Копилка педагогических ситуаций

Елена Александровна Колесникова

Как часто мы, взрослые бываем раздражительны, нетерпеливы. Как часто незамечаем, казалось бы, очевидных вещей... Что произошло с нами? Где те маленькие мальчики и девочки, что часами могли рассматривать божью коровку, ползущую по травинке, радовались дождю, а ещё больше первому снегу....!? Давайте поразмышляем вместе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopilka_ped._situatsiy.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

        «В детском саду…»

        1. Описание

        Утро. Мама с мальчиком пяти лет заходят в группу детского сада. Мама (довольно раздражённо): «Алёша, раздевайся!» Ребёнок садится на скамейку. Мама: «Алёша, я сказала, раздевайся немедленно!» Мальчик начинает снимать курточку, кажется, слова матери не задевают его. Женщина уже не просто раздражена, она пронзительно кричит: «Ты когда-нибудь снимешь эту куртку!» Алёша, молча, кладёт руки на колени и тихо плачет.

        2. Причины

        1. В этот день мама очень торопилась на работу и боялась, что из-за медлительности сына может опоздать.

        2. Кто-то из домашних испортил женщине настроение, и Алёша стал «мальчиком для битья».

        3. Мама холерик, а сын меланхолик. Взрывной темперамент мамы не позволяет мириться с неторопливостью сына.

        3. Прогноз  

        Если мама, не одумается, в будущем её сын может стать нервным молодым человеком, с заниженной самооценкой и обидой на мать за постоянное моральное притеснение.

        4. Решение

        Я бы постаралась не выплёскивать свой гнев на того, кто безраздельно тебе доверяет. И предоставила бы возможность ребёнку жить в том темпе, который устраивает именно его.

        «Удивление…»

        1. Описание

        Тёплый летний день. По улице идут молодая женщина и мальчик лет четырёх-пяти. Женщина что-то весело рассказывает ребёнку, он довольный ест мороженое. Мальчик доедает мороженое, в руках остаётся обёртка. Женщина достаёт из сумочки платок, забирает из рук ребёнка бумажку, вытирает мальчику лицо, руки, а бумажку…выбрасывает на газон. В одно мгновение радостное лицо ребёнка вытягивается от удивления. Он смотрит на женщину, потом на выброшенную обёртку. Но женщина этого не замечает, она берёт мальчика за руку, они удаляются.

        2. Причины

        Мама всё время говорила сыну, что мусор нужно выбрасывать в урну. Ведь они живут в таком красивом городе, его нельзя засорять. Но сама почему-то бросила фантик на газон. Вот почему такое изумление, недоумение было написано на лице ребёнка.

        3. Прогноз

        «Говорить можно одно, а делать совсем другое». Пока малыш, к счастью, этого не знает. Но, поступки взрослых людей западают ребёнку в душу. И став, взрослым он, скорее всего, будет поступать не так, как мама ему говорила нужно поступать, а так, как поступала сама.      

        4. Решение

        Я бы старалась, чтобы слова не расходились с делом даже в мелочах, как бы банально это не звучало. Ведь из мелочей складывается жизнь, а донести бумажку до ближайшей урны, никому не составит труда.

        «Плохой человек…»

        1. Описание

        По улице идёт молодая женщина. За ней на некотором расстоянии девочка лет трёх-четырёх. Девочка идёт очень медленно. Остановившись, девочка гневно кричит вслед женщине: «Стой! Остановись, я тебе сказала! Ты – плохой человек!» Женщина продолжает идти, не оборачиваясь. Постояв  около пяти минут, девочка бросается бежать вслед за женщиной.        

        2. Причины

        Гневный тон, каким девочка приказывала женщине (скорее всего, матери) остановиться указывает на то, что ребёнок, находясь в столь юном возрасте, уже привык повелевать старшими. Возможно, это вызывало умиление. Но чаща терпения переполнилась. Скорее всего, мать отказалась исполнить очередное требование дочери и ушла. Девочка попыталась применить испытанную тактику, но на этот раз мать почему-то не повиновалась.

         3. Прогноз

        Я думаю, если мать не научиться уважать себя, то не сможет научит этому дочь. В этом случае, в подростковом возрасте мама встретиться с настоящим тираном в лице собственного ребёнка.

        4. Решение

        Я за равноправие. Но если уж так случилось, думаю, лучше поздно, чем никогда. Постараться не поддаваться на слёзы, уговоры и угрозы ребёнка. Помочь ребёнку понять, что взрослый человек тоже достоин уважения, нуждается в любви и заботе.