Перспективный план Старшая группа Тема: «Воспитание у детей нравственности, посредством знакомства с экологической культурой»
Данный перспективный план полностью отвечает требованиям ФГОС, содержит материал, соответствующий возрасту детей старшей группы. В работе можно использовать целиком или фрагментально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekokultura_perspek._plan_v_st._gr.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
Старшая группа
Тема: «Воспитание у детей нравственности, посредством знакомства с экологической культурой»
Тема: «Воспитание у детей нравственности посредством знакомства с экологической культурой»
Сентябрь
1.НОД Тема: «В гостях у царя Берендея». Задачи: обобщать представления детей о лесе, о жизнедеятельности растений и животных. Учить устанавливать простейшие взаимосвязи между условиями среды и состоянием живых объектов. Закрепить название лекарственных растений (одуванчик, мята, душица, зверобой) и их значение для здоровья людей. Познакомить с понятием «живые барометры». Воспитывать чувство ответственности.
Тема: «Путешествие в грибное царство». Задачи: продолжать знакомство детей с грибами ( внешний вид, где растут, свойства, различие съедобных и несъедобных грибов), с условиями, необходимыми для их роста. Уточнить знания детей о том, что у каждого гриба есть свое дерево, под которым он растет. Учить детей правильно собирать грибы, не нарушая грибницу и почему это важно.
2.Игры: «Зоологическое лото», «Кто, где живет», «Вершки и корешки», «Где что зреет?».
3.Проекты: «Удивительная коллекция», «Планета Земля в опасности».
4.Экологический десант «Дары природы».
5.Чтение произведения И. Акимушкина «Жил – был ежик», Ф. Лев «Пять дней из жизни черепахи».
6.Экологическая тропа «По следам лета»
7..Игры с моделями, макетом (макет леса, модели «Птицы», «Звери», «Насекомые», «Растения»). Задачи: развивать умение сравнивать объекты, используя модели (крылья, лапы, покров тела, клюв, нос; место обитания, питание и т.д.)
8. Презентация: «Как я провел лето?»
Октябрь
1.НОД Тема: «Лес – многоэтажный дом». Задачи: познакомить детей с понятием «этажи леса», учить устанавливать связь между растениями и местом обитания, питания животных; развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».
Тема: «Любите землю – матушку». Задачи: учить детей бережно относиться к важнейшему природному ресурсу – почве; соблюдать всегда и везде чистоту, не загрязнять почву мусором т.к. растения растут только там, где не загрязненная почва.
2.Презентация: «Водоем и его жители». Задачи: развивать представления о водоеме как экосистеме; уметь использовать схематическую модель «Птицы»; устанавливать причинно – следственные связи (что растет в водоеме, кто живет, почему?).
3..Игры: «Кто, где живет?», «Какой гриб с каким деревом дружит», «Где, что растет?», «Магазин «Цветы».
4..Проекты: «Наше дерево», «Правила ухода за комнатными растениями».
5.. Экологическая тропа «Огород, поле с посевами».
6.. «Чтение произведения И. Акимушкина «Чем кролик на зайца не похож», В.Дацкевич «От зерна до каравая».
7.«Ярмарка из овощей и фруктов».
8. «Позаботься о птицах – друзьях пернатых».
9. Работа с родителями. Акция: «Позаботимся о бездомных животных».
Ноябрь
1.НОД Тема: «Дом под крышей голубой». Задачи: формировать у детей понятие о том, что земля наш общий дом. Учить различать и называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать умение сопереживать, заботиться о природе, сохранять ее природные богатства.
«Экскурсия в краеведческий музей». Задачи: продолжать знакомство детей с растительным и животным миром родного края; знать, беречь и охранять красоту родной природы.
2.Игры: «Найди дерево по описанию», «Насекомые», «Птицы зимующие и перелетные».
3.Проекты: «Красная книга – сигнал опасности», «Операция «Подкормка».
4.Экологическая тропа «Улетели листья с тополей».
5.Экологический десант «Устройство кормушек на деревьях».
6.Презентация: «Человек – часть живой природы». Задачи: развивать представления о человеке, как части живой природы; познакомить с особенностями человеческого организма
Работа с родителями «Наши перелетные друзья» - выпуск стенгазеты вместе с детьми.
Декабрь
1.НОД Тема: «Хлеб – всему голова». Задачи: рассказать детям о том, какой длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол вкусным караваем, сдобными булочками, пирогами и пирожками; сколько труда и терпения надо приложить, чтобы вырастить и собрать урожай, обработать его. Формировать понятие о том, почему хлеб нужно беречь; уважать и ценить труд людей, которые растят его.
«Экскурсия в зимний парк». Задачи: расширять и уточнять знания детей о характерных сезонных изменениях (зимой морозно, холодно, везде снег, дует порывистый, колючий ветер, бывает метель; растения под снегом живут, но не растут, они спят; люди одеваются тепло). Узнавать и называть зимующих птиц в природе (воробей, ворона, сорока, снегирь, дятел, синица), обратить внимание на особенности их поведения зимой. Учить различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Закрепить знания детей о помощи, которую люди оказывают растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать стремление беречь природу, охранять, заботиться в силу своих возможностей.
2.Игры: «Кто живет подо льдом», «Животные севера», народная игра «Звери, птицы, рыбы».
3. Проекты: «Чтоб хлеб всегда был на столе», « Снег - снежок».
4. «Игра – моделирование «Конкурс птичьих клювов».
5.Экологическая тропа «Мы – следопыты».
6.Экологический десант «Уборка снега».
7.Чтение произведения С. Шуртакова «Зерно упало в землю», Г.Скребицкий «На лесной полянке», З.Александрова «Новая столовая», Н.Сладков «Жалобная книга».
8. Оформление в группе зимнего уголка вместе с детьми и родителями.
1.НОД Тема: «Кто как зимует». Задачи: расширять представления детей о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и еж зимой спят, у зайца и белки к зиме изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека, насекомые спрятались под кору деревьев и т.д. Учить устанавливать причинно – следственные связи между средой обитания и жизнью животных. Воспитывать стремление помогать животным в трудных условиях.
Экскурсия в магазин «Аквариум». Задачи: познакомить детей с большим разнообразием аквариумных рыбок, как ухаживать за ними, чем кормить. Обратить внимание на поведение рыбок и аквариумных лягушек, на сходства и отличия между ними, насколько полезны и нужны в природе. Обратить внимание на взаимосвязь всех живых существ в природе.
2. Игры «Развитие лягушки» (с карточками), «Времена года» (алгоритм), «Природа и человек», «Зоопарк».
3.Экологический десант «Птичья столовая».
4. Перфокарты «Как размножаются комнатные растения».
5. Проект «Воду пей, да понапрасну не лей».
6. Презентация «Береги свои игрушки».
7. Фото – выставка «Зимние каникулы».
8.Чтение произведений Е.Чарушин «Что за зверь?», К.Ушинский «Бодливая корова».
Февраль
1.НОД Тема: «Все живое должно жить». Задачи: формировать у детей понимание того, что на Земле все живое имеет право на полноценную жизнь. Прививать умение правильно вести себя по отношению к детенышам животных, птенцам, насекомым; активно осуждать проявление жестокости, бездумной порче травы, цветов, уничтожению насекомых, что тем самым можно нанести природе вред. Подводить детей к пониманию того, что природа не создает ничего лишнего, все в природе гармонично и приносит пользу. Воспитывать доброту, чувство сопереживания.
Тема: «Красная книга – сигнал опасности». Задачи: познакомить детей с «Красной книгой», в которую занесены названия растений, животных, птиц, находящихся на грани исчезновения и встречаются все реже и реже. Развивать интерес к исчезающим животным и растениям; помочь понять, что именно «Красная книга» даст нам возможность узнать, какие растения нашего края находятся на грани исчезновения и спасти их.
2. Игры: «Все наоборот», «Удивительные деревья», «Кто в мире живет».
3. Экологический десант «Гололед – явление природы».
4. Экологическая тропа «Мы – юные разведчики».
5. Проект «Герои сказок и рассказов»
6. Чтение произведения М. Зверева «Следы на снегу», М.Пришвин «Журка».
7. Работа с родителями: оформление стенгазеты о том, какую помощь мы оказали птицам, растениям в зимний период; изготовление скворечников.
Март
1.НОД Тема: «Поговорим о заповедниках». Задачи: познакомить детей с понятием «заповедник», для чего нужны заповедники, где находятся, кто там работает, чем они там занимаются. Расширять кругозор детей, интерес к животному и растительному миру заповедников, желание узнать как можно больше о жизни заповедников и людях, которые охраняют и берегут природу нашего края.
Тема: «Много леса – не губи, Мало леса – береги, нет леса – посади». Задачи: учить детей ответственно и бережно относиться к лесным богатствам, разумно использовать его дары; приучать к культуре общения с лесом, уважению к труду лесника, пониманию того, что лес – это народное богатство; объяснить, что своими неразумными поступками можно нанести лесу большой вред.
2. Игры: «Аквариумные рыбки», «Ботанический сад» (игра – лото).
3.Проект «Архитектор птичьих гнезд».
4.Развлечение «Пернатые друзья».
5. Экологическая тропа «Ура! Пришла весна».
6.Конкурс «Звериные тропы и птичьи пути».
7.Выставка рисунков «Гимн зеленому другу».
8. Чтение произведения Г. Горышина «На Алтайской тропе», С.Вангели «Подснежники».
9.Работа с родителями. Создание макета природной зоны на тему «Болото».
Апрель
1.НОД Тема: «Учитесь жалеть и беречь». Задачи: формировать у детей бережное и ответственное отношение к родной природе, вызвать чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду, уметь отличать истинную жалость от ложной; развивать наблюдательность, логическое мышление. Упорядочить знания о том, что в природе все взаимосвязано.
«Экскурсия в весенний парк». Задачи: уточнить знания детей о характерных признаках весны (снег растаял, появилась зеленая трава, солнце греет, птицы возвращаются из теплых стран, появляются первые насекомые, цветы подснежники); отметить, какие птицы прилетели, вспомнить их название (грач, журавль, скворец), чем отличается их поведение от других птиц (грач свил гнездо, скворец поселился в скворечнике); обратить внимание на изменения во внешнем виде деревьев.
2. Игры: «Зачем нужны болота» (с макетом), «Цветы», «Волшебный поезд», «Живые цепочки».
3.Экологический десант «Цветочные клумбы», «Украсим землю цветами».
4.Чтение рассказа В. Бианки «Плавунчик», М.Пришвин «Одуванчик».
5.Конкурс детских рисунков «У каждой пташки свои замашки».
6. Работа с родителями. Круглый стол: «Природа благодарит и сердится».
7. Стенгазета вместе с родителями «Весенний переполох».
Май
1.НОД Тема: «Путешествие в царство звуков и цветов». Задачи: обратить внимание детей на изменения, происходящие в природе в связи с наступлением теплой погоды (земля покрыта травой, цветут одуванчики, хохлатки, медуницы; на лиственных деревьях и кустарниках появились листья; можно увидеть много насекомых: комаров, жуков, муравьев, бабочек; птицы высиживают птенцов). Уточнить насколько хорошо дети понимают значение существующих взаимосвязей в природе; осознанное выполнение правил поведения в лесу (выбор места для игр, отдыха).
Тема: «Экскурсия по экологической тропе». Задачи: продолжать учить детей различать и называть лекарственные растения: одуванчик, мать-и-мачеха, хохлатка, медуница. Показать разнообразие растительного мира, их биологических особенностей. Формировать навыки бережного отношения к растениям, желание сохранять и беречь все созданное природой.
2.Игры: «Детки в клетке», «Самые красивые и трудолюбивые», «Птицы – герои сказок».
3.Проект «Цветочные часы».
4.Игра – тренинг: «Искру туши до пожара».
5.Работа с родителями. Экологические акции: «Правила поведения в природе» (придумать и изготовить знаки); «Фитоогород» (обустройство грядок с лекарственными растениями); создание альбома «Растения лекарственные и ядовитые».
6. Презентация «Пусть цветет шар голубой».
7.Чтение произведений Г.Скребицкий «Четыре художника», В.Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь».
8. Работа с родителями. Диспут – клуб. Тема: «Лето, лето к нам пришло!».
Используемая методическая литература.
1. Л.Молодова «Беседы с детьми о нравственности и экологии».
2. О.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
З. Л.Маневцова «Листок на ладони», «Мир природы и ребенок».
4.А.Тихонов «Энциклопедия окружающего мира».
5.О.Дыбина «Неизведанное рядом» и др.