Методические практики, разработки, рекомендации

Галеева Диляра Нургаеновна

В экологическом образовании и воспитании школьников за длительный период существования внешкольной работы, с 1918 года, сформировался большой опыт организации натуралистической и экологической работы с детьми, накопилось большое количество форм, методов и способов вовлечения подрастающего поколения к природоохранной, натуралистической  и исследовательской деятельности.

Актуальность экологического воспитания детей не снижается, а в дальнейшем непременно будет нарастать.

Велика роль экологического воспитания и в формировании патриотизма. Палитра чувств и ощущений, вызванных любовью, привязанностью к родному краю, его просторам, к каждой травинке, букашке, орлу, кружащему высоко в небе, заставляет скучать по родной стороне, малой родине, ее природе, возбуждает желание ее сберечь и защитить.

Поэтому сейчас очень важно сохранить то, что осталось от системы экологического дополнительного образования после всевозможных реформирований. Традиции и иннвации должны коррелировать в жизнеспособных соотношениях. А традиции - это та почва под ногами, которая дает нам опору для следующего шага, для дальнейшего развития.

На данной странице размещаются материалы, которые могут заинтересовать педагогов дополнительного образования, учителей школ, ведущих экологическую работу с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_tezisy_na_konf_gerpet_-_tezisy_2015.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Герпетофауна как объект исследования и творчества

учащихся объединений дополнительного образования

МБУ ДО «Городской детский эколого-биологический центр» г.Казани

Для сохранения биологического разнообразия таких групп животных как амфибии и рептилии, большое значение имеет пропаганда экологических знаний и, как профилактика, активная работа по экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения. В МБУ ДО «Городской детский эколого-биологический центр» г.Казани реализуются четыре образовательные направленности: естественнонаучная, представленная в основном эколого-биологическим профилем, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая. На занятиях объединений дополнительного образования дети приобщаются к природоохранной деятельности, получают навыки исследовательской работы, овладевают начальным багажом экологических знаний.

Посещая объединения естественнонаучной образовательной направленности «Кооператив авторских прав», «Соседи по планете», «Юный эколог» учащиеся знакомятся с миром амфибий и рептилий, в том числе с представителями исчезающих и редких видов республики Татарстан.

В рамках авторской общеразвивающей программы «Естествознание с основами экологии» Шариповой Р.А., школьники младших классов вместе с педагогом задаются вопросом: «Все ли животные любимы человеком?».  Ответ получается отрицательным, оказывается такие животные, как змеи, лягушки, жабы, саламандры вызывают у многих чувство настороженности и суеверного страха. Почему? По-видимому, эти чувства возникли в очень древние времена. Люди, не умея объяснить многие необычайные особенности животных, наделяли их всевозможными фантастическими свойствами. Так называемых «гадов», нелюбимых и преследуемых человеком, бьют без сострадания, без жалости, без понимания их важной роли в природе. Но времена изменились, возникла необходимость пересмотра сложившегося отношения ко всему живому, особенно к тем, кто незаслуженно обижен человеком. И задача педагога дополнительного образования, применяя различные формы и методы подачи материала, превратить занятия в маленькое открытие. Дети получают определенный объем знаний через беседы, чтение и обсуждение легенд, произведений писателей-натуралистов и экологических сказок, через развивающие игры с экологическим содержанием. На занятиях  обсуждаются ситуации, основанные на личных наблюдениях и опыте детей, приводятся конкретные случаи из жизни. В живом уголке обучающиеся приобретают практические навыки и умения общения с данной группой  животных, узнают многое о биологии и экологии видов, о правилах содержания, кормления  и разведения. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому внимание уделяется опытам и наблюдениям, которые должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе. Постепенно педагог и дети приходят к пониманию того, что люди в ответе за всех живых существ, любимых и нелюбимых.  

В рамках краеведческой программы «Край, в котором я живу» учащиеся изучают легенду об основании Казани, в которой говорится, что на том месте, где была заложена Казань, некогда жили змеи, и правил ими змеиный царь по имени Зилант, наводивший страх на окрестных жителей. Много зла сделал он им, пока не нашелся батыр, вызвавший змея на поединок.  Старинный герб Казани связан со сказочным существом – крылатым драконом Зилантом. Судьба этого герба редкая, он ни разу не менялся: это был увенчанный зубчатой короной дракон на птичьих лапах с крыльями и змеиным хвостом. Герб Казани в его современном виде был разработан в 2005 году. Он имеет белое поле, на котором, на зеленой поверхности стоит черного цвета змей с позолоченными крыльями, языком, лапами, когтями и глазами. На голове змея классическая «казанская» корона. Сам герб также увенчан головным убором, характерным для Казани. Геральдически дракон является символом силы, разума, несокрушимости, земля под ним – это жизненная сила и процветание. Корона и шапка говорят о том, что город является столицей.

Задача педагогов-экологов состоит не только в формировании определенного объема знаний по экологии, но и в помощи учащимся в приобретении навыков общения с живой природой, формировании экологических компетенций. В живом уголке «Биосфера» нашего центра, в котором представлены все классы животных. Содержатся пресмыкающихся: среднеазиатская, красноухая, болотная черепахи, трионикс, эублефары, королевская калифорнийская змея, амурский полоз, уж, гекконы. Из земноводных обитают: прудовая и  шпорцевая  лягушки, чернорубцовая жаба, рогатка, огненная саламандра. На базе живого уголка педагоги центра проводят занятия по наблюдению за  поведением животных, знакомят учащихся с особенностями содержания и ухода. Посещая живой уголок, школьники приобретают практические навыки и умения общения с животными, у детей формируются выдержка, чувства доброты, ответственности за вверенное существо, любви ко всему живому. Многим ребятам такое увлечение помогает найти свою дорогу в жизни, после окончания школы они поступают в ветеринарный, медицинский университеты, биологический и экологический факультеты.

Для лучшего восприятия материалов предмета биологии ГДЭБЦ предлагает для школьников города Казани тематические экскурсии по учебной базе ГДЭБЦ. Экскурсия - одна из важнейших форм организации обучения. Знания, полученные во время экскурсии, позволяют учащимся закрепить и углубить представления о животных, в том числе о земноводных и пресмыкающихся, так многообразно представленных в нашем центре. Важное место занимает проведение опытно-экспериментальных и научно- исследовательских работ. В июне каждого года учащиеся 7-9 классов в течение двух недель проходят эколого-биологическую практику «Школа юного эколога» на базе учебно-опытного участка ГДЭБЦ г.Казани. На территории учебного участка длительное время обитают два вида ящериц прыткая и живородящая. Производится отлов встреченных особей, измерение, фотофиксация и, в обязательном порядке выпуск на волю в месте отлова. По результатам наблюдений учащиеся защищают учебные исследовательские проекты на итоговой конференции.

Амфибии и рептилии часто становятся главными героями конкурсных программ, мероприятий, проводимых с детьми: КВН «Царевна лягушка», праздников, посвященных году Змеи (2001, 2013 гг.), Дню защиты животных, Дню биоразнообразия. Вопросы на знание экологии и биологии данной группы животных присутствуют во всех викторинах, круглых столах, проводимых для учащихся объединений ГДЭБЦ г.Казани. Дети учатся размышлять о том, как влияют изменения окружающей среды на способность герпетофауны выжить, с какими проблемами они сталкиваются в антропогенно трансформированных экосистемах.

С 2001 года, в течение 15 лет, в г.Казани педагогическим коллективом ГДЭБЦ при активной поддержке и на базе К(П)ФУ проводится долгосрочный городской экологический форум старшеклассников «Зилант», в рамках которого учащиеся образовательных учреждений города представляют свои исследовательские, природоохранные и творческие проекты. Задачей первого форума было привлечение внимания учащихся к проблеме сохранения земноводных и пресмыкающихся нашей республики. Каждый год объявляется новая тема экологического форума, в рамках которого подводится результат деятельности учащихся по научному, природоохранному и творческим направлениям. В рамках секции «Экология животных» и «Охрана природы» юные исследователи продолжают представлять работы об амфибиях и рептилиях, отчеты о встречах краснокнижных видов, природоохранных акциях в защиту. Часто объектом исследования становятся прыткие ящерицы, озерные и прудовые лягушки, реже змеи, жабы и тритоны.

Вдохновителем форума является Гаранин Валериан Иванович, известный герпетолог. В свои 87 лет он бодр и активен и сильно переживает за судьбу экологического образования, за будущее детского экологического воспитания.

Замалетдинов Р.И., к.б.н., К(П)ФУ

Галеева Д.Н., директор, методист МБУ ДО «ГДЭБЦ» г.Казани

Шарипова Р.А., педагог дополнительного образования МБУ ДО «ГДЭБЦ» г.Казани

Камаева Э.Р., зав. методическим отделом МБУ ДО «ГДЭБЦ» г.Казани