доклады

Феоктистова Елена Владимировна

                  

                             Коммуникация и культура.

   Термин “культура” (лат. cultura) переводится как “возделывание, обработка, развитие, почитание” и подразумевает целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека.

Культура выступает как механизм передачи социального опыта.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:
• Под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).
• Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.)
• В третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»).

Многочисленные определения термина «культура», существующие в науке, позволяют отметить основное. Культура — это сyщностная характеристика человека, связанная с чисто человеческой способностью целенаправленного преобразования окружающею мира, в ходе которого создается искусственный мир вещей, сим­волов, а также связей и отношений между людьми. Все, что сдела­но человеком или имеет к нему отношение, является частью куль­туры. Коммуникация и общение являются важнейшей частью че­ловеческой жизни, а значит, и частью культуры. Подчеркивая их важность, многие исследователи приравнивают культуру к обще­нию (коммуникации). Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура — это коммуникация, а коммуникация.— это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное по­ведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми.

 Только в общении с взрослыми и свер­стниками маленький ребенок становится человеком. Только через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становит­ся представителем своего народа и культуры. Только через обще­ние человек может соотносить свое поведение с действиями дру­гих людей, образуя вместе с ними единый общественный орга­низм — социум. В процессах социального взаимодействия приоб­ретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах (вер­бальное и невербальное), видах (формальное и неформальное), типах (межличностное, межгрупповое, межкультурное) наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.

Коммуникация – это социально-обусловленный процесс передачи и восприятия информации, как в межличностном так и в массовом общении по разным каналам при помощи разных вербальных и невербальных средств.

Основные функции коммуникации:

- информативная - передача истинных или ложных сведений;

- побудительная - организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение функций, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;

- перцептивная функция - восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

- экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Каждый конкретный акт коммуникации определяется куль­турными различиями собеседников. В зависимости от специфики культурных различий в межкультурной коммуникации принято различать коллективистский и индивидуалистский виды культу­ры.

Коллективистский вид культуры распространен преимуще­ственно среди восточных народов, в культурах которых главной ценностью является отождествление себя с коллективом. Данный вид культуры является господствующим у народов Японии, Ки­тая, России и большинства африканских стран. Зачастую предста­вители этих культур могут употреблять местоимение «мы», выска­зывая свое личное мнение. Человек, принадлежащий к индивиду­алистской культуре, может воспринять это высказывание как об­щее мнение коллектива, но не как личное мнение говорящего. Представители коллективистских культур часто забывают свои личные интересы ради успешного межличностного взаимодействия Человек в таких культурах оценивается по его способности уста­навливать контакт с другими людьми, и по этой способности дру­гие судят о его характере и компетенции. В традиционном китай­ском обществе даже нет точного слова, которое передавало бы адекватно смысл понятия «личность», которое широко распространено в западных культурах. Для японцев существует понятие индивидуум, в первую очередь, как часть целой группы. Когда члены японской семьи разговаривают друг с другом, то называют друг друга не по именам, а терминами, указывающими на поло­жение конкретного человека в группе (например, невестка). Ког­да сын занимает в семье место умершего отца, то все называют его отцом, даже собственная мать так называет своего сына.

В Японии вообще господствует убеждение, что коллектив, груп­па — наиболее устойчивое и постоянное из всех явлений обще­ственной жизни. Каждый отдельный индивид в группе — ее прехо­дящая часть, и поэтому он не может существовать вне группы. При этом человек по собственной воле подчиняет себя группе. Индиви­дуальное развитие личности идет за счет того, что она находит свое место в группе. Любой групповой успех распространяется и на каж­дого члена группы. Поэтому японцы оказываются не в состоянии понять американцев, которые чрезвычайно динамичны в своих груп­повых отношениях: они постоянно образуют различные группы, переходят из одной в другую и меняют свои убеждения. Для японца покинуть группу означает потерять идентичность. Там, как только человек становится работником предприятия, он становится состав­ной частью группы и остается таковым до конца жизни. Новый работник находится в подчинении у пришедших ранее и соответ­ственно ему повинуются те люди, которые пришли в группу позже. В Японии вся жизнь человека связана с предприятием, оно являет­ся для него центром культурной и социальной жизни. Свободное время все сотрудники проводят вместе, отпуск проводят в одном доме отдыха, события личной жизни, такие, как свадьба, или раз­вод, тоже являются предметом заботы всего коллектива.

В индивидуалистских культурах акцент делается на личность, и главной ценностью в них является индивидуализм. Такая ориентация в большей степени распространена в западной культуре. Там каждый человек имеет свои принципы и убежде­ния. В этих культурах все поступки человека направлены на себя. Индивидуализм является наиболее характерной чертой поведения американцев. В отличие от представителей японской культуры, которые стараются всегда быть незаметными и не выделяться из общей массы, американцы считают, что их поведение должно быть напористым и отличаться уверенностью действий, которые ведут к жизненному успеху и признанию в обществе.

Закономерно, что тот или иной вид культуры порождает свой тип общения. Так, представители коллективистских культур стара­ются избегать прямых взаимодействий и делают акцент на невер­бальных средствах коммуникации (смех, жест, кашель, паузы), которые, по их мнению, позволя­ют им лучше выяснить и понять намерения собеседника, определить его отношение к ним. Со своей стороны, представители индивидуа­листских культур предпочитают прямые формы общения и откры­тые способы решения конфликтов. Поэтому в процессе коммуника­ции они используют преимущественно вербальные способы. (Человеческая речь)

Общение происходит на трех уровнях: коммуникативном, ин­терактивном и перцептивном.

Коммуникативный уровень представ­ляет собой общение посредством языка и культурных традиций, характерных для той или иной общности людей. Результатом это­го уровня взаимодействия является взаимопонимание между людь­ми.

 Интерактивный уровень это общение, учитывающее лично­стные характеристики людей. Оно приводит к определенным вза­имоотношениям между людьми.

Перцептивный уровень дает воз­можность взаимного познания и сближения людей на этой раци­ональной основе. Он представляет собой процесс восприятия парт­нерами друг друга, определение контекста встречи. Перцептив­ные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием, «читать» настроение партнеров по вербальным и невербальным характеристикам, понимать психологические эффекты восприя­тия и учитывать их для снижения его искажения.

Когда представители различных культур вступают в непосредственный контакт и их взгляды на мир пересекаются, неизбежно обнаруживаются различия в отношении к явлениям окружающей действительности. При этом закономерно, что свои представления считаются нормальными, а представления партнера – наоборот. То, что одна сторона считает само собой разумеющимся, сталкивается с таким же «само собой разумеющимся», но уже другой стороны. В большинстве случаев обе стороны занимают этноцентристскую позицию, воспринимая партнера как невежественного и неосведомленного человека.

   Итак, при контактах с другими культурами большинство людей судят о чужих культурных ценностях, опираясь на критерии культурных ценностей собственного этноса. Тем самым этноцентризм можно определить как психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей сквозь призму своей культуры, при этом собственная культура воспринимается как превосходящая другие культуры и расценивается как единственно правильная, а другие недооцениваются. Все то, что отклоняется от норм, ценностей, обычаев, традиций, особенностей поведения своей собственной культуры, воспринимается как «неправильное».

    Сегодня в культурной антропологии распространена точка зрения, согласно которой этноцентризм в той или иной мере свойствен любой культуре. Многие учёные считают естественным то, что людям присущ соблазн смотреть на мир сквозь призму своей культуры, и это имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Положительное заключается в том, что этноцентризм позволяет классифицировать носителей своей и иной культуры, отделить одну этнокультурную группу от другой. Отрицательный момент  проявляется в сознательном стремлении изолировать одних людей от других, враждебном отношении одной культуры по отношению к другой.

Другие исследователи полагают, что этноцентризм в большей степени представляет собой негативное явление, равнозначное национализму и даже расизму. В качестве примера можно привести ситуацию общественных взаимоотношений в современной России, где тенденция неприятия всех чужих этнических групп наряду с завышенной оценкой собственной группы нередко вызывает к жизни такие явления, как движения нацболов, скинхэдов, действия которых носят ярко выраженный противоправный характер.

    В заключение следует отметить, что степень выраженности этноцентризма в основном зависит от социальных факторов. Если в обществе наличествует стремление понять и оценить чужую культуру, то такую разновидность этноцентризма можно определить как гибкую. Именно она представляется наиболее приемлемой в условиях межкультурной коммуникации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Использование игровых педагогических

            технологий на  внеурочных занятиях.

1.Внеурочная деятельность способствует воспитанию музыкальной культуры школьников.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

Моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются для него поистине самыми счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблённо, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе.

Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.
Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:
- углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;
- способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
- организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
-
Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры - путешествия, викторины, конкурсы, выпуск газеты «В мире прекрасного», фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.

К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые формы занятий - соревнования, конкурсы. Большой интерес вызывает у ребят «Музыкальный турнир». «музыкальное путешествие». Участие в этих играх принимают команды от классов одной параллели - это знатоки музыки. Конкурсанты этих музыкальных состязаний проявляют музыкальные способности, творчество, инициативу. А для учителя такие конкурсы - отличная возможность проверить знания учащихся по предмету. Вопросы повышенной сложности выявляют самых эрудированных в мире музыки (конкурс «Гонка за лидером»). Эмоциональная атмосфера таких мероприятий приносит ученику те переживания, о которых Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей.
Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Театр может перенести зрителей в далёкое прошлое, будущее, и в сказку… А сказка - это чудесный, волшебный мир, в котором добро всегда побеждает зло. В сказке могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Герои музыкальной сказки «Где же солнышко живёт?» (сценарий М. Пляцковского, музыка М. Минкова) на собственном примере показали - как преодолевать трудности и что значит настоящая дружба. Занятия в театре имеют большое воспитательное значение: дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Постановка музыкальных спектаклей способствует расширению и углублению знаний в области музыки. Например, в спектакле «Там, где музыка живёт» действие происходит в музыкальном королевстве: «Это домик, в котором живут нотки. В нём пять этажей - ступенек, и называются они нотный стан. Каждая нотка на своём месте… У нашей матушки королевы Мелодии два сына. Одного зовут Минор, другого - Мажор. Чтобы их не обидеть, она отдала каждому принцу по половине королевства». Сказочный сюжет с первых минут захватывает зрителей. В музыкальное королевство пытается проникнуть неизвестный, чтобы украсть несколько нот и нарушить порядок. Дети знакомятся с такими «музыкальными героями», как Нотки, принцы Мажор и Минор, Королева Мелодия, Реприза. «Вхождение» в мир музыки происходит в интересной, увлекательной форме.
Как и в любой другой школе, в нашей школе есть замечательные традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «День Учителя», «Праздник Букваря», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.

Одно из традиционных школьных мероприятий - фестиваль военной песни, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие отличается большой инициативностью учащихся. Ребятам нужно выбрать песню, продумать инсценировку. Фестиваль даёт возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста и ведущего. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Песенные фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и слушательскую культуру школьников. Из многолетнего опыта проведения фестиваля виден результат - дети знают и любят песни военных лет. На уроках музыки они с желанием исполняют песни, прозвучавшие на фестивале. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.
Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.


2 Использование игровых технологий на внеурочных занятиях.

1.Постановка задачи.

      Младший школьный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у учителя музыки, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

 Музыкальные  игры – важное  средство развития музыкальных способностей младших школьников. Я всегда использовала их в своей практике  и сочла нужным систематизировать их применения.

 Цель: 

  1. Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством  музыкально - дидактических пособий и игр.  
  2. Использование в играх всех видов музыкальной деятельности :    пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.
  3. Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

Задачи:

  1. Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
  2. Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
  3. Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
  4. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Организация  работы проводится по трем направлениям:

  1. Групповая и индивидуальная работа с детьми.
  2. Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
  3. Совместная работа педагогов ДОУ.

Результаты  использования игровых технологий в работе:

  1. Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
  2. Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их  в самостоятельной деятельности;
  3. В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.

Повышается  уровень развития у детей познавательной активности,

 

 Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

 В младшем школьном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

 К примеру, игровая ситуация на внимание: «Собери цветок» (дети собирают  определенного цвета). Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру,  на березе появляются листочки клена с плодами яблок), а ребенок должен это  заметить. Или при слушании «Колыбельной музыки»  игрушка, пришедшая на занятие,  начинает весело плясать и маршировать и, наоборот,  во время веселой – спать.

 Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры  драматизации, музыкальные игры.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.

Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

 Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий,  с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в произведениях и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

 С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

      Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы школы и решением его основных задач.

 Еще один из методов игровых технологий - игровая терапия.

 Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение игровой терапии.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

С такими  детьми необходимо заниматься игровой терапией систематически. Дети приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используем народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

 Используя в педагогическом процессе народные игры, мне не только удается реализовать обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции:   одновременно приобщить детей к народной культуре.

В своей работе использую театрально-игровую деятельность, которая обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

 Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий  положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

Приведу несколько примеров используемых мною игр.

 «Танец с платками»

И.П.: дети стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки.

С началом звучания дети начинают играть каждый со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Педагог дает возможность детям поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений. Затем дети встают в пары  и под музыку находят совместное с партнером пластическое решение.

На следующем этапе дети встают парами по кругу (каждый со своим партнером в этой игре). Музыка начинает звучать с самого начала. Каждая пара по очереди выходит в центр круга и становится  ведущей, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют в парах движения ведущих.

 «Бабочка и ветерок»

Дети разбиваются на пары и встают в произвольном порядке. Один из них – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).

«Музыкальное путешествие»

Сценарий внеурочного мероприятия "Музыкальное путешествие" для начальной школы

Феоктистова Елена Владимировна

 учитель музыки

Необходимо подготовить:

- тексты для ведущих,
-презентация,

- подготовить нотки из бумаги за правильные ответы,
- пакеты с заданиями (с ребусами);

Текст частушек,
- выучить 2 любые песни, или вспомнить их по ходу действия;

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня нам с вами предстоят необычайные приключения в музыкальном мире – мы отправляемся в волшебное путешествие!!! Чтобы поезд отправился быстрее, необходимо придумать названия каждой команде… Итак команда под №1 называется - …….., под №2 - ………, под №3 - …….. Молодцы ребята, наш волшебный поезд готов отправиться в путь! А чтобы в пути нам было нескучно, давайте все вместе споём песню ….

Наша первая станция «ВСПОМИНАЙКА». С неё начнется наше путешествие.

Ведущий 2: В нашем поезде не нужны билеты, но, чтобы отправиться в путь, необходимо на первой станции вспомнить название нот. А сколько музыкальных нот вы знаете? (7) Нужно выбрать по одному представителю от команды. Я буду читать стихотворение, а вы должны дружно отгадать ноты.

Раз в субботу семь енотов
Во дворе учили ноты.
Дотянув насилу 
“до”
Вытер пот один енот.
А второй дошёл до “
ре”,
Очень жарко во дворе.
Третий взять пытался “
ми”,
Да попробуй-ка, возьми.
А четвёртый: “Что, мне “
фа”!-
С двойкой может быть графа.
Пятый взять пытался “
соль”,
И вздохнул – не соль а боль.
А шестой засел на “
ля”,
И без ля стоит земля.
Лишь седьмой дошел до “
си”,
Да и тот совсем осип.

А теперь, представители команд, назовите ноты по очереди, в обратном порядке. За каждое правильно выполненное задание команда получает музыкальную ноту. Ну, а теперь поезд может отправляться дальше. Всем занять свои места, необходимо взяться за руки всем вместе. Поехали! (звучит музыка)

Ведущий 3: Как весело в нашем волшебном поезде! Смотрите, впереди следующая станция «ВОПРОСОВО», нам предстоит второе испытание. Командам надо ответить на вопросы. Каждая команда должна ответить на три вопроса.

1.Какой из перечисленных предметов не имеет отношения к музыке?

  1. Рояль
  2. Пианино
  3. Фортепиано
  4. Холст

2.Какой из перечисленных предметов  имеет отношение к музыке?

  1. Жимолость
  2. Пикули
  3. Бандана
  4. Жалейка

3. Какое из этих слов обозначает название музыкального инструмента?

  1. Фартук
  2. Фагот
  3. Фасоль
  4. Фабрика

4. У какого из перечисленных музыкальных инструментов нет клавиш?

  1. У пианино
  2. У органа
  3. У аккордеона
  4. У флейты

5. Торжественная песня, музыкальный символ государства:

  1. Гимн
  2. Романс
  3. Частушка
  4. Былина

6.Низкий мужской голос.

  1. Бас
  2. Баритон
  3. Тенор
  4. Дискант

7.Высокий детский голос.

  1. Дискант
  2. Баритон
  3. Тенор
  4. Бас

8. Ударный самозвучащий музыкальный инструмент, символ России.

  1. Колокол
  2. Треугольник
  3. Барабан
  4. Литавры

9. Музыкальный спектакль, с участием певцов, хора и симфонического оркестра?  

  1. Симфония
  2. Концерт
  3. Опера
  4. Балет

 (за правильный ответ нота)

Ведущий 4: Молодцы ребята! А теперь наш поезд отправляется дальше. Поехали! Вот мы и прибыли на станцию « ПЕСЕННАЯ».

Я знаю, что все из вас любят смотреть мультфильмы. Сейчас нам предстоит новое испытание. В мультфильмах часто звучат песни, вам необходимо будет угадать правильные слова в песне. Наш конкурс называется музыкальная дырка. Будет звучать знакомая вам  песня, на месте пропуска слов вы услышите вот такой звуковой сигнал (звук). Вам нужно правильно восстановить строчку в песне, а затем её исполнить.

(звучат 6 песен)

(за правильный ответ нота)

Ведущий 5: Ура, ребята. Теперь можно отправляться дальше. (звучит музыка) Вот она, следующая станция “НЕМАЯ”! Но сможем ли мы справиться с заданием, чтобы продолжить путешествие? Задание очень непростое.

Внимание! Одна команда, посовещавшись, должна изобразить любой музыкальный инструмент – молча, зрители должны угадать. Командам на листочках раздаются названия музыкальных инструментов (по три инструмента каждая) Только после этого вы тронетесь в путь. Начали!

Пианино

Гитара

Арфа

Свирель (дудочка)

Барабан

Металлофон

Гармонь

Скрипка

Балалайка

Ну, а теперь настало время музыкальной паузы. Вы хорошо разбираетесь в музыкальных инструментах, и знаете песню о них. Исполняется песня «Веселый музыкант»

 

Ведущий 6: Едем дальше! Внимание друзья станция “СКАЗОЧНАЯ”! Ой, но кто же это у нас стоит там, на пути? Баба – Яга? (хорошо, если в роли Бабы – Яги будет мальчик)

- Баба-яга, Баба-яга?! Не Баба-яга, а Бабуся-ягуся! Разбудили девушку-красавицу! Понаехали! Чаво надо?

- Проехать дальше хотим.

- Проехать? Ну-Ну. Тогда загадки мои отгадайте!

Внимание – Загадки!

1.Это что еще за нота?
Веселится — тра-ля-ля!
Распевает громко песни!
Ее имя — нота …(ля)

2.Сам пустой,

 голос густой, 
Дробь отбивает,

 шагать помогает. (Барабан)

3.Пять ступенек - лесенка,
На ступеньках - песенка.
На пяти проводах
Отдыхает стая птах.
 (Ноты)

4.В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
 (Гармонь)

5.Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?
 (Рояль)


6.Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент -
Самый русский инструмент.
 (Балалайка.)

7.Он на сцене выступает,
В хоре песню начинает.
Исполняет весь куплет,
Хор припев поёт в ответ.
 (Солист.)

8.Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент!
 (Дирижёр)


9. Сон и отдых позабыты:

Песню пишет…(композитор)

Баба-Яга - Ладно, проваливайте, пока я добрая!

Ведущий 7: Молодцы ребята! Поехали! Вот мы и прибыли на станцию “ Частушечная”. Ой, как здесь весело! Внимание, задание для самых музыкальных! Сейчас вам предстоит исполнить частушки. Возьмите листочки с текстом. Звучит музыка. А зрители болеем за ребят, поддерживаем их своими аплодисментами!!!

1.Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем постесняться.

2.Мой дневник, как верный друг,

Для меня старался.

Я не выучил урок,

Дома он остался.

3.Нам учиться каждый день

Надоело очень.

Сделали бы нашу жизнь

Чуточку попроще!!!

4.Если ты моя подружка,

Из несчастья вызволи:

Подними скорее руку,

Чтоб меня не вызвали.

5.Трень - брень - дребедень!

Выступал бы целый день!

Мне учиться неохота,

А частушки петь не лень!

6.Дима слух развил хороший.

Может без опаски

Слушать стоя у доски,

С дальних парт подсказки.

7.Утомился наш дружок,

От урока просто взмок.

Почему он так устал? -

Весь урок звонок он ждал.

8.Мой дневник, как верный друг,

Для меня старался:

Я не выучил урок –

Дома он остался.

9.Мы немного пошутили,

Посмеялись над собой,

Если что присочинили —

Так проступок небольшой


Ведущий8: Двигаемся дальше! И следующая станция на нашем пути

 “ ПОЧТОВАЯ”

Капитаны команд получите очень важные пакеты с заданиями. Внимание! По моему сигналу, вскрываем пакеты, там вы увидите письмо, но часть букв зашифрована. Вам необходимо разгадать ребусы и прочитать все послание. 1,2,3. Начали! (В пакетах ребусы на музыкальную тематику) А пока наши команды выполняют задание, зрители смогут заработать небольшой приз, разгадав музыкальные ребусы.

Листочки с выполненными заданиями сдать для проверки.

Ведущий 8: Наше путешествие подходит  концу, пора возвращаться! Дома ждут нас наши родные. И, конечно, самые близкие - это мамы. Давайте исполним для них песню и устроим им праздник. Пора подвести итоги. Команды, сдать заработанные нотки. Поздравляем команду победительницу! Желаем всего самого наилучшего! Успехов Вам ребята!           Исполняется любая песня.

3. Список литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  15. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  16. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  17. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  18. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  19. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  20. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  21. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  22. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  8. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
  9. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
  10. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
  11. Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Учитель, 2004г
  12. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 2 класс»/3 части/, Волгоград, Корифей, 2003г.
  13. Улашенко Н.Б. «. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Корифей, 2005г
  14. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  15. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
  16. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  17. Песенные сборники.
  18. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  19. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  20.  Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с
  21. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
  22. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 336с.: - (Б-ка учителя музыки).
    45. В.А. Школяр, Е.Д. Критская. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студ муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с.