мои работы

Конспект занятия ФЦКМ "Лягушки-это интересно!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект19.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 

« Василек»»

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЦКМ

«Где зимуют лягушки»

( подготовительная группа « Звездочеты»)

Подготовила:

Иркалиева А.К., воспитатель

МДОУ « Василек» с.Енотаевка


Программные задачи:

  1.  Закрепить представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их внешнего вида, питания, передвижения, появления новых лягушек.
  2. Познакомить детей с умением лягушек приспосабливаться  к жизни в разных температурных условиях.
  3.  Обогащать словарь (лягушачья икра, маскировочная окраска, головастики, жабры, перепонки).
  4. Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к лягушкам.

Материал: презентация «Лягушки – это интересно!», игрушечный лягушонок,   рассказ «Где зимуют лягушки?»  

Ход:

Воспитатель сообщает детям, что на занятие пришел гость – показывает игрушечного лягушонка.

- Лягушонок Кваква узнал, что вы много знаете о настоящих живых лягушках, интересуетесь их жизнью и бережно относитесь  к этим маленьким беззащитным животным. Кваква попросился к нам в гости. Я и решила: пусть побудет на нашем занятии, а вы ему расскажете все, что знаете о лягушках.

- Ребята, посмотрите на экран. И ты, Кваква, тоже смотри.  На слайдах изображены лягушки, которые живут в природе, давайте с ними познакомимся.    

(Слайд 1-6) Глядя на слайды, дети рассказывают, что в природе лягушки бывают разные: по размеру,  по цвету. Воспитатель может задавать наводящие вопросы, связанные с внешними качествами лягушек).

- Ребята, расскажите, в каких местах обитают лягушки?  Напомню вам, что рассказывать надо подробно, чтобы Квакве было интересно. Имейте в виду – он ведь игрушечный, нигде не был.  

(Слайды 7-9)  На экране появляются картинки с изображением пруда, болота, суши. Дети отвечают, что живут лягушки  на болоте,  в пруду, в озере – везде,  где есть вода. Воспитатель может добавить, что без воды у нее пересыхает кожа, а они дышат не только легкими (как все наземные животные), но и через кожу.

- Обратите внимание на то, как лягушки раздувают свой горловой мешок, когда издают звуки.

(Слайд 10) 

- Все жабы и лягушки квакают по-разному. Вот послушайте (звуковая запись - кваканья лягушек).

Далее воспитатель предлагает детям рассказать о том, как передвигаются,  что лягушки едят в природе  (в сырых местах много комаров, мошек - ими и питаются лягушки),  как охотятся на мошек, кто на них охотится.

(Слайды 11-17 - закрепление полученных знаний).  

Если надо, то воспитатель задает наводящие вопросы: Какой длины задние и передние лапы? Что помогает лягушке легко плавать? (перепонки между пальцами) Чем интересен язык лягушки? Какие глаза? Как передвигается?

- Ребята, обратите внимание на то, что в природе всё взаимосвязано.

 (Слайд 17  - зрительная гимнастика).

- Некоторые люди считают лягушек вредными, неприятными. Это неправильно: лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают множество комаров, мошкары и сами служат кормом для многих животных. Их не следует ловить, обижать, брать в руки.

- Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть  и понаблюдать вместе с Кваквой за маленькими лягушатами

- Ребята, а кто расскажет, как размножаются лягушки?

(Слайд  18-19 дети рассказывают, как появляются из икры головастики, которые потом становятся лягушатами и взрослыми лягушками).

Физкультминутка «Про лягушек и комара»

Две лягушки-хохотушки (Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают.)

Прыгали, скакали. (Изображают прыжки в воздухе пальцами.)

Лапкой – хлоп,  другой – хлоп, (Ладонью ритмично хлопают по ноге.)

Щеки раздували. (Показывают округлость пальцами вокруг щек.)

Увидали комара, (Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают траекторию полета комара, прослеживают ее глазами.)

Закричали: «Ква-ква-ква!» (Большой палец руки ставят против всех остальных, изображают открывание и закрывание рта.)

Улетел комар, как ветер. (Производят резкое движение руки вперед, вытянув указательный палец.)

Хорошо пожить на свете! (Поглаживание ладонью по груди.)

- Кваква, дети тебе хорошо рассказали о том, как лягушки живут в природе. Все это происходит в теплое время года: весной, летом, в начале осени. А вот что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом? Ребята хотят про это узнать. Мы сейчас прочитаем про рассказ  «Где зимуют лягушки?»

 (Слайд 20)

- Самое трудное время для наших животных — это зима с её холодами. Как от них спастись? Многие птицы улетают на юг, где морозов не бывает. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну а лягушки?

Когда приходит осень, они ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твёрдыми, как ледышки. Но пригреет весной солнце, растопит лёд, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты. Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна.

К чему ещё приспособлены лягушки, кроме климата? Да к воде. Наверно, ты не раз видел, как лежит лягушка под её поверхностью, раскинув лапки, — так, что снаружи только нос и глаза. Лежит, носом дышит, а глазами вокруг посматривает — нет ли какой опасности. Увидит тебя, гребнёт перепончатыми лапами и спрячется на дне.

А есть ли что-нибудь общее у лягушки, крокодила и бегемота? На первый взгляд — ничего. Лягушка маленькая, прыткая и никому, кроме мух, не страшна. Крокодил большой и зубастый, он ловкий охотник. Бегемот огромный, неповоротливый и ест траву. Но все они живут в воде, любят лежать у её поверхности. Дышать им в это время надо? Надо. Смотреть надо? Надо. Поэтому у них над водой выступают только глаза и ноздри. Взгляни на картинку. (Слайд 21) Бегемот — совсем как большая лягушка, а крокодил похож на тощего бегемота.

И это потому, что все они приспособлены к жизни у поверхности воды. Учёные давно заметили, что если разные животные ведут одинаковый образ жизни, то они становятся похожими друг на друга.

После чтения воспитатель задаёт детям вопросы:

- Как зимуют лягушки?

- Почему они не могут жить зимой на земле?

- Лягушонок, ты теперь знаешь много, увидел своих друзей лягушат,  услышал рассказы ребят, узнал,  где зимуют лягушки. Дети тоже много знают и понимают, почему к живым лягушкам надо бережно относиться.

- А сейчас я предлагаю вам вместе поиграть.

Подвижная игра «Лягушки и цапля».

Правила игры: 
1) Цапля может ловить лягушек только в болоте. 
2) Лягушки должны перепрыгивать, а не перешагивать через веревку. 
3) Лягушка, перешагнувшая через веревку, считается пойманной. 

В одном из углов группы обозначено «гнездо цапли». 
Воспитатель назначает одного из играющих цаплей, остальные — «лягушки», которые стоят или прыгают в болоте. 
Когда все играющие разместились на отведенных для них местах, воспитатель дает сигнал «цапля». Высоко поднимая ноги, она направляется к болоту, перешагивает через веревку, чтобы поймать лягушек. 
Лягушки, спасаясь от цапли, выскакивают из болота, прыгают через веревку любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой -  лишь бы убежать от цапли. Перешагнув через веревку, цапля ловит не успевших выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных,  цапля уводит к себе в дом, и они  временно выбывают из игры (пока не сменится цапля). 
Если все лягушки успели выскочить из болота и цапля никого не поймала, она возвращается к себе в дом. Новая цапля выбирается после того, как будет поймано 2—3 лягушки. 
Продолжительность игры 6—7 минут.