Статья для выступления на III научно-практической конференции работников образования Центрального округа «ОБРАЗОВАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА» 25 – 27 августа 2015 года

Гумирова Алла Вениаминовна
КРУГЛЫЙ СТОЛ № 2 «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Ведущая круглого стола: Зонова Ирина Петровна, учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 4, отличник народного просвещения РФ Вопросы для обсуждения: 5. Формирование коммуникативных УУД на уроках математики в начальной школе Гумирова Алла Вениаминовна, учитель начальных классов МБОУ ЭКЛ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики

в соответствии с требованиями ФГОС

Одно из основных современных назначений школы – помочь каждому ребенку найти себя в этом мире и научиться с этим миром безопасно и эффективно взаимодействовать. Для решения названной задачи обучающемуся необходимо приобрести знания, освоить определенные способы действий, стили поведения.

ФГОС заявляет о целях общего образования. Одна из основных целей - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Всегда ли дети и взрослые могут выразить свою мысль? Возможно ли на уроках формировать коммуникативную компетентность? Должна ли математика быть исключением?

 Актуальной педагогической проблемой, «блокирующей» качество математического образования в начальной школе, является неумение обучающихся дать обоснование выполняемому действию, выстроить логичный ответ, успешно взаимодействовать при групповой работе. Развитие коммуникативных компетенций  должно помочь решить эту проблему.

 Совместная деятельность обучающихся на уроках в практике начального обучения пока недооценивается. Необходимо введение специально организованных заданий  на уроках математики по формированию коммуникативных компетенций, что  способствует получению устойчивых положительных результатов. Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации. Для развития у детей самостоятельности и умения сотрудничать применяют структуру уроков по технологии деятельностного метода, учат самостоятельности и собранности. Помимо этих типов уроков используют: комбинированный урок; урок закреплений знаний; контрольный урок; тренировочный урок; урок с использованием технических средств обучения; урок-игра; урок-путешествие; интегрированный урок; урок – интеллектуальный марафон-решение проектных задач.

Для развития коммуникативных компетенций важна хорошо развитая речь. Курсы, чтение методической литературы, наблюдения, участие в различных семинарах помогают  понять, что необходимо соблюдать условия: создавать ситуации, вызывающие потребности высказываний; подбирать задания по интересам; совершенствовать знания о математическом языке.

Для создания речевой ситуации используют: игры, проблемные вопросы; задания для групповой работы; придумывание задачи по схеме, выражению; загадки, ребусы. Коммуникативные компетенции обучающихся зависят от развития диалогической и монологической речи.

ель

ность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Основные принципы формирования коммуникативных компетенций: целенаправленность и   систематичность работы. Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Учитель обязательно отслеживает уровень владения умениями коммуникации и навыками коллективного труда у школьников. Для этого целесообразно вести сводную таблицу, в которую заносятся те микро умения, из которых и складываются общие умения коммуникации и навыки коллективного труда. При работе в групповой  форме, ребенок  учится  рассуждать по данной задаче, отстаивать свою точку зрения, предлагать несколько вариантов решения той или иной задачи,  задавать вопросы на понимание.

Проблема сочетания урочной и внеурочной деятельности беспокоила меня и раньше. ФГОС НОО, подтолкнул меня к детальному рассмотрению этого вопроса.

Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников являются проектные задачи. Такая форма работы позволяет добиваться высокой мотивации, прочности знаний; развивает творчество и фантазию, коммуникабельность; способствует активной жизненной позиции; развивает командный дух, свободу самовыражения; взаимоуважение; акцент на деятельность; демократичность. Чем выше  коммуникативные навыки, тем более успешным и уверенным чувствует себя обучающийся. Он терпимее относится к своему оппоненту, ведет конструктивный диалог, спокойно отстаивает свою точку зрения и принимает чужую, речь его понятна, связна, лаконична. Это относится не только к предметной линии, но и жизненных  ситуаций в-целом.