ЕГЭ, ГИА

Косорукова Татьяна Юрьевна

Как выявить уровень готовности педагогических кадров  к итоговой аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       «Экзамены: единственная возможность

                                                                    Знать хоть что-то хотя бы несколько дней»

                                                                                               Жорж Элгози

                                     

                                       Влияние ЕГЭ, ГИА на образовательный процесс в школе

Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. В последние годы экзамены в школе стали обычным делом, они начинаются, чуть ли не с начальных классов и заканчиваются эпопеей выпускных, а теперь ещё и единых государственных экзаменов.

 Экзамен даже для хорошо подготовленного человека – всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости.

Цель: проанализировать работу школы с точки зрения эффективности проводимых мероприятий по подготовке к итоговой аттестации, выявить и обозначить спектр проблем и пути их решения.

Задачи:

1.Выявить уровень готовности педагогических кадров к итоговой аттестации

2.Проанализировать формирующийся опыт работы учителей по подготовке к итоговой аттестации.

3.Выработать основные направления работы всех участников образовательного процесса по подготовке к итоговой аттестации.

     Следует понимать и всегда помнить, что экзамен по любой дисциплине, является не только проверкой знаний, приобретенных учащимися во время его обучения, и проверкой умения их использовать, но и важным звеном во всей цепи обучения ребенка, составляя существенную часть учебного и воспитательного процесса.

    Основная идея обновления системы государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы связана с важнейшей задачей модернизации российского образования – совершенствованием контроля и управления его качеством.

     Введение профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, диктует создание открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой могли бы стать основой для их зачисления в профильные классы старшей ступени общего образования, а также в учреждения системы начального и среднего профессионального образования. Поэтому одним из направлений по введению профильного обучения стало создание новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов ОУ.

    С 2009 года Единый государственный экзамен для выпускников школ является обязательным. Его влияние на образовательный процесс в школе определяется целями проведения ЕГЭ как экзамена в рамках Государственной итоговой аттестации. Главной целью ЕГЭ является создание максимально равных условий поступления в высшие учебные заведения для выпускников различных категорий.

     Посредством, каких механизмов достигается указанная цель, то есть за счет чего выравниваются условия поступления?

    Основным механизмом успешной подготовки к сдаче ЕГЭ является возможность подготовиться к ЕГЭ в школе. Это может быть сделано на протяжении обучения в 5-11-х классах, в течение обучения в 9-11-х классах и даже только во время обучения в 11-м классе. Выбор длительности подготовки к сдаче ЕГЭ при прочих равных условиях определяется потребностями школьников в сдаче ЕГЭ. Так, школа может обеспечить фундаментальную подготовку практически по всем предметам, подготовку по необходимым предметам или минимально необходимую подготовку в случае нежелания выпускника заниматься. Спектр такой подготовки лежит от полноценного профильного преподавания до элементарного «натаскивания».

    ЕГЭ по математике и русскому языку является одновременно выпускным и вступительным. ЕГЭ по остальным предметам  - фактически только вступительным. Это объясняется отсутствием влияния результатов ЕГЭ на отметки в аттестате (исключение – не преодоление порогового балла по математике и русскому языку).

      Успешная подготовка к ЕГЭ в школе предполагает психологическую готовность педагогического коллектива, учащихся и  их родителей. Эта готовность определяется следующими процедурами: организационная обеспеченность образовательного процесса связана с модернизацией учебного плана, с введением на его основе профильного преподавания в 9-11-х классах, с модернизацией расписания занятий, с ревизией учебно – методических комплектов по предметам, с проведением пробных экзаменов по предметам в форме  ГИА и ЕГЭ.

     Учебный план включает две части: базовую (инвариантная) и (вариативную) элективную. Базовой части вполне достаточно для того, чтобы на ЕГЭ преодолеть минимальный порог по любому предмету. В вариативную часть учебного плана включаются предметы, элективные учебные предметы на основании заявления учащихся и родителей и решения педагогического совета.

     Дальнейшая модернизация учебного плана связана с принципом индивидуализации содержания образования, когда каждому десяти- и одиннадцатикласснику будет предложен индивидуальный учебный план.

      Такая организация образовательного процесса предполагает обеспечение всех его участников УМК по предметам и контрольно-измерительными материалами.

     Обязательным элементом организационного обеспечения является и проведение пробных экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ. Их цель – дать возможность каждому выпускнику смоделировать процедуры и содержание экзамена.

      Методическая обеспеченность образовательного процесса создается в процессе коллективных, групповых и индивидуальных взаимодействий членов педагогического коллектива, то есть главным образом на заседаниях педагогического совета и методических объединений школы. Так на заседаниях методического совета школы была определена необходимость пересмотра учебного плана школы (увеличение количества часов на преподавание математики с 6-го класса, изучение ранней химии с 7-го класса, элективного предмета по математике и химии с 8-го класса, организация предпрофильной подготовки в 9-м классе, в связи со спецификой образовательного учреждения и с учетом преемственности обучения).

    Объективной реальностью является то, что в условиях введения итоговой аттестации учащихся каждый учитель работает так, чтобы его выпускники продемонстрировали как можно более высокий уровень подготовки. К ЕГЭ, как и к любому экзамену, учащихся надо готовить, но эта подготовка не должна сводиться к «натаскиванию» на бездумное выполнение различных заданий. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа в течение всех лет обучения, нацеленная на достижение целей школьного образования. В этом случае формирование знаний, умений и навыков учащихся является тактической задачей отдельных этапов образовательного процесса, решение которой преследует цели формирования общеучебных умений и навыков учащихся или надпредметных ЗУНов, в контексте достижения стратегической цели – развития интеллектуальных, креативных и общеучебных способностей обучающихся.

     Для этого каждому учителю предстоит организовывать образовательный процесс на основе личностно - деятельностного подхода к образованию, с использованием рациональной интенсификации учебной деятельности школьников. Необходимо системное сочетание индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм учебной деятельности, обязательное наличие устойчивой обратной связи в обучении.