План самообразования учителя-логопеда

Гайнутдинова Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №123 комбинированного вида»

Авиастроительного района

г. Казани

План самообразования

учителя-логопеда

Гайнутдиновой Натальи Николаевны

на 2020-2021 учебный год.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях недостаточное внимание уделяется формированию интонационной стороны речи детей. Хотя интонационная сторона речи является одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, обеспечивающей полноценное взаимодействие, сотрудничество в приобретении знаний, умений и навыков между педагогом и воспитанником и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребёнка. Интерес к проблеме формирования интонационной стороны речи у детей с ТНР связан с важностью интонации в процессе коммуникации. Проблема преодоления тяжелых нарушений речи у детей в коррекционной группе со сложным дефектом, и подготовка их к школьному обучению относится к числу теоретически и практически значимых, но еще недостаточно разработанных в логопедической теории и практике. Таким образом, актуальность темы по самообразованию обусловлена тем, что одной из основных задач обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, является коррекция и развитие интонационной стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку и может привести к нарушению коммуникативной функции языка.

Тема самообразования: «Формирование интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста в коррекционной группе  для детей со сложным дефектом по средствам различных методов и технологий».

Цель: повысить свой профессиональный уровень

Задачи:

  •  Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме коррекции интонационной стороны речи;
  • Разработать диагностическую методику выявления особенностей интонационной стороны речи у детей  дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
  • Выделить направления и определить содержание коррекционно-логопедической работы по формированию интонационной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • Оценить степень эффективности разработанной системы мер по формированию интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста коррекционной группы для детей со сложным дефектом.
    Содержание:
  • Профессионально-педагогическая деятельность.
  • Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
  • Изучение специальной литературы. Обобщение практического опыта педагогов.
  • Повышение квалификации, профессионального мастерства.

Профессионально-педагогическая деятельность

Название мероприятий

Сроки

выполнения

1.

Разработать и утвердить годовой  план работы учителя–логопеда на 2020-2021 учебный год.

Август 2020.

2.

Проанализировать:

  • «Закон об образовании»
  • Проект  ФГОС дошкольного образования.
  • Программы коррекционной логопедической работы с дошкольниками в условиях коррекционной группы с детьми со сложным дефектом

Сентябрь 2020.

3.

Разработать перспективное планирование   с учётом использования различных методик и направлений и технологий в коррекции интонационной стороны речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Сентябрь 2020.

4.

Систематизировать практический  материал, интернет ресурсы по коррекции и развитию интонационной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  в условиях коррекционной группы и с учетом возрастных особенностей детей со сложным дефектом.

В течение учебного года.

5.

Разработать формы и методы работы с детьми и родителями коррекционной группы для детей со сложным дефектом по развитию интонационной стороны речи  

В течение учебного года

Провести семинар-практикум для родителей на тему «Игры, направленные на развитие речевого дыхания детей»

Декабрь 2020.

Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога

Название мероприятий

Сроки

выполнения

1.

Разработать методику логопедического обследования

Август 2020.

2.

Изготовить демонстрационные пособия для артикуляционной гимнастики, упражнения на развитию речевого дыхания в формате презентации.

ноябрь-март.

3.

Изготовление пособий для коррекционно-логопедической работы с детьми коррекционной группы со сложным дефектом по формированию интонационной стороны речи.

В течение

года.

4.

Создание презентации по теме самообразования.

Январь-февраль 2020.

5.

Подготовка материалов  для  сайта ДОУ по теме:

«Формирование интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста в коррекционной группе дошкольного учреждения для детей со сложным дефектом по средствам различных методов и технологий»

март-апрель 2020.

Изучение специальной литературы. Обобщение практического опыта педагогов

Название мероприятий

Сроки

выполнения

1.

Изучение материалов на сайтах:

В течение года.

2.

Изучение статьей в Журнале «Логопед» и других методических изданиях

В течение года.

3.

Изучить опыт работы учителей-логопедов других ДОУ района

В течение учебного года.

Повышение квалификации, профессионального мастерства

Название мероприятий

Сроки

выполнения

1.

Посещение конференций, семинаров для учителей-логопедов, вебинаров.

В течение учебного года.