Мои материалы

Марина Николаевна Тимакова

занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл весна17.38 КБ
Файл мебель16.61 КБ
Файл Презентация "Эхолалия"227.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для детей со сложным дефектом

Учитель-логопед: Тимакова Марина Николаевна

Тема:  "Весна"

Цель: закрепить знания по теме: "Весна".

Задачи:

Образовательные:

 - активизировать словарь по теме: "Весна";

- автоматизировать звуки [Ш, Ж] в слогах, в словах;

 - учить образованию уменьшительно-ласкательной формы существительных;

- учить согласовывать имена существительные с именами числительными;

- закреплять умение использовать предлоги в речи НА, ПОД, ОКОЛО;

- развивать связную речь.

Развивающие:

- развивать плавность и длительность выдоха;

-развивать зрительное внимание, память.

Воспитательные:

- воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия, активности.

Оборудование: интерактивная доска; пособие "помоги солнышку", пособие "слоговое солнышко", схемы предложений, карта для составления рассказа, веточки с листиками.

Ход занятия

I Орг. момент.

Приветствие гостей.

II  Работа по теме.

1) Развитие речевого выдоха.

- Какое сейчас время года? (Весна) (На компьютере слайд 1 с надписью "Весна")

- Что ярко светит на небе? (Солнышко)

-Поможем солнышку светить ещё ярче и пригревать сильнее. Сдуем тучки. Носом вдох и плавный выдох. (Пособие на уровне рта ребёнка)

- Ты помог солнышку. Посмотри какое она красивое. (Слайд 2 солнышко)

2) Автоматизация звуков  [Ш, Ж] в слогах.

- Солнышко, просит тебя прочитать слоги.  (Солнышко с написанными слогами, прикрепляем прищепки и читаем.)

3) Автоматизация  звуков  [Ш, Ж] в словах.

- Солнышко греет, что происходит со снегом? (Он тает)

- И появляются лужи и проталины. Смотри на картинку. (Слайд 3 лужи и проталины)

-Ой, посмотри, сколько много луж. Пойдут ребята гулять на площадку и ноги промочат. Поможем солнышку их высушить, назовём картинки и лужи исчезнут. (Выполняем задание. Слайд 4) (Кошка, жук, машина, жаба, камыш,  жёлуди, пижама.) Теперь ребята могут идти на площадку.

4) Физминутка.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в саду.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

5) Согласование числительного и существительного.

- Солнышко греет, снег тает, и появляются первые цветы. Это мать-и-мачеха, это подснежники.  (Слайд 5) Повтори  (мать-и-мачеха, подснежники).

- Посчитаем сколько подснежников. (Слайд 6)   (На слайде по очереди появляются подснежники. Считаем 1 подснежник и т.д. до 5)

6) Закрепление употребления предлогов в речи.

- Кто это прилетел?  (Слайд 7) (Птички)

- Это грач, скворец, соловей. Соловей очень красиво поёт, послушаем. (Аудио или видео)

- Посмотри, где сидит соловей? (Слайд 8) (На ветке, а сейчас под кустом, а здесь около дерева.)

- Скажем полным ответом: Соловей сидит на ветке. Соловей сидит под кустом. Соловей сидит около куста. (Предложения строятся с опорой на схемы).

7) Закрепление образования уменьшительно-ласкательной формы имён существительных.

-Что появляется на деревьях и кустах? (Листики) (Слайд 9)

-Правильно. Смотри (Картинка или видео).

- Посмотри какие они. (предъявляются веточки с листиками). Это листики маленькие, пройдёт время и они станут большими листьями. Итак, лист - листик. (Слайд 10)  

- Это лужа, а это лужица, цветок - цветочек, облако - облачко, лист - листочек. (Соединить)

8) Составление рассказа по опорным картинкам.

- Смотри, что получилось. (Предъявляется схема в картинках. Слайд 11)

1. Весной ярче светит солнышко.

2. Тает снег. Появляются лужи и проталины.

3.Вырастают первые цветы.

4. Прилетают птицы.

5. Появляются листочки.

6. Это весна.

- Расскажи сам. (Выкладывая опорные карточки, проговариваем рассказ)

III  Орг. конец занятия.

- О чём мы сегодня говорили? (О весне)

Ты отлично работал, хорошо отвечал на вопросы, чётко проговаривал слова и составил целый рассказ.

-Попрощаемся с гостями, иди к расписанию.



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для детей со сложным дефектом

Учитель-логопед: Тимакова Марина Николаевна

Тема: "Мебель"

Цель: закрепить знания по теме: "Мебель".

Задачи:

Образовательные:

 - активизировать словарь по теме: "Мебель";

- учить образованию уменьшительно-ласкательной формы существительных;

- учить употреблению существительных в П.п.

 - активизация глагольного словаря  и   обучение построению ответа на вопрос;

- учить образованию и употреблению имён существительных в ед.ч и мн.ч;

- учить согласовывать имена существительные с именами числительными;

-закреплять умение использовать предлоги в речи НА, ПОД.

Развивающие:

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать плавность и длительность выдоха;

-закреплять правильный уклад артикуляционного аппарата при произнесении звука [р];

- формирование представления о целостном образе предмета;

-развивать зрительное внимание, память.

Воспитательные:

- воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия, активности.

Оборудование: карточки по теме; схемы предложений, игрушки мебели, кубик, мышка, ватный диск, влажные салфетки.

Ход занятия

I Орг. момент.

Приветствие. Возьми карточку со своим именем.

II Основная часть.

1) Дыхательная и артикуляционная гимнастика. (развивать артикуляционную моторику; развивать плавность и длительность выдоха; закреплять правильный уклад артикуляционного аппарата при произнесении звука [р];)

(ребёнку предъявляются карточки для проведения артик, гимнастики)

2)Активизация словаря по теме.

Назови картинки (кровать, стул, стол, шкаф). Как это назвать одним словом? (Мебель)

3) Образование уменьшительно-ласкательной формы им.сущ.

а) Посмотри и назови (это стол, а это столик и т.д.)

стол-столик                            диван-диванчик

стул-стульчик                        кровать-кроватка

шкаф -шкафчик                    

б) Дай мне кроватку, столик, шкафчик, а это что?

4) Физкультминутка. (развитие общей моторики, развитие координации речи с движениями)

5) Разрезные картинки. (формирование представления о целостном образе предмета);

 Собирает стул (4 части), стол (3 части диагональ), кровать (4 части диагональ).

6) Активизация глагольного словаря, обучение построению ответа на вопрос, учить употреблению существительных в П.п.

-Дай, то на чём можно сидеть. (ребёнок даёт карточку) На чём можно сидеть? (Ребёнку предлагается карточка с началом предложения)

-можно сидеть на стуле.

Дай, то на чём можно спать. (ребёнок даёт карточку) На чём можно спать?

-можно спать на кровати.

-А, что мы делаем за столом? (карточка с началом предложения) За столом можно есть, играть, рисовать.

7) Образование и употребление существительных в ед.ч и мн. ч

-Прочитай.

-В магазине продавали___________ и ___________.

Вместо пропусков предлагаются карточки. (стол - столы, диван - диваны, стул - стулья).

8) Согласование имён существительных с именами числительными.

-Посчитаем сколько продали диванов, сколько продали стульев.

9) Закреплять умения использовать предлоги в речи  НА, ПОД.

"В гости к мышке" Привет, я мышка Маша. А тебя как зовут?

Посмотри, что у меня есть. Называй: диван, стул, стол. Я хочу с тобой поиграть. Ты будешь закрывать глаза, а я буду прятать кубик.

-Где кубик? (используя схему предложения отвечает на вопросы)

- Кубик лежит на столе, под столом, на диване, под диваном, на стуле, под стулом. (Сначала карточка с предлогами, потом без предлогов).

10) Орг.кон. занятия.

-Как можно назвать эти предметы одним словом? (Мебель)

Отлично.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭХОЛАЛИЯ

Слайд 2

В процессе формирования речи различные зоны коры головного мозга претерпевают ряд последовательных изменений . На определенной ступени развития ребенок способен издавать: отдельные звуки, затем произносить слова, в последующем возникает речеподражание и становление речи. Без прохождения этих этапов полноценное построение языковых конструкций невозможно. Однако не всегда процессы формирования речи протекают физиологично . И порой нормальные функции начинают выступать в роли патологических симптомов .

Слайд 3

Эхолали́я (от др.-греч. ἠχώ «эхо, повторение» и. λα λιά «речь, разговор ») представляет собой неконтролируемое повторение услышанных фраз и слов. Эхолалия – это не самостоятельный диагноз, а симптом заболевания. Речеподражание может присутствовать в структуре алалии (задержки речевого развития) и афазии (потери уже сформированной речевой функции). У детей старше четырех лет и взрослых людей эхолалия является признаком патологии.

Слайд 4

Причины Симптом повторения услышанных слов и фраз возникает в результате несостоятельности центра моторной речи, локализованной в лобной доле . Эхолалия в детском возрасте часто проявляется в результате: перинатальной патологии нервной системы; синдрома Туретта ; шизофрении; аутизма ( autism ).

Слайд 5

отсроченная

Слайд 6

Функции эхолалии функция самостимуляции , при которой человек пытается воспроизвести свои ощущения и эмоции, пережитые в прошлом ( удовольствие говорящего) ; функция передачи настроения таким способом человек пытается общаться с окружающими, демонстрируя им не само слово, а его эмоциональную нагрузку ; функция систематизации информации , когда с помощью отдельных фраз и слов, услышанных за день, человек воскрешает в памяти прошедшие события и систематизирует их в своей голове.

Слайд 7

Преодоление эхолалии Медикаментозное «лечение» эхолалии оправдано, если она является составляющей органического поражения головного мозга, требующего введения тех или иных лекарственных препаратов.

Слайд 8

Обучение сценариев: Поймите цель сценариев : "Я услышал, что ты сказал, и теперь думаю над ответом ". Э холалия помогает ребенку общаться, а не является способом раздражать людей. 2) Научите ребенка сценарию "Я не знаю ". Существуют свидетельства, предполагающие, что если научить ребенка отвечать "Я не знаю" на вопрос, на который он не знает ответа, он также научится использовать эту фразу должным образом. 3) Подскажите ребенку правильный ответ. Дети используют эхолалию , когда не знают, как ответить, или не могут подобрать нужные слова. При наличии сценария они будут знать, что сказать. Например, спросите: "Как тебя зовут?" и дайте правильный ответ (имя ребенка). Такой подход сработает лишь с вопросами , на которые ответ будет неизменным . Например, вопрос "Какого цвета твоя футболка" не подойдет, так как ребенок каждый день надевает футболку другого цвета.

Слайд 9

4)Обучите ребенка множеству других сценариев. Таким образом, ребенок сможет успешно ответить на самые простые вопросы, даже если почувствует наплыв эмоций. 5) Научите ребенка сценариям, которые будут направлены на потребности. Сценарии помогут ему сказать, что он хочет, позволив вам быстро решить проблему до того, как у него закончится терпение и он начнет кричать и плакать. К примерам сценариев относятся: Я хочу побыть в тишине. Я голоден. Слишком громко. Прошу, остановись.

Слайд 10

Моделирование: 1)Используйте именно те слова, которые вы хотите услышать от ребенка . Моделирование должно включать в себя использование определенных слов и фраз, которые ребенок сможет понять, запомнить и произнести . Это поможет ему сформулировать то, что он хочет сказать. Пример: вы точно знаете, что ребенку не нравится играть с определенной игрушкой, но чтобы научить его выражать это словами, вы можете предложить ему игрушку и сказать "спасибо, но нет" или "не хочу". Когда ребенок использует нужную фразу, позаботьтесь о результате. Например, если ребенок скажет: "Пожалуйста, я хочу еще" – дайте ему еще. Если вы повторите фразу несколько раз, а ребенок никак не отреагирует, выполните нужное действие. Ребенок начнет ассоциировать фразу с этим действием. Попозже попробуйте еще. Со временем ребенок начнет использовать эту фразу .

Слайд 11

2) Оставьте пробел в предложении и укажите на ответ . Если вы собираетесь дать ребенку перекусить или ему пора выпить молоко, скажите: "Я хочу выпить____ (укажите на молоко и скажите "молоко")". Или скажите: "Я хочу ____ (укажите на еду и скажите "есть")". Со временем ребенок начнет заполнять пробелы самостоятельно . 3)Вместо вопросительных предложений вам необходимо использовать утвердительные. Старайтесь избегать вопросов, вроде "Ты хочешь это?" или "Тебе нужна помощь?", так как ребенок лишь повторит этот вопрос. Вместо этого скажите то, что сказал бы ребенок. Например, если вы видите, что ребенок пытается до чего-то дотянуться, не нужно спрашивать его: "Ты хочешь, чтобы я помог?". Лучше скажите: " Помоги мне пожалуйста дотянуться до моей игрушки" или "Подними меня пожалуйста, чтобы я дотянулся до книги". Сделайте так, чтобы он повторил фразу. Затем, независимо от того, повторит он ее или нет, помогите ему .

Слайд 12

4) Старайтесь не заканчивать фразу именем ребенка . Говоря , "привет" или "спокойной ночи ", произнесите эти слова и фразы, не заканчивая их именем ребенка. Вы также можете начать предложение с имени, а затем сказать то, что собирались. Если ребенка необходимо похвалить за хорошо проделанную работу, не произносите его имя, а лишь поздравительное слово. Вместо того чтобы сказать: "Молодец, Саша", скажите: " Молодец" .

Слайд 13

Примеры эхолалии Пример « Почему и Что делать…» Взрослый : "Что ты хочешь?". Ребёнок: "Что ты хочешь?". Взрослый: "Мыльные пузыри?". Ребёнок: "Мыльные пузыри? ". Взрослый : "Ты хочешь мыльные пузыри!", Ребёнок: "Мыльные пузыри!" (или "Ты хочешь мыльные пузыри!" ). Ребенок пока не владеет достаточными навыками спонтанной коммуникации , для того чтоб ответить на мои вопросы Будем учить спонтанной коммуникации На занятии в садике, ребенок не хочет сидеть, и говорит тоном воспитательницы: "Пусть он встанет". Ребёнок смог использовать фразу из разговора двух взрослых, обращенную вообще не к нему. Но подходящую для данной ситуации! И передающую его коммуникативные намерения . Моделирование: Я хочу уйти. Ребенок повторяет слова взрослых, обращенные не к нему . Например взрослый говорит другому ребенку: "Нельзя кидать игрушки!", ребенок с эхолалией повторяет: "Нельзя кидать игрушки!". Учить правилам поведения в обществе. Ребенок повторяет очень часто (во время игры, во время прогулки, во время занятий и т. д.): " Вупсень и Пупсень , Вупсень и Пупсень « или др. Возможно это стимминг , то-есть самостимуляция , поиск сенсорных ощущений Учить правилам поведения в обществе.

Слайд 14

В ажно помнить: - что благодаря эхолалии ребенок пытается общаться; - он просто не обладает теми же навыками общения, что и мы.