"Мастер-класс-2016"

Хасанова Эльмира Галимулловна

Страница содержит материалы конкурса  учителей русского языка "Родной язык"

Мастер-класс              https://cloud.mail.ru/public/CYgL/v6X3ZNgTo

Видеоролик «Мой край, моя школа, моя профессиональная деятельность»                https://cloud.mail.ru/public/CRYd/3NjcaTKJ4

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление на  учителя русского языка и литературы МБОУ «Старочечкабская основная общеобразовательная школа Кайбицкого  муниципального района РТ» Хасанову Эльмиру Галимулловну

Хасанова Эльмира Галимулловна, учитель русского языка и литературы,  имеет высшее образование. Стаж педагогической деятельности - 21 год. Категория - высшая. В данном образовательном учреждении работает с 1994 года. Эльмира Галимулловна обладает высоким уровнем профессиональных знаний, хорошо владеет методикой преподавания.

         Работа учителя направлена на достижение максимальной эффективности на каждом уроке. На    уроках  большое внимание уделяет  самостоятельной, поисковой работе учащихся. Доброжелательный тон учителя  и  атмосфера свободного творчества  позволяют учащимся верить в свои способности.

Учитель использует нетрадиционные  формы  урока, что повышает интерес учащихся.  Уроки строятся  на  технологии проблемного обучения. Её уроки отличаются плотностью, чёткостью, разнообразием методов и приёмов в обучении. Каждый урок проходит с использованием информационно-компьютерных технологий, мультимедийных средств. Большое внимание уделяет индивидуальной работе с учащимися, даёт разноуровневые задания.

Эльмира Галимулловна большое внимание уделяет внеклассной работе, организуя  их в разных формах. Энергичная, целеустремленная, активная, проводит различные мероприятия, способствующие развитию индивидуальных особенностей учащихся. Обучающиеся участвуют в  очных и дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Участвуя  в методической работе,  изучает передовой педагогический опыт  и применяет в своей практической деятельности,  делится своим опытом со своими коллегами. Опыт учителя  обобщен на открытых уроках в  школе,  в рамках семинаров районного методического объединения    учителей русского языка и литературы.

Эстетически оформленный кабинет учителя представляет собой  систематизированную учебно - методическую лабораторию, в которой сосредоточены нормативные документы, также богатый иллюстрированный материал к урокам. Лаборатория учителя ориентирована на индивидуально-дифференцированный  подход   к организации  учебной деятельности на уроках и внеурочных занятиях.

Учитель пользуется большим уважением среди коллег,  учащихся и  родителей. Всегда  доброжелательна, ответственна.  Добросовестное   отношение  к делу  помогает учителю добиваться  высоких  результатов  в  воспитании подрастающего  поколения.

Начальник МКУ “Отдел образования

Исполнительного комитета Кайбицкого                        

 муниципального района РТ” :                                                      И.А.Шакиров

Оценка профессиональной деятельности учителя  русского языка и литературы  МБОУ “Старочечкабская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района РТ”

1. Грамота МКУ “Отдел образования Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района РТ”за подготовку победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской (республиканской)олимпиадыпо русскому языку для учащихся школ с родным  языком (нерусским )языком обучения, 2014г.

2. Грамота МКУ “Отдел образования Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района РТ” за результативное участие в районных конкурсах,2015г.

2.Грамота Грамота МКУ “Отдел образования Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района РТ” за  успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, 2015г.

Тема выступления на конференциях

Тема выступления

Уровень  (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Тема конференции, кем организована,для каких категорий работников образования проведена, место проведения

Дата

1

Деятельностный подход к организации читательской грамотности учащихся 5-7, 8-9 классов на уроках русского языка и литературы

муниципальный

«Формирование успешной личности в условиях модернизации муниципальной системы образования», РМО учителей русского языка и литературы

2012

2

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ

муниципальный

Современные технологии – новые возможности качественного образования, РМО учителей русского языка и литературы

2013

3

Инновационная деятельность в школе, как способ повышения результативности  работы»

муниципальный

Современные технологии – новые возможности качественного образования, пленарное заседание августовской конференции работников образования Кайбицкого муниципального района

2013

4

Проектирование уроков русского языка и литературы по требованиям ФГОС

муниципальный

Актуальные проблемы филологического образования в новом учебном году в условиях перехода на ФГОС ОООО» заседание  августовской конференции РМО учителей русского языка и литературы

2015г.

 Методические публикации

Тема (название),вид публикации,  количество страниц

Уровень  (образовательное учреждение, муниципальный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Где напечатана

(наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации

Год издания

1

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы, статья, 4 страницы

Международная научно-практическая конференция  «Инновационные технологии в образовании»

Сборник научных трудов ТРИ «Школа»

2012г.

2

Особенности  обучения русскому  языку в татарской  школе

Международный

Сборник научных трудов III Международной научно-образовательной конференции 26-28 ноября 2015 года

2015

Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах

Предмет

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  олимпиады

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

Русский язык

Муниципальный

1 место Победитель Шамсутдинова И.И.

29.12.2014г.

Грамота

Русский язык

республиканский

участие

2015г.

Сертификат

Русский язык

муниципальный

1место победитель Газимзянова Г., 7класс

2015г.

Русский язык

муниципальный

1 место Хузин Раниль, 8 класс

2015г.

Русский язык

муниципальный

2 место призер Хасанова З.

2015г.

Результаты участия обучающихся в конкурсах и научно-практических конференциях

Тема конференции, кем организована, дата проведения

Тема выступления

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

Районная конференция школьников «Память о войне»,  РМО учителей русского языка и литературы, 2015г.

«Ветераны моей семьи» в номинации «Живем и помним»

муниципальный

Победитель 1 место

Хасанова З.А.

Грамота

Районная конференция школьников Память о войне»,  РМО учителей русского языка и литературы, 2015г.

Сочинение в номинации «Живем и помним»

муниципальный

Победитель

1 место Шамсутдинова И.И.

Грамота

Районная конференция школьников Память о войне»,  РМО учителей русского языка и литературы, 2015г.

Номинация «Лирика времен года»

Муниципальный

2 место  Хузина Г.Р.

Грамота

1 отборочный этап республиканского конкурса сочинений о профессиях «Билет в будущее»

Номинация «Профессия будущего»

мунинципальный

3 место

Хузин Р.Р.

Диплом

1 отборочный этап республиканского конкурса сочинений о профессиях «Билет в будущее»

Номинация «Человек труда»

муниципальный

3 место Хасанова З.А.

Диплом

Результаты обучающихся на основе годовых оценок по преподаваемому предмету

Учебный год

предмет

Качество  обучения  (%)

Успеваемость (%)

2012-2013

Русский  язык

Литература

58%

76%

100%

100%

2013-2014

Русский  язык

Литература

52%

56%

100%

100%

2014-2015

Русский  язык

Литература

66%

74%

100%

100%

Результаты сдачи ГИА по преподаваемому предмету

Учебный год

Предмет

Средняя оценка

Качество обученности по итогам ГИА

(% учащихся, получивших оценки «4» и 5» по итогам ГИА,

в общей численности участников ГИА)

Успеваемость по итогам ГИА  

(% учащихся, не набравших минимальное количество баллов и получивших оценку «2», в общей численности участников ГИА)

2012-2013

Русский язык

3,25

25%

100%  ( 0%)

2013-2014

Русский язык

4,5

100%

100%  (0%)

2014-2015

Русский язык

3,62

50%

100%   (0%)

Начальник МКУ “Отдел образования

Исполнительного комитета Кайбицкого                        

 муниципального района РТ”:                                                          И.А.Шакиров



Предварительный просмотр:

Хасанова Э.Г.,

учитель русского языка и литературы

Эссе «Мое педагогическое  мастерство»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.  

Как красиво описал Ф.И.Тютчев осень.  Люблю это время года.  Может быть, потому, что я родилась,   пусть не в золотую пору, но осенью,  может потому, что это самое  яркое  богатое время. Задумываюсь…Наверное,  самое  главное,   за что я люблю осень – это начало нового учебного года. Ведь с началом осени начинается новый учебный год, а я уже тридцать второй год 1 сентября  иду в школу. Самый запоминающийся и яркий школьный праздник! Не это ли счастье?! Ведь школа - это всегда любопытные, нетерпеливые, искренние ученики; интересные и скучные, забывающиеся и навсегда врезающиеся в память  уроки; веселые и грустные  праздники и, самое главное,  школа -  это непреходящее  чувство детства. Повзрослев, нравственно возмужав, с багажом знаний   покидаем стены родной школы. Давно ли, кажется, сама еще закончила  Ульянковскую среднюю общеобразовательную школу, где преподавали   замечательные учителя. Учителя,  открытые, вежливые, великодушные. Все они были  дороги, любимы, каждый дарил свет, нежность, умение понимать. Всегда с нежностью  вспоминаю тот случай, когда  после помощи колхозу, уставшие,  возвращались домой; Галина Михайловна, наш классный руководитель, угостила нас, пятиклассников, бутербродом. Запах этого хлеба с маслом, наверное, помнят все мои одноклассники.  Не пример ли это чуткого сердца учителя? Помню добрые уроки Натальи Владимировны Бладцевой,  Татьяны Александровны  Разваловой. Красивое, выразительное чтение учителями  на уроках  произведений русской классической литературы.

Для меня вопрос о выборе профессии, кажется, вообще не стоял.  С  детства любила играть в учительницу, заводила журналы, ставила оценки, обучала сестренку. И, конечно, талантливые мои учителя.  Но  главный человек, сыгравший роль в выборе жизненного пути - это мой отец. Пример в жизни, профессиональной деятельности.  Для меня он и наставник, и учитель, и отец. В 1994 году, закончив 11 классов,  вновь переступила порог школы, но уже не в роли ученицы, а учителя, одновременно поступив на филологический факультет Казанского государственного педагогического университета.  Я была уверена, что именно русский язык  и литература - важные среди всех школьных предметов, ибо они   дают не только набор  определенных знаний, а преподают   уроки   жизни.  

Первые шаги моей профессиональной деятельности. Мои первые ученики! Как же всех их я помню! Они младше меня  всего  на 3 года! Почти мои ровесники! Их -13. Я зашла в класс, меня представили, и с  1 сентября 1994 года началась моя интересная, ответственная, благороднейшая профессия УЧИТЕЛЯ.  Моих первых учеников всегда вспоминаю с любовью. Именно они помогли мне стать учителем, именно они заставили поверить в себя, они видели во мне настоящую учительницу. Я всегда с благодарностью отзываюсь о них: старательные,   остроумные, воспитанные, веселые, озорные. Мои ученицы: Галиуллина Алия Салихзяновна, Гильманова Эндже Ринатовна, Хайрутдинова Лилия Рифкатовна  уже на протяжении многих лет коллеги.

Учитель, я считаю, во всем должен быть пусть не идеалом, но примером. Учитель он и дома, и на улице, и в общественных местах – везде должен оставаться учителем. Значит, он пример  и своей речью, внешностью, терпением, душевной щедростью. Как сказал А.П.Чехов: «Все в человеке должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Для меня важные качества в учителе – честность и справедливость: я умею признавать свои ошибки перед учениками, умею быть доброй и нежной, строгой и требовательной. Для меня важно быть не просто учителем, но и помощником в трудную минуту.

Как нам известно, учитель - это самая древняя профессия.  Она вне времени. Но за весь период развития человечества  в области образования происходили  большие изменения. Современный учитель работает над внедрением новых стандартов. Сегодня меняется роль учителя и ученика, но смысл остается тот же: воспитать человека, способного к саморазвитию, самосовершенствованию, и самое главное, умеющего брать ответственность за   будущее нашего общества.  Поэтому главной целью своих уроков вижу обучение через воспитание. Считаю, что воспитанному ученику легко указать путь к знаниям. Иногда думаю: орфографические правила, может,  и забудутся, но воспитательная цель, которая собирается по крупицам в течение многих лет, должна быть достигнута. «Не зря, наверное, И.Песталоцци сказал, что «воспитание и только воспитание - цель школы».  Для меня всегда важно взаимопонимание   с учениками, я ценю и уважаю их мнения, уважаю в них самостоятельного человека.  «Маленький человечек» прекрасно понимает отношение к себе.  Если  ученик с благодарностью посвятил мне  свое  стихотворение, значит, мое дело - благо. Если, окончив университет на красный диплом, мой ученик  с благодарностью приходит в школу делиться своими достижениями, значит, учитель сумел зажечь в нем огонь признательности. Если  воспитанники в таком жизненном темпе, находя время,  поздравляют с праздниками, значит, в их души заложены зерна добра.  

 Меняются времена, поколения, школа. Сегодня огромное количество источников информации, поэтому учащихся нужно направлять на правильный путь добывания знаний, так как «всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может только одно - указать дорогу…». Это выражение Р.Олдингтона  при модернизации образования, я думаю,  очень современно. Эффективным приемом в своей работе считаю дифференцированный подход. Мне  важно, чтобы мои  ученики умели  анализировать, рассуждать, мыслить, делать выводы.

Двадцать лет… Кажется, и много, и мало. Каждый день отдаю частичку своего сердца своим ученикам, всегда верю в их способности и возможности, а они  в свою очередь несут мне добро, счастье, любовь. Перебираю в мыслях другие профессии… Нет, путь выбрала правильный, хотя и нелегкий. Но, главное, люблю своих  учеников. Перед ними я честна, искренна, преданна, откровенна. Никогда не принимала  авторитарной дидактики и педагогики. Мне близка позиция российского  педагога и психолога Ш. Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих  чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах…». Сегодня это так важно…  



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старочечкабская основная общеобразовательная школа

Кайбицкого муниципального  района Республики Татарстан»

III Международная научно-образовательная конференция «Актуальные проблемы современной науки»

Статья «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТАТАРСКОЙ ШКОЛЕ»

Хасанова Эльмира Галимулловна, учитель русского языка и литературы, высшая  квалификационнная категория

2015г.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТАТАРСКОЙ ШКОЛЕ

Э.Г. Хасанова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старочечкабская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Билингвизм (lat. bi—два, lingua—язык) - это двуязычие, т. е. сосуществование у человека или у всего народа двух языков, обычно первого - родного, и второго – приобретенного языка. Живя в Республике Татарстан, мы невольно попадаем в мир билингвизма: русского  и татарского или другого родного и русского языка. Сосуществование двух языков, я считаю, дает много положительных  результатов. Можно отметить хотя бы то, что  дети одновременно знакомятся  не только с языком, но и культурой, традициями  соседствующего языка.  Но все же  есть определенные особенности: родным языком дети овладевают задолго до поступления в школу, на этом языке говорят в семье,  а с русским  начинают знакомиться только в школе.  Попадая в школу,  дети сразу оказываются  в условиях учебного двуязычия, когда им даются знания и прививаются умения и навыки параллельно на двух языках – родном и русском, и это не только облегчает учащимся - татарам  изучение русского языка, но и выдвигает свою проблему. Суть этой проблемы в том, что, с одной стороны, изучение русского языка в национальной школе опирается на знания родного языка, с другой – родной язык затрудняет усвоение русского языка. Обучение русскому языку учащихся обязательно должно строиться с учетом особенностей родного языка учащихся и опираться на знание ими основ грамматики родного языка. Русский и татарский языки относятся к типологически различным группам, но, несмотря на это, между ними можно отметить и общие черты, облегчающие изучение и освоение русского языка. Например, общая алфавитная основа обоих языков, наличие ряда общих гласных и согласных фонем, а также значительное количество слов с одинаковыми корнями, прочно вошедших в словарный фонд обоих языков.

Сравнивая алфавит, мы видим, что татарский алфавит отличается количественно от русского наличием шести букв, которых нет в русском алфавите.

В русском языке ударение не только свободное, но и подвижное. При словопроизводстве и словоизменении оно может переходить с одного слога на другой. В коренных  татарских  словах ударение падает на последний слог.

Изменение по временам – одна их характерных грамматических категорий, как в русском, так и в татарском языке,   отличающая глагол от других частей речи. Между категориями времени русского и татарского глагола много общего и близкого. Это значительно облегчает учащимся усвоение времен русского глагола и  при умелом преподнесении и закреплении их, дает учителю возможность отводить больше времени на выработку навыков практического пользования пройденным материалом, употребления изученных форм учащимися в своей речи. Работающий с учащимися-татарами учитель русского языка должен хорошо знать не только строй  и богатство русского языка, но и особенности родного языка учащихся: без этого он не может достичь в своей работе желаемых результатов. Я  20 лет работаю в  малокомплектной основной национальной школе, где обучается всего  51 учащийся. Все дети из одной   татарской деревни. Общаясь постоянно на татарском языке  с родными, друзьями, у них практически,  казалось бы,  не формируется  русская речь.  Но это далеко не так. Обучающиеся, заканчивая нашу школу, поступают в высшие учебные заведения, получают дальнейшее образование  на русском языке  и заканчивают  на красный диплом. Значит, для них нет языкового барьера.  Я всегда говорю, что «одно другому не мешает», а наоборот, помогает. Поэтому на уроках русского языка, учитывая индивидуальные особенности обучающихся,  стараюсь:

1)установить  сходства между родным и русским языками. Дети знают и практически владеют  многими грамматическими категориями и явлениями родного языка. Обнаружение сходства с родным языком при знакомстве с аналогичными явлениями русского языка помогают легче понять и усвоить данный материал.

2)установить  различия  между родным и русским языками и формировать  на этой основе навыков правильной русской речи учащихся. При изучении имени существительного в 5 классе задаю вопрос: «Что вам известно об имени существительном (исем) на татарском языке?» Дети вспоминают  определение и называют значение, вопросы, синтаксическую роль в предложении, приводят примеры. Затем обращаемся к русскому языку, выясняем сходства и различия  в значении, синтаксической  роли, морфологических   признаках.  Так приходим к выводу, что в вопросах есть различия:  вопрос кто? задается всем одушевленным  предметам, а  в  родном -  только к людям.

При изучении темы «Сложное предложение» в 9 классе  очень уместно вспомнить изученное по этой теме в родном языке, так как эта тема уже известна  обучающимся.  Они  уже легко могут определить главную и придаточную части.  При обучении грамматике  более предпочтительным оказывается такой подход, при котором суть грамматического явления объясняется не через правила, а с помощью готовых фраз и предложений  на родном и русском языках. Например,

«Мин көзге табигатьне бик яратам», «Я очень люблю осеннюю природу». При анализе таких примеров обучающиеся узнают  о грамматической связи  слов  в словосочетаниях, порядке слов в родном и изучаемом языках, выявляют сходства и различия. При изучении фразеологизмов, интересной для обучающихся темы, дети сразу приводят примеры на  татарском языке: “ике тамчы су кебек” – “как две капли воды”, “борын төбендә-под носом”.

Но наряду с положительными моментами родного языка, все же есть и  минусы. Так, например, в разделе «Фонетика» в родном языке  гласные  [а] и [ә] характеризуются  как   “калын һәм нечкә  әйтелешле”, чего нет в русском  языке, и  обучающиеся  всегда при  фонетическом анализе всегда допускают ошибки, определяя звук [ а]  как твердый. Очень сложно также довести до учащихся  родовые понятия русского языка, так как понятие «род» не  существует в родном.  Составляя предложения на русском языке,  дети – татары затрудняются  связывать слова,  согласовав  их в роде и определенном падеже, особенно трудно согласовать имена  прилагательные с именами существительными. Как уже было сказано, в  татарском  языке, в отличие от русского, имена существительные не имеют категории одушевленности и неодушевленности и делятся на существительные, обозначающие людей, и существительные, обозначающие все остальные предметы, в том числе животных, птиц, рыб, насекомых. Первая группа имен существительных отвечает на вопрос кто?, а вторая группа – на вопрос что?. Такое различие в постановке вопросов к именам существительным в русском и татарском  языках создает известные трудности в умении правильно  употреблять одушевленные и неодушевленные существительные и ставить к ним вопросы  кто?что? По аналогии с родным языком учащиеся часто вместо вопроса кто? употребляют что? Они говорят, например: "Что сидит на крыше?" – Кошка.  Важным различием русского и татарского языка является ещё и то, что в татарском языке согласные не стыкуются, обязательно порядок согласный - гласный-согласный-гласный (китап), в русском мы наблюдаем стечение согласных  сразу двух, четырех (взвод, взгляд). Такое различие приводит к ошибкам, когда обучающиеся после согласного вставляют гласный и пишут вызвод, вызгыляд.

Итак, важным условием в обучении учеников - татар  русскому языку является использование элементов интеграции на уроке русского языка. Именно в сопоставлении с родным языком, с учетом его особенностей и опорой на знание учащимися основ грамматики  татарского языка во многом способствует успеху работы учителя русского языка в татарской  школе.

Это, по-моему, наиболее важные темы по программе русского языка с применением интегрированного метода на уроках русского языка для учеников-татар.  Правильное применение интегрированных уроков требует от учителя каждодневного, кропотливого труда и является одним из средств повышения качества преподавания русского языка в национальных школах. Полезно работать с переводами статей из газет:  с  русского на татарский и наоборот.  Добиться  лучшего  результата можно  с применением игровых  методов. Например,  Упражнение «Мяч». Тренируем родительный падеж (кого?) с глаголом благодарить. Бросаем  мяч ребёнку и говорим: он (мы, они, Оля, Маша, Сергей, вы все и т.д.). Ребёнок ловит мяч и говорит: Благодарю его (нас, их, Олю, Машу, Сергея, вас всех и т.д).
 Упражнение «Мяч». Тренируем сложное предложение со словами: за то, что. Бросаем мяч ребёнку и говорим: вы пришли (она помогла нам, вы сказали правду и т.д.). Ребёнок ловит мяч и говорит: благодарю вас за то, что вы пришли (её за то, что она помогла мне)
 Игра: «Кто больше». Игра проводится по кругу, каждый участник повторяет то, что сказал предыдущий и добавляет свою фразу. Проигрывает тот, кто не смог добавить новый вариант, выигрывает, соответственно, тот, кто произнёс больше всех вариантов. - Благодарю вас за помощь - Благодарю вас за помощь, за внимание …
 Выход в общение. Интервью. Репортаж.  Надо опросить  близких, за что и кого они искренне благодарили в жизни. (темы могут быть разными). Это помогает к языковому выходу в общение, в выступлениях детей в театральных постановках, дискуссиях, концертах и т.п.



Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Старочечкабская ООШ

Кайбицкого муниципального района РТ

Хасанова Эльмира Галимулловна.

Дата проведения: 29 апреля 2013г.

План – конспект  урока по  русскому языку в 7 классе по сингапурской методике.

Тема: Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Формообразующие и модальные частицы.

Цель урока: дать понятие о служебной части речи - частице.

Задачи  урока.

Образовательные:

1)ознакомить со значением частиц, с формообразующими и модальными частицами.

2) сформировать навыки нахождения частиц в текстах.

Развивающие:

1) развивать у учащихся  учебно-организационное умение определять задачу на уроке;

2) осуществлять самоконтроль;

3) расширять словарный запас учащихся, формировать умение аргументировать свой ответ, развивать культуру речи.

Воспитывающие:

1)Воспитание у учащихся социальной компетентности, умение учитывать позиции  других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог.

Оборудование: ноутбук, раздаточный материал,  презентация, менеджметы.

Тип урока: изучение нового материала.  

Технологии: новые структуры обучения, педагогика сотрудничества.

Использованные структуры: Релли Робин,  Эр Ар Гайд,  Микс Пэа Шэа, Таймд Пэа Шэа.

Ход урока

  1. Организационный момент: - Здравствуйте! Давайте  поприветствуем партнера по лицу, по плечу;  пожелаем друг другу хорошего настроения и  удачи на уроке.

2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

3. Актуализация. Давайте, друзья, используя структуру Релли Робин расскажите о предлогах.

А теперь проверим то задание, которое было вам задано на дом. (Учащиеся читают самое интересное предложение (в нем должны быть предлоги),  которое они нашли из других источников.)

4. Усвоение новых понятий.  Учащиеся самостоятельно должны определить тему и  цель урока. Для этого предлагаю вспомнить все служебные части речи. В изучаемой нами части речи суффикс, как в слове крупица, окончание – школа, корень, как в слове частный. Итак, сегодня речь пойдет о частицах. Запишите число, тему урока. Сформулируйте себе цель. А теперь мне хотелось бы узнать, что вы уже знаете.

При изучении новой темы используется структура Эр Ар Гайд.

Ученикам раздаются карточки с таблицей.

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

1)Частица- служебная часть речи.

2)Частица образует формы слова, а также придает различные оттенки значений.

3)Частицы делятся  на  формообразующие и модальные.

4)Через дефис пишется только частица  КА.

5)Не и НИ – это отрицательные частицы.

6)Не и НИ всегда пишутся раздельно.

7)Модальные частицы  бывают вопросительными, ограничительными,  усилительными, указательными, выражающими сомнение.

А теперь  обратимся к нашей презентации. Внимательно  посмотрите каждый слайд  и постарайтесь  осмыслить и запомнить. После изучения материала презентации учащиеся заполняют графу - После.

-Изменилось ли ваше мнение? Если изменилось,  то в каких вопросах и почему? (Ответы учащихся).

  • -Откройте ваши учебники и найдите  правила по этой теме.  (открывают учебники ). Сейчас вашему вниманию предлагаю текст. Послушайте  его и сделайте себе выводы. Это  история, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I.

В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему  делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине, он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные,  утаившие истину от императора,  поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.

5. Закрепление изученной темы. Для закрепления используется структура Микс Пэа Шэа. (Физкультминутка). Ученики смешиваются под музыку, при остановке музыки находят себе пару. Используя структуру Таймд  Пэа Шэа отвечают на следующий вопрос: Нужны  ли в нашей речи частицы?

-Спасибо. Молодцы.  А теперь  поработаем с дополнительной информацией. Работаем с партнерами по плечу. 1 пара находит в «Энциклопедии Наука и техника в вопросах и ответах» статью «Электричество»- стр.88, 2 пара - «Красота –понятие относительное»-стр. 116, читаем, находим частицы, определяем разряд, записываем в тетради. То, о чем вы узнали,  расскажите  членам команды.

Выводы по уроку:

-В завершение хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. На ваших партах стикеры. Запишите свое мнение  и оставьте на Парковке. 

Сегодня на уроке: 

Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания

За работу на уроке я ставлю себе оценку……,  потому что………………………

…………………………………………………………………………………………..

Дом. задание.

П.65-67, правило просмотреть- всем.  (из остальных заданий  выбираем любые два)

-упр. по усмотрению учащегося;

-из других источников найти текст с частицами, определить разряд  и  выполнить письм.

-Сочинение-рассуждение «Можно ли без частиц?»  

-тест или вопрос для  структуры  Куиз Куиз Трэйд.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Старочечкабская основная общеобразовательная школа

Кайбицкого района Республики Татарстан»

Тема  урока:

«Отговорила роща золотая…».

(по поэзии Сергея Есенина)

                                                        Подготовила и провела:

Хасанова Э.Г., учительница

русского языка и литературы

                                   Проведен: в 9 классе.

-Ноябрь 2013 -

Цель урока:

- вызвать интерес  к личности  и творчеству Сергея Есенина;

- раскрыть духовный мир поэта, круг его увлечений  и интересов;

- показать, как  рос  поэтический талант Есенина;

- развить самостоятельность  учащихся.

Оборудование:

-портреты поэта;

- романсы на стихи Есенина;

- диск «Большая энциклопедия»

- выставка сборников стихотворений;

- на столе горят свечи и поставлены цветы.

-набор иллюстраций «Родина Сергея Есенина»

- плакат, на котором написан эпиграф:

Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно  для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире  и милосердия, которое более всего заслужено человеком.

                                                М.Горький

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: литературно-музыкальная  композиция

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

- Сергей Есенин… Сергей Есенин - мой самый любимый поэт. По-моему, его представлять не надо, он –самый читаемый поэт в России.. Сергей Есенин вошел в литературу как поэт-лирик, самобытный  и неповторимый , в творчестве которого  нашли отражение важнейшие события современности , трудный и противоречивый путь  России, которую поэт безумно любил. Посмотрите на эпиграф, прочитайте и запишите его в тетрадях.

(читается, объясняется и записывается эпиграф)

- А теперь прослушивание стихотворение «Шаганэ» в чтении  Я.Смоленского.

-Напевность, мелодичность свойственны  лирике Есенина. Стихи написаны, как песни.

Поэзия Есенина была по преимуществу  песенным творчеством.

-Прослушайте, пожалуйста, песни на стихи Есенина: «Береза», «Отговорила роща золотая…».

II. Индивидуальные выступления учащихся.

1 учащийся: «Детство поэта» ( на компьютере «БЭ» показывается карта с изображением места нахождения города Рязани.)

-Что же помогло Есенину сформироваться как поэту?  (ответы учащихся)

-Таким образом, природа, рязанская деревня ее быт, устное народное творчество, русская классическая литература оказали огромное влияние на формирование юного поэта.

-Чтение учащимися стихотворений, написанных в Спас-Клепиках.

2учащийся:  «Московская жизнь поэта. Первый сборник стихотворений «Радуница»»

-Что означает слово радуница?  (учащийся объясняет значение слова и смысл названия сборника)

-Читается наизусть стихотворение из сборника «Радуница» по усмотрению ученика.

3 учащийся: «Есенин и революция».

-Чтение наизусть  стихотворения на эту тему по усмотрению  ученика.

4 учащийся: Выступление учащегося на тему урока по материалам из Интернета.

 

III. Чтение стихотворений и выявление первоначальных впечатлений.

«Песнь о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Шаганэ,ты моя Шаганэ» и др.

-Послушаем в чтении И.Ульянова стихотворение «Мы теперь уходим понемногу».

- Заканчивая урок, хотелось бы прослушать еще песню «Письмо матери» (1924г.)

-Итак, сегодня мы открыли  Сергея Есенина как «поющего поэта». Увидели, насколько просты, легко читаемы, в то же время богаты, выразительны.

-Итог урока. Выставление оценок.

Д.З. –прочитать любовную лирику поэта

        1 группа:  Сопоставить  стихотворение Тютчева «Чародейкою зимою» и С.Есенина «Береза».(письменно)

        2 группа:  

Сопоставить  стихотворение А.А.Фета « Печальная береза» и С.Есенина «Береза».(письменно)