Конспекты уроков русского языка 5 класс

Некрасова Наталья Николаевна

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию конспекты уроков русского языка  для 5 класса, которые можно использовать для УМК под редакцией М.М. Разумовской или Т.А. Ладыженкой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Что обозначает имя существительное»

(5 класс)


Цель урока:  формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного. 

Задачи:

учебные:

 - закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученном  в начальной школе;

развивающие:

 -  развивать мышление, речь,  умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки;

воспитательные:

 -  воспитывать интерес к предмету,  культуру поведения.
Ожидаемые результаты:

предметные:
- закрепить  и обобщить  сведения  об имени существительном, изученные  в начальной школе;
 
метапредметные:

 - развивать мышление, речь,  умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки; 
воспитательные: 

 - воспитывать интерес к предмету,  культуру поведения.
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа, исследовательская  деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный 
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: 
 - прием рефлексивной деятельности; 
 - метод конкретизации целей обучения; 

 - метод исследования;
 - метод  обсуждения новых знаний; 
- м
етод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, посильных опыту школьников. 
Результаты: роли теоретика  и  практика   позволили ученику перейти от уровня « ученик» к уровню «исследователь».

Оборудование: презентация, путевые листы, раздаточный материал, тест.
                                                          Ход урока 
1. Организационный  момент 
- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.

-  С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.

(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).

- Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.  (Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону).

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

- Если вы готовы, начинаем урок.

2. Актуализация знаний 
 - На слайде представлены слова. Найдите основание для классификации и распределите их на группы. Посовещайтесь.

   Дом, Родина, хлеб, дорога, жизнь, дочь, мужество, школа, радость.

3.Целеполагание 
 - Сегодняшний  урок  я хочу начать с вопроса,  ответ на него позволит вам определить тему урока: о какой героине нашего урока идет речь?  Вот что она могла бы сказать о себе: «Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов. Давно живу я в мире этом, даю названия предметам…» Как зовут героиню? Почему вы так считаете? 
— Правильно, это имя существительное. 
— Прочитайте эпиграф урока: 
Имя существительное – хлеб языка. 
      Л.В.Успенский 
- Как вы понимаете это высказывание?
— Объясните постановку тире.     
(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).
— Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Давайте попробуем сформулировать цели урока (ответ учащегося).  Сегодня на уроке вы  расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.   

4. Работа по теме.

-А чтобы вам  не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие в сказочную страну Морфологию в гости к героине нашего урока. Чтобы не заблудиться,  каждый из вас получит путевой  лист, где будет выставлять себе баллы. Отправляемся в путь!
Путевой  лист 

Станция 

Количество баллов 

«Опознавательная» 

«Теоретическая » 

«Морфологическая» 

«Синтаксическая» 

«Проверочная» 

   ИТОГ: 


5. Работа над  темой урока 
1 станция  - «Опознавательная» 
-Попробуем свои силы в первом испытании. 
-Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это. (Текст у каждого на парте) 
— Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные. 
                            Пуськи бятые 
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: 
— Калушата, калушаточки! Бутявка! 
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. 
А калуша волит: 
— Оее, оее! Бутявка – то некузявая! 
Калушата бутявку вычучили. 
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит: 
— Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые! 
— (Имена существительные – это пуськи,  калуша, напушка, бутявка,  калушата, калушаточки) 
-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет) 
-Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное отвечает  на  вопросы   что?   или   кто? и  обозначает предмет.  Разве слова — доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.  Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание .
2 станция -  «Теоретическая»                                                                                              - Давайте поработаем с учебником. Откройте его на стр. 247, выполним упражнение №694 в группах (работа с лингвистическим текстом).
- Далее № 695. 1 группа- 1, 2, 7,  2 группа – 3, 4, 7,    3 группа – 5, 6, 7
Физкультминутка
- Игра на внимание “Хлопок – молчок” (игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат  имена существительные женского рода, а мальчики – мужского: кот, кошка, воробей, лиса, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.

3 станция  -   «Морфологическая» 
 - 1 группа -1 ряд. Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? 
Вода, корабль, ночь,  меч,  блюдечко, окно, рожь.
2 группа – 2 ряд – распределите имена существительные  на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж 
Диван, 
Чемодан, 
Саквояж, 
Картину, 
Корзину, 
Картонку 
И маленькую собачонку. 

 - 3 группа – 3 ряд. Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли? 
Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел- город Орел, доброта 

4 станция  - «Синтаксическая» 
-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной. Сосна – это хвойное дерево. Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
- Вывод: расскажите о синтаксической роли  имени существительного.
-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что  узнали о существительном.

Конечная станция - «Проверочная» 
1) Работа с таблицей «Наведи порядок»

 - Существительные из известных сказок перепутались. Подберите к прилагательным нужные существительные. Запишите, правильно оформляя названия сказок.

Имена прилагательные

Имена существительные

Красная                                                                              

Синяя

Белый

Храбрый

Голый

Аленький

борода

шапочка

цветочек

клык

портняжка

король

2) тест “Имя существительное”
1. Найдите неверное утверждение. 
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
 
2.   Укажите имя существительное 
А. смелость Б. смело   В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении  “Берёзы украшают леса”: 
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством. 
4. Определить род существительных: честность, правда, книги. 
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? 
Самопроверка 
Ответы 
1. Б 
2. А 
3. Б 
4. женский 
5. неодушевленные 
«5» — 5 правильных ответов; 
«4» — 4 правильных ответа; 
«3» — 3 правильных ответа 
6.Выставление оценок. 
7.Рефлексия.    Прием «Незаконченные предложения»
 - Я отлично знаю…

 - Мне нужно повторить…
8. Объяснение домашнего задания:                                                                                               1)параграф 87 правило ( подготовить рассказ об имени существительном);

2) упр. 693 или составьте рассказ на основе текста «Пуски бятые»
9. « На закуску» (если осталось время на уроке)

 - Если использовать все продукты, которые предлагает С. Михалков, то какое блюдо получится?

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

             Капусту,

                      Морковку,

                                   Горох,

                                Петрушку и свёклу.

                                                              Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

           Капуста,

                   Морковка,

                                    Горох,

                                        Петрушка и свекла.

                                                                 Ох!..

(Ответы учащихся) (И суп овощной оказался не плох!)                                                                        - Спасибо  за работу на уроке!



Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема: Рассуждение как тип речи. Сочинение- рассуждение.

Цель: дать представление об особенностях рассуждения как типа речи;

Задачи:

Образовательные:

- показать, как строится рассуждение;

- проанализировать тексты-рассуждения, выявить особенности их структуры и назначение;

- учиться создавать собственный текст-рассуждение.

Развивающие: - развивать устную и письменную монологическую речь, логическое мышление.

Воспитательные: - воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию, интерес к родному языку.

Ход урока:

Этап

Основное содержание

1.Организационный момент

- Ребята, покажите с помощью сигнальных карточек, какое у вас сегодня настроение.

- Надеюсь, что к концу урока ваше настроение улучшится, каким бы они ни было в начале.

2. Орфографическая пятиминутка

Объяснительный словарный диктант.

Полоскать белье, посидеть на скамейке фиолетовые чернила развеваться на ветру цветной телевизор поласкать котенка телефонный справочник лиловые соцветия развивать усидчивость поседеть к старости.

3. Актуализация знаний

Назовите известные вам типы речи и их особенности.

Составим схему :

                                  Типы речи

                                                 

                                                       повествование              описание                 ?

                                                     Что произошло?            Каков предмет

                                                                                             высказывания?  

4.Формулирование темы и целей урока

- Посмотрите на составленную нами схему и попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.

5.Изучение нового материала

- Чтобы ответить на наши вопросы обратимся к учебнику (параграф 75) и выясним особенности рассуждения как типа речи.

- Дополним нашу схему. На какой вопрос мы будем отвечать, строя рассуждение? (Почему мы утверждаем что-то?)  

- Из каких частей состоит текст-рассуждение?

1.Тезис – основное положение, мысль, которую нужно доказать.

2.Доказательства – основные доводы, аргументы.

3.Вывод – то, что следует из сказанного выше.

Важно, чтобы все части текста - рассуждения были связаны между собой.

6.Физкульминутка

Мы сейчас поставим диск,

Разминаться не ленись!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Подтянись! Не отставай!

Хватит, прибежали.

Потянулись, подышали.

Бег на месте, на предпоследней строчке – остановиться, на последней – потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.

7.Закрепление изученного материала

Работа с упражнениями учебника.

Упражнение 398 (устно)

- Объясните, почему получили свое название остальные дни недели.

Неделей раньше называлось воскресенье, понедельник – это день после недели (воскресенья), воскресенье  называлось неделей , потому, что в этот день отдыхали, т.е. ничего не делали. Слово «суббота» образовано от древнееврейского «шаббат» - день отдыха, т.к. евреи именно в этот день отдыхали от работы.

Упражнение 399 (устно)

Петербург – город Петра

Новосибирск – надежда на новое будущее Сибири.

Берингов пролив – название в честь Витуса Беринга – великого мореплавателя.

Упражнение 401 (письменно, самостоятельная работа)

Упр. 40

8.Итог урока

- Что характерно для рассуждения как типа текста

- Из каких частей состоит рассуждение?

- Приведите примеры случаев, когда данный тип текста может использоваться в жизни.

9.Домашнее задание

Упражнение 402 (сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем) или упражнение 399 (письменно, сочинение-рассуждение по тексту)



Предварительный просмотр:

Тема: “Безличные глаголы”

Цель: формировать представление учащихся о лексическом и грамматическом богатстве русского глагола

Задачи:

Предметные:

  1. Ознакомить учащихся с понятием “безличный глагол”, с лексическими группами безличных глаголов.
  2. Совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения.
  3. Обучать конструированию предложений с безличными глаголами.

Метапредметные:

  1. Формировать умения отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль.
  2. Развивать умения оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

  1. Развивать культуру речи учащихся, культуру ответа.
  2. Развивать творческое воображение учащихся.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: презентация, учебник «Русский язык 5 класс» под ред.                     М.М. Разумовской, рабочие листы, чистые листы

                                                    Ход урока:

  1. Организационный момент  (слайд 1)
  2. Мотивация к учебной деятельности. (слайд 2)

Задание: отгадайте загадку. О чём в ней идёт речь? Что это

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам ______

                        ( глагол)

  • Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним, что называется глаголом. (слайд 3)
  • Выступления учащихся, взаимооценка

  1. Формулирование темы урока, постановка цели

Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются – пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано число, но не записана тема урока. Как вы думаете почему?

                             (должны сами сформулировать её в ходе работы)

Действительно, вернув глаголам потерянное имя, мы выясним и тему нашего урока, вернее, вы должны сформулировать ее самостоятельно. Кроме того, мы научимся отличать эти глаголы от других, находить их в предложении, а также составлять с ними новые предложения.

1)Наблюдения над предложениями. Групповая работа     (слайд 4-5)

      Задание:  На доске записаны предложения. Распределите их в две группы. Принцип распределения выбираете самостоятельно.

Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит.

  • На какие группы разделили? Свое мнение обоснуйте.

(предложения с обоими главными членами ,предложения с одним главным членом).

  • Работаем с группой предложений: Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. (Остальные предложения стираются с доски). Что общего, кроме того, что это односоставные предложения, вы заметили?

                         (Главный член предложения один, это сказуемое).

  • А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях?

                               (Его нет и не нужно).

  • Есть ли здесь действующее лицо?

                (Нет).

  • Какие это глаголы? (Без лица) Значит имя у них … . (Безличные глаголы).

2) Запись темы урока. (слайд 6)

3) Формулировка определения безличных глаголов. (Действия, совершающиеся сами по себе, без действующего лица)

III. Изучение нового

1)Работа с учебником (групповая) (стр 235) Составление кластера

2) Творческая работа  (слайды 7-16)

Посмотрите на картину. Придумайте безличный глагол, отражающий  её содержание.

  • Смеркалось
  • Вечерело
  • Рассвело
  • Подмораживает
  • Завьюжило
  • Пахнет весной
  • Сладко дремлется в кроватке
  • Дома не сидится
  • Думается и мечтается о хорошем
  • Счастливо живётся

IV. Закрепление  нового

  1. Задание: безличные глаголы спрятались в предложениях (предложения записаны на доске). Посмотрим, кто у нас в классе самый зоркий. Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы. (слайд 17)

Пахло милым тлением ос..ни.
Подморозило и воздух стал свежим.
Ве..т с поля н..чная прохлада.
В одну минуту д..рогу зан..сло.

  • Выделите  грамматическую основу предложений. Найдите в одном из них пунктограмму. Обоснуйте ответ.

(Подморозило, и воздух стал свежим).

  • Посмотрите, ребята, на предложения и определите , в каких формах глагола употребляются безличные глаголы.

(пахло – изъяв.накл, прош.вр., 3л., ед.ч., ср.р.

Подморозило – т.ж.

Веет – изъяв. накл., наст.вр., 3л.,ед.ч)

2) Работа с учебником. Упр.663

  • Что могут обозначать безличные глаголы?

   (состояние человека, явления природы)

3) Игра «Фокусник». Работа в парах. Задание: превратите личные глаголы в безличные. (слайд 18)

Личные глаголы

Безличные глаголы

Ветер дует в окно.

В окно сильно дует.

Гроза зажгла дерево

Грозой зажгло дерево.

Дождь льёт как из ведра.

На улице льёт как из ведра.

Липы сладко пахнут.

Весной сладко пахнет липами.

Ветер сломал осину.

Ветром сломало осину.

     V. Контролирующее задание

 Тест. Запишите номера предложений с безличными глаголами (1,3,5,8,9). Проверьте  себя, оцените:  все правильно – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3»   (слайд 19)

  • 1.Морозит.  
  • 2.  Мы выходим из дома.
  • 3.  Нам легко дышится.
  • 4.  Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу.
  • 5.  Пахнет хвоей.
  • 6. Стоит тишина.  
  • 7.  Вдруг тишину нарушил снег, упавший с ветки ели.
  • 8. И снова стихло.
  • 9.  Хорошо прогуливаться по зимнему лесу.

6. Рефлексия.

 Творческое задание. А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами чистые листы бумаги  изобразите безличный глагол так, как вы его представляете. Обоснуйте, почему именно так   (слайд 20)

  Самооценка (В тетрадях по русскому языку выставить себе оценку)

   

  7. Домашнее задание.   (слайд 21)

1) правило

2) Упр 662

3) *сочинение –миниатюра «Весна пришла»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам ______ ГЛАГОЛ

Слайд 3

Глагол как часть речи

Слайд 4

Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит.

Слайд 5

Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. _________________________________ _________________________________ _________________ _________________ ______________________________ ______________________________

Слайд 6

Безличные глаголы

Слайд 7

Смеркалось.

Слайд 8

Вечерело.

Слайд 9

Рассвело.

Слайд 10

Подмораживает.

Слайд 11

Завьюжило.

Слайд 12

Пахнет весной.

Слайд 13

Сладко дремлется в кроватке.

Слайд 14

Дома не сидится.

Слайд 15

Думается и мечтается о хорошем.

Слайд 16

Счастливо живется.

Слайд 17

Самый зоркий Пахло милым тлением ос..ни. Подм .. розило и воздух стал свежим. Ве ..т с поля н.. чная прохлада. В одну минуту д..рогу зан .. сло .

Слайд 18

Фокусник Личные глаголы Безличные глаголы Ветер дует в окно. В окно сильно дует. Гроза зажгла дерево Дождь льёт как из ведра. Липы сладко пахнут. Ветер сломал осину.

Слайд 19

Тест. Укажите номер безличного предложения 1. Морозит. 2. Мы выходим из дома. 3. Нам легко дышится. 4. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу. 5. Пахнет хвоей. 6. Стоит тишина. 7. Вдруг тишину нарушил снег, упавший с ветки ели. 8. И снова стихло. 9. Хорошо прогуливаться по зимнему лесу.

Слайд 20

А как можно изобразить безличный глагол?

Слайд 21

Домашнее задание 1) правило 2) Упр 662 3) *сочинение –миниатюра «Весна пришла»



Предварительный просмотр:

Тема: Повторение изученного о глаголе.

Тип урока: Урок повторения.

Форма урока: Урок-путешествие    

Цель урока:

Создание условий для саморазвития обучающихся.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Организовать деятельность обучающихся по повторению материала, изученного в 5 классе.
  • Стимулировать интерес у школьников к самостоятельной творческой деятельности.
  • Совершенствовать речевые умения.

Развивающие:

  • Способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.
  • Способствовать развитию у обучающихся потребности в творческом самовыражении через различные виды работы.

Воспитывающие:

  • Формировать умение чувствовать красоту слова через  работу с текстом.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.

Здравствуйте, ребята!

- Вы любите путешествовать? Я тоже. И сегодня я вам предлагаю совершить путешествие  в страну выученных уроков. Как вы думаете, что это за страна?

- Да, верно, страны выученных уроков нет ни на одной карте, но  она есть в вашем сердце, в вашей голове. Это знания, которые вы получаете на уроках и в жизни. У кого-то эта страна уже достаточно большая. В ней есть острова знаний, вершины успехов. А у кого-то пока она еще очень маленькая, но от вас зависит, какой она станет за 11 лет вашей школьной жизни. Сегодня мы совершим путешествие на один из островов ваших знаний, а как он называется, вы мне сейчас и подскажите. Внимание на экран.

«Четвёртое лишнее»

роза

дача

мяч

играться

спеть

зеленый

теплый

синий

ты

этот

беречь

себя

сорок

завести

пятьдесят

восемьсот

 Что помогло определить “четвертое лишнее”?

Играться, спеть, беречь, завести. Они отвечают на вопрос что делать? что сделать? Эти слова обозначают действие предмета.

 Действительно, наш остров -  Глагол. Итак, открывайте свои путевые листы, записываем тему урока. (Запись темы в тетрадях).

3. Постановка задач урока (совместное целеполагание)

- Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно планирует свой маршрут. Давайте и мы запланируем, что нам необходимо повторить сегодня на уроке?

- А еще мы запланируем одержать сегодня маленькую победу и почувствовать радость от успеха. Готовы отправиться в путь? Тогда вперед! Звучит музыка

4. Работа по теме урока. 

1) определение роли глагола в речи.

Глагол – часть речи интересная, всем людям известная. Вот, что о нем пишет Людмила Татьяничева

Он энергичен, многолик.
Глагол,
Он действовать привык.
Необходим он – 
Вот в чем соль…
Я говорю, ему 
Глаголь!

Анализ текста:

- Скажите, ребята, а зачем нам нужно знать глаголы ?

-Какие качества глагола подчеркивает автор?

-Нам встретилось такое выражение как «вот в чем соль», чем оно является?

-Каково значение данного фразеологизма?

-В каком значении употреблено слово «глаголь»? (Глагол глаголь)

2) проверка теоретических знаний учащихся.

  • К какой группе частей речи относится глагол?
  • Что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает?
  • Что такое инфинитив?
  • Что такое возвратные глаголы?
  • Могут ли глаголы изменяться по родам? Если да, то в каких случаях?
  • Чем чаще всего являются глаголы в предложении?

3) выполнение тренировочных упражнений

В путешествии нас порой могут подстерегать различные опасности и трудности. Как вы думаете, какие? (Рифы, мели, пираты)   Давайте проверим, насколько мы с вами умелые. Перед нами подводные рифы.

А) Вставьте, где необходимо, Ь и объясните свой выбор:

Дом строит_ся давно и будет строит_ся еще не меньше полугода.

Он хорошо учит_ся, потому что ему нравит_ся учит_ся.

Мама на меня не сердит_ся, да ей и не за что на меня сердит_ся.

Б) Е или И?

Собе..рёшь, уд..рает, заж..г, бл..стать, вым..р, зап..р, расст..лать.

В) Слитно или раздельно?

Не…читал книгу,         не…мог заснуть,         не…пришел вовремя,  мне не…здоровится,        он этого не…делал,        не…годовал,  не…мог ответить, не…слышать крик,  не…долюбливать,  не… признать вины.        

Самооценка.

4)выполнение творческих заданий. Групповая работа.

Впереди показался остров Глаголов, жителями которого являются времена, вид, спряжение, инфинитив. Давайте поближе с ними познакомимся. Бросаем якорь.

Выбор заданий для группы (Рыбалка)

Пополнение продовольственных запасов -  залог успеха плаванья. Сейчас капитанам придется выбрать ту рыбу, которая ему понравится. (рыбки с заданиями разных цветов на доске)

Команды начинают работу. Хочу лишь напомнить, что успех всей команды зависит от личного вклада каждого.

Если вы будете нуждаться в помощи, просигнальте красной  карточкой.

№1

  1. Расскажите об общем значении глагола, используя рисунки, схемы

№2

1.Расскажите о видах глагола. Что такое видовая пара?

№3

1.Расскажите о спряжении глагола.

2.Разъясните ребятам,  как определить спряжение глагола  на примере слов

«се(ю/я)т, кл(е/и)т».

№4

1.Расскажите о временах глагола в форме рисунков, схем, загадки, рекламы, фото, стихотворения.

Дополнительное групповое задание. Придумайте рассказ по картинке,  используя глаголы 1 из наклонений.

III. Подведение итогов.

1. Рефлексия.

 Итак, все в сборе. Мы садимся в уютные каюты и обязательно оцениваем события дня. Это очень важная часть каждого нашего дня – понять, что он нам принес. Путь был долгим и тяжелым, вы, наверно, немного устали. Давайте попробуем «погрузиться в себя», для этого закройте глазки и мысленно порассуждайте сами с собой (будьте объективными)

- какие эмоции испытали вы за время нашего путешествия?

- что показалось наиболее интересным? Наиболее трудным? Чему вы научились?

2. Оценка.

- Сосчитайте  свои баллы, запишите итоговое количество.

«5»-      «4»-    «3»-

- Поднимите руки те, кто доволен своей оценкой.

- Значит, наше путешествие в страну выученных уроков оказалось не напрасным.

Домашнее задание.

  1. Подготовиться к контрольной работе, повторив теоретический материал
  2. Упр. 665 (второй  абзац)
  3. *упр. 666

Рабочий лист учащегося_____________________________

__________________________________
___________________________________

___________________________________

Вставьте пропущенные  буквы, объясните орфограммы.

А) Вставьте, где необходимо, Ь и объясните свой выбор:

Дом строит_ся давно и будет строит_ся еще не меньше полугода.

Он хорошо учит_ся, потому что ему нравит_ся учит_ся.

Мама на меня не сердит_ся, да ей и не за что на меня сердит_ся.

Б) Е или И?

Собе..рёшь,  уд..рает,  заж..г,  бл..стать,  вым..р,  зап..р,  расст..лать.

В) Слитно или раздельно?

Не…читал книгу,         не…мог заснуть,         не…пришел вовремя,  мне не…здоровится,        он  этого  не…делал,        не…годовал,  не…мог ответить, не…слышать крик,  не…долюбливать,  не… признать




Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»                          в 5 классе.

Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного

Предметные:

  • Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков при изучении темы «Имя существительное»
  •  Изучение языковых норм и их применение в своей речи.

Метапредметные:

  • Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).
  • Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
  • Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, опорные слова).

Воспитательные:

  • Воспитание уч-ся на образах русской классической литературы.
  • Воспитание чувства уважения к родному языку.

                               

                                    Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.

На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься.

На слайде представлены слова. Найдите основание для их классификации  и сгруппируйте их.

Дерево, машина, девочка, собака, Валя, игра, гриб, улица, мама, сосед.

Вывод: Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые.   Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.

  1. Определение темы урока. Целеполагание

Учитель. Кто сформулирует  тему нашего урока?

Итак, тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Какова цель сегодняшнего урока? Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные и неодушевлённые.

4.Работа по теме урока

     Мы уже знаем, что существительные делятся на два больших разряда: одушевлённые и неодушевлённые.

       Почему одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Потому что они обозначают живых существ.  Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь это тоже живая природа?!

            Ответ следует искать в глубокой древности.

        Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому  весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевлённым. Да и мы иногда задумываемся: микроб, бацилла – кто? или что?

Учитель. Ответ на этот вопрос вы сможете дать сами в конце урока.

5. Исследование.  «Открытие» безошибочного способа определения категории одушевлённости.

Учитель. Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения    одушевлённых и неодушевлённых  существительных. Этот способ должны открыть вы сами.

Просклоняем несколько существительных (2 ученика у доски).

И.п. друзья кони                 деревья столы

Р.п. друзей коней                деревьев столов

Д.п. друзьям коням              деревьям столам

В.п. друзей коней                 деревья столы

Т.п. друзьями конями          деревьями столами

П.п. о друзьях конях            деревьях столах

Какую разницу вы заметили при склонении?

В каком падеже окончания не совпадают?

Ещё в каком падеже эти существительные имеют такие же окончания?

Вывод:  Во мн. числе у одушевленных существительных  В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных В.падеж совпадает с И. падежом.

6. Давайте проверим, насколько мы правы. Работа с учебником стр. 255

7. Тренировочные упражнения

Задание 1.  Одушевлёнными или неодушевлёнными являются следующие  имена существительные?

           Вижу орла – вижу Орёл,

           Позвать дворника – включить дворники.

Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых  существительных зависит от их лексического значения.

Задание 2. Третье лишнее

 1. ДЕТИ, СТОЛ, САНКИ

2. ДРОВА, СУГРОБ, СНЕГОВИК

3. БАРСУК, ДЯТЕЛ, СНЕЖИНКИ

4. ЗИМА, КУКЛА, ЛИСА

Задание 3. Мы уже работали с лингвистической сказкой                                  Л. Петрушевской.

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку.

Сегодня меня интересует слово бутявка.

Какой частью речи оно является?

Это одушевлённое существительное или неодушевлённое?

Вывод. Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных?  

Тренировочное упражнение № 718 ( по группам)

8. Физкультминутка.

9. Анализ стихотворения С. Есенина. Олицетворение

С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

10. Творческое задание. В группах придумайте историю про один из предметов, представленных на слайде

11. Рефлексия. А теперь прошу быть особенно внимательным. Представьте себе, что русский язык – это толстая-толстая книга. Вы учитесь в 5 классе, поэтому учебник открыт ещё только в самом начале. Сегодня на уроке мы успели  прочитать ещё одну страничку этой книги. Какая она, эта страничка? Какое желание возникло у вас после её прочтения?

Сложная или несложная?

Понятна ли?

Захотелось ли читать эту книгу дальше?

12. Высказывания учащихся.

13. Домашнее задание: &92, № 719(2-4) или 720*



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школь №2» с. Бешпагир

Грачёвского муниципального района Ставропольского края

 СЦЕНАРИЙ ОКРЫТОГО УРОКА

«Что обозначает имя существительное»

Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Некрасова Н.Н

с. Бешпагир

 Тема: «Что обозначает имя существительное»

Цель урока:  Формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве существительного
Предметные:
закрепить  и обобщить  сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы. 
Метапредметные: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки. 
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно – исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный 
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: 
· Прием рефлексивной деятельности 
· Метод конкретизации целей обучения 
· Метод открытого обсуждения новых знаний 
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников 
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».
                                                                 Ход урока 
1. Орг. момент 
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. 

2. Актуализация знаний 
На слайде представлены слова. Найдите основание для классификации и распределите их на группы. Посовещайтесь.

   Дом, Родина, хлеб, дорога, жизнь, дочь, мужество, школа, радость.

3.Целеполагание 
       Сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете? 
— Правильно, это имя существительное. 
— Прочитайте эпиграф урока: 
Имя существительное – хлеб языка. 
      Л.В.Успенский 
-Как вы понимаете это высказывание?
— Объясните постановку тире.     
(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).
— Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи). Цели!
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы  расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.   

4. Работа по теме.

-А чтобы вам  не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (маршрут)
 Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!
Маршрутный лист 

№ 

остановка 

Количество баллов 

«Опознавательная» 

«Теоретическая » 

«Морфологическая» 

«Синтаксическая» 

«Проверочная» 

   ИТОГ: 


5. Работа по теме урока 
1 остановка «Опознавательная» 
-Попробуем свои силы в первом испытании. 
-Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это. 
 (Текст размножен) 
— Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные. 
Пуськи бятые. 
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: 
— Калушата, калушаточки! Бутявка! 
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. 
А калуша волит: 
— Оее, оее! Бутявка – то некузявая! 
Калушата бутявку вычучили. 
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит: 
— Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые! 
— (Имена существительные – это пуськи,  калуша, напушка, бутявка,  калушата, калушаточки) 
-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет) 
-Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечая  на  вопросы   что?   или   кто? и  обозначает предмет.  Разве слова — доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы. 

Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание .

2 остановка «Теоретическая» 

Давайте поработаем с учебником. Откройте его на стр. 247, выполним упражнение №694 в группах.
№ 695. 1 группа- 1, 2, 7,  2 группа – 3, 4, 7,    3 группа – 5, 6, 7

Физкультминутка
-Ребята! Вы любите играть?  Я  очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.
     Зима, утро, урок, море,  ночь,
 

3 остановка   «Морфологическая» 
1 группа -1 ряд
 Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? 
Вода, корабль, ночь,  меч,  блюдечко, окно, рожь, 

2 группа – распределите имена существительные  на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж 
Диван, 
Чемодан, 
Саквояж, 
Картину, 
Корзину, 
Картонку 
И маленькую собачонку. 

3 группа. 
Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли
 
Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел- город Орел, доброта 

4 остановка «Синтаксическая» 
-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного
-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном.

Конечная остановка «Проверочная» 
тест “Имя существительное”
1. Найдите неверное утверждение. 
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
 
2.   Укажите имя существительное 
А. смелость Б. смело   В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении 
“Берёзы украшают леса”: 
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством. 
4. Определить род существительных: честность, правда, книги. 
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? 
Самопроверка 
Ответы 
1. Б 
2. А 
3. Б 
4. женский 
5. неодушевленные 
«5» — 5 правильных ответов; 
«4» — 4 правильных ответа; 
«3» — 3 правильных ответа 
6.Выставление оценок. 
7.Рефлексия (Продолжите фразу).    
— У меня получилось… 
— Было интересно… 
— Было трудно… 
— Теперь я знаю… 

8. Домашнее задание:  1) подготовить рассказ об имени существительном,

2) упр. 693 или составьте рассказ на основе текста «Пуски бятые»
Благодарю вас за урок!

Рабочий лист учащегося 3 группы _____________________________

__________________________________
___________________________________

___________________________________

№ 

остановка 

Количество баллов 

«Опознавательная» 

«Теоретическая » 

«Морфологическая» 

«Синтаксическая» 

«Проверочная» 

   ИТОГ: 


1 остановка «Опознавательная» 
                                    Пуськи бятые. 
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: 
— Калушата, калушаточки! Бутявка! 
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. 
А калуша волит: 
— Оее, оее! Бутявка – то некузявая! 
Калушата бутявку вычучили. 
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит: 
— Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые! 

2 остановка «Теоретическая» 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 остановка   «Морфологическая» 

3 группа. 
Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли?
 
Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, орел, Орел, доброта 


4 остановка «Синтаксическая» 
-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.

Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Конечная остановка «Проверочная» 



Предварительный просмотр:

Тема:  Времена глагола.

Цель урока: формировать представление учащихся о лексическом богатстве и выразительности форм русского глагола

  1. Предметные: формировать навыки образования форм времени, лица, числа глаголов, проверить уровень знаний учащихся по данной теме; углубить понятие о категории времени глагола на основе соотнесенности действия, выражаемого глаголом, с моментом речи.
  2. Метапредметные: продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развивать связную речь учащихся, учебно-языковые умения, повторить изученные орфограммы, непостоянные признаки глаголов, чередование в корне слова, пополнить словарный запас.
  3. Воспитательная: воспитывать терпимое отношение к чужому мнению.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.

Уж та…т снег б…гут руч…и

В окно повеяло в…сною.

Засвищ…т скоро солов…и

И лес оденет…ся л…ствою.

(А.Плещеев)

Задание.

Групповое (определите, какие виды орфограмм пропущены, объясните их)

  • Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания.
  • Каким способом выразил поэт постепенное пробуждение природы? (В одном четверостишии использовал все времена глагола. Докажем это, подчеркнув грамматические основы и установив время глагола)

Что делает? Тает, бегут (сегодня; настоящее время)

Что сделало? Повеяло  (вчера; прошедшее время)

Что сделают? Засвищут, оденется (завтра; будущее время)

Формулировка темы урока. Целеполагание.

  1. Дополнительные вопросы (фронтальная работа с классом)
  • В каких временах правописание личных глаголов связано со спряжением. Докажите это.
  • В каких глаголах и какого времени обязательны два суффикса: инфинитива и –л-? (разобрать глагол повеяло по составу).
  • Зачем мы подставляли наречия сегодня, вчера, завтра?
  1. Объяснение нового материала.
  • Знакомство с таблицей, позволяющей осмыслить основные значения форм времени глагола.

                                                                                                                                                                                                         

  •  Составление предложений по рисунку. Определение наклонения и вида глагола. Рассказ о значении настоящего, будущего и прошедшего времени с употреблением сочетания момент речи.
  1. Работа по теме урока.

По группам образовать все возможные формы времён от глаголов учить, выучить, бежать, прибежать, думать, придумать. Выводы.

  • Интересный вопрос: как вы думаете, все ли глаголы имеют все три времени ( Подсказка: нужно вспомнить два вида глагола, вдумываясь в термины несовершенный вид и совершенный вид).

Упражнение 637 - коллективно

  • Конструирование предложений.

Закончите предложения, добавив однородные глаголы-сказуемые. Глагол какого вида следует выбирать для каждого предложения? В каком времени нужно его употребить?

  1. Ребята сделали скворечники и … . – Каждую весну ребята ремонтировали скворечники и … .
  2. На заветной полянке в лесу каждую весну расцветают подснежники и … . – Скоро в лесу расцветут подснежники и … .
  1. Творческая работа

Опишите картину, используя глаголы прошедшего, настоящего или будущего времени

  1. Подведение итогов урока.
  • Какие три времени имеет глагол в изъявительном наклонении?
  • Как вы понимаете сочетание момент речи?
  • Расскажите о значении настоящего, прошедшего и будущего времени, употребляя сочетание момент речи.
  • Какие глаголы не имеют настоящего времени?
  • самооценка
  1. Домашнее задание.

§ 81.

  1. Правило
  2. Упражнение 638
  3. Упражнение 644*



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Настоящее время глагола.

Цель: Продолжить формирование знаний о грамматическом значении и морфологических признаках глагола; организовать деятельность учащихся по повторению изученного материала «Виды глагола», закреплению знаний  по теме  «Прошедшее время глагола»; добиться усвоения знаний о настоящем времени глагола, проконтролировать уровень усвоения темы для организации последующей коррекции.                      

    Развивать умение работы в паре, группе; развивать умение работать с электронными контрольными заданиями; развивать речь учащихся.

     Способствовать воспитанию у школьников интереса к изучению русского языка;      любви к природе.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

- Ребята,  отгадайте загадку.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.

- О какой части речи это стихотворение?

 

  1. Актуализация знаний.

- Что вы можете сказать о глаголе?

- Как определить, какой суффикс пишется в глаголах прошедшего времени?

Орфографическая минутка.

Поджар…л,    удар…л,  исправ…л,   завис…л, стро…л,  насып…л,    услыш…л,            замет…л,    та…л,   кле…ла,  увид…л,  се…ла,  обид…л,  леле…ла.

  1. Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока

Вернёмся к домашнему заданию. Глаголы прошедшего времени заменяются настоящим. Что изменилось в тексте?

Однажды Робинзон Крузо позн..комился с к..питаном б..льшого к..рабля, который предл..жил отправит(?)ся с ним в путешествие. Героев жд..ла опасная дорога. Под руководством м..ряка Робинзон приобрел нужные сведения по математик.. и навигаци.. научился вести к..рабельный журнал делал наблюдения вёл т..рговлю с Гвинеей.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?  А кто сформулирует цели?

4.Открытие нового знания

1. Образование различных форм времени глагола от глаголов неопределенной формы (устно):

Играть- играл-играю- буду играть; петь-пел-пою-буду петь; идти-…, купить-?

В чем проблема? Как вы думаете, почему от глагола купить нельзя образовать форму настоящего времени? (сов.вид)

Сделайте вывод,  докажите правильность своего суждения другими подобными примерами.

2. Заполнение таблички ( в словарях)

Прочитайте самостоятельно материал учебника (стр.118)

(обратить внимание на ударение в глаголах в форме настоящего времени- например, в глаголе звонит)

 -Что показалось непонятным?

Физминутка.

Потянитесь, распрямитесь, покачайтесь, покружитесь.

Приседайте, приседайте. Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку. Покачайтесь-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните, выдохните и присядьте.

Поднимитесь, пошагайте. Помолчите, подышите и ногами постучите.

Помахайте, потянитесь, поморгайте, улыбнитесь.

А теперь все успокаиваемся и за дело принимаемся.

5.Развитие учебно-языковых и речевых умений

1. Образование глаголов в форме настоящего времени (устно) упр. 660

2.  Творческое задание упр. 658( по группам)

3. Работа с текстом.

Анализ текста

       (1) Каждая часть речи по-разному ведет себя в предложении. (2) Такая часть речи, как наречие (вчера, утром, слева), в любых условиях в предложении сохраняет свою, одну-единственную, форму. (3) Это неизменяемая часть речи. (4) Имя существительное, имя прилагательное, глагол – изменяемые части речи. (5) В предложении слова этих частей речи могут иметь разные формы.

-определить стиль и тип текста;

-докажите правильность суждения о том, что глагол- изменяемая часть речи;

-произвести синтаксический разбор предложения №4, объяснить в нем знаки препинания.

3.Самостоятельная работа

-выпишите из текста глаголы, определите, в какой форме они употреблены (вид, время, лицо, число, спряжение)

  1. Работа в парах. Взаимопроверка самостоятельной  работы по эталону. Самооценка.

6. Итоги урока. Рефлексия.

Устный рассказ (Что нового вы узнали на уроке ? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Домашнее задание: упр. 659

(1) Каждая часть речи по-разному ведет себя в предложении. (2) Такая часть речи, как наречие (вчера, утром, слева), в любых условиях в предложении сохраняет свою, одну-единственную, форму. (3) Это неизменяемая часть речи. (4) Имя существительное, имя прилагательное, глагол – изменяемые части речи. (5) В предложении слова этих частей речи могут иметь разные формы.

(1) Каждая часть речи по-разному ведет себя в предложении. (2) Такая часть речи, как наречие (вчера, утром, слева), в любых условиях в предложении сохраняет свою, одну-единственную, форму. (3) Это неизменяемая часть речи. (4) Имя существительное, имя прилагательное, глагол – изменяемые части речи. (5) В предложении слова этих частей речи могут иметь разные формы.

(1) Каждая часть речи по-разному ведет себя в предложении. (2) Такая часть речи, как наречие (вчера, утром, слева), в любых условиях в предложении сохраняет свою, одну-единственную, форму. (3) Это неизменяемая часть речи. (4) Имя существительное, имя прилагательное, глагол – изменяемые части речи. (5) В предложении слова этих частей речи могут иметь разные формы.

(1) Каждая часть речи по-разному ведет себя в предложении. (2) Такая часть речи, как наречие (вчера, утром, слева), в любых условиях в предложении сохраняет свою, одну-единственную, форму. (3) Это неизменяемая часть речи. (4) Имя существительное, имя прилагательное, глагол – изменяемые части речи. (5) В предложении слова этих частей речи могут иметь разные формы.

(1) Каждая часть речи по-разному ведет себя в предложении. (2) Такая часть речи, как наречие (вчера, утром, слева), в любых условиях в предложении сохраняет свою, одну-единственную, форму. (3) Это неизменяемая часть речи. (4) Имя существительное, имя прилагательное, глагол – изменяемые части речи. (5) В предложении слова этих частей речи могут иметь разные формы.

(1) Каждая часть речи по-разному ведет себя в предложении. (2) Такая часть речи, как наречие (вчера, утром, слева), в любых условиях в предложении сохраняет свою, одну-единственную, форму. (3) Это неизменяемая часть речи. (4) Имя существительное, имя прилагательное, глагол – изменяемые части речи. (5) В предложении слова этих частей речи могут иметь разные формы.

(1) Каждая часть речи по-разному ведет себя в предложении. (2) Такая часть речи, как наречие (вчера, утром, слева), в любых условиях в предложении сохраняет свою, одну-единственную, форму. (3) Это неизменяемая часть речи. (4) Имя существительное, имя прилагательное, глагол – изменяемые части речи. (5) В предложении слова этих частей речи могут иметь разные формы.

(1) Каждая часть речи по-разному ведет себя в предложении. (2) Такая часть речи, как наречие (вчера, утром, слева), в любых условиях в предложении сохраняет свою, одну-единственную, форму. (3) Это неизменяемая часть речи. (4) Имя существительное, имя прилагательное, глагол – изменяемые части речи. (5) В предложении слова этих частей речи могут иметь разные формы.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Настоящее время глагола.

Цель: Продолжить формирование знаний о грамматическом значении и морфологических признаках глагола; организовать деятельность учащихся по повторению изученного материала «Виды глагола», закреплению знаний  по теме  «Прошедшее время глагола»; добиться усвоения знаний о настоящем времени глагола, проконтролировать уровень усвоения темы для организации последующей коррекции.                      

    Развивать умение работы в паре, группе; развивать умение работать с электронными контрольными заданиями; развивать речь учащихся.

     Способствовать воспитанию у школьников интереса к изучению русского языка;      любви к природе.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Сказочная заставка "Глагол и его друзья"

Жил -был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит - сидит Существительное на камушке и плачет.

- Что ты так пригорюнилось?

- Да вот, живу-живу, а для чего - не знаю. Никакой пользы не приношу.

- Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.

- Что ты кручинишься, Прилагательное?

- Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

- Пойдем с нами счастье искать.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – некогда было скучать. Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении.  Друзья наши с радостью согласились. С тех пор улыбка не сходит с их лица. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле?

Учитель: С тех пор Глагол работает в предложении …   Сейчас вы сами расскажете правило, что такое глагол.

 

  1. Актуализация знаний.

2 выступающих ( рассказ о глаголе в общем и о настоящем времени глагола)

Орфографическая минутка.

Поджар…л,    удар…л,  исправ…л,   завис…т,  стро…л,  насып…л,    услыш…л,            замет…л,    та…м,   кле…шь,  увид…м,  се…ла,  обид…шь,  леле…ла.

  1. Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока

 Мы продолжаем говорить о форме настоящего времени глагола. А кто сформулирует цели урока?

4.Работа по теме урока

1. Работа с текстом.

Анализ текста

       (1) Каждая часть речи по-разному ведет себя в предложении. (2) Такая часть речи, как наречие (вчера, утром, слева), в любых условиях в предложении сохраняет свою, одну-единственную, форму. (3) Это неизменяемая часть речи. (4) Имя существительное, имя прилагательное, глагол – изменяемые части речи. (5) В предложении слова этих частей речи могут иметь разные формы.

-определить стиль и тип текста;

-докажите правильность суждения о том, что глагол- изменяемая часть речи;

-произвести синтаксический разбор предложения №4, объяснить в нем знаки препинания.

2.Самостоятельная работа

-выпишите из текста глаголы, определите, в какой форме они употреблены (вид, время, лицо, число, спряжение)

3.Работа в парах. Взаимопроверка самостоятельной  работы по эталону. Самооценка.

  1. Найти «четвёртое лишнее». Записать без этого слова, определить вид, время, лицо и число глаголов.
  1. Принёс, принесут, будут носить, занесут.
  2. Направляем, будут направлять, направят, направлю.
  3. Решаю, решу, решат, будут решать.

4) Упражнение 658. Спишите.

1 уровень.  Глаголы в скобках поставь в настоящем времени.

2 уровень. Определи их вид и число.

3 уровень. Определи спряжение глаголов.

Ледяной ветер (гулять) в открытом поле. И камни, и травы (петь) под дождём, (блестеть) озёрные воды. Вы (проходить) мимо дерева – оно не (шелохнуться). Над глухой степью в неизвестный путь (пролетать) журавлиный клин.

Проверка выполнения.

Критерии оценивания: Задания 1 уровня – «3»,

                                        Задания 1 и 2 уровня – «4»,

                                        Задания  всех трёх уровней – «5»

Кто себе поставил оценку «5»?  Пожалуйста, прокомментируйте свою работу.

2) Работа с текстом. Постройте кластер «Глаголы настоящего времени» и выпишите все глаголы настоящего времени из текста.

Хорошо летней порой в лесу! Я иду по тропинке среди берёз и осин с серыми стволами и серебристыми листьями. А вот и поляна! На горизонте виднеются хвойные деревья. От травы исходит приятный аромат. Настойчиво стучит по коре дятел.  Сороки летают с громкими криками. Поспевает черника. Земляника уже отошла. Вдали густо стоит малинник. Но вот лес редеет. Вдали виднеются поля пшеницы и гречихи.

Проверка выполнения. Лидеры групп защищают свои кластеры: аргументируют,    анализируют. Считаем, у кого глаголов записано больше.

6. Итоги урока. Рефлексия.

Устный рассказ (Что нового вы узнали на уроке ? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Домашнее задание: подготовить словарный диктант из 20 слов по теме «Глагол»



Предварительный просмотр:

Самостоятельные части речи

ТИП УРОКА: урок – исследование.

ЦЕЛЬ:

  • Через самостоятельную работу учащихся в группах провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний, а именно делить на группы слова по их общим признакам, открыть название этих групп слов;
  • На основании полученных результатов после открытия нового, вывести понятие к какой части речи относится каждая группа слов, т.е. решить учебную задачу;
  • Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания;
  • Формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица о частях речи на печатной основе, карточки для       индивидуальной работы в группах.

ХОД  УРОКА.

  1. Организационный момент.

Деление класса на группы (по цвету карточек, выбору афоризмов  на столах, по выбору педагога) .

-Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательная погода, а какое у вас настроение? Надеюсь, что к концу урока оно станет ещё лучше. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Начинаем урок со словарной работы.

  1. Словарная работа (ЗСП)
  2. Введение в тему. Создание проблемной ситуации.

-Ребята, на доске записаны слова. Посовещайтесь в группах, определите основание для классификации, сгруппируйте их. Затем каждая группа выступит и объяснит, как и почему вы их разделили.

Солнце, смеяться, игра, яркий, мяч, веселиться, умный, думать, награда,  ждать, радостный.

4. Самостоятельная работа в группах

- Выступления групп.

-Итак, вы сгруппировали слова по-разному: по количеству букв и звуков, по лексическому значению и по грамматическим признакам. Всё верно, но сегодня на уроке  нас интересует последняя классификация, потому что говорить мы будем о чем? Совершенно верно, о частях речи.

        - Итак, тема сегодняшнего урока «Самостоятельные части речи»

  5. Целеполагание.

       - А какова цель сегодняшнего урока, как вы думаете?

6.  Закрепление материала.

     - По каким признакам можно определить, что за часть речи перед нами? (вопрос, значение)

    -Давайте обобщим известные нам сведения в виде таблицы. Какой будет первая колонка ? (части речи) Второй?  (на какой вопрос отвечает) А третьей? (что обозначает)  А в четвёртую мы запишем примеры.

   7.Работа со схемой в группах.

   - В течение 3-х минут заполните в группах таблицу.

Части речи

Вопросы

Что обозначают?

Примеры

Выступления групп. Первая рассказывает о существительном, вторая о прилагательном, третья – о глаголе.

Части речи

На какие  вопросы отвечают?

Что обозначают?

Примеры

Имя существительное

Кто? Что?

Предметы

Имя прилагательное

Какая? Какое? Какой? Какие?

Признак предмета.

Глагол.

Что делать?

Что сделать?

Действие предмета.

8.Физминутка.

Если я называю существительное – вы хлопаете в ладоши.

Если прилагательное – вы приседаете.

Если глагол – вы киваете головой.

Лиса, журавль, гости, зовет, наварила, обед, высокий, съела, кувшин, узкое, горлышко, стоит, длинный, нос, пришла, дружба, кончилась.

9. Знакомство с наречием.

- Частей речи, ребята, в русском языке много. Мы повторили, закрепили известные вам. А сейчас познакомимся с новой.

-Ответьте на следующие вопросы:

  • работали вы сейчас как?  (дружно)
  • хлопали в ладоши как? ( вместе, громко)

   А слова  работали и хлопали какая часть речи?  Так вот,  дружно, громко, весело – наречия и обозначают они признак действия.

       Заполнение таблицы.

- А на какие вопросы ещё могут отвечать наречия? (работа с материалом упражнения №132)

 

Части речи

Вопросы

Что обозначают?

Имя существительное

Кто? Что?

Предметы

Имя прилагательное

Какая? Какое? Какой? Какие?

Признак предмета.

Глагол.

Что делать?

Что сделать?

Действие предмета.

Имя числительное.

Сколько? Какой?

Который?

Количество предметов или порядок при счете.

Наречие.

Как? Куда? Откуда? Когда? Где?

Обозначают признак действия.

10.Тренировочное упражнение (работа в группах) .

- Ребята, вам предлагается текст. Выпишите их него части речи: 1-я группа – существительные, 2-я – прилагательные, 3-я – глаголы. Докажите, что ваш выбор верен.

"Пуськи Бятые"
"Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку и волит: "Калушата-калушаточки - БУТЯВКА". Ну, калушата присяпали и бутявку стрямкали. Тут калуша унюпала - бутявка-то некузявая и волит: "Калушата-калушаточки, бутявки-то некузявые, бутявок не трямкают, от бутявок дудонятся". Калушата бутявку и вычучили.
А бутявка сяпает с напушки и волит: "Калушата подудонились, калушата подудонились". 
Л. Петрушевская

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Калуша,  по напушке бутявку, калушата-калушаточки

 некузявая

Сяпала , увазила ,  волит,  присяпали , стрямкали, унюпала ,  не трямкают, дудонятся, вычучили, подудонились. 

11. Выступление групп.

- А как вы определили, что это  - существительные, прилагательные или глаголы?

Вывод: Грамматическое значение слова не зависит от лексического.

12. Подведение итогов  урока.

- Чему учились на уроке?

- Что нового открыли?

Домашнее задание:  & 22, упражнение 136 (устно), 137 (письменно)