"Социализация педагогически запущенных детей через развитие творческих способностей

Жабрикова Ольга Ивановна

Это выступление подготовлено на основании моего опыта работы с воспитанниками детского дома

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Елабужский детский дом»

Социализация педагогически запущенных детей через развитие творческих способностей

Автор опыта:

 Жабрикова  Ольга Ивановна, воспитатель ГБОУ «Елабужский детский дом»

г. Елабуга

Цель опыта: совершенствование деятельности  по социализации личности воспитанника детского дома в целях его успешной адаптации в самостоятельной жизни посредством развития творческих способностей.

Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в

 формирование и раскрытие творческой индивидуальности воспитанника.

       Проблемы,  связанные с человеческими ценностями,  ученые относят к числу важнейших научных, философских,  психологических, педагогических проблем  т.к. их разрушение неминуемо ведет к кризису личности и общества,  выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей. Разрушение ценностных ориентиров в настоящий период не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых,  что породило многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания,  социальную нестабильность,  политическую дезориентацию и деморализацию населения,  падение ценности человеческой жизни и многое другое. Разрушение системы ценностей,  резкое падение уровня жизни большей части населения,  прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе привели к росту в нашей стране социального сиротства.

Изменение социального состава сирот,  вызвавшее увеличение среди них количества детей со сложными  комплексными видами отклонений,  с трудностями в развитии,  обучении,  поведении, требуют особых педагогических подходов к воспитанию и развитию данной категории детей,  включая организацию деятельности по принятию ими социальных ценностей.

Для детей-сирот,  воспитывающихся вне семьи  в условиях детского дома,  формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение.  

С недавних пор в отечественной психологии стал широко использоваться термин «социализация», заимствованный из зарубежных психолого-педагогических концепций. Так называют процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения) того общества, к которому он принадлежит.

Ситуация сиротства и пребывания ребенка в детском доме всеми исследователями рассматривается как стрессовая и трагическая,  оставляющая глубокий след в его судьбе.

Учреждение, призванное выполнять функцию замены семьи для несовершеннолетнего ребенка, не всегда с нею справляется. А реже всего это сводится к гиперопеке ребенка в стенах учреждения. За него многое решается и делается взрослым. Строгий режим дня, постоянный контроль за поведением ребенка, готовая пища, выдача вещей – все это делает его пассивным потребителем, не формирует социальную готовность ребенка к самостоятельной жизни.

В настоящее время особое внимание Министерств и ведомств, занимающихся проблемами сиротства, обращено к теме социализации воспитанников школ-интернатов и детских домов. Многие выпускники детских домов и школ-интернатов, покидая свои учреждения, к сожалению не подготовлены к жизни. Они с трудом устраиваются на работу, не могут обратиться за помощью к окружающим, не знают где и как получить те или иные документы. Конечно, условия, в которых они росли и воспитывались, всегда будут накладывать отпечаток на их будущее. Однако подготовить воспитанников к предстоящей жизни, повысить их социальную компетентность в условиях детского дома или школы-интерната всегда можно.

Важнейшую роль в социализации человека играет его семья, а также образовательные учреждения, круг общения и средства массовой информации. Дети без семьи лишены главного источника социализации, поэтому их адаптация к обществу, их готовность к самостоятельной жизни, их моральное развитие целиком и полностью зависят от воспитателей, педагогов и психологов. Работа по социализации учащихся будет эффективной только в том случае, если она проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей; уровня интеллектуального развития; возраста и индивидуальных особенностей детей.

 Депривация (от англ. deprivation – потеря  лишение) – «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». В зависимости от того,  чего именно лишен человек,  различают различные виды депривации: двигательную,  сенсорную, информационную,  социальную,  материнскую и др.

Человек- существо общественное, чем младше ребенок, подвергшийся социальной депривации, тем тяжелее для него эта изоляция. Даже если в дальнейшем в детском доме педагоги помогают развить интеллект, серьезные нарушения личности и общения с людьми сохраняются. В общении такие дети назойливы, в них неутолимая потребность любви и внимания. Им свойственны взрывы эмоций и отсутствие глубоких устойчивых чувств. Они очень ранимы, даже мелкое замечание вызывает бурю эмоций. Чем старше дети, тем быстрее и успешнее проходит компенсация в случае специальной психологической и педагогической работы. У детей, воспитывающихся в детском доме, возникает чувство общности. Благодаря ему, возникает чувство защищенности, безопасности, «безусловного принятия», которое обычно дает ребенку семья, родной дом.

Чувство «Мы» - значимое чувство, это одно из жизненных опор у детей, растущих вне семьи. В воспитательном процессе его необходимо учитывать, но не замыкаться на нем. Необходимо всемерно развивать связи воспитанников со всем окружающим миром. Но и здесь все хорошо в меру.

Конечно, хорошо, если дети понимают, что они не безразличны для других людей,  к ним приковано внимание общества. Но благотворительные мероприятия далеко не лучшим образом влияют на развитие личности  детей. У них складывается выраженная потребительская позиция и вытекающие из нее некоторые уродливые формы поведения. Необходимо, чтобы благотворительные акции не порождали позицию потребителя, не

подчеркивали особенное положение этих детей, чтоб у них не возникало ощущения, что все перед ними виноваты и теперь замаливают свою вину.

Благодаря исследованиям психологов, обозначивших проблемные точки в развитии воспитанников детских домов, можно рассмотреть некоторые существенные моменты социализации детей-сирот.

Проблема: неготовность к взаимоотношениям:

воспитанники детских домов не имеют навыков общения, не умеют продуктивно вести себя в конфликтных ситуациях, часто бывают агрессивны. Постоянное пребывание в определенной группе сверстников приводит к неумению налаживать отношения с незнакомыми людьми. У  многих из них нет не только способности к сопереживанию, но и желания, чтобы кто-то разделил их чувства.

Проблема: неспособность предвидеть последствия своих поступков

 воспитанники детских домов не умеют правильно анализировать ситуацию, предугадывать ее последствия, выходить за пределы текущего момента. Непонимание ведет к ошибочному поведению.

Проблема: низкая самооценка и плохое знание себя

исследователи отмечают, что у воспитанников детских домов формируются устойчиво низкая самооценка, неуверенность в себе и неверные знания о себе

Проблема: острая потребность в одиночестве:

обстоятельства вынуждают воспитанников детских домов  постоянно общаться с другими детьми. Из-за этого возникает перегрузка от общения, усталость от него. Сверстники становятся друг для друга как бы фоном, постоянным условием жизни. Особенно остро это переживается в подростковом возрасте, когда потребность в одиночестве становится фактором развития личности.

К  сожалению, не все дети могут быть переданы в настоящее время на воспитание в семью.  Но жизнь в семье - это та  перспектива, которая необходима каждому воспитаннику детского дома.

Подготовку воспитанника детского дома к жизни в семье можно представить в виде пирамиды, основанием которой является восстановление у ребенка способности к привязанности на сенсорном уровне, а вершиной - готовность к исполнению семейных ролей на уровне социальном. Структурно она состоит из чатырех блоков, последовательно отражающих уровни формирования и компенсации депривационных нарушений в развитии у детей:  сенсорный,  когнитивный, эмоциональный и социальный.  

 Подготовка ребенка-сироты  к жизни в семье требует изменений на каждом из перечисленных уровней.

Особую роль в социализации играет внеучебная или внеурочная деятельность. Для детей,  у значительной части которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учебе, что является следствием различных видов депривации и педагогической запущенности,  снижает уровень самооценки ребенка-сироты,  во многом программирует его дальнейшую жизнь,  становится серьезным препятствием на пути его взаимодействия с другими людьми и миром в целом.  Внеучебная деятельность предоставляет возможность самоутверждения,  саморазвития в других областях,  способствуя успешному личностному становлению,  выступая при этом главным средством присвоения воспитанниками-сиротами социальных ценностей.

        Сеть кружков и спортивных секций, созданная педагогами детского дома и коллегами спортивного клуба, детской юношеской спортивной школы, общеобразовательной школы, центра детского творчества позволяет развивать творческие способности воспитанников, формировать художественный вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, а также способствует их социализации. В процессе творческой самореализации идет успешное усвоение общечеловеческих ценностей. Появляется стремление и желание знать свой родной край, его культуру, традиции. Формируется позитивное отношение к труду, обществу, Отечеству.

         Работая в детском доме с 2005 года, видела разных детей и поняла одну истину: «Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом», только их нужно найти, эти таланты, помочь каждому ребенку раскрыть и развить в себе способности и почувствовать свою успешность. А таланты бывают разные: это и талант управления, и талант общения, и артистические способности, и  способности к прикладному творчеству и многие, многие другие, которые можно раскрыть только в неурочной деятельности.

Принципы:

  1. Всеобщая талантливость. Бесталанных детей нет, а есть занятые не своим делом.
  2. Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше. Ищите…
  3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

  Как воспитатель,  выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе – игру.    

 Еще Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры. Сегодня ученые и практики сходятся в том, что роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой личности – умственной, физической, нравственной, эстетической.

Развитие творческих способностей детей – одно из направлений деятельности детского дома Именно в занятиях творческой деятельности деятельностью (изобразительное искусство, декоративно – прикладное творчество, хореография, театрализация, вокал и другие) дети могут реализовать свои способности, увидеть и раскрыть которые могут лишь опытные педагоги, заинтересованные в создании ситуации успеха для каждого ребенка. Не секрет, что не все воспитанники детского дома обладают высоким уровнем мотивации учебной деятельности, имеют природные способности к обучению; зачастую в детском доме приходят дети педагогически запущенные, воспитанием и развитием которых своевременно никто не занимался. И, попадая в окружение красоты, искусства, творчества в стенах детского дома, ребенок начинает видеть мир в других красках, стремиться сам стать лучше, чище, делать свою жизнь яркой и интересной. Благодаря занятию творчеством, успешному участию в различных фестивалях, конкурсах, выставках наши дети раскрывают свой внутренний мир, учатся видеть прекрасное вокруг себя, верить в свои силы; успешно адаптироваться в современных условиях жизни. 
  Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают с помощью опытов: нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Уж так создан человек природой и своей социальной историей – он должен постоянно познавать новое, думать, волноваться, развиваться, идти вперед. Ребенку же, развивающемуся «семимильными шагами», эмоциональная нагрузка, какую дает игра, творчество -  это благо. Мой прогноз – воспитание через игру, через развитие творческих способностей – раскроет способности и возможности человека в обществе.

  Я в своей работе стараюсь не использовать менторские указания, не перенасыщать свою речь назидательными поучениями и порицаниями, потому что результат такого «лобового» решения педагогических проблем зачастую оказывается нулевым, тогда как  игра и творчество изменяет и преображает человека исподволь. Не приходится отрицать необходимость обучения и социализации. Безусловно, ребенку необходимо получить традиционные базовые знания, научиться управлять собой в различных ситуациях. Мы и в обществе всегда играем какую-либо роль, и наша задача научить наших воспитанников играть разные роли, как на сцене, так и в жизни.

       Даже самое небольшое сценическое произведение, сценка – это маленькая модель нашей жизни. Какова бы ни была она, шуточная или поучительная, она всегда имеет конфликт и в конечном итоге вывод, скрытый или явный, он всегда дает пищу для размышления. Ту же цель в воспитании и научении имеет игра. Ролевые игры не только с младшими школьниками, дошкольниками: «Дочки – матери», «Мои помощники», «Один дома», «Доктор», но и с подростками: «Я пассажир», «КЕНТЫ», «Суд над вредными привычками», «Юный предприниматель», «Супер БОСС».

      Но поистине волшебные превращения происходят с нами, когда мы сами оказываемся на сцене! Мы буквально преображаемся не только внешне, но и

внутренне … Перевоплощаясь, мы словно «надеваем» на себя не только чужой наряд, но и «примеряем» мысли, чувства другого человека. Мы начинаем понимать его настолько, что можем думать и действовать от его имени. А значит, мы начинаем властвовать и над своими мыслями, чувствами и поступками. Как это важно для растущей личности! Ведь наука властвовать собой – самая трудная, но и самая главная. Человек, ставший хозяином самому себе, своему слову, своим поступкам, достигнет в жизни больших высот. А ведь это главная задача педагога, любого педагогического коллектива.  Поэтому коллективное дело, совместная работа - над праздничным мероприятием это важный воспитательный процесс, который исподволь помогает социализации каждого участника мероприятия.        

 Хотелось бы еще рассказать о востребованности каждого ребенка. У каждого воспитанника должна быть своя работа в общем деле, но и у каждого обязательно своя роль. Это трудно по разным причинам:

- не каждый воспитанник сразу соглашается стать участником, необходимо убедить его, в его нужности, что он справится….

- если даже все собрано, «подогнано», придумано, сочинено для каждого конкретного коллектива, детям ваше «творение» может не понравиться, а насильно делать они ничего не будут.

- даже, если все наши совместные усилия увенчались согласием ребят работать над предлагаемым материалом, то приступить к репетициям не удается по той простой причине, что дети бывают заняты и другими своими делами.          

Да, действительно, приходится идти на многое: видоизменять сценарий, вводить новые роли, работать с каждым индивидуально, сокращать некоторые эпизоды только потому, что работаем не с профессиональными актерами, артистами, а с детьми! Потому, что никто из них не должен остаться «за кадром» - это раз. А второе – каждый из них должен почувствовать успех! Никто не должен быть лишним, но никто не должен быть не на своем месте… И вот тут самое время перейти к следующему принципу нашей работы – принципу индивидуального подхода!

          Многие ребята даже не подозревают, кому из них и по каким причинам я поручаю  те или иные роли. И это хорошо! Главное в таких ситуациях заключается в том, что ребята, работая над образом, изменяют и себя, растут вместе с ролью, избавляются от качеств, которые им мешали…

Пример: боязнь публики, хочу показать, на примере Никиты, давала очень маленькие тексты, не всегда понимал суть, но выходил со всеми вместе, иногда скрываясь под маской (образ художника Шишкина), понимание того, что мы без него не обойдемся, и всегда ситуация успеха, результат: Никита, который считает, что у него плохая память, замечательно читает стихи, спокойно выходит на сцену. (Принцип 3)

         Педагог обязан создать такие условия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, востребовано, творил, радовался, огорчался и ощущал успех. Иногда не хватает времени, и получается не так как хотелось бы, в этом тоже есть «плюс», значит не доработали, не продумали, но ни в коем случае нельзя порицать, иначе получим обратный эффект. В этом случае нужно дать ему возможность самостоятельно сделать вывод.

Пример: как сложно было включить в работу Даниила Митина, только потому, что он помнил, что когда-то плохо спел частушки и ни как не хотел выходить на сцену. Здесь работает   принцип  1.Всем нужнв ситуация успеха.

     Чтобы сыграть чужие отрицательные черты, нужно их увидеть в жизни, увидеть этих героев. Так дети учатся наблюдательности в жизни, анализу, но учатся не отстраненно, а в активном творческом процессе, в деятельности. Учатся сравнивать и высказывать свое отношение к этому герою.

        Многословие вообще губительно для сценических работ, адресованных детям, особенно школьного и младшего школьного возраста. Детей-актеров нельзя перегружать словесным материалом, поскольку, стремясь добросовестно вызубрить его, они будут вести себя на сцене более скованно; их действия будут зависеть от большого текста, и отсюда будет рождаться пассивность, неестественность. Куда более важно дать понять юному актеру, что даже для прочтения стихотворения  необходимо войти в роль, суметь прочувствовать героя. Пример: Нигматзянов Рузиль – «Василий Теркин».  принцип 2  

Очень меткую характеристику происходящему во время репетиций и после очередного мероприятия, достоинствам и недостаткам зачастую дают даже дети, играющие, казалось самую незначительную роль. Они, в этот момент,  учатся анализировать увиденное и формулировать свои мысли вслух. Педагоги и работники детского дома, видят своих воспитанников в новом свете. Мы приглашаем своих коллег из школы, чтобы они увидели своих учеников в другой обстановке, может быть поменяли свое отношение к нашим детям.

      Да, конечно, в этот момент у нас витает дух эйфории, некоторого преувеличения наших успехов. Но как же иначе? Ведь это же наши дети, такие, порой, трудные и капризные, но такие сейчас талантливые! И пусть царит эйфория! Потому что детям успех необходим, как воздух!

       Не приходится отрицать необходимость обучения и социализации. Безусловно, ребенку необходимо получить традиционные базовые знания, научиться управлять собой в различных ситуациях. Но при этом важно сохранить его индивидуальность и творческую природу.

Творчество доступно всем детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Развитие творческих способностей детей важно на всех этапах развития. Изучение уровня развития творческих способностей воспитанников показало, что именно в этой сфере нашим детям легче самореализоваться, найти свое место в жизни. Кроме того, результаты исследования показывают, что наиболее высокий уровень развития творческих способностей наблюдаются у детей, проживающих в детском доме более 3 лет, то есть с ребенком на протяжении ряда лет ведется индивидуальная развивающая работа, и ребенок сумел раскрыть свои способности в любимом деле. Наблюдения показывают, что дети, активно и успешно занимающихся творчеством в детском доме, становится более успешными в самостоятельной жизни: у них более развиты коммуникативные, нравственно – этические навыки; они более уверенны в себе.

Необходимо бережное отношение к детям – к их душам. Детство проходит быстро. И очень хотелось бы, чтобы наши дети его помнили и, став взрослыми, возвращались мысленно каждый в свою детскую страну и брали из нее все, что им необходимо.

         

         

Список используемой литературы:

1.Артёмова Л.В.»Театрализованные игры школьников». М.. 1991.

2..Лэнгрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений». М., 1998.

3.Новицкая Л.П. «Уроки вдохновения». М., 1984