МОИ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Данная страница содержит презентации различной тематики из личного опыта, составленные либо мной, либо моими студентами.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слова – паразиты в речи молодёжи
Автор: Мохур ДарьяСтудентка 2 курса«Орехово-Зуевского педагогического колледжа»
Руководитель: Самошкина Александра Юрьевна
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской: Жил-был этот, как его,Ну, значит, и того,Жило это самоеСо своею мамою.Был еще один чудак-Это в общем значит так,И его любимый зять.Звали зятяТак сказать.А жену звали ну…А соседа звали это…А его родители-Видишь лиИ видите ли…А еще какой-то э-э-эЖил на верхнем этаже…И дружили они все…Ну и значит, и вообще. Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение. Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Но я бы с этим поспорила. Мы знаем людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты. В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т. А. Ладыженская), «слова-заменители» (Е. А. Земская). Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь. А засоряют ли нашу речь слова-паразиты?! Этим и обусловлена цель данной работы: проанализировать слова-паразиты, часто встречающиеся в речи как подростков, так и взрослых; рассмотреть их функциональное значение.
Далее
Значение и примеры употребления слов-паразитов Мы проанализировали слова-паразиты, часто встречающиеся в речи как подростков, так и взрослых. Приведём некоторые из них. В данной ниже таблице представлены функциональное значение и примеры употребления слов-паразитов.
Далее
1.
Короче
Резкость, желание быстрее закончить речь
Короче, дело было так...
2
Как бы
Неуверенность в том, что говорит; приблизительность суждения
Я вчера как бы ждал тебя...; Мы уже как бы видели этот фильм...
3.
Евпат-коловрат
Удивление, возмущение, радость, огорчение
Евпат-коловрат, у меня «5»!
4.
Печки-лавочки
Спокойствие, удовлетворение
Хорошо сидим, печки-лавочки!
Далее
5.
Типа
1.Желание выделиться2.Заменитель паузы
Ты, типа, кто такой! Типа, ситуация такая...
6.
Чё
Вопрос-недоумение
Ну и чё?!
7.
Щас (и последняя модификация Интернета — щаз-з)
Нежелание что-либо делать
Ну как же, щас... размечтался! Пойти на занятие! Шаз-з!
8.
Это
Пауза во время говорения или употребления каких-то слов
Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений...
9.
Факт
Уверенность в своих словах
Так всё и было, факт.
10.
Реально
Одобрение, уверенность
Клёвый был фильм, реально!
Далее
11.
Жесть, жестяк
Одобрение, положительная реакция
-Хорошо получилось, жесть.-Да, жестяк всё!
12.
Ёлки-палки, ёлы-палы
Удивление, возмущение, радость, огорчение
Ёлки-палки, сколько можно вам говорить одно и то же?!
13.
Понимаешь, понимаешь ли
Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова
Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там...
14.
Вообще, ваще!
1.Лёгкое возмущение2.Итог речи
- Идёшь в школу? - Ну ты, ваще!Вообще, я сначала хотел…
15.
В принципе
Желание отбросить лишние слова для объяснений
В принципе, у тебя тут «3», на «4» не хватило...
16.
Собственно говоря
Желание избежать употребления лишних слов для объяснения
Собственно говоря, ты не совсем прав!
17.
Как его, ну как его, как это
Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить
Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это ... вымерли.
Изучив случаи употребления слов, приведённых в таблице и подобных им, мы пришли к заключению, что слова-паразиты делятся на две группы. Первая группа слов служит для сокращения и ускорения речи. Это действительно паразиты. Они засоряют нашу речь, зачастую препятствуют взаимопониманию собеседников. Это слова типа, значит, короче, ну, да и др.
Далее
Группы слов - паразитов
Другая группа слов отражает наши эмоции. Главная их особенность заключается в том, что они позволяют выразить одним словом несколько эмоций сразу, например, удивление и радость, возмущение и огорчение, что очень популярно в молодёжной среде. Это слова реально, собственно говоря, евпат-коловрат и под.
Далее
Заметим, что многие «слова-заменители», «вставные элементы» пришли в молодёжную среду из кинофильмов, из книг и публицистики. Известно, что в художественных произведениях слова-сорняки часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа
Далее
Слова – паразиты литературных персонажей
Например, автор повести «Таня Гроттер» Дм. Емец вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: Ох, мамочка моя, бабуся! Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно и позволяет понять характер персонажа. Баб-Ягун — это комический герой повести, неунывающий, умеющий превратить серьёзное и страшное в весёлое.

Далее
В результате проведённой работы мы пришли к выводу, что выбор человеком того или иного слова свидетельствует о его мироощущении и жизненных установках. Но во всех случаях сверхчастотное употребление этих «лишних слов» портит нашу речь

Далее
ВЫВОД
Мы сформулировали некоторые рекомендации для тех, кто желает исключить из речи слова-паразиты: 1) читать хорошую литературу; 2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой; 3) практиковать выступления перед аудиторией и дружеские беседы; 4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах. Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.
ДАЛЕЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание – з и –с на конце приставок. Правописание И\Ы после приставок

Слайд 2

рас ч ертить раз д ать вс п омнить вз л ететь

Слайд 3

Во З награждение 6. Ра З дарить ра З валиться 5. Ра С писание во З вышенность 4. Бе С цельный бе З граничный 3. Бе З жалостный в С крикнуть 2. В З дыхать ра З жимать 1. Бе З болезненный

Слайд 4

Выдели в слове приставку. 2. Посмотри на букву согласного звука после приставки. 3. Если оканчивается на глухой согласный С 3. Если оканчивается на звонкий согласный З