Знакомим детей с живописью.

Москвичёва Татьяна Викторовна

Почему-то говоря о развитии ребенка, многие имеют ввиду только развитие интеллекта, а не творческое развитие детей. Но ведь развитие творческих способностей делают жизнь ярче, разнообразнее и радостнее.. Для этого нужно с ранних лет прививать ребенку интерес к искусству, к литературе, музыке в частности, к живописи,.

Для знакомства с живописью желательно подобрать красивые, интересные по содержанию ,цвету, и технике исполнения произведения.

Что показать дошкольникам?

Для начала,объясните ребенку: что раньше люди не могли пользоваться фотоаппаратами и камерами телефонов, им приходилось рисовать, чтобы запечатлеть чей-то портрет, пейзаж, предмет или сценку из жизни. Это занимало гораздо больше времени, чем щелчок по кнопке фотоаппарата, но и результат был уникальным.

Наша задача, не перегружая ребенка ненужной и скучной для него информацией ,приучать ребенка к внимательности, научить рассматривать картины и подмечать детали. 

 

Какие именно картины для детей будут самыми интересными и выигрышными для начала знакомства с живописью? Тут можно вспомнить, на какие вещи дети обращают внимание в первую очередь, заходя в магазин с игрушками – как правило, на все яркое, большое, разноцветное, а также реалистичное, как домик  с мебелью и посудой, или детализированная армия солдатиков. Такими же должны быть и детские картины: красочные пейзажи, натюрморты с крупными предметами, большие красивые портреты.

Мне кажется,что можно начать знакомство с работами импрессионистов.

В этом возрасте подходящая живопись для детей – например, полотна Клода Моне, который работал в стиле импрессионизм. Его картины наполнены яркими красками, мягким светом и интересными сюжетами, на которых ребенок сам заострит внимание.

Творчество импрессионистов передает зрителю богатство цвета и света и недаром слово импрессионизм пререводится ,как "Впечатление". Художники передавали свои впечатления от увиденного.Главным для них стал воздух и свет ,а не предметы и люди.Они стремились показать богатство цвета в природе.

Впервые в истории искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской,а под открытым небом:в поле,в лесу,в парке.

Часто художники используют чистые цвета,не смешивая их на палитре.

Знакомство с натюрмортом можно начать с картин ПОЛЯ Гогена "Натюрморт с фруктами"

 

Покажите ребенку и «Натюрморт с персиками» Поля Гогена. Далеко не все картины этого художника подходят для детей дошкольного возраста, но данный натюрморт выглядит достаточно привлекательно, крупно и красочно. Спросите ребенка: «Любишь ли ты  яблоки?», «Какого они цвета на картине?», «Какое из них ты бы съел?»"Какие предметы еще нарисовал художник?","Для чего он их нарисовал?"(поделился своими впечатлениями,рассказал другим о них)

Начиная знакомство с произведением, обсудите картину с ребенком. Поначалу  задавайте наводящие вопросы, например: «Что изображено на картине?», «Чем заняты люди?», «Что тебе больше всего понравилось?», «Какие цвета ты видишь?» и т. п.

Подведите ребенка к   понятиям жанров живописи: «портрет», «натюрморт», «пейзаж» 

Для знакомства с портертретом ,я бы выбрала 2 портрета Жанны Самари Ренуара.Можно полюбоваться с какой любовью написал автор портреты, предложить детям найти сходства и различия в картинах , рассмотрть одежду и др.

Со старшими детьми также можно обсуждать  и способы передачи изобразительно-выразительных средств, которые живописцы используют в работе, сравнивать творчество разных художников и рассказывать факты о создании того или иного полотна.

 

Требования к отбору произведений живописи

 

Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника.

Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание

Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям.

Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отраженные в жанровой живописи: социальная активность людей в труде, любовь их к своей родине, гуманные отношения людей (забота, внимание, чуткость, радушие, преданность, доброта, отзывчивость, взаимопомощь и др.). Любовь и бережное отношение человека к земле, природе, к близким.

И еще один важный принцип, который учитывают, отбирая произведения живописи для ознакомления детей дошкольного возраста - дошкольников знакомят с картинами, созданными разными художниками на одну и ту же тему .Ознакомление детей с картинами, сходными по своему содержанию, но выполненными разными художниками, влияет на становление у дошкольников личностного эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса.

Я остановлюсь подробнее на пейзаже. Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения.

Каким требованиям должны отвечать пейзажи, используемые в работе с детьми дошкольного возраста?

1. Доступность содержания пейзажа для восприятия. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их опыту.

2. Содержание пейзажа должно носить воспитывающий, гуманный характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений.

3. Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональней, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей, глубже раскрывается самое содержание изображения.

4. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, ритм). Внимание детей в пейзаже приковывает движение, красочность и насыщенность изображения.

Здесь названы лишь основные требования к отбору произведений искусств, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Понятно, что педагог, приобщая ребят к живописи, учитывает возрастные психофизиологические и индивидуальные особенности и уровень их интеллектуального, эмоционального эстетического развития, возможности оснащения педагогического процесса наглядными пособиями Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения.

Таким образом, детей можно знакомить с разными видами произведениями живописи, высокохудожественными, богатыми по содержанию и совершенными по художественной форме, доступными как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Методы и приёмы ознакомления дошкольников с живописью

Непосредственное ознакомления дошкольников с живописью осуществляется поэтапно. На каждом этапе используются определённые методы и приёмы

1 этап - самостоятельное, целостное, эмоциональное восприятие картины ребёнком;

2 этап -  рассказ, основанный на эмоциональном восприятии педагога.

Искусствоведческий рассказ дошкольникам даётся после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение.

Структура рассказа:

• название картины;

• кто написал, о чём произведение;

• что самое главное в картине (выделить композиционный центр);

• как оно изображено (какими красками написано, как расположено);

• какое в нём передано настроение;

• что особенно мне понравилось;

• какие возникли у меня чувства, что подумалось, вспомнилось.

3 этап - самостоятельное восприятие картины ребёнком.

4 этап - вопросы с целью закрепления понимания содержания картины.

Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались. Что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

 

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий».

Усилить воздействие искусства на эмоции детей помогает сочетание различных искусств путём сравнения сходства музыкального и живописного произведения по выраженному в них эмоциональному настроению, характеру художественного образа.

На первом этапе основным приемом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством является  рассказ.. Например, такой: сообщение названия картины и фамилии художника; о чем написана картина; что самое главное в картине, как оно изображено; что изображено вокруг главного и как с ним соединены детали; что красивого показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

На занятии искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель дает им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником, а также активизации творческого воображения и эмоций, возникающих при восприятии изображенного на полотне. Вопросы должны быть подробными и конкретными. Отвечая на них, ребенок перечисляет детали произведения, устанавливает и объясняет элементарные логические связи между содержанием произведения и средствами его выразительности.

Задавать подробные вопросы после рассказа необходимо, так как дети еще не имеют навыка «чтения» картины, не умеют самостоятельно анализировать произведение.

Восприятие живописи, ее познание невозможны без эмоций. Картины художников должны вызывать у детей определенные чувства, желание творить красоту и добро.

В процессе приобщения детей к живописи важно синтезировать на занятиях различные виды искусства, особенно на первоначальном этапе. Умелое использование музыкивыразительного чтения усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.

Впечатления, полученные во время беседы детьми, находят свое отражение в рисунках. Дети стремятся к наиболее точной передаче настроения, эмоций человека через использование в рисунках изображений мимических движений лица и цвета. Более полное познание детьми произведения изобразительного искусства позволяет педагогу не только развивать у них интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения.