Логопедические обследования.

Коновалова Юлия Леонидовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обследование чтения

Слайд 2

п , б, с, з , ш , ж, р , л, с, ц , к Назвать указанную логопедом букву

Слайд 3

Р , К , З, В, С, Э, Г , Я, Ь,Ч Назвать буквы

Слайд 4

Я Р Ч К З Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным ее изображением

Слайд 5

Х, К, Ж, Т, П, Н, Г, Ш, Щ, Ц, Л, М, О,С,Э Найти сходных по начертанию букв нужную

Слайд 6

са шу ха ну ос ры да пе ню ря пу пы Прочитать прямые слоги

Слайд 7

ум ах ас ор ын ус ат омет ян ед Прочитать обратные слоги

Слайд 8

ста кро тру гло цви вру Прочитать слоги со стечением согласных

Слайд 9

та - тя сы - си ка – кя зу - зю ло - лё ву - вю ма - мя ды - ди по - пё Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными

Слайд 10

кит, шум, сок, мост, куст Прочитать слова

Слайд 11

осы, луна, очки, отряд, шалаш, санки Прочитать слова

Слайд 12

машина, колесо, собака, ножницы, тетради Прочитать слова

Слайд 13

диктант, милиционер, парикмахерская Прочитать слова

Слайд 14

Подойди к полке и возьми книгу. Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие

Слайд 15

Поставь стул справа от стола. Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие

Слайд 16

Собака бежит за мальчиком. (Вопрос: Кто бежит впереди?) Прочитать предложение, ответить на вопросы

Слайд 17

Урок физкультуры был после математики. (Вопрос: Какой урок был первым?) Прочитать предложение, ответить на вопросы

Слайд 18

В нашей деревне текут два ручейка. В них живет много раков. Мальчики ловят их руками под камнями в дырах между корнями или под берегом. Потом они варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный. Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, но трудно сделать. У раков своё оружие - клешни, которыми они щиплются как следует. Кроме того, я боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому. Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. В пруду я нашёл глубокое место и сунул палку в воду. Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и, наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень осторожно вытянул свою удочку из воды - и рак лежит на траве. Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они были красными! И очень вкусными!

Слайд 19

Вопросы для выяснения степени понимания смысла прочитанного: 1. О чем этот рассказ? Или Расскажи, что ты запомнил. 2. Почему мальчику трудно было ловить раков? 3 Как можно ловить раков по другому?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тестовая методика диагностики речи по Т.А.Фотековой

Слайд 2

2 Предъявление слоговых рядов Система оценивания * Ба - па Па - ба 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому; 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов (перестановка слогов, их замена или пропуск); 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы . Общая оценка: ∑ баллов х 100% 14 *- задания для экспресс-диагностики Оценка при проведении экспресс-диагностики : ∑ баллов х 100% 5 Са - за За - са Жа - ща Ща - жа * Са - ша Ша - са Ла - ра Ра – ла Ма - на - ма На - ма - на Да - та - да Та - да - та Га - ка - га Ка - га - ка За - са - за Са - за - са * Жа - ша - жа Ша - жа - ша Са - ша - са Ша - са - ша * Ца - са - ца Са - ца - са Ча - тя - ча Тя — ча - тя * Ра - ла - ра Ла - ра - ла 1.Проверка состояния фонематического восприятия

Слайд 3

3 2. Исследование состояния артикуляционной моторики Выполнение артикуляционных упражнений Система оценивания * Губы в улыбке 1 балл – правильное выполнение движения 3-5 сек, 4-5 раз; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение 0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, объем, темп, точность, симметричность, наличие синкинезий , гиперкинезов, тремор, посинение органов речи или носо-губного треугольника; 0 баллов – невыполнение движения. Общая оценка: ∑ баллов х 100% 14 *- задания для экспресс-диагностики Оценка при проведении экспресс-диагностики : ∑ баллов х 100% 5 Губы «трубочкой» * Язык «лопаткой» * Язык «иголочкой» Язык «чашечкой» Щелканье языком «Вкусное варенье» «Качели» * «Маятник» * Чередование «улыбка» - «трубочка» 2. Исследование состояния артикуляционной моторики

Слайд 4

4 2. Исследование состояния артикуляционной моторики Обследование звуков Система оценивания Звук [ с ] Звук [ р ’] 1 балл – норма; 0,5 балла – верно изолировано; 0,25 балл – верно 1 звук из группы; 0 баллов – все неверно. Оценка: ∑ баллов х 100% 20 Звук [ с ’] Звук [ л ] Звук [ з ] Звук [ л ’] Звук [ з ’] Звук [ х ] Звук [ ц ] Звук [ х ’] Звук [ ш ] Звук [ к ] Звук [ ж ] Звук [ к ’] Звук [ щ ] Звук [ г ] Звук [ ч ] Звук [ г ’] Звук [ р ] Звук [J] 3. Исследование звукопроизношения ( по предметным картинкам)

Слайд 5

свистящие

Слайд 6

6 свистящие

Слайд 7

7 свистящие

Слайд 8

8 свистящие

Слайд 9

9 свистящие

Слайд 10

10 шипящие

Слайд 11

11 шипящие

Слайд 12

12 шипящие

Слайд 13

шипящие

Слайд 14

сонорные

Слайд 15

сонорные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

сонорные

Слайд 2

сонорные

Слайд 3

сонорные

Слайд 4

глухие (непарные)

Слайд 5

Глухие (непарные)

Слайд 6

Тестовая методика диагностики речи по Т.А.Фотековой

Слайд 7

глухие (парные)

Слайд 8

глухие (парные)

Слайд 9

звонкие (парные)

Слайд 10

сонорные

Слайд 11

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова. Предъявление слов Система оценивания Скакалка 1 балл – правильное выполнение задания; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова; 0 баллов – невыполнение задания. Общая оценка: ∑ баллов х 100% 10 *- задания для экспресс-диагностики Оценка при проведении экспресс-диагностики : ∑ баллов х 100% 5 * Танкист * Космонавт Милиционер * Сковорода Кинотеатр Перепорхнуть Кораблекрушение * Аквалангист * Термометр

Слайд 12

5. Исследование навыков языкового анализа. Предъявление задания Система оценивания Сколько слов в предложении? День был теплый. 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки. оценка: ∑ баллов х 100% 10 Около дома росла высокая береза Сколько слогов в слове? Дом Карандаш Определи место звука в слове. Первый звук в слове «крыша» Третий звук в слове «школа» Последний звук в слове «стакан» Сколько звуков в слове? Рак Сумка диктант

Слайд 13

6. Исследование грамматического строя речи «Послушай и повтори». Читать 1-2 раза Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла –пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение . * Птичка свила гнездо. * В саду было много красных яблок * Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу * Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно. * На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади «Исправь ошибки» Оценка: 1 балл –выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – незначительные неточности (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или аграмматич . исправление; 0 баллов – ошибка не выявлена * Дом нарисован мальчик. * Собака вышла в будку * По морю плывут корабль * Хорошо спится медведь под снегом. * Над большим деревом была глубокая яма.

Слайд 14

«Составь предложения». Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла –нарушен порядок слов; 0,25 балла – пропуски, привнесение, замены слов, аграматизмы , незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания. * Мальчик, открывать, дверь. * Сидеть, синичка, на, ветка. * Груша, бабушка, внучка, давать. * Витя, косить, трава, кролики, для. * Петя, купить, шар, красный, мама. «Вставь пропущенное слово». Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида. * Лена наливает чай … чашки. * Почки распустились … деревьях. * Птенец выпал… гнезда. * Щенок спрятался … крыльцом. * Пес сидит … конуры. 6. Исследование грамматического строя речи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 образование относительных прилагательных «Кукла из бумаги – она бумажная, а…….» * шляпка из соломы - * горка изо льда - * варенье из вишни - * варенье из яблок - * варенье из сливы - * кисель из клюквы - * салат из моркови - * суп из грибов - * лист дуба - * лист осины - 7. Исследование словаря и словообразования

Слайд 2

2 образование относительных прилагательных «Кукла из бумаги – она бумажная, а…….» * шляпка из соломы - * горка изо льда - * варенье из вишни - * варенье из яблок - * варенье из сливы - * кисель из клюквы - * салат из моркови - * суп из грибов - * лист дуба - * лист осины - 7. Исследование словаря и словообразования

Слайд 3

7. Исследование словаря и словообразования (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Слайд 4

4 8. Исследование понимания логико – грамматических конструкций . Покажи ключ, карандаш. Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция ; 0 баллов – невыполнение. Оценка: ∑ баллов ∙ 100 10 Покажи карандашом ключ. Карандаш - ключом. Нарисуй круг под крестом. Нарисуй крест - под кругом. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной? Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? Сашу ударил Коля. Кто драчун? Охотник бежит за собакой. Кто впереди? Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

Слайд 5

5 9. Исследование связной речи Задание : составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик». Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ.

Слайд 6

6 9. Исследование связной речи Задание: Послушай рассказ, запомни и перескажи. Горошины. В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Слайд 7

7 Оценка: 1) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации. 2) Критерий лексико-грамматического высказывания: 5 баллов – грамматически правильный рассказ с адекватным использованием лексических средств. 2,5 балла – без аграмматизмов , но наблюдается стереотипность грамматического оформления, еденичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – аграмматизмы , далекие смысловые замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен. 3) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – полностью самостоятельная работа; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ – самостоятельно; 0 баллов – невыполнение даже при наличии помощи. Оценка: ∑ баллов ∙ 100% 30

Слайд 8

8 9. Исследование связной речи Задание: Послушай рассказ, запомни и перескажи. Горошины. В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Слайд 9

9 Примечание: В тестовой методике были изменены слова для проверки звукопроизношения. Однако, в соответствии с требованиями, в предметных картинках проверяемые звуки стоят в правильных позициях (в начале, в середине, в конце слов). Для проверки звукопроизношения мы использовали «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой (М., « Владос », 2004 г.)