Авторские пособия

Заець Наталия Богдановна

Авторское пособие "Сенсомоторная зона"

Этот уголок кабинета логопеда изначально создавался как зона по развитию мелкой моторики. Она должна была заменить разнообразные игры по развитию мелкой моторики, функциональное размещение которых в маленьком кабинете достаточно проблематично. Но в процессе работы стало очевидным, что ее возможности белее широкие, она способна развивать у детей и сенсорные навыки. О том, насколько универсально это пособие, можно судить по объему и широте охвата решаемых коррекционно-педагогических задач.

Центральное место в ней отведено домику. Он хоть и небольшой, но насыщен большим количеством деталей. Элементы крыши, выполненные из искусственной кожи, пристегиваются и отстегиваются с помощью кнопок. Форма черепицы-треугольники и ромбики. Пристегивая детали крыши на место, дети соотносят форму и место под нее. Такая работа развивает логику, глазомер, чувствительность пальчиков, силу рук. На ставнях окон - декоративные гвозди для резиночек, которые можно натягивать как самостоятельно, так и по инструкции логопеда. Этот вид деятельности способствует развитию щепоти, что так пригодится детям в школе при письме. Резиночки можно располагать: хаотично, вертикально, горизонтально, крестообразно, треугольниками, квадратами, прямоугольниками. Такие же декоративные гвозди использованы и на наличниках крыши. Здесь они используются для шнуровки. Детям предлагаются различные варианты работы со шнуровкой: наматывание, обхват, переплет, собирание шнурка с узелками в ладошку. Деталей дома, на которых можно использовать шнуровку, много, что позволяет играть у домика одновременно двум детям.

Еще одним видом работы служит отстегивание и пристегивание заборчика с помощью пуговиц. Этот вид работы используется и при креплении листочков на дерево.

Дети, у которых не развито или плохо развито умение завязывать узелки и бантики, могут восполнить этот пробел. Разноцветные бантики на шейках пушистых цыплят приятно многократно завязывать и развязывать даже тем ребятам, которые давно научились это делать. Для бантиков используется материал разной фактуры: мягкий тканевый, жесткий кожаный. Кстати, количество цыплят во дворе тоже не случайно. Их пять. Это значит, что можно сосчитать головы, хвосты, гребешки, лапки, крылья, глаза у цыплят. Еще можно ответить на вопрос логопеда: «Сколько крыльев у одного цыпленка и сколько их у 5 цыплят?». Можно проследить, изменилось ли местонахождение любимого цыпленка, потому что он легко снимается с липучки и крепится в другом месте. Открывающиеся и отстегивающиеся детали пособия позволяют манипулировать цыплятами. Таким способом дети знакомятся с различными предлогами, простыми ( в, на, за, из, под, перед) и сложными (из-за, из-под), узнают значение «маленьких» слов. А можно  ……. пофантазировать и вспомнить целые семьи других домашних птиц и животных. А можно придумать имя того, кто в домике живет. Может это Маша (Машенька, Машуля) или Ваня (Ванюша, Ванечка) или еще кто-то другой. Кстати фигурки детей можно располагать в проеме  открывающейся двери домика или у ворот.

Уже с первых занятий у детей есть возможность называть увиденные предметы ласково, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Птица, сидящая в гнезде, устланном перьями, служит для поддувания  с целью развития целенаправленной воздушной струи.

С помощью уголка «Огород» обогащается словарь детей, совершенствуется грамматический строй речи. В начале учебного года по темам «Сад», «Огород» проигрываются игры «Что где растет?», «Что какое?», «Какое из чего?»,

«Сравни предмет», «Что созревает на земле, под землей, над землей?», «Что делают в саду, в огороде?», «Сосчитай до 5», «Часть и целое», «Я знаю пять названий» и другие. Усвоенные грамматические категории закрепляются детьми в течение всего года на другом речевом материале. Уголок «Огород» способствует развитию грамматического строя речи, если предложить детям игровые задания  словообразовательного характера или упражнять их в составлении предложений различного вида и степени сложности грамматических конструкций;

Использовать это своеобразное пособие можно и для составления сказок, вымышленных историй. Такой вид работы развивает творческое воображение дошкольников и их умение самостоятельно выстраивать связные устные высказывания. Так, дети, играя в «Огород», пополняют и активизируют словарный запас, в их речи появляются слова: борозда, лунка, семечко, посев, росток, плод и др.

В увлекательной для детей форме уточняются группы глагольной лексики, связанные с сезонностью работ: с посадкой овощей (сеять, засыпать, вскапывать, ровнять,), их выращиванием (поливать, опрыскивать, пропалывать, рыхлить, удобрять) и с уборкой урожая (срывать, срезать, выдергивать, выкапывать).

Кроме того, в ходе игры дошкольники имеют возможность существенно обогатить свою речь прилагательными (рыхлый, спелый, крепкий, сочный и др.).

С помощью опорных вопросов, наработанные существительные, глаголы, прилагательные, наречия вводятся в предложения различных грамматических конструкций. Отвечая на всевозможные «Почему?», «Для чего?», «А что было бы, если бы ...?», дети приучаются размышлять, рассуждать, думать, учатся формулировать свою мысль. У детей есть возможность составлять рассказы из личного опыта на тему «Работа с семьей на дачном участке». Так, в процессе развития речи, используя уголок сенсомоторной зоны «Огород», дети обретают представление об особенностях сельскохозяйственного труда, осознают его значимость.

Развивающая зона помогает активизировать и словарь антонимов: гладкая (поверхность) - шершавая, толстые (ветки) - тонкие, (веревочки) длинные - короткие, низкий (забор) - высокий (дом), узкая (дверь) - широкие (ворота), (цыпленок) близко - далеко, (смотрит) влево - вправо, (перышко) легкое - (груша) тяжелая.

Сенсомоторная развивающая зона расширяет круг представлений ребенка об окружающей действительности. Но одним из важных ее преимуществ, конечно же, является то, что она служит украшением логопедического кабинета. Маленьким дошколятам, которые впервые  приходят с мамами на встречу с логопедом, всегда приятно поиграть в этом уголке.

 

Авторское пособие дидактическая игра "Чудо орешки"

Одним из видов работы, который служит для совершенствования лексико-грамматического строя речи детей, является подбор родственных слов. Мы с ребятами  играем в игру «Чудо - орешки».  На занятии появляется  плоскостной куст орешника. На него с помощью липучки  можно прикреплять  орешки. Рассказываю детям, что слово можно сравнить с орешком.  Расколешь его, а внутри  – ядрышко.  Внутри слова тоже есть ядрышко   – это его смысл. Для примера берем слово «глаз». Что обозначает это слово?  С помощью глаза мы смотрим. В этот момент из орешка достаю вкладыш - ядрышко, на котором изображен глаз. Прикрепив на куст орешек, продолжаем работу. К  слову "глаз"  можно подобрать родственные  слова. Каким словом можно назвать маленький глаз? (глазик). Для этого слова тоже есть орешек, внутри которого вкладыш все тот же глаз. А большой глаз как мы называем? (глазище). Опять достаем из орешка карточку с изображением глаза. А что такое глазок? Дети пытаются объяснить значение этого слова. Если они в своих ответах не говорят, что в глазок смотрят с помощью глаза, этот вывод делаю я сама. Главное для меня, научить детей объяснять значение слов – родственников с помощью опорного слова, изображение которого прячется в орешке. Так на занятии мы знакомимся  еще и  со словами  глазастый,  глазной,  поэтому на кусте появляется много орешков.  В конце игры можно предложить детям слово "глазурь". Путем долгого поиска его значения, мы приходим к выводу, что  объяснение с помощью слова "глаз" невозможно.  Появляется орешек, из которого мы достаем вкладыш с изображением мороженого в  шоколадной глазури. Теперь дети  точно убедились, что слово "глазурь" не входит в  эту дружную семейку слов. Такой же путь поиска родственных слов мы  используем в работе и с другими словами, например, рука, нога, голова,  кофе, хлеб и др. 

 

Дидактическая игра «Семья гномов»

Цель: учить детей с помощью моделирования находить в тексте стихотворения родственные слова, объяснять их значение с помощью опорного слова, расширять словарный запас, подбирать антонимы,  совершенствовать знания детей о предлогах(в, на под, из-за, перед), учить ориентироваться  на плоскости,

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил дом.

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал домик.

Самый маленький гномишко

Под цветком сложил домишко.

Ну а старый мудрый гном-гномище

Выстроил большой домище.

Логопед читает стихотворение и выкладывает перед детьми модели различной величины

и цвета.

-Ребята, вспомните и скажите, из каких слов стихотворения можно собрать
семейку слов? Сколько семей получилось собрать?

Дети называют все слова из каждой семейки слов.

Кто такой гном? (сказочный персонаж)

А гномик? (маленький гном)

А гномишко? (очень маленький гном)

А гномище? (очень большой гном).

Что такое дом? (жилище).

А домик? (маленький дом)

А домишко? (очень маленький дом)

А домище? (очень большой дом).

Логопед читает концовку стихотворения:

А за печкой, за трубой
Жил у гнома домовой.

-Кто такой домовой?

Дети пытаются объяснить значение этого слова. При необходимости логопед делает
вывод: домовой - это невидимый житель дома, он охраняет дом.

-Можем ли мы это слово внести в одну из семеек? Если да, то в какую?

Дети определяют, что слово домовой нужно с помощью синей полоски разместить  во вторую семью.

 

Многофункциональное  настенное панно “В гостях у Смешариков”

 

В набор входит:

-картотека систематизированных картинок для автоматизации звуков;

Съемный магнитный экран – поле с клетками;

Игровая полянка «В гостях у Смешариков»;

2 больших кармана для демонстрационных  картинок.

 

Цель: систематизировать картинки для автоматизации звуков в удобной и компактной форме;

развивать фонематический слух и восприятие, чувство ритма, проводить элементарный звуковой анализ и синтез;

развивать пространственную ориентацию;

совершенствовать лексико-грамматический строй речи в играх;

развивать зрительный гнозис, логику, внимание, связную речь;

упрощать подготовку  и облегчать проведение занятий.