Педагогическая философия

Ермакова Елена Владимировна
 

Слово – это мысль, а мысль – это человек.

Альберто Моравиа.

Каждый день учитель дарит Слово. С простого, незатейливого приветствия «Здравствуйте, дети!» начинается  день Учителя. И миллионы детей ждут этого Слова… Оно учит  любить, общаться, жить… Казалось бы, каждый раз одно и то же, но каждый раз - новый, неповторимый, проникновенный  диалог Человека.

Помните библейское: «В начале было Слово…». Все начинается со Слова: Слова учителя и Слова ученика. 

Мы привыкли, что Слово учителя - это культура: культура общения, культура поступка, культура любви к миру. Слово, которое несет учитель - тонкая нить, соединяющая  цивилизации, народы, поколения, культуры, сердца,  судьбы…  Учителя часто сравнивают с дирижером,   он чувствителен к звучанию души каждого ребенка, подбирая Слово, задавая нужный  тон,  соблюдая  паузы, выдерживая интонацию, бережно пестует детские эмоции. Все это только для того, чтобы дотронуться до душевных струн каждого ребенка, разбудить его сердце, настроить его на Добро.

Для маленького человека важно не только, чтобы его выслушали, но и  УСЛЫШАЛИ. Педагогу необходимо найти Слово, располагающее детей к себе, друг другу и  к учебному предмету. А мы, «отмахиваясь», порой, привычными репликами, не даем себе труда вдуматься в их  эмоциональный смысл, что тонко и точно улавливают дети. Все нюансы, оттенки речи, которые они чувствуют в нашем отношении, чрезвычайно значимы и важны для них. Ученики воспринимают не только Слова, но и то, как они говорятся: тон и выражение лица, взгляд и достойную, тактичную манеру общения.

Ведь интерес  ребенка к тому, что он делает, начинается с  его маленькой победы, оценки его успеха Учителем. Как важно поддерживать в человеке уверенность, творческий порыв! И даже самый маленький шажок достоин доброго Слова Учителя! Ведь эта оценка так много значит! Она залог его личностного роста, пробуждения устремлений и здорового желания двигаться вперед, становиться лучше. Слово Учителя – «кнут и пряник»! Оно действенно лишь тогда, когда связано с конкретным случаем, ситуацией, доступной пониманию ребенка. Но почему же иногда мы разговариваем на разных языках? Каждый раз ищу ответ, думаю о том, чтобы Слово соответствовало  личному опыту ребенка, было гармонично с его мироощущением.

Что  делать, когда необходимо сказать не очень лестное для ученика Слово?! Десять раз подумать! Сто раз. Тысячу…, чтобы Слово не перечеркнуло всё положительное, что есть и было до этого. Дайте понять ребенку, что учитель верит в  его успех, в его победу!

Бежит время, отсчитывая дни, месяцы, годы, столетия…  В стремительном потоке дел, встреч, нескончаемых бытовых мелочей неизбежно наступает момент, когда останавливаешься и, замирая, оглядываешься назад на уже пройденный путь, смотришь вперед на предстоящий и вслушиваешься в Слово…Я часто думаю, какое Слово поможет мне научить детей самостоятельности, придаст им уверенности в себе, научит учиться, жить, жить вместе и в мире, работать и зарабатывать…

Если бы меня спросили, чему ты учишь, я бы ответила: «Я не учу, а учусь и живу своими учениками. Их Словами, мечтами и радостями, трудностями и надеждами». Общаясь с ними, я поняла: надо не наступать, а уступать; не захватывать, а отдавать; не кричать, а выслушать; не злиться, а улыбнуться и протянуть руку. Наша жизнь складывается из дней и событий. Они образуют эпизоды. Эпизоды – судьбу, судьбу каждого из нас. Мы идём по большому пути жизни... Не верьте, если вам скажут, что учитель способен вылепить из податливой глины душу ребенка, лепить душу - задача не для смертного. Я, скорее, капля…, и результаты своего труда вряд ли смогу увидеть сразу, но искренне верю, что Слово Учителя никогда не забудется, оно прорастет добром, любовью, и тогда мои взрослые ученики доверят будущее своих детей Слову Учителя…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_filosofiya.docx49.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ



 

http://evermakova.ucoz.ru/_si/0/63906174.jpg

Слово – это мысль, а мысль – это человек.

Альберто Моравиа.

Каждый день учитель дарит Слово. С простого, незатейливого приветствия «Здравствуйте, дети!» начинается  день Учителя. И миллионы детей ждут этого Слова… Оно учит  любить, общаться, жить… Казалось бы, каждый раз одно и то же, но каждый раз - новый, неповторимый, проникновенный  диалог Человека.

Помните библейское: «В начале было Слово…». Все начинается со Слова: Слова учителя и Слова ученика. 

Мы привыкли, что Слово учителя - это культура: культура общения, культура поступка, культура любви к миру. Слово, которое несет учитель - тонкая нить, соединяющая  цивилизации, народы, поколения, культуры, сердца,  судьбы…  Учителя часто сравнивают с дирижером,   он чувствителен к звучанию души каждого ребенка, подбирая Слово, задавая нужный  тон,  соблюдая  паузы, выдерживая интонацию, бережно пестует детские эмоции. Все это только для того, чтобы дотронуться до душевных струн каждого ребенка, разбудить его сердце, настроить его на Добро.

Для маленького человека важно не только, чтобы его выслушали, но и  УСЛЫШАЛИ. Педагогу необходимо найти Слово, располагающее детей к себе, друг другу и  к учебному предмету. А мы, «отмахиваясь», порой, привычными репликами, не даем себе труда вдуматься в их  эмоциональный смысл, что тонко и точно улавливают дети. Все нюансы, оттенки речи, которые они чувствуют в нашем отношении, чрезвычайно значимы и важны для них. Ученики воспринимают не только Слова, но и то, как они говорятся: тон и выражение лица, взгляд и достойную, тактичную манеру общения.

Ведь интерес  ребенка к тому, что он делает, начинается с  его маленькой победы, оценки его успеха Учителем. Как важно поддерживать в человеке уверенность, творческий порыв! И даже самый маленький шажок достоин доброго Слова Учителя! Ведь эта оценка так много значит! Она залог его личностного роста, пробуждения устремлений и здорового желания двигаться вперед, становиться лучше. Слово Учителя – «кнут и пряник»! Оно действенно лишь тогда, когда связано с конкретным случаем, ситуацией, доступной пониманию ребенка. Но почему же иногда мы разговариваем на разных языках? Каждый раз ищу ответ, думаю о том, чтобы Слово соответствовало  личному опыту ребенка, было гармонично с его мироощущением.

Что  делать, когда необходимо сказать не очень лестное для ученика Слово?! Десять раз подумать! Сто раз. Тысячу…, чтобы Слово не перечеркнуло всё положительное, что есть и было до этого. Дайте понять ребенку, что учитель верит в  его успех, в его победу!

Бежит время, отсчитывая дни, месяцы, годы, столетия…  В стремительном потоке дел, встреч, нескончаемых бытовых мелочей неизбежно наступает момент, когда останавливаешься и, замирая, оглядываешься назад на уже пройденный путь, смотришь вперед на предстоящий и вслушиваешься в Слово…Я часто думаю, какое Слово поможет мне научить детей самостоятельности, придаст им уверенности в себе, научит учиться, жить, жить вместе и в мире, работать и зарабатывать…

Если бы меня спросили, чему ты учишь, я бы ответила: «Я не учу, а учусь и живу своими учениками. Их Словами, мечтами и радостями, трудностями и надеждами». Общаясь с ними, я поняла: надо не наступать, а уступать; не захватывать, а отдавать; не кричать, а выслушать; не злиться, а улыбнуться и протянуть руку. Наша жизнь складывается из дней и событий. Они образуют эпизоды. Эпизоды – судьбу, судьбу каждого из нас. Мы идём по большому пути жизни... Не верьте, если вам скажут, что учитель способен вылепить из податливой глины душу ребенка, лепить душу - задача не для смертного. Я, скорее, капля…, и результаты своего труда вряд ли смогу увидеть сразу, но искренне верю, что Слово Учителя никогда не забудется, оно прорастет добром, любовью, и тогда мои взрослые ученики доверят будущее своих детей Слову Учителя…