Мои выступления


Предварительный просмотр:

Методика проведения занятий в рамках недели высоких технологий и технопредпринимательства

  1. Цель недели высоких технологий и технопредпринимательства
  2. Особенности выбора темы занятия
  3. Возможность использования оборудования  школьных и зональных площадок для проведения занятий

В МБОУ  Бутурлиновская СОШ, как и во многих школах Российской Федерации, с 9 по 15 марта 2015 года прошла неделя высоких технологий и технологического предпринимательства.

Основная цель Недели – развитие интереса обучающихся к инновациям в области нанотехнологий, демонстрация  последних технологических достижений, рассказ оо перспективах развития самых наукоемких отраслей российской промышленности и  возможностях  профессиональной самореализации  в них.

Неделя высоких технологий и технопредпринимательства включала в себя разработку и реализацию учебных проектов, программ дополнительного образования, мероприятий внеурочной деятельности, связанных со знакомством  и взаимодействием обучающихся с миром высоких технологий, в частности, нанотехнологий.

Для реализации поставленной цели был задействован потенциал всех компонентов социокультурного пространства школы:

  • основной образовательный процесс;
  • внеурочная деятельность;
  • самообразование.

Одним  из результатов проведения такой Недели должна была стать инициация процессов выстраивания современного  образовательного пространства школы, в том числе – и в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов.

Создание такого образовательного пространства осуществляется в несколько шагов.

На первом шаге, в предметно-организационном плане,  это решается через увязывание между собой исследовательской и проектной деятельности:  ученики уходят с уроков с познавательными задачами и вопросами и идут  решать    их     в пространство внеурочной деятельности, дополнительного образования или на тех же самых уроках.

В этих пространствах проводятся исследования, реализуются проекты, возникают новые вопросы, местом поиска ответов на которые становятся учебные встречи «первой половины дня», где изучается теоретический материал.

В МБОУ Бутурлиновская СОШ в начале Недели для обучающихся 7-8 классов была представлена лекция «Нанотехнологии вокруг нас» по материалам Интернет-ресурсов школьной коллекции.

О научных открытиях и исследованиях в области наноразмерных объектов ученики 9-11 познакомились  ходе просмотра видеофильма. И в итоге  узнали о перспективах развития самых наукоемких отраслей российской промышленности и возможностях профессиональной самореализации в них.

Как известно, в 2015 году к образовательному проекту «Неделя высоких технологий и технопредпринимательства» присоединились Росатом и Роскосмос.

Чтобы повысить доступность проекта, каждая из компаний Роснано, Росатом и Роскосмос разработали по два занятия для младших и старших школьников

Росатом:

Интеллектуальная игра «Пять шагов в мир атомной энергии»

Интеллектуальная игра  «ЛОГОСЛОТО «Энциклопедия атома. Внутри реактора»»

Урок-экспериментариум «Фруктовая батарейка»

Урок-путешествие в дополненную реальность «АЭС на ладони»

Командная игра  «Морской бой для юных атомщиков»

Роснано:

Проектная деятельность «Альтернативная энергетика» (8-10 класс)

Погружение «Геккон и нанотехнологии» (5-9 классы)

Погружение «Эффект лотоса» (5-9 классы)  

Конкурс «πтер»

Урок-игра «НаноКот в мешке»

Роскосмос:

Занятие «Посадка на Марс 8-11 классы»

Интегрированный урок «Реактивное движение» (космонавтика+физика+технология+биология)

Интегрированный урок «Тросы в космосе» (космонавтика+ технология+биология)

Во время недели высоких технологий и технопредпринимательства в нашей школе были апробированы  некоторые из них.

Учителем Романцовой Л.Н. был проведен урок-погружение «Эффект лотоса». На нем учащиеся на основе видеоматериалов познакомились со свойствами растительных организмов, научились их объяснять, увидели применение на практике. Было проведено учебное исследование на основе материалов прикладных научных исследований. Состоялось знакомство с прикладными разработками, оценка качества и эффективности материалов нового поколения.

С обучающимися 8 класса был проведен урок «Фруктовая батарейка» учителем биологии Климовой С.В. На примере этого урока в рамках темы «Энергетическая ценность продуктов» доказывается в ходе эксперимента, что в продукте заложена энергия, таким образом можно получать энергию с помощью фруктов.

В рамках Недели учителем информатики и ИКТ Молчановой И.А. было проведено занятие  «Посадка на Марс» с обучающимися 10-11 классов.

 Почему выбор пал именно на эту тему?

Были учтены возрастные особенности детей, их личные познавательные интересы (профильное деление на классы в параллели 10-х классов- 2кл физико-математические).

К тому же, космонавтика является наукоемкой отраслью, поэтому интересна для изучения учащимся из классов разных профилей).

Будущий профессиональный выбор многих учеников связан именно с данной отраслью.

Проведение этого занятия содействовало распространению педагогических практи , реализация которых в школах способствует обновлению естественнонаучного образования, содействует тому, что образовательный процесс становиться более личностно-значимым, социально- и практико-ориентированным, исследовательским, интегрирующим различные науки и ориентирующемся  при этом на современные технологии.

Урок-путешествие в дополненную реальность «АЭС на ладони» в 10 классах   включал в себя просвещение и самостоятельную  исследовательскую деятельность  в области одной из самых высокотехнологичных отраслей – атомной энергетике – при помощи информационно-коммуникационных технологий, которые сегодня интересны и привлекательны для современных школьников.(учащиеся  выполнили перед уроком домашнее задание»: скачать на свой планшет или телефон приложение «АЭС на

ладони» в Google play (Гугль плей) или App store (Эп-стор)).

Для мотивации к обучению, к исследованиям были проведены познавательные экскурсии для младших школьников в кабинеты и лаборатории биологии, физики, химии; 3D лабораторию и зал визуализации, которые окончились просмотром 3D фильма.

На классных часах в 8-11 классах с темой «Нанотехнологии… За ними будущее?» были представлены открытия в области нанотехнологий и перспективы их развития

 В 11 классе школы есть обучающиеся, которые планируют связать будущую профессию с нанотехнологиями. Они рассказали о том, в каких ВУЗах можно получить специальность, востребованную в высокотехнологичных отраслях экономики.

Участие в  Недели высоких технологий и технопредпринимательства  является одним из способов повышения квалификации педагогов в плане освоения самими, а затем и создания условий для освоения обучающимися тех компетенций, которые так востребованы уже сегодня на предприятиях инновационной экономики:  инновационные компетенции (стратегическое видение, фантазия), многозадачность, критическое мышление (умение рассуждать), аналитические навыки, навыки по развитию бизнеса, умение работать с людьми (создание команды, работа в команде), межкультурная толерантность и знание языков, управленческие навыки (лидерство, управление проектами, управление изменениями), социальные навыки (коммуникабельность), навыки личной эффективности(планирование, гибкость).

И в заключение хочется напомнить общеизвестную истину: дети любят учиться, но при этом забывается, что дети любят хорошо учиться.

Вывод: Нынешние подростки совсем по-иному будут относиться  к школе, которая позволяет им приобщаться к передовому рубежу современной науки, производства, бизнеса.