В помощь учащимся.

Иваненко Владимир Евгениевич

Опрно - логические схемы, лингвистические формулы и т. д., теоретический материал к урокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причастие (определение или сказуемое (нет глагола)

= действие

+ какой ?

+ суффиксы

род, число, падеж

– от определ. сл.

Что делающий ?

(несоверш. вид – действие

не  выполнено)

 

ущ, ющ, ащ, ящ

(действительные – сами выполняют действие)

танцующий

(настоящ. вр.)

Что сделавший ?

(соверш. вид – действие выполнено)

ш, вш

(действительные)

победивший

(прошедш. вр.)

Что сделанный ?

(совершё. вид)

енн, нн, т

(страдательные – действие выполняют над предметом)

нарисованный,

вымытый

(прошедш. вр.)

Что делаемый ?

(несоверш. вид)

ом, ем, им

(страдательные)

читаемый,

хранимый

(настоящ. вр.)

Причастный оборот (ПЧО)= причастие + зависимое (не определяемое!!) слово

Дул ветерок южной ночи ,  по – летнему  пахнущей  морем.

Пахнущей – причастие. Чем ? – морем, как ? – по – летнему – это зависимые слова.

Значит, эти три слова – причастный оборот.

 ПЧО = ЗАПЯТЫЕ (1 или 2):  ПЧО + местоимение (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они);

                                                   ПЧО после !!! определяемого слова.

Нет запятых, если ПЧО перед !!! определяемым словом.

Они, уставшие на работе, еле шли. (они = местоимение = запятые).

Уставшие на работе люди еле шли. ПЧО перед определ. словом ЛЮДИ = нет запятой).

  ВНИМАНИЕ !!! Определяемое слово не входит в состав ПЧО

(предупреждение грамматических ошибок).

НЕЛЬЗЯ:       Прочитанные КНИГИ летом, заставили задуматься.

Краткое причастие = 1 буква в окончании = 1 Н = НЕ раздельно (не  изучеНа).

НЕ + причастие + зависимое слово = раздельно (не  выученное вчера правило).

                                 нет зависимого слова = НЕ слитно (невыученное правило).

 Причастие = 2 НН (есть приставка или зависимое слово, суффиксы ОВА, ЕВА, ИРОВА, образовано от соверш. вида):

                                       окрашеННый,   печёННая в углях картошка, решить – решёННый

НЕ ПУТАТЬ С ОТГЛАГОЛЬНЫМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ (1 Н):

нет приставки, нет зависимого слова, образовано от несоверш. вида 

(стираНый, печёНая картошка, сушить – сушёНые).                                         



Предварительный просмотр:

П О Д Л Е Ж А Щ Е Е

Сначала ищем действие, потом того, кто это действие выполняет !!!

Если действия нет, тогда ищем то, о чём идёт речь в предложении.

Пример

Вопрос

Способ выражения

1

Все вышли из вагона.

кто, что ?

существительное,

местоимение

2

Провожающие вышли из вагона.

переход в существительное

3

Два на два – четыре.

сколько ?

числительное

4

множество народа

ряд лиц

часть приезжих

две березы

несколько зданий

много птиц 

сколько кого ?

количество + Р. п.

5

свыше шестисот голов

около семи человек

сколько кого ?

приблизительное количество

с использованием слов

больше, меньше, около и т. п.

+ числительное + Р. п.

6

Лучший из учеников поедет в Москву.

кто из кого ?

сколько из кого ?

какой из кого ?

прилагательное

числительное     + из + Р. п.

местоимение

7

Мы с братом пошли на море.

кто с кем ?

словосочетание с Т. п.

8

Жить – Отчизне служить.

что (с)делать ?

инфинитив

9

Тот,  кто  верит в себя, всего добьётся.

Ребята торопились на речку, которая протекала за деревушкой.

 

местоимение (который, кто)

во 2 части

сложноподчинённого предложения

вместо слова из главной части

10

«О покорении Сибири Ермаком» очень похоже на народные сказки.

«Собственное существительное» (название)

«Поздравляю. Хочу тебя видеть. Может быть, осенью приеду» не вызвало в нём никакой радости. 

«Предложение в кавычках»

11

Северный Ледовитый океан является самым маленьким.

составное географическое наименование

12

Министерство образования открыло горячую линию.

названия учреждений

13

     Что-то родное показалось в её чертах.

Нечто загадочное таилось в нём. 

что какое ?

неопределённое местоимение

+

прилагательное

15

Сельское хозяйство находится на подъёме.

устойчивое словосочетание

16

Эта филькина грамота никого не впечатлила.

фразеологизм

Обращение  не  может  быть  подлежащим !!!

В  односоставном  предложении  может  и  не  быть  подлежащего !!!



Предварительный просмотр:

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

1 половина

2 половина

  1. Смысл эпиграфа.
  2. Страна и город.
  3. Возраст ребёнка.
  4. Как М. оказался в монастыре ?
  5. Как М. вёл себя в плену ?
  6. Время года.
  7. Сколько дней искали М. ?
  8. Какая страсть сжигала М. ?
  9. Почему М. пожалел, что его спас монах ?
  10. Мцыри – это…
  11. Клятва М.
  12. 4 слова – самохарактеристика М. (4 глава).
  13. Что М. видел на воле ?
  14. Причудливы, как мечты, - это …
  15. Белый караван залётных птиц – это …
  16. Что вспомнил М. ?
  17. Как М. характеризовал отца ?
  18. Как сам М. объяснял, что он делал на воле ?
  19. Как М. удалось сбежать ?
  20. Как алмаз горели…

  1. Семья М.
  2. Какую параллель в 8 главе провёл М. ?
  3. Почему М. не боялся шакалов и змей ?
  4. Кого увидел около ручья ?
  5. О каких искрах двух огней говорил М. ?
  6. С кем М. обнялся крепче двух друзей ?
  7. Какой тайный замысел ласкал М. ?
  8. О каком позоре говорил М. ?
  9. Почему М. вырвал бы себе язык ?
  10. Что для М. символизировал звон колокола ?
  11. С кем сравнил себя М. (21 глава) ?
  12. Что М. видел в бреду ?
  13. С кем говорил в бреду М. ?
  14. Что печалило М. ?
  15. Объяснить слово «исповедь».
  16. На что М. променял бы рай и вечность ?
  17. Какие деревья росли в саду ?



Предварительный просмотр:

?

Части речи

Примеры

Кто, что ?

Кого, чего ?

Кому, чему ?

Кем, чем ?

(о, на, в) ком, чём?

Существительное

машиной

Местоимение

(нет конкретики)

я, мы, ты, вы, меня, он, нам, тобой

Чей?

Прилагательное

(точно называет принадлежн.)

Сергеев,

бабушкин

Местоимение (нет конкретики)

её, мой

Сколько ?

Наречие

много

Числительное (цифра)

пять

Местоимение

сколько

Который?

Числительное (цифра)

пятый

Местоимение

который

Какой ?

Прилагательное

(точно называет признак)

синий,

горький

Местоимение (нет конкретики)

иной

Причастие ( + действие)

вымытый

Что делает?

Глагол

писал

Что делая ?

Что сделав ?

Деепричастие

играя,

поиграв

Что сделавший?

Что делающий?

Что делаемый?

Что сделанный?

Причастие

победивший,

играющий, добываемый написанный,

побитый

Где ?

Куда ?

Откуда ?

Когда ?

Наречие

далеко, вчера

Предлог + существительное

в лесу

Предлог + местоимение

в него

Как?

Почему?

Зачем?

Насколько?

Наречие

Слова категории состояния (пусто, холодно, больно)

хорошо, сослепу,

нарочно,

очень

Если  вопроса  нет → предлог,  союз,  частица,  междометие.

  1. Можно  ли  убрать ?

                                Нельзя → предлог (повтор в вопросе:

около озера – около чего ?):

в, до, без, на, от, к, с, у, для, из, по, за, над, под, из – за.

                        Можно → союз, частица, междометие.

  1. Соединяет  ли  однородные  (перечисление)                      или  части  сложного  предложения ?

                        Соединяет → союз:

и, а, но, зато, однако, чтобы, что, как, потому что,   так как, тоже, также, вследствие того что, ни - ни,     не только – но и, или, то – то, когда, пока, если,            с тех пор как, как будто, хотя, пусть и,

не столько – сколько.

                        Нет → частица, междометие.

  1. Выражает эмоции, побуждение, вежливость → междометие:

ах, ой, ух, эх, ого, ну и ну, боже мой, алло, ну, спасибо, здравствуйте, звукоподражания: кис – кис, ха – ха.

  1. Придаёт дополнительные оттенки → частица:

бы, же, пусть, давай, вот, вон, именно, только, разве, ли, неужели, что за, прямо, не, ни, далеко не.

Переход   частей   речи – внимание на вопрос !

Мясо (какое ?) мороженое – прилагательное,

вкусное мороженое (что ?) – существительное;

быть (где ?) впереди – наречие,

быть (впереди кого ?) впереди всех – предлог;

играя (что делая ?), забыли про время – дееприч.,

выполнил задание играя (как ?) – наречие;

что он сделал ? – местоимение,

он сказал, что время закончилось – союз в СП.



Предварительный просмотр:

ДЕЕпричастие   (ДПЧ) – особая форма глагола;  обстоятельство

Дополнительное действие

(зависит  от  главного –

от  сказуемого) 

Что делая ?

Что сделав ?

вспомогательные вопросы:

как ? почему ? когда ?

Виды

несовершённый

совершённый

суффиксы

А, Я, будУЧИ

В, ШИ

концовки слов

-уя, -ая,

может быть СЬ

-ав, -вши (просторечное),

может быть СЬ

играя, танцуя, умываясь

Сыграв, извлекши, нарисовавшись

1. Не изменяется (нет окончания, нет рода, числа и т. д.).

2.            …,одиночное ДПЧ,…      (1 ДПЧ = 1 или 2 запятые).

Он , подумав ,  пошёл дальше.

 (пошёл – это главное действие - что сделав ?- подумав)

3. Деепричастный оборот (ДПЧО) = ДПЧ + зависимое слово = 1 или 2 запятые (если НЕ фразеологизм).

Ребята , играя на перемене в футбол , не  услышали  звонок.

(не услышали – что делая ? - играя (ДПЧ);

играя (ДПЧ) –где?-, -во что?- на перемене, в футбол – это зависимые слова)

4. ДПЧО  =  фразеологизм  =  нет запятых:

…нёсся СЛОМЯ ГОЛОВУ

…пошёл  НА НОЧЬ ГЛЯДЯ на озеро…

…согласился  СКРЕПЯ СЕРДЦЕ на предложение…

…сидеть  СЛОЖА РУКИ ....

5. НЕ + ДПЧ = раздельно (не  играя, не  сыграв; но негодуя).

6.  !!!! Внимание. Действие ДПЧ выполняет подлежащее 

(предупреждение грамматических ошибок).

НЕЛЬЗЯ :

Получив хорошую оценку, меня похвалили родители.

(не родители получили оценку -> в предложении грамматическая ошибка) 



Предварительный просмотр:

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

  1. Несколько слов, связанных грамматически (с помощью окончаний и предлогов) и по смыслу.
  2. Всегда есть главное слово – смысловой центр (глагол (самая главная часть речи), существительное или наречие + зависимое. Вопрос ставим ОТ главного К зависимому.
  3. Виды по главному слову (ГС)

ИМЕННЫЕ

ГЛАГОЛЬНЫЕ

НАРЕЧНЫЕ

- существительное,

- прилагательное,

- числительное,

- местоимение

ранняя весна,

красный от жары,

седьмой в списке,

кто – то из нас

- глагол,

- деепричастие

- наречие

читать книгу,

играя в футбол

очень хорошо

  1. Типы подчинительной связи в словосочетании (по зависимому слову - ЗС)

ПРИМЫКАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

СОГЛАСОВАНИЕ

ЗС не изменяется по родам, числам –

наречие

или ДПЧ,

инфинитив (что делать ?)

или местоимения (чей?)

её, его, их

ГС ставит ЗС только в один падеж

ГС и ЗС = одинаковое число, род, падеж

ЗС = какой, чей (прилагательное), который ?

очень хорошо,

быстро писать,

его учебник,

готовый помочь

ЗС – существительное (может быть с предлогом)

ЗС – прилагательное,

местоимение,

числительное,

причастие

читать книгу

(только ЧТО ? – винительный падеж; сказать «читать книгою» (творительный падеж) нельзя)

мой брат,

ранняя весна

  1. НЕ ПУТАТЬ !

- какой, чей, который ? перед ГС – это словосочетание (ранняя весна),

                                        после ГС – это предложение (Весна ранняя.);

- существительное + место (где ?) - это предложение (Весна в садах…).

6. Не является С/С (нет главного слова)

- нарушение лексической сочетаемости

пить стол

- однородные члены предложения (перечисление)

умная и добрая

- подлежащее и сказуемое

Светит солнце.

- степени сравнения

более умный

- если нет грамматической связи

ходить море

- предлог + существительное

или местоимение

около города,

в нём

- фразеологизмы

бить баклуши

- слово + обособленный член предложения

ветер, дующий с юга

- формы будущего времени, повелительного наклонения

будем думать,пусть идут

- страдательная или безличная форма глагола + существительное в творительном падеже

предложено учёными

  1. Виды по составу:

простые (нераспространённые) – 1 ЗС (умный ребёнок),

сложные (распространённые – несколько ЗС (новый учебник по истории).

  1. Виды С/с по степени слитности компонентов:

            синтаксически свободные (высокий дом),

            синтаксически несвободные (выступают в предложении в роли одного члена - три сестры, анютины глазки).

Комментарий к заданиям по теме, вынесенные на экзамен (ОГЭ)

  1. Найти С/С указанного вида.

  1. Переделать типы связи:

- пшеничное поле – в управление (значит, нам надо зависимое слово «пшеничное» превратить в существительное – поле пшеницы),

- гнездо орла – в согласование (значит, нам надо зависимое слово «орла» превратить в прилагательное  – орлиное гнездо).



Предварительный просмотр:

Синтаксический разбор

  1. По цели высказывания:

                повествовательное,

                побудительное,

                вопросительное.

  1. Восклицательное или невосклицательное.

  1. По составу:

               простое (одна грамматическая основа),

               сложное (несколько основ).

    4.Двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое) или

односоставное (только подлежащее – назывное,

                                  неопределённо – личное («Они»),

                                  обобщённо – личное (пословицы),

                                  определённо – личное («Я», «Ты»,

                                                                знаем исполнителя действия,                             есть обращение),

                                  безличное.

 Не путать односоставные с двусоставными неполными !

  1. Полное или

        неполное (пропущенное слово осталось в первой части

                                                    или в предыдущем предложении).

6.Нераспространённое или

   распространённое (есть второстепенный член предложения).

7.Неосложнённое или осложнённое

                  (обороты (причастный, деепричастный, сравнительный),

                   обращение,

                   вводные,

                   однородные,

                   обособленные).

8.Утвердительное или отрицательное. 



Предварительный просмотр:

Члены предложения

      1. Ищем действие (простое глагольное сказуемое).

  1. О ком (о чём) идёт речь

      (подлежащее выполняет действие сказуемого

                               или само является действием):

                       а) кто, что ?

                       б) кто с кем ?

                       в) сколько чего ?

                       г) что делать ?

                       д) «Собственные Существительные»

  1. Ищем сказуемое 

     (составн. глагольное (глагол + инфинитив (что сделать ?)               составное именное (быть +…):

   а) определительное (подлежащее какое, чьё, которое ?);

   б) предметное (подлежащее – это что такое, кто такой ?);

   в) наречное (как ?)

     4. Дополнение    (Р. п. – кого, чего ?

                                    Д. п. - кому, чему ?

                                    В. п.  - кого, что ?

                                    Т. п.  - кем, чем ?)

                                    П. п. – (о, в, на)  ком, чём ?).

  1. Определение (какой, чей, который предмет ?).

  1. Обстоятельство (где, куда, откуда ?

                              почему, зачем и как ?

                              сколько, насколько, когда ?

                              при каком условии и вопреки чему ?).

        П. п. – (в, на)  ком, чём ?).