания/незнания).

Регулятивные:

- определять проблему

и формулировать цель

 деятельности на

уроке под руководством учителя;

- планировать свою

 деятельность;

-определять

последовательность

действий на уроке.

- умение высказывать

 свое предположение.

Коммуникативные:

- умение точно и полно

выражать свои мысли.

Личностные

- умение устанавливать связи между знаниями и жизненными ситуациями

5. Этап формирования нового знания.

Цель: формировать личностные УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?» и закрепление знаний о литературных и народных сказках; развивать познавательных УУД; формировать регулятивные УУД через коллективную работу, работу в парах, самоконтроль; коммуникативные УУД через умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Задача этапа – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Решают поставленную проблему, находят пути реализации поставленной цели и способы , обсуждают пути решения проблемы.

Организует, помогает. направляет, дает советы.

Осуществляет проверку умения учащихся работать с дополнительной информацией и умение представлять данную информацию.

Работа над содержанием сказки.

- А для этого нам нужно вспомнить какие основные события происходили в сказке. И в этом нам помогут кадры из сказки.

- Рассмотрите внимательно кадры на слайде.

- Какое задание можем выполнить? (расставить в правильной последовательности)

- Верно, давайте все вместе расставим кадры в правильной последовательности. (коллективно расставляем кадры в правильной последовательности).

- У нас получился картинный план.

- Как вы думаете, для чего нужен картинный план? (ответы детей).

- Используя картинный план и отрывки из текста можно подготовиться к пересказу сказки.

Пересказ и выборочное чтение с анализом сказки.

1. Жил купец и было у него три дочери. (краткий пересказ).

- Перескажите как начинается сказка. (В некотором государстве….)

- Перескажите, что попросила старшая дочь.

- Что попросила средняя дочь?

- А что младшая?

- Перескажите, что ответил отец на подарок младшей дочери.

2. Нашел подарки купец для старших сестер (выборочное чтение стр. 196)

- Найдите и зачитайте отрывок, в котором говориться о том, что купец нашел подарки для старших сестер.

3. Вот он цветочек аленький. (пересказ)

- Перескажите каким увидел купец дворец чудовища.

- Перескажите фрагмент в котором купец увидел аленький цветочек.

- Перескажите, как автор описывает аленький цветочек. (цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать).

4. Купец встретился со зверем лесным. (пересказ)

- Перескажите встречу купца и чудовища.

- Что потребовало чудовище за аленький цветочек?

5. Опечалился купец, возвращаться к лесному зверю надо. (пересказ).

6. Прощание купца с дочерью. (выборочное чтение стр. 203.)

7. Младшая дочь у зверя лесного. (пересказ)

8. Встреча с лесным чудовищем. (пересказ)

- Перескажите, какими увидела младшая дочь владения чудовища.

- Найдите слова описывающие чудовище.

9. Возвращение домой. (пересказ).

10. Замысел сестер. (выборочное чтение стр. 210)

- Зачитайте, что задумали сестры.

- Как вы можете охарактеризовать поступок сестер?

- Какими они были?

- Почему они так поступили?

- Почему младшая дочь вернулась к чудовищу раньше? (сердцем почувствовала что-то неладное).

11. Смерть чудовища (пересказ).

- Перескажите, что увидела младшая дочь вернувшись к зверю лесному?

12. Превращение зверя в принца. (пересказ).

- Перескажите, как описывает автор принца.

- Почему чудовище обернулось принцем?

- Как вы думаете символом чего является аленький цветочек? (высказывания детей).

- Подумайте еще до конца урока.

- Знать источники для получения информации;;

- Уметь составлять алгоритм;

- Знать особенность соотошение г и кг;

- Знать виды весов и гирь;

- уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные:

- умение планировать

своё действие в

 соответствии с

поставленной задачей;

-определять

последовательность

действий на уроке.

Познавательные:

- добывать новые

знания:

- находить ответы на

 вопросы, используя

информацию,

полученную на уроке.

Коммуникативные:

- оформлять свои

 мысли в устной форме;

- слушать и понимать

 речь других

Личностные :

- устанавливать связь

между целью учебной

 деятельности и ее

 мотивом

Физкультминутка

Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки, снять напряже-

ние и усталость обуча-

ющихся создать усло-

вия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на определенных действиях.

Микроитог:выпол-

няли физические упражнения.

Организует выполнение движений.

- Ребята, мы достаточно хорошо поработали. Не пора ли нам отдохнуть.

 Физминутка.(проводят дежурные по классу)

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре,

И на месте поскакать.

На носки, затем на пятки.

Лень отбросить и опять.

Сесть за парту, взять тетрадку,

Выражения решать.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться,

Два! Согнуться, разогнуться,

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

- уметь слушать

- уметь четко проговари-вать слова

Коммуникативные

- умение выполнять

физические упражнения по команде, вместе.

5. Этап формирования нового знания.(продолжение)

Сходства с народной сказкой. Признаки народной сказки.

- Назовите следы народной сказки. (дети называют следы народной сказки)

1. Добро побеждает зло.

2. Герои делятся на положительных и отрицательных.

3. Построение: зачин, присказка, концовка.

4. Волшебные предметы.

5. Устойчивые выражения.

6. Волшебные числа.)

- Молодцы!

6. Этап первичного закрепления нового знания.

Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную речь учащихся (коммуникативные УУД); развивать внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД )

Задача этапа – обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Работа в группах:

Цель: - проверить умение работать в группах; работать с информацией; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, воспитывать взаимопомощь и выручку.

Самостоятельно отрабатывают прием сложения с переходом через разряд, проводят самопроверку.

Микроитог:работали самостоятельно, проводили самопроверку.

Делятся на группы. Проводят обсуждение в группе, выполняют работу по инструкции.

Микроитог:определяли виды растений, работали в группах, выполняли работу по инструкции.

Организует самостоятельную работу учащихся, самопроверку.

Организует, помогает. направляет, дает советы.

Организует проверку умения работать с информацией.

- А теперь продолжим наше исследование. И выясним есть ли эти признаки в литературной сказке «Аленький цветочек».

- Для этого разделимся на две группы. Первый ряд и половина второго - это первая группа, третий ряд и половина второго – вторая группа.

(группы получают карточки с заданиями)

- Итак группы получили карточки с заданиями. Сейчас первая группа находит в сказке 1, 3 и 6 признаки, а вторая группа – находят 2, 4 и 5 признаки. Вписываете их в карточку, а затем проверим результаты исследования каждой группы. (группам отводится время для работы)

- Итак пожалуйста, каждая группа представляет свои результаты. (другая группа слушает и если нужно вносит свои коррективы)

1. Добро побеждает зло (Чары злой колдуньи разрушены)

2. Положительные герои (купец, младшая дочь, чудовище)

Отрицательные герои ( колдунья, сестры)

3. Построение: зачин (В некотором царстве, в некотором государстве)

Присказка (много ли мало ли времени прошло, скоро сказка сказывается, а не скоро делается)

Концовка (И стали они жить поживать, да добра наживать)

4. Волшебные предметы (аленький цветочек, золотой перстень, огненные слова)

5. Устойчивые выражения (как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель)

6. Волшебные числа (число 3, три сестры, срок три дня)

- Хорошо, молодцы, группы справились с заданием и дополняли друг друга.

- У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: одно солнце, одна луна, две ноги, два глаза. А все что было больше двух относилось к понятию «много». Человек считал: 1, 2, много. Число три значило много, все, что больше двух.

- Мы с вами исследовали сказку «Аленький цветочек» на наличие в ней следов народной сказки, давайте обобщим наше исследование и сделаем вывод. (высказывания детей)

Вывод: «Аленький цветочек» - это сказка, сказка литературная. Её автором является известный русский сказочник Сергей Тимофеевич Аксаков. В этой сказке много особенностей, характерных народным сказкам.

- Можем ли сказать, что Аксаков в создании своей сказки использовал народные сказки?

- А кто вспомнит, кто их рассказывал ему? (ключница Пелагея, во время его болезни).

- А теперь давайте вернемся к вопросу, который мы начали обсуждать в начале урока, может быть сейчас проанализировав сказку, мы сможем ответить на него более полно.

-Как вы думаете символом чего является «аленький цветочек»?

Вывод: Аленький цветочек- символ настоящей, преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается – становиться красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

- Вернемся к эпиграфу нашего урока.

- Давайте попытаемся ответить на вопрос.

Чему учит сказка? (Не мириться со злом, а бороться с ним; быть твердым в бедах; осуждать мир где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла).

Вывод: сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса.

Какие выразительные средства использованы в сказке?

(Сравнение, метафора,эпитет)

- знать признаки народной сказки.

- умение находить признаки народной сказки в тексте..

-уметь работать по группам.

-уметь находить признаки народной сказки..

Регулятивные:

- умение оценивать

Правильность

 выполнения действия

 на уровне адекватной

оценки.

Познавательные:

- умение находить

ответы на вопросы в

тексте, иллюстрациях;преобразовывать информацию из одной

 формы в другую: составлять ответы на вопросы

Коммуникативные:

- умение оформлять

свои мысли в устной

 форме, слушать и

 понимать речь других

Регулятивные:

- умение планировать

своё действие в

соответствии с

поставленной задачей

7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы

Задача этапа – анализ и оценка успешности дости-

жения цели; выявление ка-

чества и уровня овладения знаниями.

Цель: представить результат своей работы классу, в ходе подведения итога и выставления оценки.

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока и ставят задачи к следующему.

Дают оценку своей деятельности на уроке.

Рассказывают, что узнали.

Микроитог:подводили итоги.

Цель: подвести итог урока.

Организует итоговую беседу.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию.

- На столах в каждой группе алые цветочки. На лепестках напишите по 1-му слову: чему научила вас сказка. (дети записывают по одному слову на каждом лепесточке и два цветка вывешиваются на доску)

- Сказка «Аленький цветочек живет уже более 150 лет. Она не стареет, потому что люди всегда будут верит в добро и любовь. Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.

- Какова же была главная цель нашего урока? (учиться анализировать сказку и искать следы народноц сказки в литературной)

- Достигли ли мы её? ( да)

- Что узнали нового о сказках? (что в литературных сказках могут присутствовать признаки народных сказок)

- Оцените свою работу на уроке.

Цветовой сигнал

Зеленый – мне было легко работать

Желтый – испытывал затруднения

Красный – мне было сложно работать

(выставление оценок учителем за работу на уроке, с их коментированием)

- отвечать на вопросы учителя.

- подводить итог урока и ставить задачи к следующему.

- давать самооценку своей деятельности на уроке.

Регулятивные:

- умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем

и одноклассниками ,

- умение давать оценку

деятельности на уроке;

- умение выявлять и

осознавать то, что

 уже усвоено и что еще

 усвоить.

Личностные УУД

- умение проявлять

 способность к

 самооценке на основе

критерия успешности

 учебной деятельности;

- устанавливать связь

 между целью

деятельности и ее

 результатом.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точность выражать

свои мысли.

8.Этап сообщение домашнего задания. Инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнении-

ями.

Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы

Записывают домашнее задание в дневник.

Микроитог:слушали инструктаж, записывали домашнее задание.

Задача: подобрать домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков;

инструктаж по выполнению домашнего задания.

Объяснение домашнего задания.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

- Я предлагаю вам задание на выбор:

1 уровень: Предлагаю вам поучавствовать в создании сказки – придумайте начало истории, ведь мы не знаем по какой причине злая волшебница прогневалась на принца и превратила его в чудовище. Напишите небольшое сочинение на тему «Почему появилось чудовище на свет?»

2 уровень: Найдите в сказке пословицы и выпишите их.

3 уровень: Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из сказки.

- уметь, работать с информацией.

- уметь слушать учителя

Регулятивные:

- соотносить то, что

известно и то, что

предстоит выполнить

 самостоятельно.



Предварительный просмотр:

ПАРЧА

ТУВАЛЕТ

ВЕНЕЦ


ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА


ЧЕЛЯДЬ

ДВОРОВАЯ 

  
САЖЕНЬ

ПРИГОРОК

МУРАВЧАТЫЙ

ЯСТВА САХАРНЫЕ

ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ

ЕСЛИ СЕРЕДОВИЧ – БУДЬ МНЕ ДЯДЮШКА 

ОПОЧИВАТЬ ЛЕГЛА

ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА

ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями 
ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями

ВЕНЕЦ – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза
ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ   –  слуги, дворовые
САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м)

ПРИГОРОК МУРАВЧАТЫЙ - поросший мягкой и сочной травой

ЯСТВА САХАРНЫЕ – еда, кушанья

ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ – слуги, дворовые

ЕСЛИ СЕРЕДОВИЧ – БУДЬ МНЕ ДЯДЮШКА – мужчина средних лет

ОПОЧИВАТЬ ЛЕГЛА – спать легла

ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь, больше, чем глаза.

1       3  

                              30    12

Характерные черты сказки:


1.Волшебство
2.Мораль
3.Троекратный повтор
4.Зачин
5.Рифма, ритм
6.Волшебные герои
7.Олицетворение
8.Волшебные предметы
9.Деление на строфы
10.Научные термины

Характерные черты сказки:


1.Волшебство
2.Мораль
3.Троекратный повтор
4.Зачин
5.Рифма, ритм
6.Волшебные герои
7.Олицетворение
8.Волшебные предметы
9.Деление на строфы
10.Научные термины

                           Настенька

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аленький цветочек

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Черты народной сказки в сказке Аксакова С. Т. «Аленький  цветочек».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   

Добрый, вежливый, отзывчивый, жадный, обидчивый, злой, простой, задумчивый, честный, справедливый, несдержанный, общительный, воспитанный, завистливый, молчаливый, внимательный, жестокий, грустный, веселый, скромный, искренний. смелый, решительный, любящий, коварная, самолюбивая, злая, искренняя, решительная, милосердная, заботливая, внимательный, равнодушный, жадный, корыстный.