Инновационная деятельность на базе КФУ

Мустайкина Олеся Владимировна

Технологическая карта урока математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5b.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

Мустайкина О.В.,

учитель математики МБОУ «Гимназия №22»  НМР РТ

Математика

 5 класс

 Тема урока:  «Задачи на части»

Основные предметные цели:

1. Повторить алгоритм решения задач на части .

2. Закрепить умения и навыки решать задачи на части .

3. Применять полученные знания на практике.

Планируемые результаты:

Предметные: моделировать условие задачи, используя схемы, рисунки; понимать и использовать информацию, представленную в виде схемы, рисунка; решать задачи на части по предложенному алгоритму; планировать ход решения задачи арифметическим способом; решать задачу арифметическим способом; применять новые способы рассуждения к решению задач, отражающих жизненные ситуации; закрепить знания по теме “Задачи на части”;  отрабатывать умение решать задачи на части; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Личностные: содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке; развивать самостоятельность мышления в учебной деятельности ; приобретение способности иметь собственное мнение; умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли; умение хорошо и уверенно выполнять математические операции; формировать  доброжелательное отношение к иному мнению.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; находить вариант решения учебной задачи;  уметь определять цель и задачи учебной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать  в соответствии  с предложенным алгоритмом; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Познавательные: владеть смысловым чтением; осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники; осуществлять анализ объекта, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в паре; умение точно выражать свои мысли  в соответствии с задачами коммуникации; планирование учебного сотрудничества.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент урока

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

-Добрый день, ребята! Присаживайтесь.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности

Включаются в деловой ритм урока.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Ребята, в ноябре месяце отмечается молодой ,но очень важный праздник для каждого человека на земле. На сегодняшнем уроке мы будем готовится к празднику, а к каждому празднику нужно…..

-

-Поздравление или подарок

3. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний

-Если мы готовимся к празднику, то кроме поздравления нам нужен еще и…..?-а для приготовления праздничного стола нам нужны ……?Проведём мы наш урок  "на кухне" вместе с математикой, так как большая часть рецептов приготовления блюд содержит части. А какая тема у нас с вами была ,связанная с рецептами? Какие цели мы поставим на уроке?

-Цели урока: Повторить алгоритм решения задач на части; закрепить умения  решать задачи на части; применять полученные знания на практике.

Учитель открывает тему урока и вывешивает цели урока

Разминка. устно ответить на вопросы

-Для успешной работы на уроке нужно повторить известный вам материал  

-К нам на кухню заглянул  Незнайка с друзьями

1).Незнайка разделил 12 орехов на 2 равные части - для себя и Знайки.

а) Сколько в этом случае пришлось орехов на одну часть? (6)

б) На сколько равных частей нужно разделить 12 орехов, чтобы на одну часть приходилось 2 ореха? (6)

в) В одной части 3 ореха. Сколько частей приходится на 12 орехов? (4)

г) А сколько орехов будет приходиться на 1 часть, если 12 орехов Незнайка поделит на 3  равные части? На 12 равных частей? (4 ор.), (1 ор.)

2)Повторение.

 -.Подумайте и ответьте:

- какое важное условие (которое не оговаривается, но принимается по умолчанию) должно выполняться в задачах на части?

- Что первым делом необходимо найти при решении задачи на части?

-Чтобы решить задачу на части, давайте мы с вами вспомним алгоритм решения .У вас на столах в конвертиках есть заготовки ,вам нужно их собрать правильно

Слово «Планете».

Решить задачи устно.

Задача 1.Салат «Греческий».Для приготовления салата нужно 1 часть огурца,3 части помидора и 2 части сыра. Сколько граммов каждого продукта ,надо взять чтобы приготовить   1200г салата ?

Задача 2.Коктейль «Фруктовый»Для приготовления коктейля нужно 5 частей мороженого и 3 части фруктов. Сколько граммов нужно фруктов, если мороженого 1кг?

Слово    «МНЕ».

-праздничный стол

-рецепты

-«Задачи на части»

-повторить, закрепить

Учащиеся  формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока

Учащиеся отвечают на устные вопросы

а) (6)

б) (6)

в) (4)

г)(4 ор.), (1 ор.)

-Все части, о которых идет речь в задаче, равные.

- Нужно узнать, сколько составляет одна часть.

Учащиеся по парам составляют алгоритм

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают алгоритм решения задач на части

Алгоритм решения задач на части:

-составить схему

-найти одну часть

-ответить на вопрос  задачи

После алгоритм решения собирается на интерактивной доске

Решение

1200:(1+3+2)=200(г)-1 часть

3*200=600(г)-помидора

2*200=400(г)-сыра

Решение

1000:5=200(г) 1 часть

3*200=600(г)-фруктов

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

-Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

Проблемная задача

Задача 5 Торт «Праздничный». Для приготовления торта нужно масла в 3 раза меньше чем сахара, а муки в 4  раза больше масла. Сколько грамм муки нужно взять, если сахара на 200 г больше чем масла?

-Чтобы решить задачу такого типа, нам нужно повторить еще задачи, которые   вам помогут в решении этой.

Задача 3. В цветочном магазине хризантем меньше роз в 5 раз. Сколько роз и сколько хризантем по отдельности , если вместе их всего 126 цветов.

Слово «Цветы».

Задача 4  Для приготовления салата требуется 5 частей ананаса и 2 части сыра. Сколько нужно грамм ананаса, если сыра на 120 грамм меньше ,чем ананаса?

Решение задачи 5

Слово «Мамочка ».

Учащиеся решают задачи на доске и в тетрадях

Решение

126:(5+1)=126:6=21-хризантем

21*5=105-роз

Решение

120:(5-2)=120:3=40(гр)-одна часть

5*40=200(гр)-ананаса

Решение

200:(3-1)=200:2=100(г)-одна часть

4*100=400(г)-муки.

5. Физ. минутка

- Я предлагаю вам немного отдохнуть

- А сейчас продолжим работу.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

6. Контроль усвоения знаний

Самостоятельная работа по два варианта

Выставляем оценку в лист самооценивания

Дополнительно (при наличии времени)

-Ребята, поменяйтесь тетрадями с  соседом по парте, возьмите в руки карандаши. Посмотрите внимательно, на доске представлены ответы. Проверьте своего одноклассника и выставите оценку карандашом в тетрадь. Итак, в листах оценивания у вас три оценки, а четвертую поставьте сами себе, учитывая то, как вы работали сегодня на уроке. Постарайтесь быть объективными и честными по отношению к себе и правильно оценить свою работу на уроке.

Учащиеся самостоятельно решают предложенные задачи и записывают ответ в тетради.

Приложение 1

Критерии оценивания:

если верно 3 задания- “5”,

верно 2 задания – “4”,

а если 1 задание верно – “3”.

Учащиеся самостоятельно ставят оценку за урок, на листе оценивания, сдают карточки самооценивания

7. Итоги урока.

Рефлексия

Итак мы переходим к нашему поздравлению

-Вот и подошёл к концу наш урок. Что вы узнали на нём?

Вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не столько много, как встречаются в жизни. Но вы с каждым днем взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания.

-Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

-Что нам удалось сегодня особенно хорошо?  В чем испытывали затруднение?

 Над чем стоит еще поработать?

 (Необходимо повторить тот материал, где допускались ошибки).

– Кому удача сегодня улыбнулась, и они смогли успешно выполнить все задания?  

Ребята подставляют слова в поздравление по смыслу и читают стих в слух.

8.  Домашнее задание.

Придумать (или найти ) интересный рецепт коктейля, составить задачу и решить ее.

Учащиеся записывают домашнее

Приложение 1

ТЕСТ «Задачи на части»

1 Вариант

ТЕСТ «Задачи на части»

2 Вариант

1

Три апельсина стоят 57р. Сколько стоят 11 апельсинов?

1)

209

2)

306

3)

324

4)

Другой ответ

1

Две груши стоят 36р. Сколько стоят 9 груш?

1)

160р.

2)

164 р.

3)

162 р.

4)

Другой  ответ

2

Тесто для вареников содержит 4 части творога и 2 части муки. Сколько грамм творога нужно взять, если муки на 200 г. меньше, чем творога?

1)

100г

2)

50г

3)

400г

4)

Другой   ответ

2

Тесто для пиццы содержит 1 часть масла и 3 части муки. Сколько граммов муки нужно взять, если масла меньше муки на 200г.?

1)

200г

2)

150г

3)

50г

4)

Другой   ответ

3

Для варки варенья на 5 стаканов клюквы берут 3 стакана сахарного песка. Сколько надо взять сахарного песка на 25 кг клюквы?

1)

15 кг    

2)

17 кг

3)

19 кг

4)

Другой   ответ

3

Для варки варенья на 2 кг вишни  берут 3 стакана сахарного песка. Сколько стаканов  сахарного песка надо взять на 12 кг вишни?

1)

18

2)

15

3)

16

4)

Другой ответ

4*

Решить задачу.

В 153 кг сухофруктов яблок в 9 раз  меньше, чем груш , а слив в 7 раз больше, чем яблок. Сколько килограмм слив надо взять?

4*

Решить задачу.

В 77 кг сухофруктов груш в 2 раза меньше, чем яблок , а слив в 4 раза больше, чем яблок. Сколько килограмм слив надо взять?

Ф. И.                                                                                                        класс:

Настроение в начале урока

 

Настроение в конце урока

Вид задания

Максимальный балл

Полученный балл

1.

Разминка

1

2.

Задача 1

1

3.

Задача 2

1

4.

Задача 3

2

5.

Задача 4

2

6.

Задача 5

3

7

Тест

5

Оценка за урок:

«5»-15-13; «4»-12-10; «3»-9-6