Конкурс "Учитель года"

Казанцева Евгения Александровна

http://youtu.be/8Qx1HvHk6q4  видео ролик урока по физике на тему "Дисперсия" для  11 классов

Скачать:


Подписи к слайдам:


Как? Почему?Откуда?
Дисперсия – звучит прекрасно слово,Прекрасно и явление самоОно нам с детства близко и знакомо,Мы наблюдали сотни раз его! Гром отгремел, стих летний ливень быстрый,И над умытой свежею землейМостом бесплотным радуга повислаПленяя нас своею красотой.Дисперсия здесь «руку приложила»Обычный белый лучик световойОна как будто в призме разложила Во встреченной им капле дождевой.

Дисперсия 1666 год
красный
оранжевый
желтый
зеленый
голубой
синий
фиолетовый
spectrum (лат.) - видение.
Каждому цвету соответствует своя длина и частота волны.
760 – 620 нм
620 – 590 нм
590 – 560 нм
560 – 500 нм
500 – 480 нм
480 – 450 нм
450 – 380 нм
Монохроматический свет – световые колебания одной частоты
Почему белый свет, проходя сквозь призму, разлагается в цветной спектр?
Световые пучки различных цветов различаются по степени преломляемости.Красный свет имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и разлагает белый свет.
Каждому цвету соответствует своя длина и частота волны.
760 – 620 нм
620 – 590 нм
590 – 560 нм
560 – 500 нм
500 – 480 нм
480 – 450 нм
450 – 380 нм
Монохроматический свет – световые колебания одной частоты
dispersion (лат.) – рассеяние, развеиваниеЗависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны)
Цвет непрозрачных предметов
отражение
поглощение
Сколько квадратов Вы видите?
Спектральный круг
Объясни явление !
Выводы:
Дисперсия – явление разложения белого света в спектр.Белый свет – сложный, состоит из монохроматических цветов. Показатель преломления среды зависит от цвета света (фиол., красн.) Показатель преломления света в среде зависит от его частоты.
1. Какие из этих явлений объясняются дисперсией?
2. Почему при запрещающем сигнале светофора включается именно красный свет?3. На листе бумаги написано слово «свет» зеленым карандашом. Через какое цветное стекло нельзя будет прочесть надпись?4. Не все световые волны являются монохроматическими. Выберите из списка цвета, не являющиеся таковыми. 5. Почему Солнце в зените – ослепительно-белое, а на закате – оранжевое или красное?
черный
красный
синий
серый
свет
зеленый
Домашнее заданиеПрочитать § 66Творческая работа (на выбор):ЦветотерапияМир глазами дальтониковУсловия возникновения радуги


Предварительный просмотр:

Урок по физике в 11-м классе

по теме "Дисперсия света"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения: круглый стол, беседа, рассказ, объяснение, эксперимент, использование рисунка, связь с жизнью.

Требования к базовому уровню подготовки: уметь описывать и объяснять явление дисперсии.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, светофильтры, экспериментальная установка.

Задачи урока:

Образовательные:

ввести понятия спектр, дисперсия света;

ознакомить учащихся с историей открытия данного явления.

наглядно продемонстрировать процесс разложение узкого светового луча на составляющие различных цветовых оттенков.

выявить различия этих элементов луча света.

продолжить формирование научного мировоззрения учащихся.

Развивающие:

развитие внимания, образного и логического мышления, памяти при изучении данной темы.

стимулирование познавательной мотивации учащихся.

развитие критического мышления.

Воспитательные:

воспитание интереса к предмету;

воспитание чувства прекрасного, красоты окружающего мира.

Цель урока:

  • дать понятие о дисперсии света и объяснить ее с точки зрения электромагнитной теории, объяснить происхождение цветов окружающих нас тел.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный.

Сегодня мы проведем урок за круглым столом, где продолжим разговор о световых явлениях и законах распространения света. Давайте  вспомним, что же мы уже изучили о световых явлениях.

  1. Как свет распространяется в однородной прозрачной среде?
  2. Всегда ли свет распространяется прямолинейно? В каких случаях нет?
  3. Закон преломления света.
  4. Нарисовать ход лучей в призме.

Отвечают на вопросы, изображают в тетрадях ход луча в призме.

2.

Целеполагание

Свет имеет еще много тайн. Одна из них – явление дисперсии.

Тема нашего урока “Дисперсия”. 

Цель урока: дать понятие о дисперсии света и объяснить ее с точки зрения электромагнитной теории, объяснить происхождение цветов окружающих нас тел.

Записывают в тетрадь тему урока

3.

Объяснение нового материала.

Слово “дисперсия” происходит от латинского слова dispersio, что в буквальном переводе означает “рассеяние, развеивание”.

Даваайте разберемся подробнее. Итак, с чего же все началось…

В 1666 году англ. физик Исаак Ньютон обратил внимание на радужную окраску изображений звезд в телескопе. Он заинтересовался этим явлением и поставил опыт.  Ньютон направил световой пучок малого поперечного сечения на призму. Пучок солнечного света проходил в затемненную комнату через маленькое отверстие в ставне. Падая на стеклянную призму, он преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение чередованием цветов. Эту цветную полоску Ньютон назвал спектром (от лат. слова spectrum - “вuдение”). Замечательно, что этот опыт пережил столетия, и его методика без существенных изменений используется до сих пор.

Проделав опыт, Ньютон сделал вывод, что белый свет состоит из семи цветов. Их совместное действие дает нам ощущение белого света, а после прохождения через призму эти цвета разделяются. Ньютон доказал это, направив эту радужную полосу на вторую призму и получив опять белый свет. 

Давайте воспроизведем опыт Ньютона.

Фронтальный эксперимент

Раскладывать свет на цвета люди научились давно, они использовали для этого стеклянные призмы. Аристотель объяснял появление цветов тем, что, проходя через призму, свет смешивается с тьмой и окрашивается в разные цвета. Немного темноты, добавленной к свету, дает красный свет. Большое ее количество - фиолетовый. Эта теория господствовала в науке долгое время. Но, продолжая проводить свои опыты, Исаак Ньютон изумительно просто опроверг теорию Аристотеля. Он направил на призму красный свет и тот, пройдя через призму, не изменяет окраску, и новых цветов не появилось.

(Демонстрация: направляем на призму свет, пропущенный через красный светофильтр и синий светофильтр).

Значит, призма не раскрашивает белый свет, а разделяет его на содержащиеся в нем простые составные цветовые части.

Разложение белого света есть следствие дисперсии.

  

А что вам напоминает эта цветная полоска – спектр?

Правильно, радугу.

А сколько цветов вы видите? Каких?

То, что в радуге семь цветов – это всеобщее заблуждение, всеми повторяемое и обычно не проверяемое. Посмотрите внимательнее на радугу и рассмотрите ее не предвзято. Сколько вы видите цветов? (5: красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый)

Они не имеют резких границ, а переходят один в другой постепенно, так что, кроме перечисленных основных цветов, различаются промежуточные оттенки: красно – желтый (оранжевый), желтозеленый, зеленоголубой, фиолетовоголубой (синий). Значит, в солнечном спектре либо 5 цветов, либо 9 (если считать промежуточные).

Откуда же взялось число 7?

Ньютон первоначально тоже различал только пять цветов. Стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к 5 перечисленным цветам спектра еще два. (7 чудес света, 7 дней недели, на 7 небе)

Что же касается радуги, то здесь не удается заметить даже и 5 оттенков. Обычно мы видим 3 цвета (красный, зеленый, фиолетовый), иногда различается желтый.

Но так как Исаак Ньютон решил, что в спектре 7 цветов, то мы вынуждены тоже так считать.

Последовательность цветов в спектре легко запоминается :

Каждый цвет спектра является монохроматическим. Монохроматический свет – одноцветный свет.

В: Что такое свет с точки зрения физики?

Чем отличаются волны друг от друга?

Свет разных цветов – это электромагнитные волны различной длины и частоты.

Монохроматический свет – одноцветный свет, каждой цветности соответствует своя длина и частота волны (в вакууме).

Вернемся к опытам Исаака Ньютона. Почему в призме волны делятся? Какое явление наблюдается при прохождении света через призму?

Какой цвет в проводимых опытах испытывал наибольшее преломление?  Наименьшее преломление?

Очевидно, nф > nк. Абсолютный показатель преломления связан со скоростью распространения света в этой среде формулой n=http://festival.1september.ru/articles/507395/Image1126.gif. Следовательно, nф =http://festival.1september.ru/articles/507395/Image1127.gif, nк =http://festival.1september.ru/articles/507395/Image1128.gif.

Отсюда, http://festival.1september.ru/articles/507395/Image1129.gifhttp://festival.1september.ru/articles/507395/Image1130.gif. Для одной и той же среды: http://festival.1september.ru/articles/507395/img1.gif

Значит, в одном и том же веществе скорости света для разных частот (или длин волн) различны. Различны будут и показатели преломления. Следовательно, показатель преломления света в среде зависит от его частоты.

При переходе из одной среды в другую изменяются скорость света и длина волны, частота же, определяющая цвет, остается постоянной. Границы диапазонов белого света и составляющих его цветов принято характеризовать их длинами волн в вакууме. Т. о., белый свет – это совокупность волн длинами от 380 до 760 нм.

 Дисперсией называют зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или дины волны).

 

Зная, что белый свет имеет сложную структуру, можно объяснить удивительное многообразие красок в природе.

Давайте вспомним из 8 класса, почему мы видим окружающие тела?

Откуда же берется цвет непрозрачных предметов?

Трава и листья деревьев кажутся нам зелеными потому, что из всех падающих на них солнечных лучей они отражают лишь зеленые, поглощая остальные. Красный томат отражает только красные цвета, остальные же им поглощаются. 

Цвета непрозрачных тел определяется цветом тех лучей, которые они отражают.

Лист белой бумаги отражает все падающие на него лучи различных цветов. Лист черной бумаги поглощает все падающие на него лучи различных цветов.

Вне нас нет никаких красок, есть лишь волны разных длин.

Пробовали ли вы когда-нибудь смотреть на мир сквозь цветные стекла?

 А сейчас посмотрите друг на друга через светофильтры. Что вы видите?

Как же можно объяснить цвета прозрачных тел?

При пропускании белого света через окрашенное стекло оно пропускает тот цвет, в который окрашено. Это свойство используется в различных светофильтрах.

Проделаем следующий опыт. Нам потребуются:

Светофильтры и изображение с цветными фигурками.(Слайд)

Посмотреть на экран монитора через разные (фиолетовый и красный) светофильтры.

Вывод: Красный светофильтр пропускает только красные лучи, а остальные поглощает, поэтому другие картинки выглядят черными. Взглянем на эти картинки сквозь фиолетовое стекло.

Опыт со спектральным кругом. Объясните, почему при вращении круг становится почти белым?

Кстати, человеческий глаз способен различить 250 цветов, которые образуются при смешивании основных цветов.

Работа с цветовым кругом, смешивание и сочетание цветов

учащиеся проводят эксперимент на местах по следующему плану: взять в одну руку экран со щелью и расположить его на расстояние вытянутой руки на фоне лампы дневного света, между щелью и глазом поместить призму или плоскопараллельную пластину и посмотреть через косые грани пластины на освещенную щель экрана; если спектр не виден, то надо повернуть голову вместе с пластиной в сторону преломляющего угла.

Отвечают на вопросы

Гипотезы учеников

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан;

О: это электромагнитная волна

О: длиной и частотой

О: преломление света

О: фиолетовый

О: красный 

Делают записи в тетради

Записывают определение в тетрадь

О: Свет, падая на предметы, отражается и попадает в глаз человека

Выполняют эксперимент. Отвечают на вопросы

Два человека смотрят через светофильтры и наблюдают разное количество фигур

Проводят опыт с заранее приготовленным спектральным кругом, раскручивая его как юлу

4.

Закрепление.

Какие же выводы можно сделать из сегодняшнего урока?

 Выводы:Дисперсия – явление разложения белого света в спектр.

Белый свет – сложный, состоит из монохроматических цветов.

Показатель преломления среды зависит от цвета света (фиолетовый, красный)

Показатель преломления света в среде зависит от его частоты.

1. Светофор дает три сигнала – красный, желтый, зеленый, а лампа внутри него белая. Объясните с точки зрения оптики, как получаются разноцветные сигналы светофора.

2. На тетради написано красным карандашом “отлично” и зеленым — “хорошо”. Имеются два стекла – зеленое и красное. Через какое стекло надо смотреть, чтобы увидеть слово “отлично”?

3. Почему только достаточно узкий световой пучок дает спектр после прохождения сквозь призму, а у широкого пучка окрашенными оказываются лишь края?

4. На сером фоне сцены находится фигура в красном. Каким светом её надо осветить, чтобы создать видимость исчезновения?

Делают выводы, сравнивают свои ответы с выдержками на слайде

Отвечают на вопросы

5.

Рефлексия.

- Что заинтересовало вас сегодня на занятии более всего?

- Как вы усвоили материал занятий?

- Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?

- Пригодятся ли вам знания, полученные на этом занятии? Где конкретно?

Отвечают на вопросы

6.

Итоговый .

Домашнее задание:

  1. Параграф 66, прочитать
  2. Доклад по выбору
  • Цветотерапия.
  • Дальтонизм.
  • Как образуется радуга?

Записывают домашнее задание и рекомендации к его выполнению.



Предварительный просмотр:

ЭССЕ

«Я – учитель!»

Если вы удачно выберете труд
и вложите в него свою душу,
то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский

В детстве, как каждый ребёнок, я любила мечтать. С самого детства я мечтала стать модельером. К сожалению или к счастью, я не стала им в прямом смысле этого слова, но придя работать в школу, я стала «модельером» личности ученика. 

Новое время выдвинуло новые требования к образованию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных, мобильных, креативных.

В центре внимания современного образования, а значит каждого педагога,  поставлены личность обучающегося, уважение к ней, стремление помочь ее развитию.

Творчески работающий учитель постоянно задается вопросом: как построить урок так, чтобы детям было интересно учиться, а сам педагог испытывал бы моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда.

 «Все наши замыслы, все поиски  и построения превращаются  в прах, если у ученика нет желания учиться», - писал выдающийся педагог 20 века В. А. Сухомлинский.

Целью своей работы я ставлю развитие у учащихся интереса к физике, развитие творческих способностей каждого ученика.

Изучение физики даёт ребятам возможность развивать такие качества как аккуратность, ответственность, систематичность в работе, активность, внимательность, а так же помогает в выборе профессии. Конечно, я не пытаюсь доказать ребятам, что физика - это их призвание. Просто целенаправленная работа над задачей или экспериментом даёт возможность реально оценить свой уровень подготовки.

Я думаю, что сделала правильный выбор, став учителем. Я люблю детей, мне нравится с ними общаться, учить их новому и учиться у них самой.

Любимым учителем может быть любящий учитель. По этому поводу Н.К.Крупская писала:

"Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими человек"

Мой педагогический стаж составляет 12 лет. Вместе с желанием работать, растет профессионализм, опыт, понимание, что все, что я делаю – делаю неслучайно и не зря. А главное, что добиться чего-то в этой профессии нельзя без талантливых детей, а делаем детей талантливыми только мы. Поэтому, когда мои ученики становятся призерами конкурсов, выступают на сцене или даже просто проявляют заинтересованность к моему предмету и хотят как   можно больше узнать, прийти на дополнительное занятие, я испытываю огромную гордость не только за них, но и горжусь собой.

Так мои ученики ежегодно принимают участие в муниципальном этапе олимпиады по физике, занимают призовые места в Научном Обществе Учащихся.

Быть учителем – значит уметь общаться с детьми, видеть мир их глазами. Я уверена, что понимание между учителем и учеником может достигаться только путем общения. Общение – это урок сотворчества, урок свободы, где каждый может высказаться. Общение – всегда открытие. Прежде – для самого учителя, который с помощью ребят «открывает» себя и уже ключом собственной личности в каждом из них открывает личность.

 В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

 - принцип сотрудничества педагога и школьника на основе взаимного уважения и доверия;

 - принцип помощи и поддержки ученику в познании и самоутверждении,

 - принцип личного учительского примера.

        Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества - идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной особенности. Например, при решении задач я  стараюсь не навязывать своё мнение. Иногда бывает так, что у меня решена задача одним способом, а ребята предлагают другое решение. И здесь я им даю свободу, тем самым они вырабатывают свою точку зрения и учатся её доказывать. Таким образом, в обучении возникает свобода выбора, учёба становится увлекательным процессом, активизируется познавательная деятельность учащихся. 

Не забываю я и о здоровьесберегающих технологиях в педагогике. Вдумайтесь, еще два века назад, в 1805 году, великий Песталоцци предупреждал о том, что при книжных формах обучения происходит ухудшение развитие детей, «убийство их здоровья». А что тогда сказать о современном образовании, если к «книжным формам» добавить стрессы, вредные привычки, малую подвижность, скудное питание, такие «наркотики», как телевизор и компьютер.

Поэтому задача современного учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье.

6-й, 7-й, 9-й, 10-й, 11-й классы… Такие разные! Как научить их быть гуманными, понимать прекрасное? Как научиться любить своих (таких разных!) учеников? Любить всех?! Аксиома?!

В нашей профессии Любовь есть Вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них (!) способен. Способен по-своему и в своём! Я верю в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, - результату.

Хочется закончить свое эссе словами из библии. «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время».

Всему свое время. Я в это верю.