Для Вас педагоги

Борисова Зоя Алексеевна

Консультации для работников дошкольных учреждений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мини - музей в предметно-развивающей среде ДОУ

                  Воспитатель Борисова  Зоя Алексеевна

         

Творчество – это специальная деятельность человека, в процессе которого он осваивает и перерабатывает опыт своеобразным путем, строит себя как личность. Результат творчества – это всегда что - то новое, оригинальное, уникальное.

Детское творчество, отмечает Флерина, понимается как  сознательное отражение ребенком окружающей действительности, построенного на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картину, музыку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно отражает увиденное, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому. Отечественные ученые отмечают, что основным побудителем детского творчества является стремление ребенка к деятельному познанию окружающего и к его активному творческому отображению. В творчестве детей важно не столько продукт, сколько сам процесс деятельности. Для развития детского творчества необходимы условия – это организация интересной, содержательной, богатой впечатлениями жизни ребенка, приобщение к высоким образцам изобразительного искусства.

Для этого есть много разнообразных способов и приемов. Чтобы активизировать у детей желание творить, мы использовали в своей работе  Музейную педагогику.

Город у нас небольшой, но у него большое историческое прошлое от купеческого села до жемчужины Чувашии, потому что он расположен в живописном месте на берегу реки Волга. И нынче празднует свой 150 летний юбилей. А вот возможностей посещать музеи и галереи мало. Но мы в свою очередь постарались создать в детском саду возможность соприкоснуться детям с прекрасным. Это организация мини – музея в группе, созданного воспитателями и родителями, включающего поэтапную работу:

1 этап – выявление значимости тематики выставки для творческого развития детей;

2 этап – организация выставки. Сотрудничество с родителями и их активная роль в этом процессе позволяет разнообразить мини – музей, сплотить и разделить интересы детей, объединить одной идеей творчества в создании прекрасного вокруг детей;

3 этап – презентация – «День музея». Экспонаты в мини – музее доступны непосредственному восприятию детей. У детей формируется способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не ограничивается одним днем, и дети могут самостоятельно познакомиться с понравившимися экспонатами и пригласить детей из других групп;

4 этап - занятия по закреплению впечатлений от увиденного. На них дети выражают свое эмоциональное отношение: рисуют, лепят, делают поделки;

5 этап – обсуждение тематики новой выставки;

В мини - музеях любят работать и дети, и педагоги, и родители. Вместе обсуждали тематику предстоящих экспозиций, активно собирали экспонаты. Совместно с детьми и родителями мы создали такие выставки: «Золотая хохлома»,  «Матрешка», «Волшебные шкатулки», «Коллекция кукол», «Выставка кошек», «Выставка собак», «Мамы рукодельницы», «Национальные куклы».

Очень красивые и нарядные, хранящие тепло дерева и человеческих рук, изделия хохломских мастеров собрали на выставку «Золотая хохлома». По золоту фона затейливой змейкой орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка!

У наших матрешек разноцветные одежки. Поиграли, порезвились и одна в одну сложились: Семеновские, Полхов – Майдановские, Загорские, персонажи мультфильмов, чувашские матрешки стали гостями на нашей выставке «Матрешки».

Разнообразие шкатулок на выставке «Волшебные шкатулки» поразило всех. Здесь и деревянные резные, и с сюрпризами, и из соломки, пластмассовые, фарфоровые, и картонные и музыкальные – на любой вкус.

«Коллекция кукол» состояла из разнообразных кукол, здесь и промышленные, сделанные на фабриках; и куклы, которыми в старину играли дети, - матрешки тряпичные, соломенные и глиняные расписные; были и куклы – сувениры.

Год собаки начали с «Выставки собак». На выставке каждый мог похвастаться своим четвероногим другом: и колли, и терьеры, и лайки, а, сколько далматинцев, попробуй, сосчитай.

Аналогично проходила «Выставка кошек». Мохнатые и гладкошерстные, резиновые и фарфоровые, большие и маленькие посетили нашу выставку.

Для обогащения опыта родителям предлагали познакомиться с материалом в рубрике «Интересно». Им предлагали следующие темы: «Дымковская игрушка», «Матрешка», «Кукла», «Хохлома». Этот материал предлагался родителям параллельно с выставкой детских работ. Родителей призывали бережно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Пространственно – предметное окружение влияет на формирование личности и возможностей для его творческого развития. Давая ребенку определенные знания, представления и возможность соприкоснуться с искусством в повседневной жизни, побуждаем его к деятельности и творческому применению знаний и умений, формируем национальное самосознание, развиваем любознательность, художественное восприятие, приобщаем к миру искусства через социокультурную среду мини – музея.



Предварительный просмотр:

                                   Семинар – практикум  по  теме:

       « Развитие представлений о человеке в истории

              и культуре детей дошкольного возраста».

                                                                                                                     

                                                   Воспитатель

Борисова Зоя  Алексеевна

                                                     Содержание  доклада.

  1. Культура и её развитие
  2. Задачи раздела программы  «Развитие  представлений о человеке в истории и  культуре»
  3. Развитие у детей представлений о предметах  ближайшего  окружения 2-3 года
  1. Развитие  представлений о человеке в истории и  культуре детей 3-4 лет.
  2. Человек среди людей.
  3. Человек в культуре.
  4. Развитие  представлений о человеке в истории и  культуре детей 4-5 лет.
  5.  Человек среди людей.
  6.  Человек  в  истории.
  7.  Человек в культуре.

 6.     Развитие  представлений о человеке в истории и  культуре детей 5-6 лет.  

6.1.    Человек среди людей.

6.2.    Человек  в  истории.

6.3.     Человек в культуре

7        Развитие  представлений о человеке в истории и  культуре детей 6-7 лет.Человек среди людей.

7.2.    Человек  в  истории.

  1. Человек в культуре.
  2. Человек в своём  крае.

Заключение.

Список используемой литературы

Уважаемые коллеги, хочу вас познакомить первоначальным значением термина "культура", закономерностями развития культуры, задачами раздела программы  «Развитие  представлений о человеке в истории и  культуре».

1.Культура и её развитие.

 

Термин "культура" появился в Древнем Риме. В переводе с латинского он означал уход, улучшение, обработку, возделывание, усовершенствование.
Первоначально термин "культура" означал целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу: возделывание почвы, обработку земли, земледельческий труд.

В своем первоначальном значении термин "культура" был близок к современному слову "агрокультура". Со временем его значение расширяется. Процесс культурного преобразования стал связываться не только с природой, но и с человеком, его внутренним миром.

Под культурой стало пониматься воспитание, образование, совершенствование человека, его способностей, знаний, умений, навыков.

В этом значении термин "культура" впервые был применен Цицероном (106-34 гг.). Цицерон писал о том, что "культура души есть философия". При этом он имел в виду не столько состояние души, сколько способ ее совершенствования.

      Древние греки термин "культура" не применяли. У них был в чем-то сходный термин - пайдейя. Термином "пайдейя" древние греки обозначали воспитанность, образованность человека.

В период античности понятие "культура" было тесно связано с понятиями "гуманизм" и "цивилизация". Первое из них означало человеческий, человечный, второе- гражданский, общественный, государственный. Понятие "цивилизация" употреблялось для характеристики общественной жизни как организованного и упорядоченного целого. Цивилизация противопоставлялась варварству как более низкой ступени культурного развития. Известный римский историк Корнелий Тацит (55-120 гг.) в качестве главных признаков цивилизации выделяет:

- высокий уровень материального состояния;

- возникновение государства;

- появление письменности.

  Материальная сторона является ведущей при определении цивилизации. От Тацита идет традиция понимать цивилизацию как более высокую, чем варварство, ступень общественного развития. Тацит обращает внимание и на то, что переход от варварства к цивилизации был связан не только с приобретениями, но и с потерями. Тацит показывает, что богатый и культурный Рим с высоким уровнем развития политической, правовой, инженерно - технической, художественной культуры характеризуется упадком и развращенностью нравов.

Основоположником немецкой классической философии является И.Кант (1724 - 1804). Проблемы культуры у Канта теснейшим образом связаны с проблемой человека.

Кант понимает культуру, как совокупность всех достижений человечества, созданных им в процессе развития своих природных задатков.

В зависимости от трех видов задатков Кант выделяет три стороны в развитии культуры:

1. культура умения - навыки, умение пользоваться определенными вещами для достижения необходимых целей;

2. культура общения - развитие задатков цивилизованности;

3. моральность - развитие нравственных качеств человека.

Кант проводит различие между культурой и цивилизацией. И. Кант полагает, что цивилизация - это внешнее подобие культуры, не наполненное моральным содержанием.

Закономерности развития культуры:

1. Линия развития экономики и линия развития тех или иных видов духовной культуры могут не совпадать. Эта закономерность проанализирована Марксом на примере искусства. Он отмечал, что в эпохи, экономически менее развитые, может создаваться искусство более значительное и великое, чем в последующие, более развитые. А некоторые формы искусства возможны только на низкой ступени развития общества. Например, эпос, который возник на почве мифологии.

2. Каждый вид культуры имеет свою внутреннюю логику развития. Ф.Энгельс в своих письмах по историческому материализму (Блоху, Шмидту, Боргиусу) обосновал следующую закономерность: чем дальше удаляется от экономической та или иная область культуры, тем большей самостоятельностью в развитии она обладает.

3. С этим связана другая важная закономерность развития культуры - взаимосвязь, взаимодействие различных видов культуры. Все виды культуры оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Например, в развитии искусства важную роль играют не только экономические и политические факторы, но и философские, нравственные, религиозные идеи данного общества. Неслучайно в античном мире на художников смотрели как на мудрецов, способных облекать философскую мысль в поэтическую форму.

4. Относительная самостоятельность в развитии культуры проявляется и в том, что существует культурное наследование, преемственность.

    Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

        Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

     Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры.

     На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян , северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.

     Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

    Культура - смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов, символическое измерение социальных событий, позволяющее индивидам жить в особом жизненном мире, который они могли бы понимать и совершать в нем поступки.

      Культура есть не само бытие, а слова, образы бытия, которые помогают нам жить и общаться.

       Мир культуры человека – это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи – все то, что можно назвать бытием культуры.

      Восприятие ребенка предельно реалистично: для него дотронуться до слова "солнце" – то же, что коснуться самого солнца. То есть образ предмета и сам предмет составляют единое целое: обозначающее смешивается с обозначаемым. При этом дети не приписывают случайность событиям сверхъестественного значения.

       Материальная культура - совокупность нематериальных элементов, культура труда и материального производства, культура быта, топоса, т.е. места жительства, культура отношения к собственному телу и физическая культуры.

      Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи.

       Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.

      Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась.

     Способ существования смысла - миф. Миф - особая форма языка культуры. Миф - способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на породнении человека с миром. Человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает явления природы как одушевленные вещества.  3 способа понимания мифа: миф - древнее предание, обычно вымышленное (не история); миф - происхождение космоса (космогенез), вселенной (ближе к культурологическому пониманию); миф - особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное. Характеристики мифа: заинтересован в вечном, не заинтересован в истории. Мифология пронизывает жизнь и культуру. Критерии, по которым определяется мифологичность: если есть глубокое восприятие человека, социальная значимость. Миф является исторически первой формой культуры, он вечен (мифологическое измерение присутствует в каждой культуре). Тотемизм - племя отождествляет своих священных предков с некоторыми животными. Характерное для мифа верование в племени - фетишизм (обожествление предмета и наделение его демоническими силами) .

2.    Задачи раздела программы  «Развитие  представлений о человеке в истории и  культуре».

 

      В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду», выстроенной на «принципе культуросообразности, реализация которого обеспечит учет национальных ценностей и традиций», где «образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры».

Общие задачи цикла

  1. Развитие у детей основ социального и правового сознания :

 а) ознакомление детей в привлекательной и соответствующей во; , расту  форме с популярным изложением международных документе по защите человека («Всеобщая декларация прав человека» и др.);

б) развитие у детей уважения и терпимости к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национально принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.);    

                                       

в) развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (права иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности и пр.; иметь личные вещи; самостоятельно использовать личное время и т.д.);

г) воспитание уважения к личности и правам другого человека (не обижать, не унижать другого, не ущемлять его интересов)

д)  способствование усвоению ребенком общественных норм и правил поведения,, взаимодействия со взрослыми и сверстниками (организация специальных сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, проблемных ситуаций и др.);

е) развитие у ребенка чувства ответственности (за другого человека, живое существо, начатое дело, данное слово и др.);

ж) формирование у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыков безопасного поведения (обучение правильному поведению в различных опасных ситуациях, умению называть свое имя, адрес, номер телефона и пр. в случае, если ребенок потерялся; ознакомление с правилами дорожного движения).

2. Развитие у детей представлений об истории цивилизации

а)  сообщение элементарных сведений об образе жизни человека в древности («дома, машины, электричество было не всегда», «древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить хижины» и т.п.);

б) ознакомление детей со сказками, мифами и легендами народов мира (чтение и рассказывание сказок и былин, известных сюжетов Библии, Евангелия, Корана и т.д.; обучение детей узнавать их героев в произведениях изобразительного искусства и т.д.).

3. Развитие у детей элементарных представлений о техническом прогрессе:

а)  рассказ о развитии труда человека (об охоте, земледелии, скотоводстве как наиболее древнем труде, о современных профессиях и пр.);

б)  ознакомление детей с усовершенствованием средств передвижения (от лодок и пирог до современных кораблей); рассказ о воздушном, железнодорожном, современном городском транспорте, космических кораблях и пр.;

в) рассказ об изменении условий быта человека (о водопроводе, электричестве, отоплении, бытовых электронных приборах и пр.);

г) рассказ о развитии средств коммуникации (о письменности и книгопечатании; почте, телеграфе, телефоне; радио, телевидении, компьютерах и пр.).

4.Развитие  представлений о человеке в истории и  культуре детей 3-4 лет.

     Во второй младшей группе мы рассматриваем  два раздела «Человек среди людей» и «Человек в культуре».

   Раздел  «Человек среди людей», включает в себя блоки:

1. Блок  «Я – человек». 

2. Блок «Я - мальчик, я -девочка»

3. Блок «Мужчины и женщины»

4. Блок «Моя семь»

5. Блок «Детский сад -мой второй дом»

     

  Показатели развития

 К четырем годам ребенок

•Имеет первоначальные представления о себе, как о человеке (внешний вид, биологические и социальные потребности, эмоциональные проявления), о собственной половой принадлежности (одежда, прическа, игрушки); о возрастных и половых различиях взрослых людей; о составе своей семьи; об эмоциональных состояниях людей; об элементарных пpавилах поведения; о назначении отдельных помещений детского сада и его сотрудника о способах проявления внимания и заботы по отношению к другим людям; об отдельных средствах цивилизации (транспорт связь)

• Знает свое имя, имена близких родственников.

• Умеет распознавать людей на картинах, фотографиях, в.реальной жизни, дифференцируя их по возрасту и полу.            

• Различает  полярные (веселый-грустный) эмоциональные состояния

• Идентифицирует себя с представителями своего пола.

• Использует слова приветствия, прощания, благодарности.

 Проявляет внимание к людям разного  возраста и пола, заботится о них.

• Включается в совместную деятельность, выполняет правила поведения в детском году и семье.                              

     

     Раздел  «Человек в культуре» - блок «Русская традиционная  культура».

Показатели развития

К четырем годам ребенок

•Владеет первоначальными представлениями о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: устройство избы, предметы  быта, домашняя утварь, домашние животные, музыкальные инструменты, праздники, игрушки ,песенки, потешки, сказки.

•Различает на картинках и в жизни эти атрибуты и назьвают их.

•С удовольствием включается в обыгрывание потешек, пестушек, вождение хороводов, исполнение плясок, участвует в праздниках.

•Проявляет положительные эмоции в процессе восприятия русских народных, сказок, мелодий.

•Отражает полученные впечатления в разных; видах деятельности.    

 5.   Развитие  представлений о человеке в истории и  культуре детей 4-5 лет.  

     В средней группе мы уже  рассматриваем  три раздела «Человек среди людей», «Человек в истории» и «Человек в культуре».

        Раздел «Человек среди людей», включает в себя блоки:

1. Блок «Я - человек»

2. Блок  «Я - мальчик, я-девочка»

3.  Блок «Мужчины и женщины»

4.  Блок «Моя семья»

5.  Блок «Детский сад -мой второй дом».     

Показатели развития.

 К пяти  годам ребенок

- Имеет представление о себе (имя, фамилия, номер телефона, чувства, поступки), своей половой принадлежности  вид, женские и мужские качества); о членах семьи, различающихся по половым и им признакам, об отдельных нормах поведения в семье, о доминирующих интересах родственников разного пола; проявлениях мужчин и женщин (отдельные аксессуары одежды, телосложение), о наиболее распространенных мужских профессиях, видах отдыха, о специфике поведения; о назначении помещений и деятельности взрослых в детском саду, о необходимости помощи им в поддержании в помещениях и на участке чистоты и порядка; о проявлении заботы взрослых и детей друг о друге; об  отдельных средствах цивилизации (транспорт, связь).  

- Различает различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей, прибегает адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций.

-Проявляет сопереживание, сочувствие, стремление помочь, любовь и привязанность к близким людям, сверстникам, работникам детского сада, литературным персонажам.

- Владеет элементарными культурно-гитиеническими навыками, способами самообслуживания.

- Владеет элементарными правилами поведения в повседневном общении в детском суду и семье (здоровается, прощается благодаарить, приносит извинения, аккуратно есть, следить за своим внешним видом),  во время игр (бесконфликтно распределяет игрушки, роли, не кричать, не дерется).

- Проявляет стремление к оказанию помощи, адекватной собственной половой роли (девочки помогают накрывать на стол, вытирать пыль, составлять букеты; мальчики помогают выносить мусор, нести сумки с продуктами, подают девочкам одежду).

- Использует полученную информации о человеке в различных видах деятельности,

- Не инициирует общение с незнакомыми людьми.

        Раздел «Человек в истории», включает в себя блоки:   

1.  Блок «Появление и развитие человека на Земле».  

2.  Блок «Родной город»

3.  Блок «Родная страна»

 Показатели развития

К пяти годам ребенок

- Имеет представление о развитии человека (добывание и приготовление пищи, совершенствование средств передвижения); о своей причастности к городу, стране; о родном городе, его названии, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, дне основания, необходимости поддержания чистоты и порядка; о родной стране, ее названии, столице.

- С интересом  воспринимает информацию о родных местах (город, село, стррана),

- Использует полученную информацию в самостоятельной деятельности.

Раздел  «Человек в культуре» - блок «Русская традиционная  культура».

    Показатели развития

К пяти годам ребенок

• Имеет представление об отдельных постройках подворья, основных видах традационного  труда; предметах труда, быта, посуды костюма; домашних животных; о национальное кухне; народных праздниках.

•   Проявляет сопереживание, сочувствие, положительное отношение к героям, народных сказок, ориентируется на них в оценке своего поведения.

• Утанавливает простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, труду.              

• Проявляет интерес к предметам  быта, традиционной утвари, произведениям народного творчества и бережно к ним относится.

•   С удовольствием исполняет народные песни, танцы, водит хороводы, слушает игру на народных инструментах.

•  Стремится к участию в традиционных праздниках, проявляет интерес к ряжению в русские костюмы.

• Использует полученную информацию в специально организованной и самостоятельной деятельности: изобразительной (лепка, рисование, аппликация), трудовой (приготовление морсов, салатов), конструирование (строительство избы, колодца), музыкальной (исполнение народных песен, танцев, хороводов, слушание, народной музыки), игровой (участие в хороводных подвижных, играх; использование сюжетов на темы русских народных сказок).

6.     Развитие  представлений о человеке в истории и  культуре детей 5-6 лет.  

     В старшей группе мы так же  рассматриваем  три раздела «Человек среди людей», «Человек в истории»  и «Человек в культуре».

     Раздел «Человек среди людей»,   включает в себя блоки:   

1.  Блок «Я - человек: я - мальчик, я - девочка»

2.  Блок «мужчины и женщины»

3.  Блок «Моя семья»

4.  Блок «Детский сад - мой второй дом».

Показатели развития

К шести годам ребенок

 • Имеет представление о своей родовой и половой принадлежности, аргументирует ее по существенным признакам (общечеловеческие, женские и мужские качества, особенности проявления чувств и эмоций, специфика полоролевого поведений); о внутренней и внешней красоте мужчин и женщин; о близких и дальних родственниках, особенностях их поведения, взаимоотношений, «мужских» и «женских» праздниках, о социальных функциях семьи, их родственных связях; о нормах и правилах поведения людей разного пола в семье; о социальной значимости труда взрослых в детском саду, о функциональном назначении различных помещений.

• Адекватно идентифицирует себя с представителями своей семьи и пола.

• Правильна определяет различные эмоциональные состояния сверстников, взрослых, животных (в реальной жизни и художественном изображении) то способам выражения-экспрессии (мимику,жесты,поза, интонации).

•Владеет отдельными способами передачи собственного  эмоционального состояния.

 • Проявляет адекватные эмоциональные реакции в общении со сверстниками, взрослыми.    

•  Осознает необходимость и целесообразность выполнения правил во взаимоотношениях  с людьми разного возраста и пола.

•  Ориентируется на социально одобряемые особенности женских  и мужских проявлений людей ближайшего окружения, литературных героев.

• Прогнозирует свое возрастное развитие в соответствии с половой принадлежностью.                             • Оценивает собственное поведение, поступки литературных и киногероев с позиций полоролевых стереотипов; стремится подражать им.

•  Проявляет интерес к семейным делам, стремление к совместному обсуждению семейных вопросов, с удовольствием включаются в семейные «мужские» и «женские» праздники,  используют адекватные собственной половой роли способы поздравления родственников.

•  Владеет основными способами самообслуживания, отдельными видами ручного труда.

•  Владеет основными навыками поведения в быту, в  повседневном общений, в общественных  местах. • Проявляет сопереживание, сочувствие ко всем членам семьи,  особенно к малышам и пожилым.

• Использует полученную информацию в разных  видах деятельности.

       Раздел «Человек в истории», включает в себя блоки:   

1.  Блок  «Появление и развитие человека на Земле».

2.  Блок  «История  семьи».

3.  Блок  «Родной город  (село)».

4.  Блок  «Родная  страна».

Показатели развития:

 К шести годам ребенок

• Имеет представление о  последовательности событий в жизни человека, города, страны; о рождении человека; о близких и дальних родственниках,  их значений в жизни семьи, в сохранении чести рода; о происхождении названий городов, улиц; о реликвиях семьи, детского сада, города; о развитии человеческой цивилизации (транспорт, жилище, бытовые условия); об исторической сущности норм и правил поведения; о значимости каждого человека в жизни других людей; об исторических памятниках

• Знает по именам близких и дальних родственников, устанавливает простейшие родственные связи между ними.

•  Владеет основными правилами общения со сверстниками, взрослыми и поведения в общественных местах.

• Осознаёт ценность событий в жизни человека, детского сада, города, страны.

• Признаёт право каждого человека на любое знание отдых.

• Проявляет заботу об окружающих людях.

       Раздел «Человек в культуре», - блок «Русская традиционная  культура».

Показатели развития:

 К шести годам ребенок

• Имеет представление о назначении избы, ее убранстве; особенностях материалов, используемых в строительстве, в изготовлении предметов быта; о закономерном расположении вещей в доме, о функциях построек (хлев, амбар, баня); о различных видах труда (земледелие, ткачество, строительства, гончарное, кузнечное дело), их назначении, используемых инструметах; о национальной одежде; о значении природы в жизни человека; о народном творчестве (устное, декоративно-прикладное, музыкальное); о языческих и христианских праздниках.

•  Умеет устанавливать взаимосвязи между сезонными  изменениями и видами труда людей; между  качеством труда и его результатом.

•  Ориентируется на эстетическое начало при восприятии произведений русского народного творчества.

•  Бережно относиться к предметам быта, к произведениям народного творчества.

•  Владеет навыками росписи, умеет определять специфику ее видов».

• Владеем языком фольклорных произведений; умеет рассказывать народные сказки, пословицы, поговорки; играть на народных музыкальных инструментах (бубен, свистулька, трещотка, треугольник), использовать народные танцы, попевки.

•  Использует атрибуты  русской народной культуры  в самостоятельной деятельности.

 

  1. Развитие  представлений о человеке в истории и  культуре детей 6-7 лет.

     Раздел «Человек среди людей»,   включает в себя блоки:   

1.  Блок «Я - человек: я - мальчик, я - девочка»

       Чтобы не огорчать родителей, не вредить своему здоровью, не ставить свою жизнь под угрозу, нужно неукоснительно выполнять следующие правила.

       Правила безопасного поведения на автомобильных дорогах

1. Переходить улицу можно только по пешеходному переходу, а там, где есть светофор, - на зеленый сигнал.

2. Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если машин нет.

3.  Переходя улицу, нужно сначала посмотреть налево, а дойдя до середины -направо.

4. Перед переходом нужно остановиться на тротуаре, ни в коем случае не перебегать дорогу, не глядя по сторонам.

5. Нельзя играть на проезжей части.

6. Нельзя кататься на велосипеде, санках, лыжах, коньках вблизи проезжей части.

7.  Обходить на остановках автобус и

троллейбус нужно только сзади, трамвай - только спереди.

        Правила безопасного поведения в поездах и на железных дорогах

1. Переходить железнодорожные пути можно только в специально установленных местах.

2.  Без необходимости нельзя срывать ручку стоп-крана.

3. Во время движения поезда нельзя высовываться из окон, стоять на подножках, открывать наружные двери.

4. При движении по вагону нужно держаться за спинки сидений.

       Правила личной безопасности дома и на улице

1. Нельзя открывать дверь незнакомому человеку, даже если он в форме милиционера или представляется врачом, почтальоном.

2. Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми, особенно если они что-нибудь предлагают (покататься на машине, подвезти до дома, съездить за конфетами, в кино и др.).

3.  Если незнакомый .человек пытается открыть дверь, нужно позвонить в милицию и назвать свой адрес, постучать в стену соседям или позвонить им.

4. Нельзя впускать в дом людей, которые говорят, что пришли по просьбе родителей, если родители заранее об этом не предупредили.

2.  Блок «мужчины и женщины»

3.  Блок «Моя семья»

4.  Блок «Детский сад - мой второй дом».

Показатели развития

К семи годам ребенок

• Владеет обобщенными представлениями о своей половой принадлежности, о взаимосвязи между своей половой ролью и различными проявлениями женского и мужского начал (одежда, прическа, телосложение, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление достоинства); о половой принадлежности мужчин и женщин по ряду признаков (внешний вид, личностные качества, социальные и трудовые функции); о функциональных особенностях мужчин и женщин (общение, труд, отдых, интересы, увлечения); о членах семьи как представителях определенного возраста и пола, их основных функциях; о специфике взаимоотношений в детском саду, о взаимосвязи функций работающих в нем взрослых.

•   Испытывает чувство удовлетворенности от собственной половой принадлежности, аргументированно обосновывает ее преимущества.

•  Различает настроение людей, устанавливает связь между эмоциональным состоянием человека и его причинами, между настроением и поведением.

•  Владеет способами передачи собственных эмоциональных состояний (жесты, мимика, интонация, поза, движения), умеет сдерживать проявления негативных эмоций.

•  Адекватно реагирует на различные эмоциональные состояния других людей.

•  Знает правила безопасного поведения.

•  Осознанно выполняет правила поведения, устанавливает связи между своим поведением и настроением окружающих.

• Умеет ценить красоту людей разного возраста и пола по ряду признаков (внешний вид, поступки, поведение).

•  Определяет перспективы взросления в соответствии с половой ролью.

•  Проявляет доброжелательное, заботливое отношение к взрослым людям.

• Осознает нравственную ценность человеческих поступков.

•  Стремится к усвоению способов поведения, ориентированных на выполнение будущей семейной роли.

•  Владеет всеми навыками самообслуживания и личной гигиены, соответствующими возрасту; различными видами труда, адекватными собственной половой принадлежности.

• Проявляет стремление к эстетике быта.

•  Бережно относится к результатам труда взрослых, соотносит свои желания в приобретении вещей и игрушек с возможностями и интересами семьи.

• Проявляет заботу о малышах и пожилых родственниках, ответственно относится к своим домашним обязанностям.

•  С удовольствием проводит время с членами семьи, инициирует общение с

   ними.

•  Проявляет сопереживание, сочувствие в общении с близкими, интересуется

их настроением, эмоциональным и физическим состоянием, прибегает к адекватным способам разрешения конфликтов.

•   Выполняет правила, принятые в j семье, поддерживает семейные традиции, \ с удовольствием участвует в семейных ;   праздниках, обсуждении предстоящих

дел, расходов.

•  Проявляет уважительное отношение ;   к интересам членов семьи, бережно относится к продуктам их увлечений (рисование, коллекционирование и др.).

• Самостоятельно применяет полученные знания в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.

Раздел   «Человек в истории»,  включает в себя блоки:   

1.  Блок «История семьи»

2.  Блок «История детского  сада»

3.  Блок  «Родной  город».

4.  Блок  «Родная страна»

 5.  Блок «Моя Земля»

         

Показатели развития

К семи годам ребенок

• Владеет обобщенными представлениями о себе как носителе исторических ценностей; о развитии цивилизации и роли техники в нем; об истории жилища, предметов быта; о своей родословной, семейных реликвиях; о нормах этикета; о взаимосвязи труда взрослых в городе; о культуре, основных исторических событиях, достопримечательностях города, страны

•  Имеет первоначальные представления об истории России, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях; о назначении и функциях армии, родах войск; о структуре государства, управлении им; о Земле, людях, ее населяющих, их равноправии.

•   Осознает нравственную ценность поступков людей, общественную значимость исторических событий.

•  Умеет определять хронологическую последовательность появления и совершенствования предметов быта, техники, исторических событий.

•  Проявляет интерес к истории своей семьи, детского сада, города, страны.

• Проявляет толерантность и уважение к представителям других национальностей.

•  Осознанно относится к праздникам семьи, детского сада, города, страны, с удовольствием к ним готовится.

•  Проявляет симпатию, любовь, уважение, сочувствие к близким людям; адекватно реагирует на незнакомых.

•  Самостоятельно применяет полученные знания в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.

Раздел  «Человек в культуре», включает в себя блоки:

1.  Блок «Русская традиционная  культура»

2.  Блок  «Культура других народов»

       

Показатели развития

К семи годам ребенок

•  Имеет обобщенные представления о ; русской традиционной культуре (домашняя утварь, устройство жилища, его разновидности, особенности труда в городе и деревне, специфика праздничного и  повседневного костюма, национальная  кухня, традиции семьи, обычаи народа).    

•  Имеет элементарные представления j о культуре других народов (язык, одежда, ) искусство, обычаи, кухня, игры, игрушки).  

•  Владеет представлениями о вере людей в различные силы, понимает роль оберегов в защите от злых сил.

• Осознает ценность обряда крещения, культовых атрибутов (храмы, иконы, крест, священные книги).

•  Имеет первоначальные представления о национальных, этнических и расовых различиях между людьми.

•  Проявляет интерес к объектам других национальных культур, потребность  в получении информации о них.                

• Отличается устойчивым интересом к объектам русской культуры, отдает предпочтение ее элементам в разных видах самостоятельной деятельности.

•  Осознает роль человека в развитии культуры, проявляет уважительное отношение к элементам культуры как к результатам труда, предвосхищает свое возможное участие в обогащении культурного наследия.

•  Проявляет толерантность, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур, стремится к познавательно-личностному общению с ними.

•  Владеет способами поведения, адекватными культурным ценностям народа, знает о необходимости их защиты и приумножения,                                              

• Самостоятельно применяет полученные знания в разных видах творческой,  предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.

Раздел    «Человек в своём крае»,  блок «Родной край»

      В этом блоке детей знакомят с родным краем (география, история, основные города, промыслы, культура, знаменитые люди и т.п.).

Показатели развития

К семи годам ребенок

•  Имеет представление о своем крае как части России, об истории возникновения родного города и края, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях, труде людей.

•  Различает поселения по существенным признакам (численность населения, церкви, крепости, промышленные и сельскохозяйственные предприятия).

• Ассоциирует название края, города с их месторасположением, историей возникновения.

• Владеет представлениями об основных традиционных ремеслах, промыслах.

•  Сознает связь между результатами

труда своих земляков и развитием культуры, техники в России.

•  Имеет общее представление об особенностях декоративно-прикладного искусства родного края, использует отдельные элементы в собственной изобразительной деятельности, ручном труде.

•  Проявляет интерес к истории своего города (края), заботу о порядке в своем микрорайоне, городе. С благодарностью и уважением относится к знаменитым землякам

•  Осознанно применяет знания о своем крае (городе, селе) в разных видах деятельности.

• С удовольствием участвует в торжественных событиях, традиционных праздниках. Проявляет бережное отношение к достопримечательностям.

•  Осознает возможность своего участия в сохранении и приумножении культурных достижений города, села, края.

    Заключение

    Цикл занятий интегрирует основные направления нравственного, патриотического и умственного развития («Ребенок и окружающий мир», «Развитие речи») детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп детского сада.

    Материал для занятий требует определенного отбора. Так, при знакомстве с Библией нельзя забывать ни о светском характере российского образования, ни о том, что часть родителей — атеисты и противники посещения церкви.

    При знакомстве детей с Декларацией прав человека и гражданина, Конвенцией о правах ребенка следует делать это в доступной t форме, но нежелательно использовать при объяснении сказочные персонажи, особенно животных, поскольку мышление у детей преимущественно конкретно-образное и от понимания важности и серьезности документа они в таком случае уходят слишком далеко.

      Изучая с детьми темы «Древние люди» и «Человек трудился всегда», необходимо соблюдать осторожность: дошкольники не должны видеть жестокость там, где рассказ пойдет об охоте.

    С такой же осторожностью следует отбирать материал из Библии, мифов и былин. Нельзя забывать ни о впечатлительности, ни о тяге детей к подражанию.

         К наглядному материалу предъявляются высокие требования.

        1. При возможности следует использовать репродукции картин известных художников.

        2.  Использовать качественные иллюстрации школьных учебников по истории, другим предметам.

        3. Материал, изготовленный в детском саду, должен быть эстетичен и исторически верен.

        Для занятий необходимо подготовить дидактический материал указанного объема, иначе их эффективность может свестись к нулю.

     При правильном преподнесении материала у детей должно складываться понимание логики развития человека, техники, культуры, поэтому в его отборе должен строго соблюдаться принцип исторической достоверности.

      На занятиях по формированию основ правового сознания обязательно должен привлекаться опыт детей, на них должны присутствовать элементы диспута, ставиться проблемные ситуации, дети должны делать самостоятельные выводы о соблюдении правил, праве выбора, свободе мнений и суждений.

      Организация занятий требует системной работы педагога с детьми на предыдущих возрастных стадиях: это учитывает программа занятий, которая приводится в данной квите. В ней учтены дидактические принципы доступности, постепенности, усложнения, повторения, наглядности.          

    Для оценки знаний, умений и навыков, полученных на занятиях в подготовительной группе, предлагаются контрольные вопросы, на которые ребенок должен уметь ответить.

На занятиях по разделам «Развитие представлений об истории цивилизации» и «Развитие представлений о техническом прогрессе» задаются пять вопросов:

      1)  назови предмет и его назначение (педагог показывает ребенку, макет, иллюстрацию старинного или современного предмета);

     2)  назови, кто это (например, педагог показывает изображение героя мифа, былины и пр.);                                                                                                                                                                             3)  найди того, кому этот предмет нужен (педагог просит ребенка сопоставить изображения предметов и людей и найти человека, которому соответствует тот или иной предмет);

       4)  разложи предметы на группы: древние, старинные, современные;

       5)  составь по картине рассказ (ребенку предлагается предметная, сюжетная картинка по теме занятия).

       По разделу «Развитие социального и правового сознания» контрольные вопросы индивидуальны для каждого занятия, и поэтому они приведены в конце каждого конспекта.

       Традиционная форма занятий может быть дополнена элементами театрализованной деятельности, для чего вниманию педагогов предложены сценарии спектаклей. Театрализованная деятельность дает ребенку возможность самому «прожить» то, о чем он узнал на занятии. Живое действо оказывает на детей наибольшее эмоциональное влияние, оно более интересно.

      Дети подготовительной к школе группы способны выучить и произнести текст не только обычной разговорной речи, но и речи древних эллинов с особенностями языка мифов.

        Список используемой литературы:

1.  Л.Комомийченко. Программа социального развития. Дошкольное  воспитание.-2005,№1

2.  Л.Комомийченко. Программа социального развития. Дошкольное  воспитание.-2005,№4

3.  Л.Комомийченко. Программа социального развития. Дошкольное  воспитание.-2005,№5

4.  Л.Комомийченко. Программа социального развития. Дошкольное  воспитание.-2005,№8

5.  Мулько И.Ф., Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ.-М.:ТЦ Сфера,2005.

                     Деловая игра

Цель: Закрепить знания педагогов о культуре человека;

             Закрепить представления об истории цивилизации транспорта и      вещёй

            быта.

Сегодня деловая игра будет проходить в два этапа:

  1. Вопрос-ответ.
  2. Практическое задание.

Уважаемые педагоги сегодня мы рассмотрели ряд вопросов о развитии человека в истории и закрепляя эту тему, ответим на  вопросы:

  1. Первое жилище человека (пещера)
  2. Герой греческой мифологии, сын Зевса и смертной женщины  Алфены (Геракл).
  3. Богатырь из русских былин (Илья  Муромец).
  4. В греческой мифологии, бог-целитель и прорицатель искусств (Аппалон)
  5. Богиня любви и красоты (Афродита).
  6. Образ бытия, который помогает нам жить и  общаться (культура).
  7. Характеристика развития общественной жизни, как организованного процесса, повышающий  уровень материального состояния; возникновение государства; появление письменности; техники (цивилизация). 

Следующие задание будет практическое. Все находящиеся здесь педагоги разделятся на группы по два человека. Каждой группе я раздам карточки (по 10-15 штук) с изображением предметов определённой направленности. Используя эти карточки, вы  составите эволюцию предметов, начиная с древних времён и оканчивая эпохой нашего времени.

       1.  Эволюция  одежды.

       2. Эволюция  отопления.

       3.  Эволюция  зданий.

       4.  Эволюция  жилища.

Уважаемые педагоги, такие карточки вы можете использовать в работе с детьми, как дидактические игры о развитии эволюции предметов.

                           Подведение итогов

Итак, мы сегодня выслушали интересные сообщения  педагогов.

Проанализировав этот опыт, я думаю, мы примем следующий план коррекционной работы.

1. Использовать в работе индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

2. Больше использовать атрибуты и пособия для проведения занятий.

          3. Привлекать родителей для совместной работы