МОИ УРОКИ

Шайдулина Минзифа Закировна

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе с использованием веб-квест
технологии.

        Авторы УМК: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.

Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями следствия».

Целеполагание:

для учителя: создание условий для познавательной и творческой активности обучающихся, эффективного накопления и обогащения каждым своего личностного опыта;

для учащихся: добывание знаний в ходе самостоятельной исследовательской деятельности (индивидуальной и групповой).

 Цели        урока: 

образовательная: выявление особенностей сложноподчинённых предложений с придаточными следствия, различение придаточных следствия и придаточных степени;  формирование умения самостоятельно отбирать материал по предложенной теме, составлять рассказ в соответствии с типом речи, стилем речи;

развивающая: формирование и развитие навыков исследовательской деятельности, связного рассказа на лингвистическую тему;

воспитывающая: воспитание толерантного и уважительного отношения к мнению одноклассников; формирование духовно-нравственного мировоззрения, воспитание самоорганизованности, инициативности.

Планируемый результат.

Предметные умения:

 освоение систематических знаний, самостоятельное пополнение знаний  по теме с помощью Интернет-ресурсов.

Метапредметные:

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные:

формирование умения проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, в умении оценивать свои действия.


Тип: урок открытия новых знаний.

Вид        урока: урок-исследование 

Форма: работа в группах, индивидуальная самостоятельная работа

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, Интернет-ресурсы, эталон-карточки для проверки самостоятельной работы.

Проект урока.

  1. Организационный момент.

1. Приветствие.

Покажите, какое у вас сейчас настроение?

Улыбнитесь соседу по парте, другому соседу.

Поприветствуйте друг друга

- как хорошие знакомые;

- как счастливые люди!

 

  1. Мотивация к учебной деятельности.

1. Оцените свои знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия» на данный момент: Устно.

Презентация.

СЛАЙД 1.

1.Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.

2.Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

3.Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

4.Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

         

III.  Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1. Игра «Блеф-клуб». Устно.

Обучающимся дается установка:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0. Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.

 Итак, дайте свой ответ на мои утверждения:

  1. Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. (Да).
  2. Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением.

Зависимая часть СПП – подчинённая. Она называется придаточным предложением. (Да).

  1. Подчинительная синтаксическая связь в СПП не может быть выражена союзными словами. (Нет).
  2. Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос. (Да).
  3. Союзные слова не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. (Да).
  4. Подчинительные союзы могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова не могут. (Нет).

7. Если придаточное предложение находится внутри главного, то оно выделяется знаками препинания с двух сторон. (Да).

2. Проверка по ЭТАЛОНУ, данному на СЛАЙДЕ 5.

(Время на этапы 1 – 3 – 5 минут)

III. Выделение проблемы урока и формулирование исследовательского задания для обучающихся.

  1. Совместное определение общей цели проекта: выявить особенности сложноподчинённых предложений с придаточными следствия. СЛАЙД 7.
  2.  Формирование групп (2 группы с учётом пожеланий обучающихся).

 3. Организация исследовательской деятельности с использованием Интернет-ресурсов. (Подготовленные учителем Интернет-ресурсы выложены на рабочем столе).

- Эвристическое задание группам: изучить материалы рекомендуемых сайтов и заполнить паспорт сложноподчинённых предложений с придаточными следствия. СЛАЙД 8.

Рекомендуемые сайты:

1 группа: gramota.ruЛитневскаяСинтаксис

             filfak.mrsu.rubok/sintak.pdf

      licey.net

 2группа: TextoLogia.rurusskiy/sintaksis/slozhnoe-…

             portal-slovo.ruphilology/37393.php…

- Коллективное заполнение паспорта и создание слайдов презентации. (1 группа создаёт слайды 1 - 3, 2 группа – слайды 4 – 6). 7 слайд создаёт учитель. (Особенности оформления слайдов обговаривались заранее, подготовлены шаблоны, чтобы готовый проект выглядел как единое целое).

Паспорт

сложноподчинённого предложения с придаточными следствия

№п.п.

Признаки

Примеры

1.

Значение придаточного следствия

2.

Отвечает на вопрос

3.

Что поясняет в главном предложении

4.

Место придаточного следствия в предложении

5.

Средства связи главной и придаточной частей в СПП

6.

Предложения не относятся к придаточным следствия, если...

1)

2)

7.

Заполняются вместе с учителем.

8.

Заполняются вместе с учителем.

  1. Публичное представление обучающимися персонифицированных материалов.
  1. Группы представляют самостоятельно изученный материал, доказывают примерами.  

 

 2.        Группы представляют подготовленные слайды презентации и совместно с учителем составляют единый проект по теме урока: «Особенности сложноподчинённых предложений с придаточными следствия». При этом делегированный группой ученик раскрывает содержание представленных слайдов.

Учитель представляет свои слайды. Группы сравнивают свой результат выполнения задания с результатами учителя.

- Группы оценивают работу друг друга.

- Какие этапы работы показались сложными? Что удалось лучше всего?

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.  

1.        Работа с учебником. Письменное выполнение упражнения № . Творческое задание: замените придаточные предложения со значением степени придаточными со значением следствия. Начертите схемы. Объясните, какие критерии учитывались вами при выполнении задания.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Эталон для самопроверки каждому ученику на карточках). Задание с использованием краеведческого материала: запишите данные предложения, начертите их схемы. Определите вид придаточного предложения: степени или следствия? Докажите. СЛАЙД 9.

1) Омываемый с трёх сторон седым Иртышом, Ханты - Мансийск расположился на гряде из семи холмов, так что у города есть своя характерная черта.

2) В начале нового века в Ханты – Мансийске открылся Югорский государственный университет, так что выпускникам школ не нужно уезжать из родных мест далеко.

3) Словно неогранённый алмаз в оправе серебристого Иртыша, долго ждал он умелого мастера, так что вскоре заблестел всеми своими гранями.

VI. Включение в систему знаний и повторение (домашнее задание). СЛАЙД 10.

1. Записать по одному предложению о Ханты-Мансийском округе в пункты 7, 8 паспорта.

2. Подготовиться к уроку повторения в форме веб-квеста, используя сайты gramota.ruЛитневскаяСинтаксис

TextoLogia.rurusskiy/sintaksis/slozhnoe-…повторить виды придаточных предложений.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  1. Что нового вы открыли для себя в сложноподчиненных предложениях, изучая предложения с придаточными следствия?
  2. Какие мысли, чувства и ощущения возникали у вас во время выполнения заданий?
  3. Каковы ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему удалось их достичь?
  4. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали (пытались преодолевать)?
  5. Скажите каждый себе, как вы потрудились:

Я – молодец! Я думал, старался! Я делал открытия!

  1. Какого цвета ваше настроение?

Спасибо всем за интересную работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности сложноподчинённых предложений с придаточными следствия Образовательный продукт, полученный обучающимися в результате эвристической деятельности

Слайд 2

1. Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода

Слайд 3

2. Присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится после главной части

Слайд 4

3. Придаточное следствия отвечает на вопрос что произошло вследствие этого? Он сразу уснул, так что на свой вопрос я услышал только его ровное дыхание.

Слайд 5

4. Не относятся к СПП с придаточным следствия предложения, в главной части который есть наречие так , а в придаточной — союз что : За лето он вырос так, что стал выше всех в классе . (Это СПП с придаточным меры и степени) .

Слайд 6

5. Не относятся к рассматриваемой группе и предложения, части которых соединены сочинительной или бессоюзной связью и во второй части которых представлены наречия потому и поэтому : Была хорошая погода, и потому мы отправились на озеро. (ССП) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти. (БСП)

Слайд 7

1)Придаточное степени отвечает на вопрос как так? в какой степени? 2)Запятая ставится после указательного слова, находящегося в главном предложении; 3)Логическое ударение ставится на указательное слово так, за которым следует значительная пауза 4)Прикрепляется к главному союзом что Отличие придаточных предложений следствия от придаточных степени Придаточное следствия: 1)нельзя поставить вопрос; 2) присоединяется только одним союзом так что; союз равнозначен слову следовательно; 3) содержит вывод, следствие, поэтому стоит только после главного предложения; Прикрепляется к главному предложению союзом так что



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе

Тема: Сопоставительный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале».

Цели:

  • формировать навыки сопоставительного анализа лирических произведений;
  • развивать умение находить  изобразительные средства языка и объяснить их роль в тексте;
  • прививать интерес к жизни и творчеству поэтов;
  • способствовать эффективному накоплению собственного личного опыта.  

Оборудование урока: портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, иллюстрации, тексты стихотворений.

Ход урока.

I. Информационная часть.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Словарная работа (слова написаны на доске). Лексические значения каких слов, написанных на доске, вам известны?

Ковчег – в библейской мифологии: судно, на котором праведный человек Ной спас людей и животных от всемирного потопа. (С.И.Ожегов).

Келья – отдельная комната монаха, монахини в монастыре; уединённое и скромное жилище, комната.

Бытие – жизнь, существование.

Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый.

Теснина – узкий проход, обычно между двумя возвышенностями, ущелье.

Ущелье – расселина в горах.

Брег - берег  (неполногласие).

II. Рефлексивная часть. ( Метод поиска).

1. Задание исследовательского характера

  • Выявите, какие образы использованы в стихотворениях? Что они символизируют? (Познавательные действия учащихся).

Возможные ответы:

«Монастырь на Казбеке»

«Крест на скале»

Казбек

скала

Небо-монастырь-Бог

небо-крест-Бог

Ущелье

теснина

2. Задание репродуктивного характера.

  • Как эти образы помогают передать чувства и переживания  лирического героя?   (Анализ предлагаемых вариантов, их обсуждение, выявление наиболее личностно – значимых.)

3. Задание исследовательского характера.

  • Какие изобразительные средства помогают передать чувства и переживания лирического героя?

Возможные ответы:

«Монастырь на Казбеке»

«Крест на скале»

Метафора «царственный»

Антитеза с союзом НО

Эпитет «вечными»

Антитеза: «вершины – ущелье»

«скала – теснина»

Символ «монастырь»

«крест»

Риторическое обращение: «Далёкий вожделенный брег!»

Лексическая анафора:

градация

«Туда б, сказав прости ущелью» «Туда б, в заоблачную келью»

Употребление местоимения «мне»

употребление местоимения «я»(4раза)

Неполногласие: «брег»

старославянизм: «подъята»

4. Как в стихотворениях показано художественное пространство?

Возможные ответы:

«Монастырь на Казбеке»

«Крест на скале»

Ущелье – заоблачная келья

теснина – скала

5. Как в стихотворениях показано художественное время?

Возможные ответы:

«Монастырь на Казбеке»

«Крест на скале»

Сияет вечными лучами»

«Гниёт он и гнётся от бурь и дождей»

6. Задание частично – поискового характера.

Определите размер, способы рифмовки.

7. Стихотворения проанализированы.

Что в них общего? (Оба стихотворения относятся к кавказскому циклу, в основе композиции – религиозные символы, наводящие на метафизические размышления о жизни и судьбе, мотив спасения с помощью Бога, построены на антитезе, характерен космический масштаб, лирический герой не удовлетворён своей судьбой.)

 III. Информационная часть. Рассказ учителя о судьбе А.С.Пушкина и М.Ю Лермонтова.

А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов – два самых значительных поэта первой половины 19 века. Знаменательна общность их трагической судьбы. Важную роль для обоих поэтов играет наследие романтизма, и в первую очередь традиция Байрона. У Пушкина это в основном связано с периодом южной ссылки 1820 – 1824 годов. У Лермонтова эти влияния сохраняются на протяжении всего творчества. Большую роль в их судьбе сыграл Кавказ. Лермонтов любил его с детства едва ли не больше своей среднерусской родины. Во время первой ссылки на Кавказ Лермонтов, по его словам, «находился в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом…, изъездил Линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы…, ночевал в чистом поле…». Разнообразные впечатления имели большое значение для творческого роста поэта. Во время второй ссылки Лермонтов участвовал в кровопролитных боях.

А.С.Пушкин в годы ссылки также много путешествовал. Путешествие увлекло поэта. Сначала он увидел степь, затем море, потом Кавказские горы. Всё было ново и необычно. Однажды он увидел высоко в горах монастырь, который показался поэту плавающим в облаках.

Много общего в судьбе поэтов. В то же время  можно видеть и глубокие различия между поэтическим миром Пушкина и Лермонтова. Пушкин обращается к самому широкому кругу тем, мотивов, образов, а для Лермонтова характерна сосредоточенность на достаточно узком круге тем.

Несходство Пушкина и Лермонтова обусловлено как субъективными факторами, так и объективными. Одинокое детство в деревне, ранняя разлука с отцом, особая роль бабушки в воспитании, затем юнкерство с его специфической атмосферой – всё это формирует у Лермонтова такой тип личности, который запомнился современникам: человек с тяжёлым характером, внутренне одинокий, несмотря на укоренённость в светской жизни. Через всё творчество поэта проходит религиозный мотив. Поэту было 17 лет, когда он написал стихотворение «Ангел», тема которого тоска, «томленье души» по тому миру, откуда она пришла.

По-другому выглядит раннебиографический опыт Пушкина. Одно из важнейших впечатлений отрочества – из Царскосельского Лицея – поэт выносит ощущение причастности к союзу избранных сердец, «священной истины друзей», служителей  высокого искусства.

Важно и несходство социокультурной атмосферы 1810 – 20-х и 30-х годов. Начало века – это надежда на перемены, социальный оптимизм, различные кружки, литературные и общественные собрания. Своеобразным знаком той эпохи может служить такое характерное явление, как дружеская переписка, сочетающая в себе интимно – лирический момент с общественно-публицистическим; в поэзии теми же чертами отмечен жанр дружеского послания, исключительно важный для Пушкина. 1830-е годы – эпоха затишья, спада общественной активности, атмосфера разочарования, социальной депрессии. Литературным знаком этого времени становится дневник философского характера, а в лирике – философский отрывок, философская элегия. Поэту свойственна тема одиночества, напряжённый интерес к философии, углублённый самоанализ.

В самых общих чертах можно сказать, что Пушкину больше свойственны оптимизм и разнообразие мотивов, а Лермонтова отличают пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворённости собственной судьбой и современной эпохой, трагическое  мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности. Несмотря на несходство Пушкина и Лермонтова (разные эпохи, разные черты характера,  разное воспитание…), сопоставительный анализ показал, что в творчестве Пушкина последних лет и в творчестве Лермонтова есть общее.

Пушкин старше Лермонтова на 15 лет, примерно такой же разрыв между периодами наивысшего расцвета их творчества. Стихотворение Пушкина «Монастырь на Казбеке» написано в 1829 году, стихотворение Лермонтова впервые было напечатано в собрании сочинений под редакцией Висковатова в 1889 году, время написания неизвестно.

  • Подумайте, перекликаются ли чувства лирических героев с биографией поэтов?

IV. Итоговая часть. Обсуждение урока.

V. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «Что нового открыл я для себя на данном уроке?»

 



Предварительный просмотр:

Урок 3.

Тема урока: Ода Горация «К Мельпомене» в переводах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.

Цель: образовательная: учить сопоставительному анализу стихотворений поэтов;

            развивающая: развивать умение выявлять сходство и различие по содержанию и форме;

        воспитательная: формировать интерес к творчеству поэтов разных эпох.

Ход урока

Учитель: Гораций Флакк Квинт (65-8 гг до н.э.) – великий римский поэт. В его оде главная мысль, что поэт получает бессмертие благодаря художественному совершенству своих стихов. На основе текста оды Горация в 1747 году ученый, реформатор русского языка и литературы, поэт М.В. Ломоносов, а затем в 1795 году поэт, переводчик и драматург Г.Р. Державин создают свои оригинальные произведения.

(Мельпомена – в греческой мифологии муза трагедии)

Комментарий к стихотворению М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

Аквилон – северный и северо-восточный ветер у древних греков.

Авфид – река в южной Италии.

Давнус – легендарный царь Апулии, римской провинции, в которой родился Гораций.

Алцейская лира – символ древнегреческой поэзии. Алцей – великий лирик (7 в. до н.э.).

Дельфийский – относящийся к городу Дельфы, в котором находился главный храм древнегреческого бога Аполлона, покровителя поэзии.

Стихи эольски – образцовые стихи.

Комментарий к стихотворению Г.Р. Державина «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…» («Памятник»).

Рифей – Уральские горы.

Фелица – обращение к просвещенному монарху Екатерине II.

Работа по сопоставлению стихотворений.

Задание 1. Прочитайте стихотворения и определите их основную тему (Тема назначения поэта и поэзии).

- Как вы думаете, чем обусловлен выбор темы? (Особенностями возникновения и развития русской литературы, для которой характерно было особое отношение к слову).

- Ребята, как вы думаете, нашли ли отражение мысли Горация в этих произведениях? Докажем текстом.

1. Что ставит себе в заслугу М.В. Ломоносов? Г.Р. Державин?

(М.В. Ломоносов:         Отечество мое молчать не будет

                        Что мне беззнатный род препятством не был.

М.В. Ломоносов сам творец своей судьбы, внес «в Италию стихи эольски».

Г.Р. Державин:         Первый я дерзнул в забавном русском слоге

                        О добродетелях Фелицы возгласить.

Поэт соединил похвальную оду с язвительной сатирой, бичующей нравы придворных, тем самым нарушив законы классицизма – в этом новаторство поэта. В заслугу ставит «сердечную простоту», искренность, душевность своих стихов, гражданское мужество («истину царям с улыбкой говорить»).

- Прочитаем и сопоставим первую строфу стихотворений. О чем она? Чему уподобляет свое творчество каждый из поэтов?

(Ломоносов:         Я знак бессмертия себе воздвигнул

                Превыше пирамид и крепче меди…

Творчество уподобляет знако бессмертия. Сила поэзии могущественнее законов природы и движения времени.

Г.Р. Державин:         Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

                        Металлов тверже он и выше пирамид.

Творчество уподобляет памятнику, силу поэзии сравнивает с могущественными законами природы и движения времени).

- Найдем в текстах стихотворений слова, показывающие, с чем связывают свое бессмертие Ломоносов и Державин.

- Что дает поэту право на бессмертие? (Ломоносов связывает свое бессмертие с Римом, здесь использована перифраза «великий Рим» - Гораций, «великий Рим» - господствующее государство. Идеалом поэта была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе.

Державин связывает свое бессмертие с родом славян:

                И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

        Державин высказывает уверенность, что его имя будет жить в сердцах и памяти народа:

                        Всяк будет помнить то в народах неисчетных…

        - Прочитаем 4 строфу стихотворений. В чем видят задачу поэзии поэты? Назначение поэта? (Ломоносов пишет о заслугах перед читателем. Державин видит в том, чтобы «истину царям с улыбкой говорить». Поэт – служитель и поборник истины.

- В чем, по мысли поэтов, достоинство и сила поэзии? (По мнению Державина в том, чтобы проповедовать истину и справедливость:

                В сердечной простоте беседовать о Боге

                И истину царям с улыбкой говорить.

Задание 2. Обратим внимание на язык стихотворений. Какое из них труднее читать? Как по-вашему, с чем это связано? (У Ломоносова использована высокая лексика, много малопонятных слов. Державин нарушает правила классицизма и смешивает «высокое» и «низкое». Ломоносов писал высоким «штилем». С какой целью употреблена высокая лексика в стихотворении Державина?)

- Какие слова придают стихотворениям торжественность? Найдем их в тексте.

Задание 3. Найдем в стихотворениях изобразительно-выразительные средства языка. (Слова с неполногласием, усеченной формой прилагательных; эпитеты, сплетение гиперболы и сравнения, риторические обращения, перифразы).

- Подумаем какова роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания стихотворений?

Задание 4. Определим размер стихотворений. (У Ломоносова: четырехстопный ямб. По его мнению ямб усиливает возвышенность содержания, способствует выражению мысли. У Державина: шестистопный ямб. Он придает величавость, торжественность ритму стихотворений, соответствует важности темы.)

Задание 5. Скажите, нашли ли отражение мысли Горация в стихотворениях М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина?

1. Чем отличается стихотворение Державина от стихотворения Ломоносова? (Державин нарушает правила классицизма: смешивает «высокое» и «низкое», сочетает классическую торжественность и будничность, приближает поэзию к жизни, поэтический язык обновляется).

Учитель: Тексты стихотворений проанализированы. Как вы думаете, что можно сказать о мировоззрении поэтов разных эпох? (Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия. Державин убежден, что России нужен просвещенный абсолютизм. В поэзии он шел другими путями, чем Ломоносов.)

Таким образом, начиная с 18 века тема поэта и поэзии, образ музы становятся традиционными темами лирики и получают развитие в 19 веке. В 1802 году к данной теме обращается А.Х. Востоков, известный поэт и лингвист, в 1836 году – А.С. Пушкин… Развивается тема и в 20 веке.

Домашнее задание: Используя приобретенный на уроке опыт, ответьте, что общего в стихотворении А.Х. Востокова с проанализированными произведениями?



Предварительный просмотр:

Личностно – ориентированный урок с применением новых информационных технологий.

         Тема: Анализ стихотворения Г. Р. Державина «Осень во время осады Очакова».

        Цели: образовательная: выявить особенности державинской лирики путём совместного поиска; проанализировать стихотворение, опираясь на субъектный опыт восьмиклассников;

        развивающая: содействовать обучающимся в овладении навыками анализа стихотворения, развивать умение вести диалог и полилог; анализируя стихотворение, умение определять особенности творчества поэта;

        воспитательная: формировать у учеников потребность к приобретению знаний, толерантность в учебных взаимодействиях.

        Тип урока: обучающий.

Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, презентация PowerPoint? Дидактический материал..

Проект урока.

I. Организационный момент (рефлексия). 

1. Создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.

2. Сообщение темы, цели урока, организации учебной деятельности в ходе урока.

         II. Информационная часть. 

1. Слово учителя: С Г. Р. Державина началась новая русская лирика. Поэт создал единую русскую поэзию, соединил «высокое» и «низкое», сломав искусственные перегородки, и живой русский язык хлынул в поэзию, оказалось, что можно писать обо всём, главное – от души. Его поэзия идёт от сердца. Чувства, переживания, настроения – вот содержание  стихов Державина.

В информационной части с целью дополнительной активизации используется презентация. Слайд 1. Портрет Г. Р. Державина. Под портретом надпись: «Державин –  поэт Екатерининской эпохи».

Слайд 2. Портрет императрицы Екатерины II.

2. Актуализация знаний учащихся. Реализация домашнего задания.

  1. Сообщение первого ученика: В 1787 году Турция начала войну против России, которая длилась до 1791 года. Очаков – турецкая крепость. Осада крепости русскими войсками длилась полтора года. Крепость была взята русскими войсками в лютый мороз в ходе кровопролитного штурма.

Слайд 3. Штурм Очакова.

  1. Сообщение второго ученика. Стихотворение написано в связи с осадой Очакова русскими войсками под предводительством Г. А. Потёмкина в 1788 году.

Слайд 4. Г.А. Потёмкин – государственный деятель, дипломат.

Слайд 5. Стихотворение «Осень во время осады Очакова».

Первое название стихотворения: «Осень в селе Зубриловке, 1788, в ноябре».

III. Использованы следующие виды самостоятельной работы: индивидуальная, в парах, групповая. Самостоятельная словарная работа. Задание: прочитайте в сносках учебника или на карточках значения данных слов, запишите в тетрадях, запомните их.

Колпик – аист;

Ловецки – охотничьи;

Выжлицы – гончие собаки;

Борей – бог северного ветра (в греческой мифологии).

IV.Чтение стихотворения учителем наизусть.

V. Выявление степени восприятия стихотворения учащимися.

Полилог.

1.Ваше мнение о стихотворении. Какие картины вам запомнились? Попробуйте их нарисовать. Легко ли? (Да.)

2.Какие строки показались самыми значительными, запоминающимися?

3.Какие – то слова вас удивили? Какие? Чем?

4.Как построил Державин стихотворение? (Антитеза: Осень – Зима.) Как вы думаете, почему слова «Осень», «Зима» поэт пишет с большой буквы?

5. Самостоятельная работа: задание исследовательского характера: выясним, какие изобразительные средства предпочитает поэт, описывая картины осени и предзимья.

  • Найдите примеры олицетворения. Как вы думаете, с какой целью они употреблены? (Осень «носит», «просит»; Борей: «хмурит», «зовёт»; чародейка: «идёт», «машет», «претворяет»; пустыни и долы «сетуют». Олицетворения помогают передать очарование уходящей осени, картины предзимья, «оживляют» Осень и Зиму (потому – то с прописной буквы написаны), придают описанию выразительность.) Обсуждение вариантов работы: форма – «ученик+ученик», «ученик+учитель».
  • Некоторые слова по поэтической традиции того времени Державин употребляет в церковнославянском варианте – с так называемым неполногласием. Например, мраз – вместо мороз.
  • Самостоятельная индивидуальная работа (задания на применение знаний в новой ситуации): найдите в тексте стихотворения примеры неполногласия и объясните их роль. («Златые», «сребрится», «хладного», «древа».) (Слабые учащиеся пользуются карточками –помощниками.)
  • Ещё одна поэтическая традиция того времени – употребление усечённых окончаний в прилагательных и причастиях. Например, в первой строке: «румяна». Записать в рабочих тетрадях. Обсуждение ответов.
  • Самостоятельная работа: найдите в тексте стихотворения примеры усечённых окончаний в прилагательных и причастиях. Назовите их. («Шумящи», «красно – жёлты», «ловецки», «добры», «рассыпан», «голодны», «голы».) Объясните роль.

Полилог.

  • Самостоятельная групповая работа. Пронаблюдайте за использованием эпитетов. Какие закономерности вы обнаружили? (Эпитеты разнообразны. Одни воссоздают картины уходящей осени: «румяна», «златые», «шумящи», «щедрым». Другие рисуют картины предзимья: «седая», «косматым», «хладного», «белый». Эпитеты создают контраст: «златые» - «седая», «щедрым» - «голы», «румяна» - «белый», «щедрым» - «жадной». По окончании работы проводится анализ с последующими выводами с целью формирования приёмов обобщений.
  • Индивидуальная самостоятельная работа. Какие ещё изобразительные средства есть в стихотворении?   Метод поиска. (Сравнение. Метонимия.)

6. Самостоятельная групповая работа. Работа над определением особенностей языка, синтаксиса, ритма, рифмы.

  • Найдите примеры употребления «высокой» и «низкой» лексики. («Взор» - «ест».)
  • Найдите примеры лексической анафоры. (Уже румяна Осень носит

                                                                            Уже стада толпятся птичьи)

  • Найдите синтаксическую анафору.

Полилог.

  • Как вы думаете, с какой целью употреблены повторы? (Усиливают впечатление  от изображаемого. Стихотворение начинается словом «уже», которое повторяется дважды – это говорит о том. Что время Осени проходит. В природе всему своё место: осень сменяет зима… и это вечно. Державин – родоначальник философской лирики.)
  • Исследовательская работа в парах.

 Задание: Определите размер стихотворения. (Пятистопный ямб. Ямб – любимый размер Державина.) Обобщение результата исследования.

                Слайд 6. Рисунок пятистопного ямба.

VII. При даче домашнего задания проводится  дополнительная активизация: задания предлагаются на выбор: 1) выясните историю написания стихотворения  Г. Р. Державина «Снегирь»; 2) подготовьте слайды к уроку – анализу стихотворения «Снегирь»; 3) подготовьте  чтение наизусть стихотворения «Осень во время осады Очакова».

VIII. На этапе рефлексии обсуждаются вопросы, позволяющие провести дополнительную активизацию с целью стимуляции высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нём.

  • Что нового узнали на уроке? Чему научились?
  • Что понравилось? Не понравилось? Почему?
  • В какой форме хотели бы провести следующий урок анализа стихотворения Г. Р. Державина «Снегирь»?

IX. Выставление отметок.

Настоящий мудрец не пригласит вас войти в дом своей мудрости, он предпочтёт привести вас на порог вашего ума.

Халил Жибран

На данном уроке использованы следующие приёмы развития познавательных особенностей учеников: самостоятельная работа над новым материалом, задания исследовательского характера, поисковое задание.

Методы организации учебной деятельности: наглядный, словесный. практический, исследовательский.

Методы мотивации учебной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение.

Показателями наличия познавательных интересов учащихся явились: эмоциональный отклик, увлечённость процессом деятельности, стремление по собственному побуждению принять участие в обсуждении заданий урока, активность в течение всего урока.



Предварительный просмотр:

Личностно – ориентированный урок с использованием новых информационных технологий.

Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Цели: 

образовательная: опираясь на субъектный опыт семиклассников, сформировать знания о слитном и раздельном написании не с причастиями;

        развивающая: содействовать обучающемуся в овладении навыками обоснования написания не с причастиями, различения приставки не  и частицы не;

воспитательная: формировать потребность к приобретению знаний.

        Оборудование урока: карточки – помощники, компьютер, мультимедиапроектор.

Проект урока.

        I. Организационный момент.

        1. Создание эмоционального настроя на урок.

Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь всем и новому дню. Вы многое знаете, многое умеете. У вас всё получится.

        2. Сообщение:  Организация учебной деятельности на уроке.

        3. Оформление тетрадей.

        II. Актуализация знаний. Самостоятельная работа.

1. Проблемное творческое задание: Прочитайте слова, спишите, раскрывая скобки.  (Карточки – помощники для слабых учеников.)

        (Не)вежда, (не)вежественный; (не)ряха, (не)ряшливый; (не)брежность, (не)брежный; (не)образованность, (не)образованный.

(Не)правда, а ложь. (Не)правдивый, а лживый. Далеко (не)правдивый рассказ. (Не) прочитанная книга.

  • Объясните, почему так, а не иначе вы написали слова? Как вы рассуждали, выполняя задание?
  • Каким правилом вы пользовались при выборе написания?
  • Какие трудности вы испытывали, выполняя задание?    

Форма работы:  диалог «учитель – ученик».

Тип ответа: с места.

Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.

 

        2. Синтаксический разбор предложения: Вековые кедры и ели, растущие возле нашей школы, ещё не засыпаны снегом.

  • Подумайте, почему именно так написано слово не засыпаны? (Постановка проблемы.)

Форма работы:  полилог. Обсуждение индивидуальных «семантик», поддержка учеников.

Тип ответа: с места.

Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.

        III.Формулирование темы и цели урока учащимися.

Вспомните задания, которые мы выполняли сейчас на уроке. О чём мы будем говорить на уроке? Какие приёмы работы предлагаете?

        IV. Депроблематизация. Организованная коммуникация.

  1. Уточните, что вы знаете о написании не с существительными и прилагательными.
  2. Самостоятельное исследование предложений. Задание: прочитайте и спишите текст, раскрывая скобки.  

Я оглядел всё (не)доумевающим взглядом. Вокруг нас простиралась (не)тронутая тайга. Впервые я увидел (не) освещённый лес, а полутёмный и дикий. Деревья, (не) прикрытые листвой, напоминали о приближающейся зиме.

  1. Объясните, почему именно так раскрыли скобки. Как вы рассуждали, чтобы прийти к такому выводу?
  2. Докажите, что правила о слитном и раздельном написании не с существительными и прилагательными можно применить к написанию не с причастиями?

Форма работы: диалог «учитель – ученик».

Тип ответа: с места.

Характер ответа: устный развёрнутый ответ с доказательством.

  1. Формулировка собственного умозаключения о слитном и раздельном написании  не с причастиями.
  2. Сопоставление умозаключения с правилом, данным в учебнике. (Орфограмма № 54).

        VI. Тренировочные упражнения.

        1. Орфографическая задача. Задание: Запишите словосочетания и выясните, почему именно так написано не со словами. Расскажите, как рассуждали.

(Карточки – помощники для слабых учеников.)

        Неудавшаяся экскурсия. Неудавшаяся из – за дождя экскурсия.

Ненаписанное сочинение. Не написанное вовремя сочинение. Не срубленное, а спиленное дерево. Недоумевающий взгляд.

        2. Работа с учебником. Письменное выполнение упражнения 133:

  • 1 группа: выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется слитно;
  • 2 группа: выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется раздельно.
  • Объясните, как вы рассуждали, выполняя задание.

Форма работы: диалог «учитель – ученик».

Тип ответа: с места.

Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.

        3. Творческое задание (на выбор). Работа с ПК.

  • Слитно или раздельно пишется не в предложениях?

1.  Была весна, и плыл дивный запах ещё (не) распустившихся акаций.

2.  Опубликованы стихи поэта, (не)дооценённого в своё время.

     А. Во всех случаях раздельно.

     Б. Во всех случаях слитно.

     В. В первом случае раздельно, во втором – слитно.

     Г. В первом случае  слитно, во втором – раздельно.

  • Укажите группу причастий, которые не употребляются без не.

а) недоумевающий, недоступный, недовыполненный, недооценённый;

б) недовыполненный, недооценённый, неисхоженный;

в) недоступный, неисхоженный, неотвратимый, недоумевающий;

г) неотвратимый, недоумевающий, недовыполненный, недооценённый.

  • Укажите группу причастий, которые не употребляются без не.

а) ненавидевший, недолюбливающий, нелюбящий;

б) ненавидевший, недоумевающий, недолюбливающий;

в) ненавидевший, нелюбящий, неотвязный.

Дополнительное задание (для желающих.)

  • Образуйте краткие причастия и запишите их с не:

Неумытый - …, непричёсанный - …, неогороженный - …, не засеянный –

Форма работы: задания даны в компьютере.  Дети выбирают задания с учётом личностных особенностей.

        VII. Домашнее задание. Из трёх предложенных учителем вариантов выберите тот, который вам нравится. Выполните письменно.  Предложите более  рациональный способ выполнения.  

        VIII. Обобщение и оценивание работы учащихся на уроке.

  1. Что нового узнали на уроке? Чему научились? Благодаря чему вы поняли тему урока?
  2. Помогли ли вам знания, полученные в 6 классе?
  3. Вы бы хотели провести этот урок иначе? Как?
  4. Выставление отметок по следующим параметрам (с критериями знакомятся в начале урока.):
  5. умение рассуждать;
  6. самостоятельность;
  7. правильность.

Слайд «Внимание на экран. Вы молодцы!»



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕМАШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

ПРОЕКТ

урока русского языка в 9 классе

по теме: «Случаи отсутствия запятой перед союзом И в сложном предложении»

Составитель:

Учитель русского языка и литературы

Шайдулина Минзифа Закировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Чемашинская СОШ»

2016

 Кейс – технология. Метод ситуационного анализа.

По типу: Урок «открытия» нового знания, по структуре - комбинированный

Тема: Случаи отсутствия запятой перед союзом И в сложном предложении.

Цели:

Педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся):

  1. усвоение всеми учащимися стандартного минимума теоретических сведений о постановке запятой перед союзом И в форме фиксированных заданий и нормативных ответов на них;
  2. формирование надпредметного умения обобщать путём сравнения и упражнения в применении и совершенствовании надпредметных умений как постановка и решение проблем, рассуждение по аналогии;
  3. развитие склонностей к сравнению, сопоставлению, оценке, способностей к выдвижению гипотез, развитие коммуникативности, ясности речи.

Воспитательные: аргументированный выбор личностной позиции в отношении оценки сверстников и себя, этическое поддержание межученического диалога.

Образовательные (диагностические, познавательные, исследовательские):

  1. определение зоны ближайшего развития: насколько урок способствовал развитию умения выделять главное в теме;
  2. познавательная: можно ли обеспечить гарантированное усвоение всеми учащимися программных требований по изучаемой теме путём постановки операционально заданной цели и в соответствии с этой целью подведение педагогического итога урока в форме само- и взаимопроверки усвоения обязательного минимума знаний по теме?

Наглядность и оборудование:

  1. мультимедиа проектор
  2. презентация POWER POINT
  3. кейс с пакетом документов для каждой группы

Проект урока –

реализации системно-деятельностного подхода

 При входе в кабинет учащиеся берут смайлики и рассаживаются по группам за столы, на которых лежат выбранные ими такие же смайлики.

  1. Организационный момент. Установка личностного контакта учителя с учениками, взаимное принятие и включение мотива на совместную деятельность.

Слово учителя. Учитель знакомит с ходом работы на уроке. Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой.

  1. Первичная актуализация: просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков» и определение темы урока.

- Какова актуальность заявленной темы? (задания встречаются на экзамене). В тетрадях записывают дату урока и тему: «Случаи отсутствия запятой перед союзом И в сложном предложении».

 3. Организационный момент.

1. Словарная работа: КЕЙС – (лат._ ящик, портфель). Представление словарей: иностранных слов, орфоэпического, орфографического – в них размещён материал словарной работы.

1. Каждая группа получает от учителя папку с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из затруднительного положения (включены и документы, не относящиеся к данной проблеме) и вопросы, которые позволяют найти решение. Заполняют Паспорт «Сложносочинённого предложения, в котором перед союзом И запятая отсутствует».

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  1. Оцените свои знания и умения по теме  на данный момент: (устно).

СЛАЙД 1.

  1. Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
  2. Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  3. Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  4. Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Обсуждение ответов.

  1. Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы (Научиться определять, нужна ли запятая перед союзом И в сложном предложении)
  1. Работа над новой темой.
  2. Системная актуализация. Ученикам предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения.  Подготовительный этап.

  Текст ситуации: «Учитель проверил сочинения учеников и сказал, что у Виктора Перестукина неверно поставлена запятая перед союзом И в сложном предложении. Он добавил, что считает, что данная запятая лишняя в предложении: «Когда ударили первые осенние заморозки, небо посветлело и северное сияние раскинулось от края и до края». Виктор считал, что запятая нужна и не был согласен с учителем. Почему он не был согласен с учителем, ведь обычно мы ставили запятую перед союзом И, если этот союз соединял два простых предложения в составе сложного.

Предлагаю рассмотреть данную ситуацию и помочь Виктору решить, кто же прав: Учитель или ученик? Для ответа на этот вопрос обратимся к учебнику и материалам кейса.

Ознакомительный этап.

Работа с информацией.

  1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с планом работы с кейсом.
  2. Знакомство с материалом учебника на стр.8 (ПРИМЕЧАНИЕ) и дополнительными материалами.

Аналитический этап. Выполнив исследовательскую работу, ответьте на вопрос: В каких ещё случаях отсутствует запятая перед И в сложном предложении?

 Исследовательское задание: работая с кейсом, заполните Паспорт. (Чаще всего на практике в сложном предложении запятая перед И будет ставится. Но в некоторых случаях перед союзом И, соединяющим простые предложения, запятая не ставится.

Предлагаю рассмотреть некоторые из этих случаев. Помните, задача осложнена тем, что среди предложенных вариантов есть и такие, где запятая перед союзом И ставится, и вам встретится предложение с обращением).

  1. Паспорт
  2. «Сложносочинённого предложения, в котором запятая перед союзом И отсутствует»

№п/п

Признаки

Примеры предложений

1.

2.

3.

4.

5.

6.

  1. Итоговый этап. Обсуждение выполненной работы группами.

Сравнение с эталоном. Обобщающее выступление учителя

 Организация обсуждения кейса. Слово учителя: в ходе обсуждения вы должны сделать вывод о том, кто прав и почему?

2. Проверка по ЭТАЛОНУ.  СЛАЙД 2.

Физминутка для глаз.

Самооценка работы учащихся смайликами.

 V. Первичное закрепление с внешним проговариванием. Самостоятельная работа.

Задание: Проанализируйте структуру предложения, сделайте вывод о расстановке знаков препинания: Исправьте, при необходимости, неправильную постановку знаков препинания, запишите и начертите схему предложения:

1. В доме охотника пахло свежей брусникой, и висели оленьи шкуры.

2. По словам старожилов, зверь в этих лесах вывелся, и птица исчезла.

 3. Когда празднуется юбилей округа, и какова её программа?

4. Птицы улетают на юг, и в лесу наступает тишина, когда наступает осень.

5. Холодные ночи, и осенние туманы.

6. Только ударили первые ночные заморозки и повеяло свежим дыханием осени.

(Резервное задание) VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по ЭТАЛОНУ. СЛАЙД 3.

VII. Содержательный итог работы: каждый ученик составляет итоговый текст по схеме:

В результате урока я открыл:

Важное правило: перед союзом И в сложносочинённом предложении запятая ставится не всегда.

6 основных случаев, когда запятая перед союзом И не ставится: (1); 2); 3); 4); 5)% 6).

IX. Включение в систему знаний и повторение.

Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.

Заполнить карточку № 1 примерами, повторить теоретический материал, подготовить по нему вопросы для одноклассников. (Если не хватило времени на заполнение итогового текст – это домашнее задание).