Инновационная деятельность на базе КФУ

Инновационная деятельность в области литературного краеведения, культурологические аспекты в  исследовательской деятельности школьников, освоение новых техник анализа текста на уроках литературы и русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhukovets_l.m.docx26.63 КБ
Файл 2_zhukovets_l.m._stat.docx16.28 КБ
Файл statya_zhukovets_lit._11_klass.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Лариса Жуковец

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ. ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ СРЕДСТВАМИ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования средств медиаобразования в литературном краеведении.  В статье проводится анализ педагогических явлений в организации исследовательской деятельности в региональном культурном образовательном пространстве.

Ключевые слова: литература, краеведение, медиаобразование, презентация, педагогические явления, исследовательская деятельность, региональное культурное образовательное пространство.

Larisa Zhukovets

RESEARCH ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDS. 

LITERARY LOCAL REGION STUDIES THROUGH THE MEANS OF MEDIA EDUCATION

Abstract. The article deals with the use of media means in a literary study of local region in the classroom. The article gives the analysis of the pedagogical phenomena in pedagogical activity research in region cultural educational environment.

Keywords: literature, local region study, media education, presentation,  pedagogical phenomena, research activity, region cultural educational environment.

Всякий процесс обучения преследует своей целью передачу ценностей, накопленных человечеством, подрастающему поколению. Под этим понимается глубинный смысл, поскольку в любой школе, на любом континенте учителя говорят с детьми об одном и том же – о своей стране,  ее истории, великих людях, традициях, литературе  и культуре.  Причем, несомненно,  речь должна вестись не только о культурном наследии всей страны в целом, но  и того края, где живет ученик, поскольку те ценности, которым дорожит любое село, любой город, род, народность – это часть истории и культуры всей страны.

  После введения федерального государственного образовательного стандарта в  профессиональной деятельности учителя иначе расставлены акценты: перед учителем стоит задача не только «давать» знания,   формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Как же выполнить эту задачу? Необходимо  продумать включение   материалов о разных городах своего края, литературных местах, объектах культуры, исторических   событиях, великих личностях и т.п. К примеру, в Казани мы можем наметить множество объектов, связанных с  жизнью и творчеством знаменитых писателей. Г.Р. Державин и С.Т. Аксаков,  М. Горький и Г. Тукай, М. Джалиль и Л. Толстой, В. Аксенов и К. Насыри, А. Пушкин и Е. Боратынский — жизнь и творчество этих писателей и поэтов в определенные периоды жизни были связаны с Казанью. Город бережно хранит свидетельства пребывания выдающихся деятелей литературы на своей земле. Когда на уроках литературы разговор заходит  о биографии писателя – В. Аксенова, М.Горького, В.Хлебникова и др.– как учителю казанской школы  не упомянуть факты «казанского» периода их жизни? Конечно, хочется дать представление о том, что дало пребывание в нашем краю этим и другим авторам, как отразилось оно на страницах произведений.

Но возникает проблема, как найти, отобрать и скомпоновать учебный материал по данной тематике? Конечно, необходимо  провести поисковую деятельность. Одной из ведущих идей, заложенных в стандарт образования, является идея  высокой доли самостоятельной поисковой работы ученика, которая в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Популярны и актуальны на сегодняшний день уроки-исследования, проектно-исследовательская деятельность с использованием ИКТ, так как это направлено на повышение эффективности урока.

На таких занятиях и началась наша совместная с учениками работа – разработка интерактивного пособия «Литературная карта Татарстана». Мы ставили задачу создать пособие, где бы и текстовый, и иллюстративный материалы были бы собраны воедино. Понятно, что вложен был  громадный труд, поиск материалов велся по следующим источникам: книгам, в том числе таким, как справочник Загоскина - издание 19 века, во время посещения музеев, выставок, во время туристических поездок (например, из Елабуги мы привезли интересные фотоматериалы, книги, связанные с пребыванием здесь Марины Цветаевой), материалы с различных  программ, сайтов, экспозиции музеев Татарстана.

Благодаря такой обширной поисковой деятельности у нас получилось пособие, где максимально полно, на наш взгляд, представлены материалы, относящиеся к пребыванию в нашей республике писателей, поэтов, публицистов. В пособии  выдержаны следующие линии:

  • жизненный и творческий путь писателя (в целом),
  • национально-региональный компонент (факты биографии и творчества, связанные с пребыванием в нашем крае),
  • тексты произведений, воспоминаний о Казани и Татарстане,
  •  рубрика «Юному краеведу» (с малоизученными фактами «татарстанского» периода биографии автора, предположениями, гипотезами),
  • фотоматериалы, документы, иллюстрации, экспозиции музеев и т.д.

Благодаря нашему пособию легко можно организовать уроки различных жанров: заочную экскурсию, комплексную экскурсию (где даются опережающие поисковые и творческие задания), урок-диалог культур, урок-вернисаж, урок-осмотр выставки, урок-защиту туристических проектов. Также незаменима наша программа и во время проведения предметной недели, так как есть функция распечатки – поэтому можно легко подготовить юбилейные газеты, буклеты, литературные журналы, викторины и фотовикторины. На основе собранных материалов мы смогли совместно с видеостудией "Парк Петрова" и кинокомпанией "Легенда" подготовить и видеоролик - «Державин и казанские страницы» (из серии "Учебный видеоконтент для портала edu.tatar.ru"). https://www.youtube.com/watch?v=EqptoT0j0P0

Поисковая работа  в этом направлении ведется нами и дальше. Вспомним, 2015 год в России был официально объявлен Годом литературы. А в Татарстане – Годом парков и скверов. Решив объединить эти две темы – литературную  и парковую – мы наметили такое исследование – «Литературные тропы парков Казани». Возник новый, необычный, но чрезвычайно интересный маршрут. Ребята по рассказам старожилов, по книгам, по материалам Интернет-изданий собирали сведения, чем с «литературной» точки зрения интересны парки Казани. И вот теперь мы можем показать место, где перед экзаменом молился студент Толстой, где ловил бабочек Аксаков, где продавал горячую сдобу несостоявшийся студент Пешков (Горький); сидя в каком парке, В Аксенов решил, что Казань  -  это лучшее место на Земле; где же возник сюжет рассказа «После бала» и многое другое. Ученики решили, что этот туристический, созданный ими маршрут, в связи с тем, что там проложены велодорожки, должен обязательно стать веломаршрутом. Они уже подготовили  красочный буклет, создали презентацию,  продумали временные отрезки, и вот – готов для жителей и гостей города такой интересный литературный веломаршрут.

Еще один интересный проект был создан на основе литературного краеведения – это исследование поэтических строк о Казани «Какого цвета наш город?». Известно, что поэты придают особое значение цветовой символике. И тем более, если стихи посвящены любимому городу. Так какого же цвета наш город? Выводы юных исследователей таков: белого и золотого. Вспомним державинскую «Арфу»:

Как весело внимать, когда с тобой она

Поет про родину, отечество драгое,

И возвещает мне, как там цветет весна,

Как время катится в Казани золотое!

Была создана яркая презентация с авторскими фотографиями города и поэтическими подписями к ним. Каждый гость города может теперь сравнить свое личное впечатление с «поэтическим портретом» Казани.  

В проекте у нас и другие исследования, одно из них связано с пребыванием в Казани известных футуристов, другое – с государственной деятельностью Державина,  ведь в музее прокуратуры Республики Татарстан ему посвящена целая экспозиция. А многие ли знают, почему?

Чему же способствует такая деятельность по литературному краеведению? Конечно же, она помогает привлечь внимание  к чтению и литературе, напомнить  о лучших земляках-литераторах, их произведениях, содействовать развитию интереса к родному краю, городу.  И еще такие исследования – это интересный совместный творческий труд, ведь проведено  много интересных мероприятий, встреч, поездок. А кроме того, создан новый учебный продукт. Наше ученическое пособие – тоже небольшой вклад в  общее дело, оно станет хорошим подспорьем для тех, кто интересуется литературным краеведением, культурными традициями, историей создания произведения, редкими изданиями, документами, иллюстрациями. Такая работа воспитывает жажду познания, формирует устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывает активного читателя.  Благодаря такой работе утверждается важнейшее патриотическое чувство ответственности за судьбу своей малой и большой Родины.

Список литературы

1. Применко, В. Г. Использование мультимедийных средств на уроках литературы разных типов и видов: пособие для учителей / В. Г. Применко, Н. П. Архипова. – М., 2009.

2. Путило, О. О. Использование современных информационных технологий на уроках литературы: пособие для учителей / О. О. Путило, Н. П. Архипова. – М., 2009.

3.  Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005

References

краткая информация об авторе (ФИО, научная степень, должность, место работы, e-mail.

ФИО автора: Жуковец Лариса Михайловна/             Author: Zhukovets Larisa

Организация:                                                                                    Organization:  

 МБОУ «СОШ №119» г. Казань                                       School No 119  Kazan

                                                             

 Страна Россия  /                                                                          Country Russia

Город Казань/                                                                                          City Kazan

Е-mail: glampire@mail.ru

Наименование статьи

Title of article

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ. ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ СРЕДСТВАМИ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ                    

RESEARCH ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDS. LITERARY LOCAL REGION STUDIES THROUGH THE MEANS OF MEDIA EDUCATION

Аннотация

Abstract

Статья посвящена проблеме использования средств медиаобразования в литературном краеведении.  В статье проводится анализ педагогических явлений в организации исследовательской деятельности в региональном культурном образовательном пространстве.

The article deals with the use of media means in a literary study of local region in the classroom. The article gives the analysis of the pedagogical phenomena in pedagogical activity research in region cultural educational environment

Ключевые слова

Keywords

литература, краеведение, медиаобразование, презентация, педагогические явления, исследовательская деятельность, региональное культурное образовательное пространство

Keywords literature, local region study, media education, presentation,  pedagogical phenomena, research activity, region cultural educational environment.



Предварительный просмотр:

Л.М.Жуковец

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 119»  г. Казань (Россия)

E-mail: glampire@mail.ru

Исследовательская деятельность школьников в области лингвистики и поликультурное образовательное пространство

Ключевые слова: педагогические явления, исследовательская деятельность, поликультурное образовательное пространство.

Национально-культурный компонент в преподавании русского языка становится одним из важных средств развития духовно-нравственного мира школьника. Культура межнационального общения,  межкультурный диалог – это факторы развития единого гуманитарного пространства. Формирование у учащихся чувства уважения к ценностным ориентациям разных народов   – решающее условие для сохранения крепких общественных связей. Но это не только социальная потребность, но и личностно значимая, так как, знакомясь с национально-культурными особенностями другого народа, ученик глубже начинает осознавать свою культуру, свой язык, понимать его своеобразие.

Каковы же основные направления организации исследовательской деятельности учащихся в поликультурном образовательном пространстве?

Во-первых, это исследовательские задания на уроках, когда учащиеся работают с материалом культуроведческой направленности, к примеру, проводят сопоставительный анализ русских пословиц и пословиц других народов, фразеологизмов, крылатых выражений, исследуют особенности народного календаря, народных игрушек, национального костюма, делают сопоставительный анализ формул речевого этикета у разных народов.

Во-вторых, это работа на уроке с текстами культуроведческой направленности,  отражающими ценностную картину мира, - это тексты о родном языке, отечестве, доме, семье, малой родине и т.д., в которых важен  воспитательный потенциал. Исследование проводим по текстам русских и национальных авторов, связанных с Поволжьем. Сопоставление языковых особенностей, художественного своеобразия, выявление национально-регионального  компонента – все это дает возможность проникнуть в творческую лабораторию, постигнуть  идеи текста.

В-третьих, исследовательские задания возможны на основе упражнений в учебнике, в которых рассматриваются основные концепты русского языка или приводятся сведения о жизни и деятельности выдающихся ученых, писателей, художников,  интересные лингвистические  наблюдения из истории языка.

Практика показывает, что уроки-исследования помогают учащимся выйти на «свою» тему, работа над которой  продолжается во внеурочной деятельности в рамках школьного научного общества. Анализируя  тематику исследовательских работ, подготовленных в рамках НОУ,  приходим к выводу, что основой исследования зачастую был поликультурный материал.

Проведено учащимися сопоставление русских и татарских фразеологизмов (основных тематических групп, цветовой и числовой символики, случаев взаимопроникновения и т.д.) в работе «Фразеологизмы в речи казанцев». Большой интерес вызвала у учащегося работа по сопоставлению речевых формул русского и татарского этикета в работе  «Современные речевые формулы этикета в Татарстане». В ней ученик отметил богатство этикетных формул в татарском и русском языках – по составленному им словарику.

Работы «Обращение как отражение национальной культуры» и «Комплимент как жанр этикета  в русском и татарском языках»  интересны как своим историческим экскурсом, так и современными примерами, многие из которых авторы выявили по материалам опросов.

Очень интересна работа «Семья и семейные ценности в зеркале лингвистики» (сопоставление слов со значением родства, устойчивых словосочетаний на тему семья в русском и татарском языке). Выводы автора таковы: во-первых, семейный словарь татарского языка насчитывает больше наименований родственников, чем в русском, во-вторых, происходит его сокращение в обоих языках  - так как родственные связи ослабевают, в-третьих, анализ старых и современных фольклорных источников позволил сделать вывод об утрачивании таких семейных ценностей, как уважение к старшим, взаимопомощь, многодетность и др.

На основе богатого этнографического материала, связанного с верованиями народов Поволжья,  подготовлена работа «Отражение старинных верований и традиций в русских и татарских играх». Гипотеза, выдвинутая ученицей, состоит в том, что игры первоначально родились во «взрослом» мире и были связаны с хозяйством, охотой, свадебными, поминальными обрядами, и только спустя время перенеслись в «детский» мир, потеряв первоначальное ритуальное значение, которое и попыталась восстановить автор исследования.

Практическая значимость таких ученических исследовательских работ несомненна: собранный материал может пригодиться на мероприятиях, посвященных национальной культуре, народным традициям, на уроках русского языка и литературы, эти материалы важны в подготовке творческих работ, да и в целом для общего развития учащихся. За счет приобщения учащихся к исследовательской деятельности достигается высокий педагогический эффект, т.к. предлагается не рутинная работа, а решение актуальных вопросов, связанных с такими важными понятиями, как культурные концепты, диалог культур, это помогает формированию духовно-нравственного мира школьников, укреплению  национального самосознания.

Литература

Еремина Т.Я. «Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках» М., 2013 – 156 с.

Окунев А.А.  «Речевое взаимодействие учителя и ученика в структуре Нового Образования» М., 2006 – 32 с.



Предварительный просмотр:

Жуковец Лариса Михайловна,

учитель русского языка и литературы муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Средняя общеобразовательная школа №119» г. Казани

Вопросы и задания к уроку литературы в 11 классе

«Чистый понедельник» - своеобразный портрет эпохи

(Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, - автор создает портрет эпохи, воспроизводит её атмосферу)

 «Чистый понедельник» – это ещё одно свидетельство

 непревзойдённого мастерства писателя

 – «лучшего стилиста современности».

М. Горький

1. Первый уровень - «Знания» 

1.Какие имена реальных деятелей литературы и искусства упоминаются в рассказе? Выпишите их в тетрадь.

2. В рассказе даны точные названия различных мест в Москве. Выпишите их в соответствии с последовательностью упоминания в тексте.

3. Рассказ называется «Чистый понедельник». Найдите и выпишите из текста слова, определяющие время действия.

3. Отметьте, как  вводит И.Бунин в повествование упоминания о памятниках древнерусской письменности и отрывки из текстов?

4.Перечитайте фрагменты из «Повести о Петре и Февронии». Отметьте в тетради последовательность введения в рассказ автором.

2. Второй уровень «Понимание»

1. Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов? Кого мы из них можем отнести к декадентам? Какие авторы являются предпочтительными для каждого из героев? Схожи ли у них литературные вкусы?

2. Найдите определение «художественное время и  пространство произведения». Какую роль играет «переполненность» произведения топонимическими названиями, переплетение исторического, религиозного,  реального контекста? Какое значение приобретает для реализации замысла автора такая организация художественного времени и пространства? Какими приемами и речевыми средствами автор создает эффект исторической глубины содержания?

3. Составьте  таблицу «Герои «Чистого понедельника» и «Повести о Петре и Февронии», сопоставив их  по следующим позициям:

1) отношение к браку

2) социальное положение

3) внешняя привлекательность

Отметьте сходства и отличия.

4. В тексте детально описывается внешность героини. Найдите повторяющиеся детали портрета (эпитеты, сравнения, метафоры). Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. Как, с помощью каких приемов автор в облике героини подчеркивает мотив «восточной» красоты?

5. В центре повествования образ героини, «непонятной» рассказчику. Выпишите из текста строки, где  присутствуют слова тематической группы «загадочный», «странный». Найдите реплики персонажа, которые свидетельствуют о непонимании героини,  определите схему отношений в этой паре.

 

3.Третий уровень «Использование»

1. Исследователь И.Г.Минералова делает следующий вывод: «В характеристике и героев, и Москвы, и России чувствуется «избыточность», «не в меру», «слишком».

Проиллюстрируйте выводы исследователя примерами. С помощью каких средств выразительности создается этот мотив?

2. Как, представляя модель художественного времени,  автор создает  «ощущение странного,  динамического, почти невозможного равновесия, которое не может длиться»? Проиллюстрируйте примерами, применив выписки в тетради.

3. Проверьте предложенную исследователем  гипотезу о том, что Бунин пишет в рассказе своеобразный, «шитый золотом по бархату» портрет эпохи, воссоздает его атмосферу. Оправдано ли, на ваш взгляд, сравнение – «золотом по бархату»?

4. Четвёртый уровень «Анализ»

1.Отметьте признаки, характеризующие противоречивость внутреннего мира героев, их поведения: Восток – Русь, новое – старое, темное – светлое. Что отражает эта противоречивость? Каковы источники внутренней неуспокоенности, духовного «странничества» героини?

2. Как проявляется в героине «чувство родины, её старины»? Какие особенности речевой характеристики героини вы можете отметить? Когда вспыхивает «тихий свет» в её глазах? Можно ли согласиться с тем, что в облике героини совместились стремление к духовности и «обостренное чувство жизни»?

3.Какую роль  играет оппозиция «старая Русь - новое время»  в создании образа героини? Покажите, как «врывается трагическая нота… мотива незнания, непонимания, бесполезности поисков причин и предугадания следствий – непостижимости окружающего мира, своей души и души другого».

4. Почему героиня выбирает путь самоотречения, очищения?

5. Исследовательница Н.А.Николина в своей статье «Лингвистический анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» говорит об устойчивых приемах рассказа: «ослабление роли сюжета, субъективность повествования, установка на воспоминание как основной текстообразующий принцип, активное употребление тропов, обладающих максимальной семантической ёмкостью, например: «Вечер был мирный солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок… Давно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее»

Проиллюстрируйте наблюдения исследователя примерами из текста. На какие особенности организации текста вы обратили внимание? В чём проявилось мастерство писателя? В чем «тайны» Бунина – стилиста, как приемы филологического анализа помогают понять идейное содержание рассказа?

 

5. Пятый уровень «Синтез»

1. Сформулируйте и аргументируйте гипотезу  о том, какие наблюдения привели В. Ходасевича  к следующему выводу: «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию» .

2. Создайте «цитатную иллюстрацию» утверждению Ходасевича. Сформулируйте, какие философские мотивы звучат в рассказе?

3. Сформулируйте темы сочинений, их направленность, исходя из анализа текста рассказа?

4.  Создайте свой вариант цитатного плана по одной из тем.

5. Создайте макет обложки рассказа «Чистый понедельник».
6. Создайте свой макет издания рассказа, поместив в него «поэтические иллюстрации». К примеру, в рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного. И вот поэтический образ:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,

Несрочной радостью сияя,

И дивно повторяется восторг,

Та встреча краткая земная,

Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

7. Напишите предисловие к рассказу «Чистый понедельник», взяв за основу выдержки из «Окаянных дней» И.Бунина:

  •  

…Наши дети, наши внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…

 

— «Окаянные дни», 1926-1936

  •  

Из нас, как из дерева, — и дубина, и икона, — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев. Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто?

 

— «Окаянные дни», 1926-1936

 

6. Шестой уровень «Оценивание» 

1. Опишите достоинства прозы Бунина, отметив излюбленные приемы, образы, мотивы.

2. Выделите критерии, по которым строился анализ художественного текста. Наметьте основные приемы анализа художественного произведения, способствующие постижению «авторской  философии через  авторскую филологию.

3. Сделайте выводы  о том, почему рассказ «Чистый понедельник» Бунин считал вершиной своего творчества, что заставило его сказать такие слова: «Благодарю Бога, что он позволил написать мне «Чистый понедельник»