"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Моя инновационная работа связана с темой "Мониторинг формирования УУД в условиях введения ФГОС на уроках русского языка" в рамках РИП по теме "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования". Работу по данной теме начала еще в прошлом году, когда взяла 5-й класс. Достаточно актуальная проблема при переходе на ФГОС II поколения.  По данной теме прошли выступления на семинарах ММО учителей русского языка и литературы, на заседании ШМО учителей русского языка и литературы.Выступила с мастер- классом также по этой теме для слушателей программы повышения квалификации учителей русского языка и литературы в рамках республиканской инновационной площадки "Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования" . Планирую дальнейшую работу по данной теме, размещение статей в электронных СМИ и печатных сборниках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг формирования УУД в условиях введения ФГОС на уроках русского языка

 

   Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно учащиеся являются главным действующим лицом  на уроке.  Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.

   Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий:

1) личностные;

и метапредметные, которые направлены на анализ и управление всей познавательной деятельностью.

 Метапредметные результаты подразделяются на три вида:

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

   Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

   Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни один школьный предмет не может быть хорошо усвоен, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно русский язык — это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной учебной деятельности.

   В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

  Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.

Личностные УУД
   Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним», нацеливает на «формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность».Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.

Регулятивные УУД

   Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.

Познавательные УУД

   Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.

   Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:

– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);

– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);

– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;

– система работы с различными словарями.

Коммуникативные УУД

     Обогащая словарный запас и грамматический строй речи, развивая умения устной и письменной речи, работая с текстом на уроках русского языка, мы формируем коммуникативные универсальные учебные действия

    Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

    В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.

1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?»;

2. Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста.

3. Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

4. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

5. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение и выводы по поводу прочитанного текста.

6. «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера» - в центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

На каждом уроке педагог должен предлагать задания по типу: «Слушаем, говорим (спрашиваем – отвечаем), читаем (понимаем), пишем».

Этапы урока

Формируемые универсальные 
учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные

Эмоциональный настрой

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные Коммуникативные
Регулятивные
Личностные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

 

3. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные 
Регулятивные 
Коммуникативные
Личностные

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

 

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные

Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

5. Реализация построенного проекта.

Личностные
Познавательные
Регулятивные Коммуникативные

Проектная деятельность.
Частично поисковая, исследовательская деятельность.
Проведение дидактических игр.
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.
Работа с интерактивными тренажёрами.
 Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные Регулятивные
Коммуникативные
Личностные

Групповая, парная работа
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные Личностные, Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные, Коммуникативные
Личностные

Групповая, парная работа
взаимопомощь, работа по памяткам

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Коммуникативные
Личностные
Познавательные

Самоанализ, самооценка
Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.

      Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу  конкретного урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД  формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Действия учителя, позволяющие  сформировать универсальные учебные действия:

  • Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
  • Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
  • Перед началом решения составляется совместный план действий.
  • Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
  • Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.  В ходе учебной деятельности развивается память и мышления детей.
  • Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом я стараюсь  включать  каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
  • Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
  • Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
  • Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
  • Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
  • Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
  • Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

      Исследование уровней сформированности УУД. Мониторинг успешности освоения УУД.

  При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы. Основное содержание оценки  строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур - в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по русскому языку - текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д. 

       Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у   школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД  у обучающихся 5-9 классов;
  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования  и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся  основного общего образования.

Объекты мониторинга:

  1. Универсальные учебные действия  школьников 5-9 классов;
  2. Психолого- педагогические условия обучения;
  3. Педагогические технологии, используемые в среднем звене.

Условия реализации программы мониторинга  банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Срок реализации программы 5 лет (ступень основного общего образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени  основного общего образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно - воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД:

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;
  2. соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;
  3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

 Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

    Работа по достижению планируемых результатов начинается с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу. Поэтому в сентябре проводится стартовая диагностика. В дальнейшем, диагностики сформированности УУД проводятся в начале и конце учебного года. Данные диагностики предусматривают 3 уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий. Все данные заносятся в карту мониторинга учащегося и хранятся в его Портфолио.

  Анализируя результаты комплексных дигностических работ я пришла к выводу, что труднее всего формируются регулятивные УУД. Это объясняется тем, что дети действительно затрудняются в постановке задач, планировании своей деятельности и т.п. Формирование таких умений – длительный процесс.

  В настоящее время большое внимание уделяется самооценке. Поэтому мною в прошлом году были разработаны Листы успешности, где каждый ученик после проведенной контрольной, тестовой или творческой работы по русскому языку  имеет возможность оценить свою работу сам.

        Специально для обучающихся 5-х классов, в рамках преемственности  были разработаны индивидуальные листы достижений обучающегося за курс начальной школы.

        Система оценивания сформированности  метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей используется Портфель достижений обучающегося.

       Одним из самых эффективных приёмов мониторинга является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений» или «Индивидуально-образовательного маршрута развития ученика». Индивидуально-образовательный маршрут может помочь учащимся: сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач. Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете. Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях.

Может стать средством:

  • Планирования;
  • Удержания предметной логики в течение учебного года;
  • Рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете;
  • Связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Результаты мониторинга, проведенного в 2015-2016 учебном году

  • Таблица 1.

ФИ учащегося

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Мотивация

Нравств. представл.

1

Белова Ангелина

III уров

средний

низкий

низкий

средний

2

Белякова Софья

III уров

средний

низкий

низкий

высокий

3

Габбасов Данис

II уров

высокий

средний

высокий

средний

4

Габдрахманов Азат

I уров

высокий

высокий

средний

высокий

5

Галеев Василь

I уров

высокий

средний

средний

высокий

6

Гамалей Кьяра

I уров

высокий

высокий

высокий

высокий

7

Гильманов Риналь

IV уров

высокий

средний

средний

средний

8

Гимадиева Лиана

III уров

средний

высокий

высокий

высокий

9

Дуболазов Андрей

II уров

средний

средний

средний

высокий

10

Ерундов Данил

III уров

средний

низкий

низкий

средний

11

Ишмеева Рената

III уров

средний

низкий

низкий

высокий

12

Конюхов Иван

II уров

высокий

средний

высокий

средний

13

Кузнецов Аким

I уров

высокий

высокий

средний

высокий

14

Панасюк Валерия

I уров

высокий

средний

средний

высокий

15

Петрякова Анастасия

III уров

средний

низкий

низкий

низкий

16

Политова София

IV уров

высокий

средний

средний

средний

17

Попкова Аделина

III уров

средний

высокий

высокий

высокий

18

Прохоров Кирилл

II уров

средний

средний

средний

высокий

19

Работин Роман

I уров

высокий

средний

средний

высокий

20

Салмин Климент

I уров

высокий

высокий

высокий

высокий

21

Степанова Надежда

IV уров

высокий

средний

средний

средний

22

Федоров Глеб

III уров

средний

высокий

высокий

высокий

23

Феофанова Алия

II уров

средний

средний

средний

высокий

24

Хасанова Эвелина

II уров

средний

средний

средний

высокий

 

% в среднем по классу

I – 34,5% 
II – 22% 
III –33,5 
IV – 11%
V – –

В – 56%
С – 44%
Н – –

 

В – 33%
С – 45%
Н – 22%

В – 33%
С – 45%
Н – 22%

В – 67%
С – 33%
Н – –

Результаты мониторинга, проведенного в 2016-2017 учебном году

  • Таблица 2.

ФИ учащегося

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Мотивация

Нравств. представл.

1

Белова Ангелина

III уров

высокий

средний

средний

средний

2

Белякова Софья

III уров

средний

низкий

средний

высокий

3

Габбасов Данис

II уров

высокий

средний

высокий

высокий

4

Габдрахманов Азат

I уров

высокий

высокий

средний

высокий

5

Галеев Василь

I уров

высокий

высокий

средний

высокий

6

Гамалей Кьяра

I уров

высокий

высокий

высокий

высокий

7

Гильманов Риналь

III уров

высокий

средний

средний

средний

8

Гимадиева Лиана

II уров

средний

высокий

высокий

высокий

9

Дуболазов Андрей

I уров

высокий

средний

высокий

высокий

10

Ерундов Данил

III уров

высокий

средний

средний

средний

11

Ишмеева Рената

III уров

средний

низкий

средний

высокий

12

Конюхов Иван

II уров

высокий

средний

высокий

высокий

13

Кузнецов Аким

I уров

высокий

высокий

средний

высокий

14

Панасюк Валерия

I уров

высокий

высокий

средний

высокий

15

Петрякова Анастасия

I уров

высокий

высокий

высокий

высокий

16

Политова София

III уров

высокий

средний

средний

средний

17

Попкова Аделина

II уров

средний

высокий

высокий

высокий

18

Прохоров Кирилл

I уров

высокий

средний

высокий

высокий

19

Работин Роман

II уров

высокий

средний

высокий

высокий

20

Салмин Климент

I уров

высокий

высокий

средний

высокий

21

Степанова Надежда

I уров

высокий

высокий

средний

высокий

22

Федоров Глеб

I уров

высокий

высокий

высокий

высокий

23

Феофанова Алия

III уров

высокий

средний

средний

средний

24

Хасанова Эвелина

II уров

средний

высокий

высокий

высокий

 

% в среднем по классу

I – 46% 
II – 21% 
III –33% 
IV – –
V – –

В – 79%
С – 21%
Н – –

 

В – 45,5%
С – 44,5%
Н – 11%

В – 45%
С – 55%
Н – –

В – 77%
С – 23%
Н – –

    Вся эта работа помогает оценивать то, как же развиваются все виды УУД.  Из таблицы видны продвижения отдельных учеников, также она дает возможность построить индивидуальную работу с некоторыми детьми по развитию конкретных УУД.Таким образом, организуя любую деятельность обучающихся, я стараюсь формировать все группы универсальных учебных действий. Мониторинг качества обучения на уровне ученика направлен на анализ уровня достижений планируемых результатов.