статья "Особенности работы с детьми «группы риска» в условиях ДД".

Варламова Наталия Валерьевна

Тревожность таких детей, их неуверенность приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. Нарушается нормальное развитие чувств детей. Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье — таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gruppa_riska.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми «группы риска» в условиях ДД.

Варламова Наталия Валерьевна

(воспитатель дошкольных групп ГКОУ ДД "Хуры тын" г. Владикавказ)

        В группу риска относятся и дети, пережившие стресс. Стресс может быть нескольких видов: эмоциональный (психологический), информационный и травматический. Информационный – когда человек пытается воспринять больший объём информации, чем это может сделать его мозг. Поступающая информация не успевает перерабатываться и осмысливаться, и , как следствие, человек не может принять верное решение в том темпе, который от него требуется. Эмоциональный (психологический) стресс — часто возникает как реакция на ситуацию опасности, обиды, горя, непонимания и т. д. Травматический – особая форма реакции организма. Она возникает тогда, когда психологические, физиологические и адаптационные возможности перегружены и начинается разрушение защиты. Возникновению переживания у детей дошкольного возраста могут способствовать следующие факторы:

• Шоковые психические травмы. Они обычно внезапны, отличаются большой силой и, как правило угрожают благополучию или жизни в целом. Для маленького ребёнка любое неожиданное изменение ситуации( нападение собаки, удар грома) может стать психотравмирующим фактором;

• Травмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые (внезапная болезнь или утрата одного из родителей, ссора со сверстниками или оскорбительное поведение с их стороны и т. д.);

• Хронически действующие психотравмирующие ситуации, затрагивающие основные ценностные ориентации (внутрисемейные конфликты, чрезмерно жёсткие отношения со стороны кого-либо из родителей, неприятие со стороны воспитателя и др.)

• Ситуации, возникающие на фоне эмоциональной депривации, т.е. недостаточного проявления заботы, ласки, телесного контакта близкого взрослого.

        Что с этим делать в условиях детского учреждения? Во-первых, необходимо диагностировать посттравматическое стрессовое расстройство. И как пример, методика О.А.Ореховой «Цветовая диагностика эмоций». (Подробно в книге Ореховой О.А. «Цветовая диагностика эмоций ребёнка»).В ней детям 6-7лет предлагают три задания:

*Раскрасить дорожку из шести клеточек. (Выберите карандаш, который вам больше всего нравится и раскрасьте первую клеточку, отложите его в сторону, он нам больше не понадобиться, возьмите из оставшихся карандашей тот, который вам больше нравиться и т.д.)

*Раскрасить улицу из 10 домиков, в которых живут счастье, горе, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение. (Все слова нужно произносить чётко с эмоциональной окрашенностью). Если дети не знают значение какого-то слова, необходимо объяснить его. Здесь использованные карандаши не откладываем в сторону, так как домиков больше, чем карандашей.

*Раскрасить улицу из 10 домиков, в которых мы делаем что-то разное, например: первый- наш детский сад, второй- здесь мы рисуем, третий- здесь танцуем, четвёртый-музей, пятый- здесь поём, шестой- считаем, седьмой –читаем, восьмой- играем, девятый- наблюдаем за природой В 10-й домик поселите хозяина и придумайте, что он там делает. Выберите для этого домика подходящий цвет. Как это оценивается:

Характер раскрашивания — тёплые тона- внутренний подъём, активность, необходимо выплеснуть энергию.; холодные тона- склонен к созерцанию, размышлению, психическое состояние стабильно. Если линии плавные, округлые — ребёнок ищет «золотую середину», с такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность, он может замкнуться. Если, закрашивая выходит за контуры — стремится к свободе и независимости до упрямства. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность, нужно «внести» сказку в обычные дела. Не выходит за пределы рисунка – излишне насторожен, замкнут, не уверен в себе. Может стать вечно ведомым, обидчивым, раздражительным.

Выбор цвета — Присутствие коричневого и чёрного в начале цветового ряда может означать негативное отношение к жизни. (Настораживает, если начинает с коричневого или чёрного, а заканчивает основными цветами.

Сфера социальных эмоций — Безошибочное выполнение задания указывает на сформированность системы социальных чувств, способность отличить добро и зло. Если дети обозначают все объекты одним цветом, это говорит о возможных проблемах в общении и деятельности.

При обнаружении травматического стресса проводится коррекционная работа.

1 стадия— начало работы с травмой: фокусирование внимания на произошедшем, рисование на тему, сочинение рассказа о событии или его описание;

2 стадия— Продолжение работы с травмой: оживление переживания, обсуждение произошедшего с ребёнком; описание- воспроизведение травматического события и его особых деталей; фокусирование внимания на текущих и будущих проблемах.

3 стадия— завершение обсуждения: принятие и поддержка чувств ребёнка, прогнозирование других вариантов ситуации и поведения в них; повышение самооценки.

Восстановление нарушенных отношений ребёнка с миром невозможно без ощущения им своей целостности, органичности, понимания особенностей своего тела, умения осознанно управлять им. Телесный контакт между ребёнком и взрослым ( в начале терапии), возможность этого контакта с другими детьми ( в процессе групповых занятий) является основой для установления доверительных, поддерживающих отношений. Учитывая, как болезненно реагируют дети, перенёсшие травмирующие переживания, на любые прикосновения, следует начинать издалека, используя опосредованные прикосновения (например, взяться за руки через колечко), постепенно приближаясь к социально привычным формам контакта (обнять за плечи, погладить по голове), обучая приёмам релаксации, глубокого вдыхания, выразительного движения под музыку и другие приёмы, используемые в повседневной жизни детского учреждения.

Литература:


  1. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида/ под ред.О.А. Денисовой. М., 2012
  2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/под ред. Л.М.Шипициной. Спб., 2005
  3. Новиковская О.А. «Логоритмика». Спб., 2005
  4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитиии. Спб., 2003
  5. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям  с проблемами в развитии. Спб., 2008
  6. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы/ под ред. Е.А. Каралашвили. М., 2007
  7. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. М., 2004
  8. ШироковаГ.А., Жадько Е.Г.Практикум для детского психолога.  Ростов н/Д, 2007
  9.  Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». М., 2006