Участие в работе методических объединений

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта является основой для дальнейшего профессионального роста учителя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные методы обучения на уроках в условиях ФГОС

Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами.

Давайте вспомним пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища!

Как сделать так, чтобы наши обучающиеся не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты?

“Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации.

Внедрение современных образовательных технологий,  ориентированных на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования и принципов организации образовательного процесса становится необходимым условием введения ФГОС нового поколения. 

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, К.Д Ушинского и других.

Решая проблему активизации обучения, нашим школьным методическим объединением были изучены теоретические основы технологии АМО (активные методы обучения), рассмотрены методические рекомендации по эффективному использованию АМ, рассмотрены АМО на разных этапах урока, во внеурочной деятельности, апробирован ряд уроков с применением АМО в младших классах, в классах основной школы и старших. Мы увидели, что применение АМО на уроках результативно, т.к. повышается мотивация учащихся, уроки проходят плодотворно при тесном сотрудничестве учеников и учителя, растет интерес к выполнению домашних заданий.

Именно поэтому мой опыт сосредоточен на применении активных методов обучения.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. 

Давайте убедимся, что эта система работает.

Прием называется  «Комплимент» (пауза, обращаясь к участникам)

- Вы, как всегда неотразимы, легкая улыбка,  глаза блестят…Только чуть-чуть надо поправить прическу.  Дотроньтесь, пожалуйста, до волос.  Стоп!  Зафиксируйте это движение.

-Какой рукой вы это сделали? (большинство правой)

-А что в это время делала левая рука? (отдыхала)

Давайте условимся, что правая рука у нас будет олицетворять активных, успешных учеников.  Левая – всех остальных, не утруждающих себя работой, не заинтересованных в процессе познания.

А теперь давайте спрогнозируем действие учеников на примере рук.  Правая – активный ученик, с высокой мотивацией, левая……обычный ученик

В каком случае левая неактивная рука  будет вынуждена  работать?

(- убрать  правую, оставить левую) -  это напоминает индивидуальную  работу

- если одной руке не справиться (например, унести большой арбуз), то подключается левая – это напоминает работу в группе.

- либо….известно, что невозможно  с закрытыми глазами быстро соединить  подушечки пальцев растопыренных кистей рук. Стоп! Итак, остановись мгновенье, ты – прекрасно!  Заметьте, вас никто не заставлял это делать!

И вы продемонстрировали первую отличительную особенность  активного обучения:  Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.

Следующей отличительной особенностью активных методов обучения  является желание ученика выразить в полной мере свое индивидуальное «Я». Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

Третья особенность применения активных методов обучения -  достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной. При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.

Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах, которые представлены на слайде:

Результативность применения активных методов обучения отражена не только в позитивной динамике предметных, метапредметных достижений обучающихся, в результативном участии обучающихся в творческих предметных конкурсах, научно-практических конференциях, конкурсах проектных и исследовательских работ. По данным мониторинга отмечается снижение ситуативной и личной тревожности, рост познавательной активности, развитие понятийного мышления, логического компонента мыслительной деятельности и др.

Это далеко не все эффекты, которые проявляются при использовании АМО, но и они уже убедительно показывают преимущества использования активных методов обучения.

А сейчас я предлагаю к вашему вниманию метод «Что я почти забыл?», который дает нам возможность проговорить то, что вы не успели сказать или обсудить в ходе работы.

Закройте на минуту глаза и сядьте удобнее…

Представьте себе, что вы возвращаетесь домой и по дороге вспоминаете группу… В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации, и внезапно вы осознаете, что по какой-то причине не сделали или не высказали чего-то… Вы жалеете об этом… Что же осталось невысказанным или недоделанным? Теперь откройте глаза… Сейчас у вас есть возможность выразить то, что вы не успели сделать раньше. (Участники высказываются). Спасибо.

Для учителя этап рефлексии очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Научившись управлять его мощным потенциалом, сделаем свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными  и    счастливыми.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Преемственность в обучении бурятскому языку как государственному: опыт, проблемы, перспективы в контексте образовательных стандартов второго поколения.

          В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому.

         Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом, более высоком уровне, подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается. Знания делаются более осознанными, дифференцированными и обобщенными, круг их применения значительно расширяется.

         Таким образом, преемственность означает процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знания, прежнего и нового опыта.

Преемственность в изучении бурятского языка как государственного в начальной, средней и старшей школе обеспечивается посредством учета возрастных особенностей школьников, системы целей обучения на разных ступенях и планируемых результатов, а также  внутрипредметных связей при формировании всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

 В начальной школе создаются  условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения; для развития мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком. На начальном этапе обучения формируется элементарная коммуникативная компетенция  (речевая и языковая) и, соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также элементарные лингвистические представления  и  общеучебные  умения. Изучение бурятского языка как государственного в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффективности обучения языкам в системе общего среднего образования и как средство развития детей. Раннее изучение языков полезно и доступно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно:

- оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;

 - стимулирует развитие речевых способностей ребенка, что положительно сказывается также и на владении родным языком.

 В последние годы все более очевидной становится воспитательная и информативная ценность раннего обучения бурятскому языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. Если при этом происходит постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, способа восприятия им действительности, то он начинает лучше осознавать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой другого народа. В процессе изучения нового языка ребенок приобретает такие качества как толерантность по отношению к представителям других народов, гибкость в оценке ситуаций и выборе вариантов собственного речевого поведения, умение работать в паре, группе, коллективе, команде; любознательность и самостоятельность и др. Коммуникативные задания обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения иностранного языка в различном социально-ролевом и ситуативном контексте. Задания учебно-познавательного характера позволяют сочетать речевую деятельность на бурятском языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной и т.п.), осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию. На первых годах обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем учащиеся будут решать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем.

Но при переходе на среднюю ступень обучения в связи с усложнением учебного материала интерес учеников к изучению языка снижается. Специфика предмета требует от детей напряжённой умственной деятельности, внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать.

Традиционно трудными являются такие аспекты речевой деятельности как восприятие на слух, аналитическое чтение, письменная речь.

В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего это достичь, если на протяжении всего курса обучения бурятскому языку как государственному  придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними.

В процессе обучения школьников на начальной ступени реализуются следующие цели:

  • формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников
  • развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению бурятского языка на последующих ступенях школьного образования
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения
  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, интонация и др.)
  • приобщение  к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: с традициями и обычаями бурятского народа, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, с доступными произведениями детской художественной литературы, воспитание дружелюбного отношения к  культуре
  • формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также общеучебных умений
  • развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием бурятского языка
  • приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.

       Изучение бурятского языка как государственного на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

- развитие и воспитание школьников средствами предмета:

- понимание учащимися роли изучения бурятского языка в современном поликультурном мире, ценности родного языка как элемента национальной культуры; осознание важности бурятского языка как средства познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание гражданина, патриота, толерантности по отношению к другим языкам и культурам.

     В Требованиях стандарта сформулированы основные результаты начального общего образования:

- формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание основ умений учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Компетентность в какой-либо сфере = способ действия + опорная система знаний, умений и навыков.

В структуре планируемых результатов выделяются:

- зона актуального развития (уровень действий, хорошо освоенный и выполняемых практически автоматически);

- зона ближайшего развития (уровень перспективных действий, находящихся на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками)

         Ключевая компетенция образования  - научить учиться.

        Таким образом, стандарты второго поколения предъявляют к предмету "бурятский язык" следующие требования:

  • на уроках необходимо ставить и достигать более сложные цели: не только учебные, но и развивающие, социокультурные, воспитательные
  • особое внимание должно быть уделено развитию универсальных учебных действий как предметных, так и метапредметных.

Важным фактором преемственности в обучении бурятскому языку как государственному является учет психологических особенностей школьников разных возрастных групп.

      Младший школьный возраст представляет собой период самой сильной работы механической памяти. Учащиеся этой группы имеют довольно богатые представления и знания, но они недостаточно осознаны и беспорядочны. Мышление младших школьников преимущественно конкретное и образное, с яркой эмоциональной окрашенностью. Для детей этого возраста характерна способность к подражанию, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса. Организация учебного процесса на данном этапе предполагает широкое использование наглядности, игр, которые дают ребенку возможность подражать увиденным сценам и отношениям людей, уподоблять себя взрослым, усваивать нормы их поведения, в том числе и речевого.

Психологи отмечают стремление младших школьников заучивать все наизусть или воспроизводить усвоенное близко к оригиналу. При запоминании они обычно сохраняют заданный порядок и используют однообразный путь усвоения. Для правильной организации урока с этими школьниками важна установка, концентрация произвольного внимания и довольно частая смена приемов обучения.

Ряд проведенных исследований, показывает сложную картину взаимодействия в мыслительной деятельности двух ее компонентов — абстрактного и конкретного. Они меняются не только от возраста, но и от характера решаемых заданий, от приемов обучения.

Заучивание наизусть следует широко практиковать на младшей ступени, где оно оказывается действенным и интересным для школьников. Игровые упражнения также должны находить широкое применение.

Из упоминавшихся выше особенностей младших школьников, в частности свойственного им стремления воспроизводить усвоенное близко к оригиналу, следует сделать два вывода: во-первых, особенно тщательно отбирать учебный материал и, во-вторых, правильно предъявлять его, стремиться как можно раньше вводить грамматические упражнения, приучающие к видоизменению и комбинированию усвоенного.

Известно, что люди наделены зрительной, слуховой и моторной памятью в разной степени и разном соотношении. Психологические исследования показывают, что в младшем школьном возрасте наблюдается более частое совпадение уровня развития различных видов и сторон памяти у одних и тех же детей. Вместе с тем у школьников наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психическом развитии (эмоционально-волевой сфере, восприятии, внимании). Это объясняется различным опытом их жизни и деятельности в семье или детском саду. В учебном процессе в первую очередь принимаются во внимание конкретность, эмоциональная окрашенность и образность мышления младшего школьника, его уникальная способность к подражанию, большая потребность в физических движениях. Это делает необходимым использование наглядности, игр, разнообразных приемов работы, призванных сконцентрировать их произвольное внимание.

По-разному ведут себя дети и на уроке. Одни чувствуют себя уверенно, они очень общительны и любят находиться среди сверстников, другие, находясь в коллективе, испытывают состояние тревоги. Такие дети, как правило, робки и пассивны, и на них следует обратить особое внимание с самых первых уроков. Их нужно занимать работой, а именно: давать различные грамматические упражнения, включая в групповую или парную деятельность. Речь идет, следовательно, об индивидуальном подходе к каждому ученику начальных классов.

Общей чертой детей данного возраста является их импульсивность и неусидчивость. Дети с трудом сдерживают себя, не умеют управлять своим поведением, быстро утомляются.

Что касается приемов обучения, то они должны быть достаточно разнообразными, интересными и соответствовать своему назначению.

Изучение типа уроков в младших классах показывает, что работоспособность учащихся и меньшая степень их утомляемости наблюдаются на уроках, включающих различные виды деятельности небольшой продолжительности, причем первая часть урока (20—25 мин) является периодом наибольшей активности внимания. Из этого можно сделать вывод о том, что введение нового материала, его первичное закрепление должно падать на начало урока, а игры, инсценировки и др. — на заключительную часть.

Средний школьный возраст также имеет ряд особенностей, которые в значительной степени определяют методику обучения, тематику, стиль изложения материала, типа упражнений и многое другое, обеспечивая преемственность в обучении.

Таким образом, преемственность в изучении бурятского языка как государственного в начальной, средней и старшей школе обеспечивается посредством учета возрастных особенностей школьников, системы целей и планируемых результатов,  внутрипредметных связей при формировании всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.