Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

·        выявление одаренных детей; 

·        развитие творческих способностей на уроках;

·        развитие способностей во внеурочной деятельности;

·        создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Мною ведётся постоянная работа по созданию благоприятных условий для интеллектуального, творческого и личностного роста каждого ученика. Разработаны планы работы с одаренными и со слабоуспевающими учащимися, утвержденные на заседании МО учителей математики, физики и информатики. Развитие творческих способностей на уроках информатики и во внеурочной деятельности осуществляю через организацию проектной, научно-исследовательской деятельности через формирование приемов продуктивной деятельности; привитие навыков исследовательской и проектной работы; развитие логического мышления, воображения учащихся. Учу  основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет); показываю практическую направленность знаний, получаемых на уроках; учу мыслить перспективно,  видеть роль и место современной науки информатики в общечеловеческой культуре, и ее связь с другими науками.

Выявление одарённых детей ведётся  методом наблюдения за их деятельностью на уроках, начинается уже  с 7 класса. Данные об уровне развития внимания, памяти, общеучебные умения и навыки, обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий - важнейшая информация для проектирования способов подачи материала, а также форм его самостоятельной деятельности. Один из важнейших параметров, выявляющий степень заинтересованности ученика в предмете – это уровни мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер. Совместно с психологом проводится диагностическая работа, проводятся беседы с учащимися. Обучение и воспитание ведётся только в сотрудничестве: учитель-ученик-родитель. Активно сотрудничаю с МБОУ ДО РЦДО «Центр детского творчества» (https://nsportal.ru/albom/2020/10/26/otzyvy ).

В своей педагогической практике также активно использую нестандартные уроки. При подготовке и проведении таких уроков ученикам предоставляется возможность проявить творчество, инициативу, самостоятельность. Использую самые разные их виды: «перевернутый урок», урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, урок-семинар, урок-конференция, урок-лекция, урок-дискуссия и др., которые способствуют более широкому раскрытию своих способностей одаренным детям. Подобные уроки позволяют выявлять уже на начальном этапе изучения информатики творческих детей, увлечённых предметом. Созданные на уроках и во внеурочной деятельности индивидуальные и групповые творческие работы, проекты публикуются на странице"Проекты учащихся" личного блога учителя "Уроки информатики"  http://kurumkan1.blogspot.com/p/blog-page_11.html

Одарённым и талантливым детям предлагаются индивидуальные творческие задания не только на уроках. Системная работа способствует активному участию учащихся в конкурсах различного уровня: школьного, муниципального, регионального, всероссийского. В рамках реализации проектов учащиеся принимают самое активное участие в международных и всероссийских олимпиадах и конкурсах. По результатам итогов конкурса учащиеся показывают высокий рейтинг участия. 

Ежегодно организовываю участие всех учащихся 7-11 классов во всероссийских образовательных проектах «Урок цифры», «Час кода», «Единый урок безопасности в сети Интернет», призванных повысить интерес школьников к изучению информатики, программирования; рассказать о ключевых технологических трендах, профессиях и перспективах в ИТ-сфере. В рамках акции учащиеся получают возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Фирмы «1С», Яндекса, «Лаборатории Касперского» и Mail.Ru Group, а также Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», пройти увлекательные тренажеры и получить сертификаты. Трое учащихся по итогам Всероссийского квеста цифровой грамотности «Сетевичок» включены в Национальный рейтинг талантливой молодежи.

Кроме участия во внешних конкурсах и олимпиадах, для выявления талантливых и одаренных детей, повышения интереса учащихся к углубленному изучению информатики, повышению уровня подготовки к олимпиадам организовываю и провожу школьные и районные конкурсы.

Являюсь организатором районного дистанционного конкурса по информатике «ИнфоМир».  Конкурс проводился с 2013 по 2016 учебные годы на созданном для этой цели сайте https://infokonkurs.ucoz.ru/. С 2017 года на заседании МО учителей информатики, математики и физики МБОУ «Курумканская СОШ №1» было принято решение расширить образовательную область конкурса и проводить в очном формате «Математический турнир школьников». Первый районный турнир, инициатором и организатором которого я  являюсь, проведен 5 апреля 2018 года. Информация о турнире опубликована в новостях официального сайта школы  http://kurumkanschool1.ucoz.ru/news/1_municipalnyj_matematicheskij_turnir/2018-04-09-165.  В рамках турнира организована НПК «Пусть сердцем своим освещая» в формате стендовой защиты, посвященная выдающимся учителям-ветеранам математики, физики и информатики Курумканского и Баргузинского районов.  Турнир стал традиционным, проводится  ежегодно на базе школы – победителя турнира. В 2019 году турнир проводила школа победитель  - МБОУ «Барагханская СОШ».

В рамках проведения районного семинара учителей информатики в 2017 году был организован и проведен  районный заочный конкурс мультимедиа-продуктов «Экологическая проблема моего села», посвященный Году экологии.

В летнюю оздоровительную кампанию 2018-2019 учебного года под моим руководством был организован профильный лагерь «Пифагор»,  разработана программа оздоровления детей, увлекающихся математикой, физикой и информатикой, включающая в себя решение нестандартных задач, конкурсы, викторины, игры, работа с тренажерами и сервисами Web 2.0. Программа лагеря https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/05/05/programma-profilnogo-lagerya-pifagorka  и  фотоотчет https://nsportal.ru/albom/2020/05/19/letniy-lager-pifagor опубликованы на личном сайте.

Если в средних классах работа по выявлению одаренных и талантливых детей проводится со всеми учащимися, то в старших классах, когда происходит самоопределение с выбором будущей профессии, работа ведется с двумя группами детей. Первые определились с выбором информатики как предметом, с которым будет связана будущая профессия или необходимо сдавать ЕГЭ по предмету, другие – готовы изучать предмет в числе всех остальных предметов на высоком уровне - эта особенность присуща одарённым детям. Такие дети, как правило, заинтересованы во всестороннем развитии и родители в этом принимают активное участие. С первой группой в течение всего учебного года осуществляется подготовка к олимпиадам и создание проектов, проводятся дополнительные консультации. Количество учащихся, выбравших информатику для сдачи ЕГЭ и ОГЭ, и связывающих свою будущую профессию с программированием и информационными технологиями с каждым годом увеличивается, что свидетельствует об успешной профориентационной работе: в 2016-1,  в 2017г – 4, 2018г – 6, 2019г – 10 учащихся, в 2020 - 4. Со второй группой учащихся активно участвуем в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях. Талантливые дети талантливы во всем. Среди моих учащихся закончили с золотой медалью в 2016 - 2, 2017г – 6, в 2018 г – 4,  в 2019 г  - 5, в 2020 - 5 учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: