Мои публикации

Шелудько Наталья Сергеевна

- 2017 год, публикация в сборнике  материалов II Международной  научно-практической конференции Современное образование: актуальные вопросы, часть 2

-2019 год, публикация в сборнике методических материалов №2  Управление качеством образования в условиях системных инноваций

-2019 год, публикация в сборнике методических материалов Милләтебез сагында

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЕ

Шелудько Н.С.,

старший воспитатель

МБДОУ  № 36 «Улыбка»  

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:    народные танцы, в которых дети черпают  нравы, обычаи и дух свободы творчества в   плясках, или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть.

Игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и  физического воспитания  детей разного возраста. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат  премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

          Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т.к. в России возрождается идеология, т.е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории — презрен и легкомыслен» Н.М.Карамзин.
           С  раннего возраста начинаем знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, это способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и  будут  восхищаться в России.
 C:\Users\admin\Desktop\Брошюра\DSC02318.JPG

Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Концептуальные основы игровой технологии:

Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.C:\Users\Наталья\Desktop\DSCN7245.JPG

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

- достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

- подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

 Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению; прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

- знания методики игровой деятельности;

- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться
по виду деятельности, по характеру педагогического процесса,
по характеру игровой методики, по содержанию, по игровому оборудованию.

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

-максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

C:\Users\Наталья\Desktop\DSCN7248.JPG

 D:\Мои документы\Мои рисунки\Изображение 345.jpg

 

Список литературы:

1.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011
2.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

4.Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004

5.Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005

6. Козлова С.А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная пресса ,2005



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ

Шелудько Наталья Сергеевна,

старший воспитатель

 МБДОУ детский сад

комбинированного вида

 № 36 «Улыбка»  

        Язык – основное средство приобщения к национальной культуре. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.  

       Обучение языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.    Главное в нашей  работе - создание условий для свободного общения детей дошкольного возраста на татарском языке средствами эффективных образовательных технологий. Поэтому задача педагогов - найти  интересные способы и технологии для  изучения татарского языка  русскоязычным детям дошкольного возраста, научить говорить их на татарском языке с удовольствием.

    Основными видами инновационных технологий, применяемых в дошкольном учреждении являются: здоровье сберегающие технологии, игровые, развивающие технологии, коррекционные технологии, информационные технологии и,  конечно же, проектная деятельность.

      Данная технология направлена на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность воспитанников. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в группе: индивидуальную, групповую, коллективную. Выполнение проектных заданий позволяет дошкольникам видеть практическую пользу изучения татарского языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного языка. Обучение посредством активного включения  воспитанников в процесс обучения, ведет к овладению искусством коммуникации. Даже недостаточно мотивированные  воспитанники проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий. Использование метода проектной деятельности возможно при изучении отдельных тем “Минем өем”, “Уйный-уйный үсәбез”, “Без инде хәзәр зурлар – мәктәпкә илтә юллар”). Выполняя задания проекта, воспитанники  получают возможность практически применить знания по татарскому языку. Дошкольники вместе с педагогом находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал пособия, но и другие источники информации.

       В результате использования метода проектов дети легче осваивают татарский язык, овладевают лексическим минимумом татарских слов, установленных региональной  программой, становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым. У детей формируется   правильное  и полное представление о  родной стране, городе, о традициях, предметах культуры, формируется  чувство  национального  достоинства.

Приобретенные знания умения по татарскому языку дети переносят в повседневную жизнь.

       Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.