Презентация опыта работы

Воденицкая Валентина Александровна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_opyta_raboty_vodenitskaya_v.a.pptx1.13 МБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ Воденицкая Валентина Александровна, педагог – психолог дошкольного отделения МБОУ « Трудармейская средняя общеобразовательная школа» Прокопьевский район

Слайд 2

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" Г.С. Альтшуллер

Слайд 3

ТРИЗ в дошкольном детстве – это определенная система воспитания и развития мышления человека, которая подразумевает активное и одновременное развитие у детей процессов мышления, воображения, речи, памяти, внимания, расширение знаний детей об окружающем мире и постепенное использование полученных знаний и умений в разных видах самостоятельной деятельности: художественной, речевой, игровой, исследовательской, коммуникативной и др.

Слайд 4

Цель работы : развитие у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления ТРИЗ в работе с дошкольниками даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.

Слайд 5

Задачи: рекомендовать к применению педагогами дошкольного образовательного учреждения методов ТРИЗ в соответствии с психолого-возрастными и индивидуальными особенностями детей, создать органично вписывающиеся в естественную жизнь детей условия для развития их творческого потенциала, стимулировать творческую активность детей, повысить компетентность родителей в вопросах развития творческого потенциала детей. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами,.. возможность самовыражения детей» (ФГОС ДО, раздел III , п.13.1)

Слайд 6

Методы ТРИЗ «Мозговой штурм» - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Метод фокальных объектов . Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и умение оценивать и развивать неожиданную ситуацию. Метод «Системный оператор». Это так называемый «Волшебный телевизор» который состоит из 3,5,9 экранов. Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель -определить роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системе, надсистеме, подсистеме .

Слайд 7

Методы ТРИЗ Метод морфологического анализа очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в составлении таблиц и в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками ), моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое - жидкое - газообразное). Метод синектики или мышление по аналогии . Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать. Это позволяет детям задуматься над взаимоотношениями между предметами, их характеристиками, действиями, развивается умение мысленно представить предметы, что развивает образное мышление и умение подбирать обобщающие слова к предметам.

Слайд 8

ТРИЗ для дошкольников : - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность; - это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер .

Слайд 9

Диагностика уровня развития мышления

Слайд 10

«Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему» Л.Е. Белоусова



Предварительный просмотр:

Слайд 1 представление

Слайд 2 Разработанный соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС ДО является гарантом качества дошкольного образования и призван обеспечить развитие детей в том числе в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

Моя задача, как педагога – психолога, заключается в содействии педагогам дошкольного учреждения, а также родителям воспитанников в создании условий для социальной ситуации развития детей.

Известно, что дети рождаются с одинаковыми задатками, т.е. имеют примерно равные возможности для развития способностей.

Состоявшаяся в сентябре 2014 года диагностика уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста (исп. психолого-педагогическая диагностика А. Л. Венгера) показала: только 6% детей имеют высокий уровень мышления; средний 52%, низкий 42%.

Свой выбор в развитии творческого мышления детей я сделала в пользу ТРИЗ - технологии.

Слайд 3

В центре внимания ТРИЗ - технологии человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

 Слайд 4 : Цель работы: развитие у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления

Слайд 5

Для того, чтобы начать работу по овладению технологией, педагогу самому требуется избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Организация  работы по ТРИЗ:

  1. Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми.
  2. Постоянно открывать перед детьми « тайну двойного» во всем: нахождение противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно, а что-то вредно.
  3. Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их, используя различные приемы.
  4. Игры - каждый день!
  5. Беседы с детьми на исторические темы: например, история изобретения карандаша.  Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят - что изобретать- значит решать противоречия.
  6. Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение, уменьшение и т.д.
  7. Вечер - время сказок, время любимых занятий.

Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиться пассивная позиция в будущем, когда при каждом столкновении с трудностями человек не будет стремиться искать пути решения, а капитулирует.

Слайд 6

 «Мозговой штурм»  (МШ)- это метод коллективного поиска оригинальных идей.

Развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы воспитателя и т.п.

Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности.

 Метод  фокальных  объектов. Сущность: прием фантазирования, при котором на «фокальный» объект переносятся свойства других объектов; дает возможность вообразить и создать словесный образ до этого незнакомый.

Методика проведения.

1.Задается слово, обозначающее предмет (стол).

2.К нему называются дополнительные слова, обозначающие предметы (любые, ничем не связанные). В средней группе – 2-3 предмета; в старших группах- 3-4 предмета.

3.Выявляются свойства дополнительно названных предметов.

4.Наделяя этими признаками заданный предмет (стол) обсуждается с детьми чем новый образ заданного предмета хорош, чем плох; удобен, не удобен; полезен или нет и т.д.

Метод  «Системный  оператор». 

Метод «системного анализа» позволяет:

  • Знакомить с частями «предмета»;
  • Рассмотреть «предмет» в динамике;
  • Увидеть предмет одновременно в функциональном, структурном и временном аспекте.

Является одним  из первых упражнений развития системного логического мышления.

Слайд 7

Метод  морфологического  анализа Суть  его  заключается  в  составлении  таблиц  и    в  комбинировании  разных  вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Метод  ММЧ  (моделирования  маленькими  человечками),

Цель: расширение представлений о физических состояниях веществ (твердый, жидкий, газообразный);

Сущность метода состоит в представлении о том, что все предметы состоят из

множества маленьких человечков, и от того, как они себя ведут, каким подчиняются командам зависит состояние вещества.

  • Человечки твердого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твердый, чтобы его разделить нужно приложить усилия.
  • Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить.
  • Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать.  

Метод  Синектики  или  мышление  по  аналогии обозначает «объединение разнородных предметов».

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, и т. д.);

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке

Слайд 8 Основные принципы ТРИЗ – педагогики (в формулировке А.А. Гина):

    Принцип свободы выбора. В любом обучающем или направляющем действии представлять ребенку право выбора с двумя важными условиями: выбранная деятельность должна быть безукоризненно нравственной, и право выбора должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор. Человек с большей охотой делает то, что сам предложил.

    Принцип открытости. Не только давать знания, но еще и постоянно втягивать ребенка в принятие решений, в обсуждение касающихся его проблем.

    Принцип деятельности. Освоение обучающимися знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.

    Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

    Принцип идеальности -  один из основных принципов ТРИЗ. Он предполагает, что все делается само, без затрат и без расплаты – идеально!

Слайд 9 Использование ТРИЗ - технологии в работе с детьми подтверждает утверждение о данной технологии как науке об эффективном мышлении в любой области творчества, что доказывают результаты диагностики, проведенной в конце года.