Методические разработки

Ефимова Валентина Павловна

Методические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselaya_matematika_1_b.docx293.43 КБ
Файл zanimatelnaya_grammatika_1b.docx305.47 КБ
Файл istoki_1_b.docx296.46 КБ
Файл shahmaty1b.docx286.7 КБ

Предварительный просмотр:

Извлечение из общеобразовательной программы начального общего образования

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Веселая математика» 1б класс

2020-2021 учебный год

Составитель: Ефимова В.П. учитель высшей категории

Нижневартовск 2020 г.


  1. Планируемые результаты реализации программы.

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Формы и виды контроля.

- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

- Проектные работы.

- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».

- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-Сосчиталки».

- Турнир по геометрии.

- Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»

2.  Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

          Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

      Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

3. Календарно – тематический план

        1 класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

план

факт

1.

Математика – это интересно

1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по
командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

02.09

02.09

2.

Танграм: древняя китайская головоломка 

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-
полненной работы.

09.09

09.09

3.

Путешествие точки

1

  Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».   Игра «Русское лото»

16.09

16.09

4.

Игры с кубиками

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

23.09

23.09

5.

Танграм: древняя китайская головоломка

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол-
ненной работы.

30.09

30.09

6

Волшебная линейка

1

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник-
новения линейки.

7.10

7.10

7

Праздник числа 10

1

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле-
ние примеров: поиск цифры, которая скрыта.

14.10

14.10

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав-
ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.

21.10

21.10

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей
таблице.

28.10

28.10

10

Игры с кубиками

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

4.11

4.11

11-12

Конструкторы лего

2

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст-
венному замыслу.

11.11

18.11

11.11

18.11

13

Весёлая геометрия

1

Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность.

25.11

25.11

14

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10».

2.12

2.12

15-16

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.

9.12

16.12

9.12

16.12

17

Задачи-смекалки

1

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения.

23.12

23.12

18

Прятки с фигурами

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

30.12

30.12

19

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20».

13.01

13.01

20

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

20.01

20.01

21-22

Математическая карусель

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
ловоломки, занимательные задачи.

27.01                  3.02

27.01                  3.02

23

Уголки

1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.

10.02

10.02

24

Игра в магазин. Монеты

1

Сложение и вычитание в пределах 20.

24.02

24.02

25

Конструирование фигур из деталей танграма

1

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-
ной работы.

03.03

03.03

 26

Игры с кубиками

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер-
вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль.

10.03

10.03

27

Математическое путешествие

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычи-
тает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 3 = 7  7 + 2 = 9  9 – 3 = 6  6 + 5 = 11
2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.

17.03

17.03

28

Математические игры

1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

24.03

24.03

29

Секреты задач

1

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

16.04

16.04

30

Математическая карусель

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

23.04

23.04

31

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

30.04

30.04

32

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,
«Вычитание в пределах 20».

07.05

07.05

33

КВН

«Математика – Царица наук»

1

14.05

14.05



Предварительный просмотр:

Извлечение из общеобразовательной программы начального общего образования

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика» 1бкласс

2020-2021 учебный год

Составитель: Ефимова В.П. учитель высшей категории

Нижневартовск ,2020 г.


  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Занимательная грамматика»

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Занимательная грамматика»

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты

  • отличать звук от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим);
  • устанавливать признаки гласных и согласных звуков;
  • называть буквы русского алфавита;
  • подбирать родственные  слова, антонимы, многозначные слова;
  • устанавливать системные связи слов;
  • правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов;
  • распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах;
  • делить слова на слоги;
  • подбирать родственные слова;
  • объединять слова в группы;
  • проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце;
  • составлять текст по вопросам учителя;
  • работать со словарями;
  • отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Уровни развития

Уровни результата воспитания

Показатели воспитанности и развития

Зона актуального развития

Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

1 уровень результата

Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.

Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

2 уровень результата

Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.

Зона ближайшего развития

Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

3 уровень результата

Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.


  1. Содержание программы

Веселые звуки - 6 ч

1. Удивительные невидимки звуки.

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

2. Слоговое лото.

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

3. Веселые звуки.

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

4. Игры со звуками.

Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах). Игра “Грамотный регулировщик”. (Звуко-буквенный анализ слов).

5. Весёлые гласные звуки .

Сказка о звуках. Игра «Посели букву в домик гласных». Нахождение гласных звуков в словах. Упражнение – изменение лексического значения слова путём замены звуков.

6. В мире согласных звуков

Упражнение «Угадай слово по звукам». Игры «Звенит – жужжит», «Твёрдый-мягкий».  Игра «Доскажи словечко». Игры на развитие фонематического слуха.

Веселые буквы – 9 ч

7. Загадки и стихи о буквах.

Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

8. Куда спрятались буквы.

Игра «Звук –хлопок». Упражнение «Составь слово». Упражнение – изменение лексического значения слова путём добавления, отсечения, замены звука. Игра «Возьмём – не возьмём». Игра «Буква – движение». Игра «Угадай слово по звукам»

9-10. Буквы е, ё, ю, я. Их загадки на письме.

Сказка «Как гласные звуки «А», «О», «Э», «У» спасли звук «Й». Лекция “Загадки звука [ й`] и букв е, ё, ю, я.” Буквы в названиях животных, в начале слова и звуки которые они обозначают (ёж, енот, ехидна, ястреб, ёрш, ягуар, юрок).  Буквы е, ё, ю, я после согласных и перед гласными.  

Стихи на букву (звук) - Й, Е, Ё, Ю, Я. Слово рассыпалось. Игра «Сколько букв? Сколько звуков?»

11. Ребусы, головоломки про буквы.

Разгадывание ребусов, головоломок, загадок, шарад. Игры с буквами.

12. Буквы ь, ъ.

Грамматические сказки и рассказы с буква ъ, ь. Весёлые стии С. Бондаренко. Рифмованные упражнения. Беседа о твёрдом знаке – букве-подсказчице.

13. Путешествие по ленте букв.

Назови гласные звуки русской азбуки. (А О У Э Ы И)

Назови гласные буквы русской азбуки (А О У Э Ы И Я Ё Ю Е)

Назови непарные звонкие согласные звуки (Н Н’ М М’ Л Л’  Р Р’ Й’)

Назови непарные глухие согласные звуки ( Х Х’ Ц Ч’ Щ’)

Назови парные согласные звуки (Б-П  В-Ф  Г-К  Д-Т  Ж-Ш  З-С     Б’-П’  В’-Ф’ Г’-Г’  Д’-Т’  З’-С’)

Какие буквы не обозначают никакого звука? ( Ъ, Ь)

Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

Какие гласные обозначают твёрдость согласного?

9. Какие согласные звуки всегда мягкие?

10. Какие согласные звуки всегда твёрдые?

Дай характеристику буквам Е, Ё.

12. Дай характеристику букве Л (Буквой “эль” обозначают два звука. Твёрдый звук [л] и мягкий звук [л']. Эти звуки согласные и звонкие).

Аналогично проводится работа над характеристикой остальных букв

14. В гости к Алфавиту.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

15. По порядку становись.

Практические упражнения и игры с алфавитом.

Слова, слова, слова…. – 17 ч

16.Слова, слова, слова….        

Рассказ «Волшебные слова». Игра «Начало и конец слова». Сказка «Без одного слова». Ребусы.

17.Превращения слов        

Сценки. Скороговорки. «Доскажи словечко». Сказка «Вот что с буквами случилось». Считалки. Загадки.

18.Скороговорки        

Стихотворение «На Хоря напала хворь». Скороговорки-ребусы. Загадки.

19.Тематические группы слов        

Игра «Дополни группу», «Общее»  «Лишнее».  Найди слова. Загадки. «Доскажите словечко»

20.Знаете ли вы?        

Сценка-загадка «Лесной карнавал». Крылатые выражения. Скороговорки. Загадки. «Доскажите словечко»

21.Ребусы, игры, головоломки и еще кое-что        

Веселое зачеркивание. Ребусы. Загадки. Сквозная буква.  «Доскажите словечко». Анаграммы.

22.Ударение        

Практическая работа. Игра «Слово рассыпалось». Вопросы-шутки. Игра «Соображай быстро». Сценка «На арене цирка».    

23.Многозначность слов        

Практическая работа. Сказка-малютка «Про хвосты и головы». Инсценировка по рассказу Н.Сладкова «Овсянка». Крылатые выражения.  Наборщик. Анаграммы.

24. Грамматические игры        

Игры деда-Буквоеда «9 ос». «Змейка», анаграммы, загадки, шарады, «Шифровальщик», Буква заблудилась»

25. Синонимы        

Сказка «Переполох», игра «Найди друга», задачи Знайкина, игра «Из двух слов – одно». Загадки. «Доскажите словечко».

26.Антонимы        

Сказка «Яблоко» (Г.Сапгир). Игра «Наоборот». Грамматические задачи. «Зашифрованное слово». Грамматическая арифметика.

27. Крылатые выражения        

Сценка «Три загадки» (Н.Сладков). Ирга «Кто больше». Ира «Третье слово». Загадки. Игры деда-Буквоеда «9 ква».  

28. Состав слова. Корень        

Инсценировка «Кор и Ень». Игра Кто первый?». Игры деда-Буквоеда «9 котов». Игра «найди слова». Загадки.

29. Сложные слова        

Загадки.  Практическая работа. Игры деда-Буквоеда «1, 2, 3 ». Шифровальщик. Игра «Третье слово». Анаграммы.

30. Как интереснее изучать словарь        

Работа с текстами.  Игра «Заглянем в окошко». Игры деда-Буквоеда «9 люков». Загадки. Ребусы. Крылатые выражения.

31.Родное слово        

Инсценировка «Буква заблудилась». Шарады. Игра «Веселые буквы». Наборщик.

32. К тайнам волшебных слов. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

33. КВН по русскому языку        


  1. Учебно-тематический план

Тема занятия

теория

практика

Кол-во

часов

Сроки проведения 

план

дата

Веселые звуки - 6 ч

1

Удивительные невидимки звуки.

1

1

07.09

07.09

2

Слоговое лото.

1

1

14.09

14.09

3

Веселые звуки.

1

1

21.09

21.09

4

Игры со звуками.

1

1

28.09

28.09

5

Весёлые гласные звуки.

1

1

5.10

5.10

6

В мире согласных звуков

1

1

12.10

12.10

Веселые буквы – 9 ч

7

Загадки и стихи о буквах.

1

1

19.10

19.10

8

Куда спрятались буквы.

1

1

26.10

26.10

9-10

Буквы е, ё, ю, я. Их загадки на письме.

1

1

2

2.11                  9.11.

2.11                  9.11.

11

Ребусы, головоломки про буквы.

1

1

16.11

16.11

12

Буквы ь, ъ.

1

1

23.11

23.11

13

Путешествие по ленте букв.

1

1

30.11

30.11

14

В гости к Алфавиту.

1

1

7.12

7.12

15

По порядку становись.

1

1

14.12

14.12

Слова, слова, слова…. – 17 ч

16

Слова, слова, слова….

1

1

21.12

21.12

17

Превращения слов

1

1

28.12

28.12

18

Скороговорки

1

 1

11.01

11.01

19

Тематические группы слов

1

1

18.01

18..01

20

Знаете ли вы?

1

1

25.01

25.01

21

Ребусы, игры, головоломки и еще кое-что

1

 1

1.02

1.02

22

Ударение

1

 1

8.02

8.02

23

Многозначность слов

1

1

15.02

15.02

24

Грамматические игры

1

1

1.03

1.03

25

Синонимы

1

1

15.03

15.03

26

Антонимы

1

1

22.03

22.03

27

Крылатые выражения

1

1

29.03

29.03

28

Состав слова. Корень

1

1

5.04

5.04

29

Сложные слова

1

 

1

27.04

20.04

30

Как интереснее изучать словарь

1

1

11.05

27.04

31

Родное слово

1

 1

18.05

18.05

32

К тайнам волшебных слов.

1

1

25.05

25.05

33

КВН по русскому языку

1

25.05

25.05



Предварительный просмотр:

Извлечение из общеобразовательной программы начального общего образования

Рабочая программа

по внеурочной деятельности                                                                                                «Социокультурные истоки»»                                                                                

1бкласс

2020-2021 учебный год

Составитель: Ефимова В.П. учитель высшей категории

Нижневартовск ,2020 г.

Программа «Истоки возрождения» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина.

«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Программа «Истоки» оформилась на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу.

Данная программа реализует цели и задачи основной образовательной программы начального общего образования. Содержание программы соответствует направлению внеурочной деятельности: духовно-нравственное направление. На изучение данной программы в первом классе выделяется 33часа (1 час в неделю, 33 учебные недели),   что соответствует учебному плану школы.


Планируемые результаты                                                                               Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения программы программы внеурочной деятельности

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости,  сопереживания,  сочувствия,  толерантности,  формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых  (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива  содержатся  упражнения,  способствующие  активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить  героев,  их  поведение;  классифицировать  материал  по  разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных  действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего
мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы   «открытого» типа, например  «Почему?»,  «Как?»,  которые  помогают  детям  высказывать  свою  точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке
помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска
информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики
позволяет  детям  научиться  работать  в  библиотечном  пространстве
с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу
учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, на-
ходить нужную информацию по нравственной тематике с помощью раз-
личных каталогов.

Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  Важно отметить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Первый год обучения — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Содержание курса «Истоки»

Азбука Истоков «Золотое сердечко»

(1 класс, 1 час в неделю, 33 часа в год)

Тема урока

Содержание

Мир   (10 часов)

1

Солнышко, мама и папа.

Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение.

2

Мир и лад.

Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение.

3

Первая книга.

Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

4

Истоки и школа.

Истоки глазами детей. Рождественский дар.

5

Истоки и радуга.

Живительная сила истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям, родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

6

Сказки Пушкина.

В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть

7

8

Родной край.

Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

9

Щит и герб.

Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыни России. Герб.

10

Илья Муромец.

Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

Слово   (8 часов)

11

Слово

Слово наполняет душу человека Светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

12

Весна и слово.

Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

13

Золотое сердечко.

Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово.

14

Серебряное копытце.

Добро. Доброе Слово. Доброе дело.

15

Добрыня Никитич.

Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг.

16

Слово о родителях.

Благословение. Родительское Слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

17

Алёша Попович.

Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

18

Чаша жизни.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Образ   (8 часов)

19

Родник.

Род. Родник. Родное слово. Родная земля. Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

20

21

Образ Родины.

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

22

23

Защитник Отечества.

Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

24

25

Образ праздника.

День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

26

Книга   (7 часов)

27

Книга.

Книга – живое существо. Добро и красота.

28

29

Книга книг.

Собирание книг – добрая традиция нашего народа. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.

30

Живое слово книги.

Чтение – сердечный дар. Живое слово Книги найдёт отклик в душе читателя.

31

32

Первая книга.

Мир книги.

Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.

33

Обобщающее занятие.

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата

план

Дата факт

1

Мир   (10 часов)

Солнышко, мама и папа.

1

2

Мир и лад.

1

3

Первая книга.

1

4

Истоки и школа.

1

5

Истоки и радуга.

1

6

Сказки Пушкина.

1

7

Сказки Пушкина.

1

8

Родной край.

1

9

Щит и герб.

1

10

Илья Муромец.

1

11

Слово   (8 часов)

Слово

1

12

Весна и слово.

1

13

Золотое сердечко.

1

14

Серебряное копытце.

1

15

Добрыня Никитич.

1

16

Слово о родителях.

1

17

Алёша Попович.

1

18

Чаша жизни.

1

19

Образ   (8 часов)

Родник

1

20

Родник

1

21

Образ Родины

1

22

Образ Родины

1

23

Защитник Отечества

1

24

Защитник Отечества

1

25

Образ праздника

1

26

Образ праздника

1

27

Книга   (8 часов)

Книга.

1

28

Книга книг.

1

29

Живое слово книги.

1

30

Живое слово книги.

1

31

Первая книга. Мир книги.

1

32

Первая книга. Мир книги.

1

33

Обобщающее занятие.

1



Предварительный просмотр:

Извлечение из общеобразовательной программы начального общего образования

Рабочая программа

по внеурочной деятельности                                                                                                                             «Шахматы»                                                                                                                                                                                 1 б класс

2020-2021 учебный год

 

                                                                     

Составитель: Ефимова В.П                            учитель высшей категории

 

  Нижневартовск, 2020 г.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного мате- риала. К личностным результатам относят:

формирование основ российской, гражданской идентичности;

ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

наличие чувства прекрасного;

формирование основ шахматной культуры;

понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

уважительное отношение к иному мнению;

приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоцио- нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоя- тельствам других людей;

умение управлять своими эмоциями;

дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, комму- никативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать по- знавательную цель деятельности в области шахматной игры;

владение способом структурирования шахматных знаний;

способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

умение находить необходимую информацию;

способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умствен- ные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за- дачей и условиями её реализации;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её ре- ализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои дей- ствия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:

приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Сведения из истории шахмат.  История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России

Базовые понятия шахматной игры. Основные принципы игры в дебюте.  Перевес в развитии фигур. Атака на короля. Перевес в пространстве. Оценка позиции. План игры. Выбор хода. Открытые дебюты. Полуоткрытые дебюты. Закрытые дебюты. Гамбиты. Тактический приём «мельница». Тактический приём «перекрытие». Тактический приём «рентген». Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Анализ шахматной партии: выбери ход. Шахматный турнир.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций. Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю. Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом.

Шахматный турнир. Шахматный праздник

 

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Количество часов

Дата

Содержание урока

План

Факт

1

История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России

1

Беседа о важности соблюдения правил техники без- опасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о том, как в России начала формироваться шахматная культура

2

Основные принципы игры в дебюте

1

Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра, создание численного превосходства

3

Перевес в развитии фигур

1

Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения

численного превосходства»

4

Атака на короля

1

Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и

разносторонней рокировках, а также плана атаки на ко- роля, оставшегося в центре

5

Перевес в пространстве

1

Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения пространственного перевеса

6

Оценка позиции

1

Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно оценить позицию во время шахматной партии

7

План игры

1

Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие

цели планирования

8

Выбор хода

1

Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за партнёра

9

Открытые дебюты

1

Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия,

защита двух коней

10

Полуоткрытые дебюты

1

Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская

защита, Французская защита

11

Закрытые дебюты

1

Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита

12

Гамбиты

1

Королевский гамбит

13

Тактический приём «мельница»

1

Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение дидактических заданий

14

Тактический приём «перекрытие»

1

Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Решение дидактических заданий

15

Тактический приём «рентген»

1

Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение

дидактических заданий

16

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

Отработка на практике материала уроков 13–16

17

Анализ шахматной партии: выбери ход

1

Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира

18–21

Шахматный турнир

4

Игровая практика

22–25

Простейшие ладейные энд- шпили: ладья с пешкой и королём против ладьи

и короля

4

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом»,

знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены

26

Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю.

1

Знакомство с простейшими легкофигурными окончани- ями: техника матования двумя слонами

27

Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю

1

Знакомство с простейшими легкофигурными окончани- ями: техника матования слоном и конём

28

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1

Отработка на практике материала уроков 22–27

29

Роль шахмат в жизни человека.

1

Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем

учиться шахматной игре

Как стать сильным шахматистом.

1

30–33

Шахматный турнир

4

Игровая практика

34

Шахматный праздник

1

Решение заданий, игровая практика