АТТЕСТАЦИЯ 2022

Шагарова Наталья Николаевна

Инновационный опыт -  "Роль фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста" 

Приложение - Конспект НОД  "Гости к нам пришли"

Портфолио  -  https://disk.yandex.ru/d/ILPO6vhu6Scgdg

Видеозанятие - https://disk.yandex.ru/i/nwz06svEPsaiLQ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический oпыт воспитателя MБДOУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Moрдoвия

Шагаровой Натальи Николаевны

Введение

тема: «Роль фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Автор: Шагарова Наталья Николаевна

Год рождения: 04.04.1974

Профессиональное образование: высшее, МПГУ им. В.И.Ленина,  преподаватель физики;

Переподготовка ГБУ ДПО МРИО, 2016г., воспитатель.

Общий педагогический стаж работы – 8 лет; стаж работы в ДOУ – 8 лет

Повышение квалификации: 2019 г., ГБУ ДПО МРИО

Квалификационная категория: нет

Дата последней аттестации: 25.05.2018г. (соответствие занимаемой должности)

Занимаемая должность: воспитатель.

Актуальность.

В современном обществе, к сожалению,  очень много детей с недостаточно развитой речью.   Это явление связано  потому, что родители мало общаются с детьми и не используют или редко используют в своей речи  народный фольклор. Ведь произведения фольклора  способствуют формированию  доброты и отзывчивости, художественному восприятию окружающего ребенка мира.  Фольклор неоценимый материал  для  речевого  развития и мышления детей, для формирования поступков и поведения в определенных ситуациях, для развития положительного эмоционального опыта.

Фольклор  способствует накоплению  опыта об окружающем мире, формирует способность  понимать   устное народное творчество, красоту и яркость родного языка. А это, как нельзя лучше,  способствует  познавательному, воспитательному  и эстетическому развитию личности ребенка-дошкольника.  И недооценить его роль нельзя!

На мой взгляд, использование народного  фольклора в детском саду для развития речевых навыков  детей  обусловлено  специфическим содержанием произведений этой категории и особенностью языковых и культурных форм  словесного творчества, их характером.

Современная  речь пересыщена словами, заимствованными из других иностранных языков, что, несомненно, угрожает исчезновением  родной языковой культуры. Именно поэтому, я считаю, что  развитие речи детей с самого рождения должно быть наполнено родным фольклором, в котором выражена красота и искренность культурного наследия.  А это значит, что  фольклор имеет особую значимость и актуальность.

Основная идея опыта 

Основная идея опыта заключается в том, что она способствует созданию системы образовательной деятельности  с  включением в нее разных форм фольклора (потешек, пословиц, поговорок, закличек, считалок и т.д.) с целью речевого развития  речи детей младшего дошкольного возраста.

Теоретическая база. 

В последнее время я стала замечать, что современные семьи все меньше знают традиции, обряды,  песни, в том числе и колыбельные, мало используют в общении с детьми пословицы и поговорки, потешки, считалки, загадки и т.д.

К. Д. Ушинский писал:  «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании».

Я считаю, что именно фольклор дает понятные и интересные детям образцы  языка, благодаря которым они успешно овладевают родным языком.   Так Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина писали: «Загадки, пословицы, поговорки - образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений».  А  Г. Н. Волков отметил такую особенность сказок как:  увлекательность, народность,   оптимизм, образность, забавность, дидактическую значимость.

Из этого следует, что  устное народное творчество является  важным средством развития речи ребенка и его личности в целом. Поэтому работу по речевому  развитию  детей средствами родного  фольклора я начинаю  с самого раннего дошкольного  возраста

Педагоги  Жуковская Р. И., Сакулина Н. П., Тихеева Е. И., Ушинский К. Д. Флерина Е. А. и др. обращали  внимание на то, что именно дошкольный возраст является  периодом активного творческого развития  ребенка, и, именно в этом возрасте происходит формирование и совершенствование всех форм речи. А в  развитию  выразительности речи способствуют произведения устного народного творчества и их многообразие (загадки, потешки, считалки, прибаутки и т.д.).

Своим содержанием и формой фольклорные произведения  приближены к детским проблемам, поэтому они помогают решать задачи воспитания и развития детей. Те дети, чьи родители читают народные сказки, играют с детьми в заклички, заучивают считалки, загадыват загадки и т.д., быстрее начинают говорить, яснее  выражают свою мысль, пересказывают тексты и рассказывают из личного опыта.  

Новизна. 

Новизна опыта  в том, что в ней сочетаются  современные и эффективные, традиционные и инновационные средства и приемы, которые основаны на многообразии устного народного творчества.  В процессе чего, дети с интересом  включаются  в творческий процесс. Активно  включаются в разыгрывание сказки,  показ эмоционального образа,  учатся   сопереживать и помогать.

А мой опыт, в свою очередь,  показал, что фольклор - это кладовая творческого, речевого и познавательного развития, для любого ребенка, которая дает стимул к его совершенствованию.

Технология опыта.  

Цель моего инновационного педагогического опыта:

речевое развитие детей младшего  возраста средствами  устного народного творчества и формирование у них интереса к народному творчеству.

Для решения поставленных целей выдвинуты  следующие задачи:

1. способствовать  стремлению  к общению со  сверстниками и взрослыми;

2. учить детей выражать свои  впечатления, мысли, чувства,  используя в речи средства фольклора;

3. способствовать  активному  использованию литературных речевых оборотов;

4. обогащать и активизировать словарь детей за счет средств устного народного творчества;

5. Воспитывать интерес и любовь к речевой, самобытной культуре  народного творчества.

Решение поставленных задач дало результаты:

- дети стали более активно  общаться друг с другом и с воспитателем;

- стали проявлять интерес к произведениям фольклора;

- у детей сформировалось свое собственное предпочтение произведений  устного народного творчества;

- сформировался устойчивый интерес к культуре народного творчества;

- дети могут самостоятельно использовать разные формы приветствия, прощания, просьбы и благодарности.

Мной проведена  большая  работа с родителями, которая дала такие результаты, как:

1. способствовало просвещению родителей по теме «Роль фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста»;

2.  родители стали активными участниками в формировании интереса детей к фольклору.

В своей педагогической практике я уделяю особое внимание применению методики к ознакомлению детей с народным фольклором. Поэтому создала картотеку  консультаций и памяток для родителей, разработала конспекты НОД «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Теремок» и т.д., подобрала серии пословиц и поговорок, загадок, сказок, скороговорок, считалок, разработала педагогический проект «Роль фольклора в развитии дошкольников» и т.д.

Свою работу по речевому развитию детей средствами фольклора веду по двум направлениям:

• использую фольклор в НОД и применяю фольклор в режиме дня в повседневной жизни.

В своей работе с детьми по речевому развитию использовала  принципы:

доступности, наглядности, систематичности, последовательности.

Применила  методы: словесный (беседы, разучивание стихов, пословиц, поговорок, скороговорок и др.); наглядный (рассматривание серии сюжетных картинок, иллюстраций, картин  и др.); практический (игры, упражнения, совместное рисовании, аппликация, театрализованные игры и др.).

В своей педагогической практике я применяю следующие технологии:

- здоровьесберегающие;

- технологию исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационные технологию;

- личностно-ориентированную технологию;

- технологию развивающей игры;

Особенно широко я использую игровую и театрализованную деятельность, т.к. речевое развитие малышей посредством фольклора наиболее эффективна для младшего возраста именно в этой деятельности. Так, например, я заметила, что наличие в играх зачинов, диалогов способствует речевому развитию дошкольников. А объяснение содержания, смысла определенных пословиц и поговорок  формирует умение правильно применять их при необходимой ситуации.

Результативность опыта

Эффективность опыта представлена данными мониторинга на начало и конец применения представленного опыта.

Данные мониторинга на начало реализации инновационного опыта: высокий показатель – 0 %, средний – 10%, низкий – 90%. Результаты мониторинга на конец реализации инновационного опыта: высокий показатель – 40%, средний – 45%, низкий – 15%.

Данные мониторинга показывают, что у детей:

- сформировались навыки разговорной речи;

- расширился словарный запас;

- начала развиваться связная речь;

- расширилось представление детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

- сформировался интерес к народному искусству и народным традициям;         

- у детей начала формироваться открытость, доброжелательность;

- родители стали активными         участниками совместных акций,  приобщились совместно с детьми к миру природы.

Перспективы применения опыта в практике.

Опыт инновационной деятельности по теме: «Роль фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста» может быть использован воспитателями детских садов, а также родителями дошкольников. Он размещен на сайте ДОУ и на личной странице Nsportal.

Литература.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

3. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика №8 (49) ноябрь/2008., с.20-23;

4.Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

5.Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // дошкольное воспитание, - 1991. - №9.- с. 16-20.

6. Жизнь и научно педагогическая деятельность Е. А. Флериной // Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-метод. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Детство-Пресс,2000.

8. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

9. Куприна Л. С., Бадурина Т. А. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л. С. Куприна, Т. А. Бадурина и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 400 с.

10.Лапшина Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2007

11. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду: методические рекомендации / Л. А. Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

12.Мухатдинова С. С., Реунова О. Б., Черкасов В. А. Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. - №45. – С. 244-246.

13. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012.- 166 с.

14. Сысоев В. Д. Пословицы и поговорки. Астрель, 2009.

15.Флерина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 189 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html  



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Гости к нам пришли» в 1   младшей группе

Автор-составитель: воспитатель МБДОУ «Лямбирский детски сад № 3 комбинированного вида»: Шагарова Н.Н.

Цель: формирование речевых навыков с помощью стихотворений А. Барто «Игрушки»,усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка .

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить группировать предметы по 2 признакам: цвету, величине.

- продолжать знакомить детей с предметами окружающего мира;

-учить детей читать стихи с помощью воспитателя и самостоятельно; формировать выразительность движений: умение передавать простейшие движения под текст. (попрыгать как зайчик).

Развивающие:

-развивать все компоненты устной речи детей;

-развивать познавательный интерес, память;

-развивать художественное восприятие;

-развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием.

Воспитательные:

- воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, употреблять слова «спасибо», «пожалуйста»;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей (сопереживание, сочувствие, радость);

- воспитывать любознательность, самостоятельность, активность.

Оборудование: игрушки зайчик и еж; колокольчик; полотенце,  плоскостные изображения яблок разных по цвету и величине,  морковка, мнемотаблицы.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (сказок, потешек, игры, стихи А. Барто)

Методы и приемы : наглядный (половинки яблок,); словесный (художественное слово, вопросы, пояснение); игровой (проблемная ситуация, дидактическая игра, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент).

Ход занятия:

Воспитатель звонит в колокольчик, дети встают в круг.

Воспитатель

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель

 Ребята, когда друзья встречаются,  они обязательно здороваются. Давайте и мы с вами поздороваемся, только сделаем это необычно.

Игровое упражнение «С добрым утром!»

С добрым утром глазки! (указательным пальцем погладить глазки)

Вы проснулись?

С добрым утром ушки! (ладонями поглаживать ушки)

Вы проснулись?

С добрым утром ручки! (поглаживание рук)

Вы проснулись?

С добрым утром ножки! (поглаживание ног)

Вы проснулись?

С добрым утром солнце! (поднять руки вверх и посмотреть глазами вверх)

Мы проснулись!

Воспитатель

Ребята, сегодня я получила письмо от лесных зверят.  Они хотят прийти к нам в гости. Хотите узнать, кто нам пишет? (Да) Тогда, послушайте письмо и попробуйте догадаться, кто сегодня будут нашими гостями.

Воспитатель читает письмо.

«Бегаю быстро, прыгаю ловко,

Очень люблю покушать морковку.

То в белой, то в серой хожу я в обновке

 А хвост мой, друзья,  ну совсем коротышка»

Воспитатель

Ребята, кто же это может быть? (Заяц)

Правильно, это заяц. Интересно, кто же наш второй гость… Послушайте, что он пишет о себе.

«Я в лесу живу под ёлкой,

Ношу острые иголки.

Хожу-брожу я вдоль дорожек

Весь колючий братец…»   (Ежик)

Воспитатель

Правильно, это ежик. Сегодня нашими гостями будут зайчонок и еж.

Воспитатель

Ребята, а вы любите гостей? (Да) Тогда, давайте приготовим для них  угощение.

- Что любит есть зайчик? (морковку), а что ест ежик (яблоки)

Воспитатель

(Раздается стук). Ребята, наверное, это наши гости.  Только дверь закрыта на замок. Что же нам делать? (Ответы детей).

Воспитатель

Правильно, нам нужно открыть замок.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок –

Кто его открыть бы смог? (Пальцы соединены в замок.)

Мы замочком постучали (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

Мы замочек покрутили (Пальцы сцеплены, круговые движения)

Мы замочек потянули (Тянем кисти в стороны)

И открыли! (Пальцы расцепились)

Воспитатель

Ну, вот замок и открылся. Встречаем наших гостей.  Воспитатель вносит в НОД игрушки - зайца и ежа. Заяц мокрый. Здравствуйте!

Воспитатель

Зайчик! А что  ты весь мокрый? (Под дождем промок) .

-Я заверну его  в полотенце, что бы он высох и согрелся. Воспитатель заворачивает зайчонка в полотенце.

Воспитатель

А вы, ребята, послушайте, что же случилось с зайчиком. Об этом очень хорошо рассказала нам в своем стихотворение Агния Барто.

 Чтение стихотворения из серии «Игрушки» А. Л. Барто «Зайка»

(по мнемотаблице).  

https://i.pinimg.com/736x/a7/c5/c7/a7c5c7726b0cce1564fc32ae1e3c655e.jpg

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

 Беседа.

Воспитатель

 Ребята, кто бросил зайчика? (Хозяйка)

Воспитатель

Почему зайка мокрый? (Промок под дождем).

Воспитатель

Можно ли игрушки бросать на улице? (Нет).

Воспитатель

Куда нужно положить игрушки после того, как поиграли? (Убрать на место).

Воспитатель

Давайте пожалеем зайку, скажем ему ласковые слова и угостим морковкой. Дети называют ласковые слова: маленький, хорошенький, пушистенький.

Воспитатель

Ребята,  Зайчику очень понравились ваши добрые, ласковые слова. Он предлагает с ним  поиграть.

Физминутка «Зайка».

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Дети выполняют движения согласно словам.

Воспитатель

Ребята, посмотрите, ежик совсем заскучал. Может,  угостим его яблочками? (Да)

Только по дороге случилась беда, яблочки рассыпались и перепутались. Ребята, помогите соединить части яблок для ёжика.

Дидактическая игра «Половинки».

Дети на фланелеграфе объединяют части красных, зеленых  и желтых яблок, больших и маленьких.

Воспитатель

Ребята, какого цвета бывают яблоки? (красные, желтые, зеленые)

- Какой вкус у яблок? (сладкий, кислый)

Вот мы и собрали яблоки для Ёжика. Посмотрите, как он доволен. Еж говорит вам спасибо.

Воспитатель

Зайчику и ежу очень понравилось у нас в гостях, но им пора в лес. Давайте скажем им «До свидания!» Воспитатель выводит игрушки за дверь. 

Воспитатель  

Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости? (Ответы детей)

- Чем мы угостили зайчонка? (морковкой)

- А что дали ежонку? (яблоки)

Воспитатель

Ребята, вы мне очень понравились. Вы такие добрые и отзывчивые. Всем помогаете. Молодцы!