Рабочие программы по физике

Рабочие программы по физике для 7-9 классов ФГОС по учебнику Перышкин А.В.,Гутник Е.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass.doc126 КБ
Microsoft Office document icon 8_klass.doc120.5 КБ
Microsoft Office document icon 9klass.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Кзыл-Ярская средняя общеобразовательная школа»

Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан

Принято

Педагогическим советом  протокол  от ___________ года   №  ____

введено в действие приказом от ___________года  № ____

Директор МБОУ «Кзыл-Ярская СОШ»

_________________Аминова А.А.

Рабочая программа

по предмету «Физика» для 7 класса (2 часа в неделю, 70 часов в год)

Составитель: Залеева Ландыш Равилевна (учитель физики  первой квалификационной категории)

«Согласовано»

Заместитель директора ___________ /Хафизова Г.Х./

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от   ___________  № ____

Руководитель МО Сахибуллина С.М.  /_____________/

2019 год

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета.

Личностными результатами обучения физике в 7 –м классе являются:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в 7 –м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов)

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические  рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие;
  • смысл физических величин:  путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.

2-й уровень (программный)

Учащиеся должны уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, объёма, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного курса

Тема 1. Введение (5 ч)

Физика - наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа:

1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа:

2. Определение размеров малых тел.

Тема 3. Взаимодействия тел (22 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Фронтальные лабораторные работы:

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела.

6. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента жёсткости пружины.

7. Измерение силы трения с помощью динамометра.

Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы:

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Тема 5. Работа и мощность. Энергия (12 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

Фронтальные лабораторные работы:

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Тема 6. Повторение (5ч.)

Календарно-тематическое планирование

УМК А.В.Перышкин, Физика, 7 класс, М.: Дрофа, 2017г.

2 часа  в неделю (в год 70 час).

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

план

факт

Введение 4 часа

1

Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Физика наука о природе.

2

Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Наблюдения физических явлений и опыты.

3

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические приборы.

4

Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора».

Первоначальные сведения о строении вещества

 7 часов

5

Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира. Роль математики в развитии физики.

6

Строение вещества. Молекулы. Моделирование явлений и объектов природы. Физические модели.

7

Лабораторная работа №2. «Измерение размеров малых тел

8

Броуновское движение Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

9

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

10

Три состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов

11

Повторительное – обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Взаимодействие тел 13 часов

12

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение.

13

Скорость. Единицы скорости. Методы измерения расстояния, времени и скорости

14

Расчет пути и времени движения. Решение задач

15

Явление инерции. Решение задач

16

Взаимодействие тел

17

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

18

Лабораторная работа №3. «Измерение массы тела на рычажных весах».

19

Плотность вещества.

20

Лабораторная работа №4. «Измерение объема тела».

21

Расчет массы и объема по его плотности

22

Лабораторная работа №5. «Определение плотности вещества твердого тела».

23

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

24

Контрольная работа.: №1 «Мех. движение. Масса тела. Плотность вещества»

Сила 8 часов

25

Анализ контрольной работы. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

26

Сила упругости. Закон Гука.

27

 Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела.

28

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

29

Динамометр. Лабораторная работа №6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

30

 Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Контрольная работа №2 «Силы».

31

Анализ результатов контрольной работы. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

32

Зачет по II главе: Взаимодействие тел

Давление твердых тел, жидкостей и газов 23 часа

33

 Давление. Единицы давления.

34

Способы уменьшения и увеличения давления

35

Давление газа.

36

Закон Паскаля.

37

 Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

38

Контрольная работа №3  «Давление. Закон Паскаля»

39

 Сообщающиеся сосуды.

40

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли?

41

 Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

42

 Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

43

Манометры. Контрольная работа №4 «Давление в жидкости и газе».

44

Анализ результатов контрольной работы. Гидравлические машины. Поршневой жидкостный насос

45

 Гидравлический пресс.

46

 Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

47

Сила Архимеда.

48

Самостоятельная работа «Гидравлические машины»

49

Лабораторная работа №7. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

50

Условия плавания тел.

51

Лабораторная работа №8. «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

52

Плавание судов.

53

Воздухоплавание.

54

Решение задач (на определение архимедовой силы и на условия плавания тел)

55

Контрольная работа №5 «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Работа и мощность Энергия 12 часов

56

Анализ результатов контрольной работы. Механическая работа.

57

Мощность.

58

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

59

Момент силы. Условия равновесия тел. Центр тяжести тела.

60

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №9. «Выяснение условия равновесия рычага».

61

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики».

62

Решение задач «Золотое правило механики»

63

 Лабораторная работа №10. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

64

Коэффициент полезного действия механизма.

65

Решение задач. (на определение КПД простых механизмов ).

66

 Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Кратковременная контрольная работа №6 «Работа и мощность».

67

 Анализ результатов контрольной работы. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Повторение 3 часа

68

Повторение 7 класса подготовка к промежуточной аттестации

69

Промежуточная аттестация

70

 Анализ результатов контрольной работы. Урок обобщения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Кзыл-Ярская средняя общеобразовательная школа»

Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан

Принято

Педагогическим советом  протокол  от ___________ года   №  ____

введено в действие приказом от ___________года  № ____

Директор МБОУ «Кзыл-Ярская СОШ»

_________________Аминова А.А.

Рабочая программа

по предмету «Физика» для 8 класса (2 часа в неделю, 70 часов в год)

Составитель: Залеева Ландыш Равилевна (учитель физики  первой квалификационной категории)

«Согласовано»

Заместитель директора ___________ /Хафизова Г.Х./

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от   ___________  № ____

Руководитель МО Сахибуллина С.М.  /_____________/

2019 год

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Название

раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Тепловые явления

— иметь представление о внутренней энергии, теплопередаче, теплообмене, количеству теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоте сгорания топлива, температуре плавления, удельной теплоте плавления, удельной теплоте парообразования.

— уметь объяснять применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах; применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения; пользоваться термометром и калориметром; «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании; решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи; решать задачи с применением формул:

Q=cm(t2 – t1) Q=qm Q=lm Q=Lm

в направлении личностного развития:

-осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение законов физики, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

-сформированность логического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды –гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

-эстетического отношения к объектам природы;

-осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники, контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире , рационального применения простых механизмов;

-владеть приёмамипоиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.

в предметном направлении:

- распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объѐма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твѐрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;

- описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоѐмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы.

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Электромагнитные явления

— знать: понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, гипотезу Ампера. Практическое применение названных понятий и законов.

— уметь: применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления; чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом; решать задачи на вычисления I, U, R, A, Q, P; пользоваться таблицей удельного сопротивления

— знать понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света; практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

— уметь получать изображение предмета с помощью линзы; строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе; решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тепловые явления (24 часа)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электрические и магнитные явления, свет (43 часов)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля— Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Закон преломления. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Повторение (3 часа)

Календарно-тематическое планирование

УМК А.В.Перышкин, Физика, 8 класс, М.: Дрофа, 2018г.

2 часа  в неделю (в год 70 час).

№ урока

Тема урока

Дата проведения урока

Примечание

план

факт

Тепловые явления 13 часов

1

Техника безопасности в кабинете физики. Тепловое движение атомов и молекул. Температура и ее измерение.

2

Внутренняя энергия. Тепловое равновесие. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц.

3

Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.

4

Теплопроводность.

5

Конвекция.

6

Излучение.

7

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.  Исследование изменения со временем температуры остывающей воды

8

Удельная теплоемкость.

9

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. Лабораторная работа №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

11

Расчет количества теплоты при теплообмене.

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

12

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

13

Контрольная работа №1 «Тепловые явления»

Изменение агрегатных состояний вещества 11 часов

14

Анализ контрольной работы. Агрегатные состояния вещества плавление и отвердевание (кристаллизация) кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

15

Удельная теплота плавления и кристаллизации.

16

Контрольная работа №2 «Нагревание и плавление кристаллических тел».

17

Анализ контрольной работы. Парообразование. Испарение. Конденсация.

18

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Зависимость температуры кипения от давления.

19

Решение задач по теме количество теплоты.

20

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

21

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Преобразование энергии в тепловых машинах

22

Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Преобразования энергии в тепловых машинах. Реактивный двигатель. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

23

Экологические проблемы использования тепловых машин. Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

24

Контрольная работа № 3 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Электрические явления 27 часов

25

Анализ контрольной работы. Электризация тел при соприкосновении. Два вида электрического заряда. Взаимодействие заряженных тел.

26

Электроскоп. Проводники, диэлектрики и полупроводники.

27

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

28

Делимость электрического заряда. Строение атомов. Закон сохранения электрического заряда.

29

Объяснение электрических явлений. Источники электрического тока.

30

Постоянный электрический ток. Контрольная  работа №4 «Электризация тел.   Строение атомов»

31

 Электрическая цепь и ее составные части.

32

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

33

Сила  тока. Единицы силы тока.

34

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

35

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

36

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

37

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

38

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах.

39

Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом»

40

Лабораторная работа №6 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

41

Последовательное соединение проводников

42

Параллельное соединение проводников.

43

Решение задач «Соединение проводников»

44

Работа электрического тока. Контрольная работа №5  «Электрический ток. Соединение проводников»

45

Анализ контрольной работы. Мощность электрического тока.

46

Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

47

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуль- Ленца.

48

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Проводники, диэлектрики, полупроводники. Полупроводниковые приборы.

49

Короткое замыкание. Предохранители. Конденсаторы.

50

Повторение материала темы «Электрические явления».

51

Контрольная работа № 6 по теме «Электрические явления»

Электромагнитные явления 7 часов

52

Анализ контрольной работы. Магнитное поле прямого тока. Опыт Эрстеда. Магнитные линии

53

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа №8  «Сборка электромагнита и испытание его действия»

54

Применение электромагнитов.

55

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли.

56

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электромагнитное реле. Электрический двигатель.

57

Устройство электроизмерительных приборов. Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

58

Кратковременная контрольная работа №7 «Электромагнитные явления»

Световые явления 9 часов

59

Анализ контрольной работы. Источники света. Распространение света. Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света.

60

Отражение света. Законы отражения света.

61

Плоское зеркало.

62

Преломление света. Законы преломления света.

63

Линзы.  Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.

64

Изображения, даваемые линзой.

65

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

66

Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»

67

Контрольная работа №8 «Световые явления».

Повторение 3 часа

68

Анализ контрольной работы. Повторение материала за курс 8 класса.

69

Промежуточная аттестация

70

Анализ контрольной работы. Итоги года



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Кзыл-Ярская средняя общеобразовательная школа»

Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан

Принято

Педагогическим советом  протокол  от ___________ года   №  ____

введено в действие приказом от ___________года  № ____

Директор МБОУ «Кзыл-Ярская СОШ»

_________________Аминова А.А.

Рабочая программа

по предмету «Физика» для 9 класса (3 часа в неделю, 102  часов в год)

Составитель: Залеева Ландыш Равилевна (учитель физики  первой квалификационной категории)

«Согласовано»

Заместитель директора ___________ /Хафизова Г.Х./

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от   ___________  № ____

Руководитель МО Сахибуллина С.М.  /_____________/

2019 год

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Ппредметные результаты изучения курса физики в 9 классе

Выпускник научится:

-соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

-понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

-распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

-ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

-понимать роль эксперимента в получении научной информации;

-проводить прямые измерения физических величин:,  радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

-проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

-проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

-анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

-понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

-использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Механические явления

Выпускник научится:

-распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение,   колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

-описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: перемещение, скорость, ускорение, период обращения,  импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,  амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения. При описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

-анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

-различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

-решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука,) и формулы, связывающие физические величины (ускорение,  импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения):

-на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

-распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, дисперсия света.

-описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

-приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

-решать задачи, используя физические законы (скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света,): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Квантовые явления

Выпускник научится:

-распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

-описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

-анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

-различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

-приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Механика

Основы кинематики

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка как модель физического тела. Траектория. Путь и перемещение.                                                                                                                                                                                                                                      Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения).

Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

 Ускорение – векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Ускорение свободного падения.

Фронтальные лабораторные работы

Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости.

Основы динамики

Инерция. Инертность тел.Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса – скалярная величина. Сила – векторная величина. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона.

Свободное падение тел.

Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.

Сила упругости. Закон Гука.

Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перегрузки.

 Сила трения.

Фронтальные лабораторные работы

Измерение ускорения свободного падения.

Законы сохранения в механике

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты. Значение работ К.Э. Циолковского для космонавтики. Достижения в освоении космического пространства.

Демонстрации

  1. Закон сохранения импульса.
  2. Реактивное движение.
  3. Модель ракеты.

Механические колебания и волны

 Механические колебания. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.

Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника.

Колебания груза на пружине. Формула периода колебаний пружинного маятника.

Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны в однородных средах.  Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Звук как механическая волна. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.

Фронтальные лабораторные работы

Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от его длины.

Электромагнитные явления

Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

 Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Магнитное поле тока. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Правило левой руки. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу.  Сила Ампера и сила Лоренца. Электроизмерительные приборы.

 Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея. Магнитный поток.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур.  Переменный ток.  Электрогенератор. Трансформатор.

 Преобразование электроэнергии в электрогенераторах. Передача электрической энергии на расстояние. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. 

Свет – электромагнитная волна. Закон преломления света. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.

 

Фронтальные лабораторные работы

Изучение явления электромагнитной индукции.

Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - и гамма-излучения. Период полураспада.

Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры. Опыты Резерфорда.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Зарядовое, массовое числа.

Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. 

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.

Источники энергии Солнца и звезд. Излучение звезд.

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

 Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Фронтальная лабораторная работа

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

 п/п

Раздел, тема

Количество часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Законы взаимодействия и движения тел

42

1

2

Наблюдать и описывать прямолинейное и равномерное движение тележки с капельницей; определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки; обосновывать возможность замены тележки её моделью  (материальной точкой) для описания движения

Приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь

Определять модули  и  проекции векторов на координатную ось; записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач

Записывать формулы: для нахождения  проекции  и модуля  вектора  перемещения  тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени;  доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости; строить графики зависимости  vx = vx(t)

Объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; приводить примеры равноускоренного движения; записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; применять формулы для расчета скорости тела и его ускорения в решении задач, выражать любую из входящих в формулу величин через остальные.  

2

Механические колебания и волны. Звук

16

1

1

Определять колебательное движение по его признакам;  приводить примеры колебаний; описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников;  измерять жесткость пружины или резинового шнура

Называть величины, характеризующие колебательное движение; записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний; проводить экспериментальное исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от m и k.

Проводить исследования зависимости периода (частоты) колебаний маятника от длины его нити; представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; работать в группе; слушать отчет о результатах выполнения задания-проекта «Определение качественной зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения свободного падения»

Объяснять причину затухания свободных колебаний;

называть условие существования незатухающих колебаний

Объяснять, в чем заключается явление резонанса; приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения последних

Различать поперечные и продольные волны; описывать механизм образования волн;  называть характеризующие волны физические величины

Называть величины, характеризующие упругие волны; записывать формулы взаимосвязи между ними

Называть диапазон частот звуковых волн; приводить примеры источников звука;  приводить обоснования того, что звук является продольной волной; слушать доклад «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы

На основании увиденных опытов выдвигать гипотезы относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости — от амплитуды колебаний источника звука

Выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры;  объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры

 Применять знания к решению задач

Объяснять наблюдаемый опыт по  возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты

3

Электромагнитное поле

21

1

1

Делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводников с током

Формулировать правило правой руки для соленоида, правило буравчика; определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля

Применять правило левой руки;  определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле;  определять знак заряда и направление движения частицы

Записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции B, магнитного поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной l, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока I в проводнике; описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, пронизывающего площадь контура и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции

Наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического поля при изменении магнитного поля, делать выводы

Проводить исследовательский эксперимент по изучению явления электромагнитной индукции;  анализировать результаты эксперимента и делать выводы;

работать в группе

Наблюдать взаимодействие алюминиевых колец с магнитом; объяснять физическую суть правила Ленца и формулировать его; применять правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока

Наблюдать и объяснять явление самоиндукции

Рассказывать об устройстве и принципе действия генератора переменного тока;  называть способы уменьшения потерь электроэнергии передаче ее на

большие расстояния;  рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия трансформатора и его применении

Наблюдать опыт по излучению и приему электромагнитных волн; описывать различия между вихревым электрическим и электростатическим полями

Наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре;  делать выводы; решать задачи на формулу Томсона

Рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения; слушать доклад «Развитие средств и способов передачи информации недалекие расстояния с древних времен и до наших дней»

Называть различные диапазоны электромагнитных волн

Наблюдать разложение белого света в спектр при его прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения спектральных цветов с помощью линзы; объяснять суть и давать определение явления дисперсии

Наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания; называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания; работать в группе;

слушать доклад «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике»

Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»

4

Строение атома  и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

15

2

1

Описывать опыты Резерфорда: по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения и по исследованию с помощью рассеяния α-частиц строения атома

Объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях; применять эти законы при записи уравнений ядерных реакций

Измерять мощность дозы радиационного фона дозиметром; сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением; работать в группе

Применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций

Объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое числа

 Объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс

Описывать процесс деления ядра атома урана; объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса; называть условия протекания управляемой цепной реакции

 Рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия; называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами  электростанций.

Называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада; слушать доклад «Негативное воздействие радиации на живые организмы и способы защиты от нее»

Называть условия протекания термоядерной реакции;  приводить примеры термоядерных реакций; применять знания к решению задач

Строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада радона от времени; оценивать по графику период полураспада продуктов распада радона;  представлять результаты измерений

в виде таблиц; работать в группе

5

Строение и эволюция Вселенной

6

-

-

Наблюдать слайды или фотографии небесных объектов; называть группы объектов, входящих в солнечную систему  приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток

Сравнивать планеты Земной группы; планеты-гиганты; анализировать фотографии или слайды планет

Описывать фотографии малых тел Солнечной системы

Объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд; называть причины образования пятен на Солнце; анализировать фотографии солнечной короны и образований в ней

Описывать три модели нестационраной Вселенной, предложенные Фридманом; объяснять в чем проявляется нестационарность Вселенной; записывать закон Хаббла

Демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»

6

Обобщающее повторение

2

-

1

Применять знания к решению задач

Всего:

102

5

6

Календарно-тематическое планирование

УМК А.В.Перышкин, Физика, 9 класс, М.: Дрофа, 2019г.

3 часа  в неделю (в год 102 час).

№ урока

Тема урока

Дата проведения урока

Примечание

План

Факт

Законы взаимодействия и движения тел 42 часов

1

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета.

1 неделя

2

Траектория, путь и перемещение. Определение координаты движущегося тела.

1 неделя

3

Решение задач «Нахождение проекции векторов»

1 неделя

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

2 неделя

5

Графики равномерного прямолинейного движения

2 неделя

6

Решение задач на тему: «Равномерное прямолинейное движение»

2 неделя

7

Решение задач на тему: «Равномерное прямолинейное движение»

3 неделя

8

Прямолинейное равноускоренное движение.

3 неделя

9

Скорость при прямолинейном равноускоренном движении.

3 неделя

10

Графики зависимости  скорости и ускорения от времени равноускоренного прямолинейного движения

4 неделя

11

 Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

4 неделя

12

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

4 неделя

13

Графики зависимости пути и перемещения при равноускоренном движении

5 неделя

14

Решение задач на тему: «Расчет ускорения, скорости, пути при равноускоренном движении»

5 неделя

15

Относительность механического движения.

5 неделя

16

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

6 неделя

17

Решение задач на тему: «Равноускоренное движение»

6 неделя

18

 Решение задач на тему:  «Равноускоренное движение»

6 неделя

19

Контрольная работа№1 по темам «Прямолинейное равномерное движение» и «Прямолинейное равноускоренное движение»

7 неделя

20

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

7 неделя

21

Второй закон Ньютона.

7 неделя

22

Решение задач на тему: «Второй закон Ньютона»

8 неделя

23

Третий закон Ньютона

8 неделя

24

Решение задач «Законы Ньютона»

8 неделя

25

Сила упругости. Закон Гука. Сила трения

9 неделя

26

Свободное падение.

9 неделя

27

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

9 неделя

28

Решение задач «Свободное падение тел».

10 неделя

29

Закон всемирного тяготения.

10 неделя

30

Сила тяжести и ускорение свободного падения.

10 неделя

31

Вес тела, движущегося по вертикали вверх. Невесомость и перегрузка.

11 неделя

32

Равномерное движение по окружности

11 неделя

33

Решение задач «Движение по окружности»

11 неделя

34

Движение искусственных спутников

12 неделя

35

Импульс. Закон сохранения импульса

12 неделя

36

Решение задач на тему: «Импульс. Закон сохранения импульса»

12 неделя

37

Реактивное движение

13 неделя

38

Вывод закона сохранения механической энергии

13 неделя

39

Решение задач на тему: «Закон сохранения энергии»

13 неделя

40

Решение задач «Законы динамики»

14 неделя

41

Решение задач «Законы динамики»

14 неделя

42

Контрольная работа №2 по теме «Законы динамики»

14 неделя

Механические колебания и волны. 16 часов

43

Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник.

15 неделя

44

Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Гармонические колебания.

15 неделя

45

Решение задач на тему: «Гармонические колебания»

15 неделя

46

Математический маятник. Пружинный маятник. Формула  периода колебаний математического и пружинного маятников

16 неделя

47

Решение задач на применение формул периода пружинного и математического маятников

16 неделя

48

Лабораторная работа №2 «Исследование зависимости периода и частоты колебаний от длины нити».

16 неделя

49

Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания.

17 неделя

50

Резонанс.

17 неделя

51

Распространение колебаний в упругой среде. Волны.

17 неделя

52

Длина волны. Скорость распространения волн

18 неделя

53

Источники звука. Звуковые колебания.

18 неделя

54

Высота и тембр звука. Громкость звука.

18 неделя

55

Звуковые волны. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Ультразвук  и его применение

19 неделя

56

Решение задач «Колебания и волны»

19 неделя

57

Зачет по теме: «Колебания и волны»

19 неделя

58

Контрольная работа  № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук».

    20 неделя

Электромагнитное поле  21 часов

59

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

20 неделя

60

Магнитное поле тока. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

20 неделя

61

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера и сила Лоренца.

21 неделя

62

Электроизмерительные приборы.

21 неделя

63

Решение задач на тему: « Сила Ампера и сила Лоренца»

21 неделя

64

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

22 неделя

65

  Решение задач «Вектор магнитной индукции».

22 неделя

66

Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея

22 неделя

67

Лабораторная работа №3 «Изучение явления электромагнитной индукции»

23 неделя

68

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

23 неделя

69

Явление самоиндукции.

23 неделя

70

Получение и передача переменного тока. Трансформатор.

24 неделя

71

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

24 неделя

72

Напряженность электрического поля. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

24 неделя

73

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

25 неделя

74

Принципы радиосвязи и телевидения.

25 неделя

75

  Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

25 неделя

76

Дисперсия света. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.

26 неделя

77

Интерференция света. Дифракция света.

26 неделя

78

Решение задач на тему: «Электромагнитное поле»

26 неделя

79

Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле»

27 неделя

Строение атома  и атомного ядра, использование энергии атомных ядер.  15 часов

27 неделя

80

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Схема опыта Резерфорда.

27 неделя

81

Радиоактивные превращения атомных ядер. Альфа-, бета - и гамма-излучения.

28 неделя

82

Решение задач на тему: «Радиоактивные превращения атомных ядер»

28 неделя

83

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц.

28 неделя

84

Лабораторная работа №4

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

29 неделя

85

Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра.

29 неделя

86

Решение задач на тему: «Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра»

29 неделя

87

  Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

30 неделя

88

Решение задач «Расчет энергии связи»

30 неделя

89

Деления ядер урана. Цепные ядерные реакции.

30 неделя

90

Ядерный реактор. Атомная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

31 неделя

91

Лабораторная работа №5 «Изучения деления ядер урана по фотографии треков»

31 неделя

92

Источники энергии Солнца и звезд.  Термоядерные реакции. Излучение звезд.

31 неделя

93

  Закон радиоактивного распада.

32 неделя

94

Контрольная работа №5 на тему «Ядерная физика»

32 неделя

Строение и эволюция Вселенной 6 часов

95

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

32 неделя

96

Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

33 неделя

97

Происхождение Солнечной системы. Строение Вселенной.

33 неделя

98

Физическая природа Солнца и звезд.

33 неделя

99

Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

34 неделя

100

Обобщение материала по теме: Строение и эволюция вселенной»

34 неделя

101

Итоговая контрольная работа

34 неделя

102

Обобщение материала