план самообразования на 2018 - 2022 г.г.

Гизатуллина Гулина Галимулловна

индивидуальный план самообразования на 2018-2022г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_ggg.docx68.53 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами детей с нарушениями речи №57»

Самообразование на тему:

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития связанной речи у детей дошкольного возраста»

с детьми подготовительной к школе группы №6

на 2018 – 2023 учебный год

воспитателя

Гизатуллиной Гулины Галимулловны

РТ

г. Нижнекамск

Самообразование на тему:

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития связанной речи у детей дошкольного возраста»

с детьми подготовительной к школе группы №6

на 2018 – 2023 учебный год

План работы по самообразованию

Тема:  «Сюжетно-ролевая игра как средство развития связанной речи у детей дошкольного возраста».

Цель: повышать свой теоретический уровень, профессионального мастерства и компетентности; создание условий для успешного развитии связанной речи у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Задачи:  

-Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и

 технологий по теме;

- выявить пути и охарактеризовать условия развития связной речи дошкольников  через игру;

развивать у детей дошкольного возраста умение свободно общаться со взрослыми;

- совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи через сюжетно-ролевую игру.

Актуальность. 

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребёнок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать. В игре складываются благоприятные условия для развития речи дошкольников.

Основой сюжетно – ролевой игры как основного вида деятельности заключается в том, что дети реализуют в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Очень важно, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение и для речевого развития ребенка. Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка.

Социальные проблемы общества не позволяют часто родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей.

Телевидение, игрушки и компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Всего эти проблемы связывают с тем, что детям все меньше времени отводят на чтение художественной литературы, и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютеров.

К сожалению, «технологизация» приводит к тому, что зачастую дети успешно взаимодействуют с телефоном, планшетом и тому подобными гаджетами, но при этом оказывается совершенно неподготовленным к социальному взаимодействию, испытают трудности при общении со сверстниками и взрослыми.

В связи проблема речевого развития день ото дня становится все более актуальной. Предотвратить подобные явления, способствовать речевой активности детей поможет сюжетно-ролевая игра. На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Это обусловлено тем, что ролевая игра во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Детские игры сделаны, так чтобы должны всесторонне подготовить детей дошкольного возраста к реальной жизни, поэтому они затрагивают абсолютно все виды деятельности человека и характеризуются как детская форма познания, труда, общения, искусства, спорта.

Сюжетно-ролевая игра – это образная игра по определенному замыслу детей, которая раскрывается через соответствующие события (сюжет) и разыгрывание ролей, носит творческий характер и позволяет ребенку раскрыть свои способности в полной мере.

Актуальность этой проблемы позволила определить цель: изучение развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

В связи с поставленной целью определяется ряд задач:

- изучить существующие методы, технологии развивающего обучения и внедрение их в педагогическую практику;

- разработать систему мероприятий, материал, образовательный проект для речевого развития детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;

- активно задействовать родителей и социальных партнёров для повышения уровня творческой речевой активности воспитанников.

Объект: творческая речевая активность воспитанников как процесс усвоения содержания образовательной области «Речевое развитие».

Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство развития повышения речевой активности у детей старшего дошкольного возраста, с использованием разнообразных методов и технологий.

Можно выдвинуть гипотезу: исходя из понимания того, что сюжетно-ролевая игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, предполагает, что при планомерном, целенаправленном, систематическом использовании она будет выступать эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста.

Предполагаемые результаты деятельности:

На основе интеграции образовательных областей, в процессе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста будет наблюдаться положительная динамика в развитии речи, а именно:

дети имеют представления о сюжетно-ролевых играх.

- дети овладели средствами общения со взрослыми и сверстниками, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

-усиление взаимодействия педагогов с родителями и повышение роли семьи в воспитании детей.

- позитивные сдвиги в эмоциональной сфере взаимоотношений между родителями и детьми.

- научатся использовать в своей речи средства интонационной выразительности, передачи в речи причины эмоционального состояния;

- разовьются способности устно проиллюстрировать отрывок из текста, додумать эпизод, сочинить небольшое стихотворение, сказку, рассказ, интерпретировать образцы социального поведения персонажей литературных произведений, разворачивать игровые сюжеты по мотивам произведений;

- пользуются прямой и косвенной речью при пересказе литературных текстов, в ходе общения используют повествовательный и описательный рассказ;

- сформируются навыки владения связной устной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

 

Аналитическая часть.

Приоритетным направлением своей деятельности я считаю создание условий для качественного освоения воспитанниками содержания Основной образовательной программы  МАДОУ №57 города Нижнекамска, которую успешно реализую. Образовательная работа по развитию речи посредством художественной литературы осуществляется на основе интеграции образовательных областей во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, в режимных моментах и в игровой деятельности детей.

В начале учебного года в подготовительной к школе группе я провела первичную диагностику воспитанников и анкетирование родителей (какие игры родители играют дома с детьми). (Приложение 1)

Я была удивлена тому, что родители перестали играть с детьми в сюжетно-ролевые игры:

- 5% родителей играют каждый день;

- 10% родителей играют часто;

- 30% родителей играют иногда;

- 55% родителей не играют. (Приложение 2)

Одна из причин того, что с детьми перестали играть, родители указывают на их занятость, второе– появилось много развивающих учреждений, где детей всему научат и в семье игра стала подменяться просмотром телевизора, и играми в компьютере. В результате диагностики с целью определения уровня речевого развития показатель в начале года составил: высокий уровень имеют – 35% воспитанников, средний – 45%, низкий – 20%. (Приложение 3). В речи дошкольников я увидела множество проблем и сложностей: некоторые дети испытывают трудности при составлении рассказа о предмете, о содержании сюжетной картины, о событиях из личного опыта, пересказа сказки или рассказа, не всегда могут сформулировать ответ на поставленный вопрос, испытывают трудности в сравнении, обобщении и в самостоятельности формулировки вывода. В результате мы видим невысокий уровень сформированности речевой активности и общую тенденцию снижения количества родителей, которым некогда играть и детей, у которых отсутствует мотивация и интерес к сюжетно-ролевым играм.

Помимо этого, я применяла длительные и краткосрочные наблюдения за детьми в ходе занятий, бесед, игровых и творческих заданий, решения проблемных ситуаций, конкурсов, викторин, праздников. И здесь увидела ряд проблем: многие дети слабо проявляют свою активность, несколько пассивны, зажаты, не могут полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр выступают одни и те же дети, большинство детей с радостью воспринимают роль, но не умеют активно пользоваться своей речью, движением, мимикой, не умеют импровизировать.

Оценив ситуацию по развитию речи дошкольников, учитывая важность и необходимость формирования личностных качеств ребёнка, я поставила цель: в короткие сроки приобщить детей к игре, сформировать читательскую культуру общения и культуру восприятия, прочитанного для полной реализации личностных качеств ребёнка и развития его творческого потенциала, направив на это разнообразный комплекс новых форм, методов и технологий.

Для обеспечения формирования речевых навыков и умений посредством сюжетно-ролевых игр, в своей работе я использую группу методов – наглядные, словесные, практические.

Работая над темой: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи развитии детей», я, в первую очередь, создаю условия для возникновения и развертывания игры, провожу предварительную работу, которая позволяет обогатить детей знаниями, впечатлениями об окружающем мире. Использую такие методы, как наблюдения, экскурсии, эмоционально- выразительное чтение художественной литературы, беседы, рассказы, показ иллюстраций, фотографий, индивидуальные беседы с детьми, уточняющие их знания об явлениях общественной жизни, о моральных принципах, интерактивные игры и упражнения, изготовление атрибутов. Выполнение посильной работы при подготовке атрибутов, побуждает детей к дальнейшему использованию их в игре, вызывает ещё больший интерес к развёртыванию сюжета.

Развитие речи детей традиционно осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также в игровой и художественной деятельности и в повседневной жизни. (Приложение 3)

Главной характеристикой сюжетно-ролевой игры является, то, что сам

дошкольник выстраивает сюжет сложения, т. е умеет строить новый сюжет, включая в игры, различные персонажи сказок. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ребёнок с помощью своего воображения сам создаёт и развивает сюжет игры, вводит новых выдуманных персонажей. При проведении данных игр мы большое внимание уделяли на активизирующее речевое общение.

К каждой презентации разрабатываю вопросы, заставляющие детей, не просто перечислять то, что видят, а осознавать увиденное. После беседуем, закрепляя и вспоминая характерные черты личности человека той или иной профессии (например, врач добрый, вежливый, строгий; шофёр серьёзный, внимательный).

 

Педагогические технологии:

Здоровьесберегающие технологии

Главной ценностью ребёнка является его здоровье. В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии, которые направленны на сохранение здоровья воспитанников, формирование у них необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. А достигается это разнообразными формами как: дыхательная и артикуляционная гимнастика; гимнастика для глаз; разработан пальчиковый игр тренинг. Учёные давно показали связь между мелкой моторики рук и развитием речи. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста влияет на развитие таких свойств сознания, как: мышление, внимание, воображение, зрительная память, речь. От уровня развития мелкой моторики зависит общий интеллектуальный уровень дошкольника. Такие упражнения полезны для развития мелкой моторики руки и готовят её к письму, развивают речь, мышление, воображение; массаж основных точек; музыкальная релаксация перед сном; сказкотерапия, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка, он успокаивается, расслабляется, забывает о плохом, о ссорах и неприятностях. (Приложение 4)

 

Информационно-коммуникационные технологии.

 

Использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) дают мне возможность повысить эффективность образовательного процесса, сделать его более современным.

Преимущества интерактивной доски:

- предъявление информации на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- обладает стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. (Приложение 5)

Личностно-ориентированные 

технологии (технология исследовательской деятельности Л.Н.Прохорова, Т.А.Балакшина).

 

Данная модель помогает мне раскрыть творческие силы каждого ребенка. Эта технология развивает в моих детях индивидуальность, уверенность в своих силах и самостоятельность. Обучение направленно на субъект-субъектные отношения.

В организации деятельности детей я активно использую положительную мотивацию. Все виды непосредственно-образовательной деятельности провожу в форме игры, либо ее содержание включает в себя игровые ситуации и действия. Предпочтение отдаю наглядным, игровым и практическим методам обучения, среди словесных методов практикую эвристические беседы (Результативным этот метод будет только в том случае, если мы сможем заинтересовать детей и привлечём их к активной работе.). Среди воспитательных приемов большое место занимает «личный пример», а также «проективная оценка» за предполагаемые будущие действия ребенка. При отборе методов, форм и приемов учитывала такие критерии как:

  • комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
  • целостное развитие личности ребенка;
  • игровая организация обучения;
  • актерские способности воспитателя.

Внедрение современных методов, приемов, технологий позволили мне выстроить образовательный процесс так, чтобы была обеспечена поддержка развития познавательных способностей каждого воспитанника.

Основная задача лингвистического развития дошкольников — это процесс обогащения словарного запаса детей модернизация мышления и строя речи благодаря правильному построению и организации воспитательного процесса в развитии речи ребёнка, так считала Е.В. Тихеева. Необходимо отметить, что проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов. Педагоги и многие учёные считают, что дети от трёх до шести лет в дошкольном образовании должны психически развиваться и творчески осваивать основы культуры в разнообразных видах: речевой, художественно-эстетической, игровой. При этом речевое развитие, обучение родному языку занимает наибольшее место в упражнениях. Проблемы речевого развития дошкольников можно рассматривать в процессе словесного творчества дошкольника, и при этом выделяется роль эмоций в развитии личности каждого ребенка-дошкольника. При реализации современных образовательных программ предусматривается организация параллельно разнообразных видов детской деятельности, создаются условия, позволяющие сделать выбор среди многообразия форм и методов решения обучающих задач. Следовательно, для педагога является острой проблема развития речи у детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, которая затрагивает все стороны обучения, а само речевое развитие признается сейчас одним из побуждающих детей к знаниям, к учению.

  

Проект в подготовительной к школе группе «Юные пожарные»

В современных условиях ДОУ необходимо формировать правильное отношение к противопожарной безопасности, т.к. детский возраст является самым благоприятным.

Мы считаем, что необходимо изменить отношение детей и их родителей к этой проблеме, объединить усилия ДОУ и родителей для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, ведь детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Тип проекта: краткосрочный.

Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

  • формировать умение оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;
  • воспитывать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;

показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта, вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.

Принципы реализации проекта:

  • систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;
  • целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
  • формирование новых знаний, умений, навыков в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся знаний;
  • принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Ожидаемые результаты:

-повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;

-становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения;

-создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ;

-координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Формы реализации проекта в досуговой деятельности:

1.Развлечение на тему: «Добрый и злой огонь»

2.Спортивное развлечение: «Посвящение в пожарные»

3.Игра «Мы пожарными растём»

4.Литературно- спортивное развлечение по пожарной безопасности.

6.Досуг на тему: «Что мы знаем об огне»

7. Музыкальное развлечение «Не шали с огнём»

9.Литературная викторина «Огонь в литературе»

Формы реализации проекта в игровой деятельности.

Дидактические игры:

«Угадай профессию»

«Собери картинку»

«Кому что нужно для работы»

«Доскажи словечко»

«Огнеопасные предметы»

Игровые тренинги с телефоном.

Сюжетно-ролевые игры:

«Позвони 01»

«Юные пожарные»

«Пожарная часть»

Формы реализации проекта в продуктивной деятельности детей.

1. Аппликация «Костёр»

2.Иллюстрирование причин пожаров «Отчего происходят пожары»

3.Конструирование из строительного материала «Пожарная часть»

4.Оформление выставки детско-родительского творчества по ППБ. (Приложение 8)

Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме):

- Б.Житков «Дым», «Пожар»

- Д.Орлова «Как Стобед хотел напугать волка»

- С.Маршак «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое»

- К.Чуковский «Путаница»

- Г.Остер «Вредные советы» — Е.Пермяк «Сказка о том, как огонь с человеком подружился»,

- П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»

- стихи О.Вациетис «Спички», «Новый год»

- стихи Е.Харинская «Спичка – невеличка», «Сережа» — литературная викторина «Загадки из спичечного коробка» по данной теме.

Формы работы с родителями.

Консультации:

1. «Опасные предметы в доме»

2. «Детям о труде пожарных»

3. «Новогодние забавы»

4. «Знакомим детей со службой 01»

5. «Ребёнок один дома»

6. «Детям об электричестве»

7. «Откуда опасность?»

8. «Учим детей правильному поведению в лесу»

9. «Безопасность наших детей- в наших руках»

Мы предполагаем, что, проведённая работа даст положительные результаты. Будем стараться чтобы у детей активизировался словарный запас, появился интерес и расширились знания об окружающей действительности и работе пожарных, выработались практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, что поможет детям сохранить их жизнь и здоровье.

 

Проект по финансовой грамотности «Сберегаем и копим».

Тип проекта: Краткосрочный, групповой. информационно-практико-ориентированный

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе  группы, воспитатели, родители воспитанников.

Проблема:

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Актуальность

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Цель:

  • содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

•расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;

•укрепление семейных связей;

•получение навыков совершения реальной покупки в магазине.

Принципы реализации проекта

принцип наглядности;

принцип доступности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип целенаправленности;

принцип новизны;

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Знакомство с темой проекта

Изучение методических материалов, материалов сети интернет;

Выявление проблемы, цели, задачи проекта;

Подбор методического материала по данной теме;

Создание развивающей среды для работы;

Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.

Основной

Практический – в результате чего был реализован проект:

Коммуникативная деятельность

Восприятие художественной литературы

Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность

Художественно-эстетическая деятельность

Игровая и познавательная деятельность

Трудовая деятельность

Работа с родителями

Заключительный

  • Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования
  • Условия реализации
  • Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: наблюдение, сюжетно – ролевые игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, труд.

Методы и приёмы реализации проекта:

организационные;

мотивирующие;

словесные;

игровые;

наглядные.

Продукт проектной деятельности

  1. В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
  2. Участие в фестивале интеллектуально-познавательной «Умники и Умницы»

сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;

  1. Детско-родительские работы »Семейный бюджет
  2. изготовление поделок для ярмарки
  3. выставка «Ярмарка поделок»
  4. изготовление денежной купюры «ДОУЧИК» на конкурс Умники и Умницы»

Ресурсное обеспечение:

1. Компьютерное оборудование

2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»

4. праздник «Осенняя ярмарка» драматизация сказки С. Михалкова «Как старик корову продавал».

5. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»

6. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Содержание деятельности.

Вид проекта: познавательно - игровой

Участники проекта: Дети 5-7 лет, воспитатели группы №6 и родители воспитанников.

Продолжительность: Долговременный

Актуальность:

Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Основой сюжетно – ролевой игры как основного вида деятельности заключается в том, что дети реализуют в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Очень важно, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение и для речевого развития ребенка. Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре: во-первых, в игре проявляется творческая деятельность ребенка; во-вторых, игра является первой ступенью трудового воспитания; в- третьих, игра развивает язык, а язык организует игру; в – четвёртых, играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка; в- пятых, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.

Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности в зависимости от возраста ребёнка.

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Объект: речевое развитие детей 5-7 лет.

Предмет: сюжетно-ролевая игра как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игру

Задачи:

1. Образовательные:

Обучение выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.

Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.

Развитие диалогической и монологической речи дошкольников.

2. Развивающая: Развивать умение детей самостоятельно создавать игровой замысел.

3. Воспитательная: Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Планируемые результаты: При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Материально-технические ресурсы:
-Методическая и художественная литература;
-Атрибуты к играм;
-Иллюстрационный материал.

Методы проекта:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением людей разных профессий, героев сказок; наблюдения, показ способов их изображения.

Словесные: беседы с детьми, рассказы о профессиях, семье, чтение художественной литературы, статей энциклопедий, журналов, воспроизведение речевого образца, диалогов.

Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, создание игровых ситуаций путем моделирования из ткани.

1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Создание проблемы:

Если реализовать план работы по проекту, то возможно ли развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ

Включение каждого ребенка в игровую деятельность для достижения
высокого уровня знаний, умений и навыков.

1 ступень «Ознакомление»

Задачи:

  • Вызвать желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни или литературных произведений.

- Учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей (ролевое поведение).

- Знакомить с правилами предупреждения конфликтов.

- Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых.

- Учить создавать и изменять по мере необходимости окружающую среду.

  • Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

Методы:

- Организация предметно – развивающей среды для игр.

- Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами его использования.

- Систематическое наблюдение за окружающей действительностью.

- Рассказы о людях труда.

- Рассматривание иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей.

- Чтение художественной литературы.

- Знакомство с правилами предупреждения конфликтов.

- Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников

2 ступень «Обучение»

Задачи:

- Обучение детей планировать игру, преобразовывать сказки, выполнять различные роли.

- Обучать использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика).

- Обучать располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.

- Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора.

- Развивать организаторские качества, убеждение в том, что каждый ребенок может выполнить главную и второстепенную роль.

- Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры.

Методы:

- Драматизации литературных произведений.

- Участие детей в деятельности взрослых.

- Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).

- Беседа: Во что хотите играть? Кто кем будет? Что нужно для игры? Что будете делать?

- Театр воспитателя (самостоятельная игра, стимулирующая воспитанников к игровому взаимодействию), показ ролевого поведения.

- Игры-занятия с игрушкой.

- Беседа после игры (самоанализ).

3 ступень «Самостоятельная игра»

Задачи:

- Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка).

- Развитие самосознания: самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами.

  • Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.

- Формировать умение словесно обозначать игровую роль.

- Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.

Методы:

- Советы.

- Помощь.

- Беседы до и после игры.

В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

- дидактические игры,

- подвижные игры,

- театрализованные игры,

- сюжетно – ролевые игры.

Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл
дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-
печатных, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. В систему работы включены подвижные игры. Также включены
театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их.
Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.

 

Методические приемы, используемые в игре

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Игровые ситуации:

«Воспитатель утром принимает детей в группу»

«Делаем утреннюю гимнастику»

«Завтрак»

«Воспитатель проводит занятие»

«В детском саду работают люди разных профессий: заведующая, медсестра, повар, помощник воспитателя, прачка, сторож, дворник»

«Праздник в детском саду»

«Врач осматривает детей (измеряет рост, вес)»

Подготовка к сюжету:

  • Чтение произведений о жизни детей в детском саду.
  • Прогулка вокруг детского сада.
  • Пение песен о детском саде.
  • Экскурсия по детскому саду (знакомство с трудом заведующей, медсестры, поваров, прачки и другое).
  • Беседа о труде воспитателя.
  • Наблюдение за трудом воспитателя, прачки, повара.
  • Проигрывание игровых действий, воспитателя и детей, диалогов.
  • Конструирование «Построим детский сад».

Оформление сюжета:

Выделение места для игры (для проигрывания разных ситуаций).

Подготовка необходимых атрибутов: посуды, кровати, постельных принадлежностей, «продуктов» из расчёта на группу в 5-6 человек.

 

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Игровые ситуации:

«Мама ведет дочку в парикмахерскую»

«Папа ведет сына в парикмахерскую»

«Сделаем куклам красивые прически»

«Едем на автобусе в парикмахерскую»

«Делаем прически к празднику»

«Приведем себя в порядок»

«В мужском зале»

«Покупка товаров для парикмахерской»

«Приглашаем парикмахера в детский сад»

Подготовка к сюжету

Беседа «Зачем нужны парикмахерские».

Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах.

Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской». Экскурсия в парикмахерскую (совместно со своими родителями).

Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера.

Дидактическая игры «Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы», «Чудо-фен».

Оформление сюжета:

- Изготовление с детьми атрибутов к игре (фартуки, пелеринка, полотенца, пилочки, чеки, деньги).

- Изготовление альбома «Модели причесок».

- Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью родителей.

- Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.

 

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Игровые ситуации:

«На приёме у врача – специалиста» (окулиста, хирург, лор, логопед)

«Посещение врача-массажиста»

«Скорая помощь приехала к больному»

«Готовим лекарства для больных»

«В аптеке готовят лекарства, выдают их через кассу по рецептам»

Подготовка к сюжету:

  • Экскурсия в медкабинет детского сада.
  •  Рассматривание картины «Врач» из серии «Кем быть?», беседа по ней.
  • Сбор и рассматривание иллюстраций о работе врача, медсестры. Проигрывание необходимых игровых действий с детьми.
  • Рассматривание и беседа об игрушках «Доктора Айболит», набора «Айболит», машин «Скорая помощь» и другое.
  • Чтение детям Чуковского «Айболит» и других произведений о работе врача с беседой.
  • Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.
  • Дидактическая игра «Кому что нужно».

Оформление сюжета:

- Выделение места для игры и хранение атрибутов.

- Подбор мебели: столик, кушетка, подбор необходимых игрушек или предметов заместителей (фонендоскоп, шпатель, градусник и др.).

- Изготовление атрибутов к игре вместе с родителями: аптечки, кассы, витрины для лекарства, таблеток, таблиц, приборов, рецептов, штампов и др., сшить халаты и косынки и другое. 

 

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Игровые ситуации:

«Продавец отпускает товар» (во всех магазинах)

«Работа кассира» (берёт деньги, выдаёт чеки)

«В магазин привезли товар» (грузчик, товаровед …)

«Покупатель пришёл в магазин» (выбирает, просит показать, платит деньги, благодарит)

Подготовка к сюжету

  • Рассматривание картины «Продавец» из серии «Кем быть?», рассматривание иллюстраций о труде продавца.
  • Чтение стихотворений на эту тему.
  • Беседа с детьми «Моя мама – продавец».
  • Пальчиковые игры по теме «Професии»
  • Проигрывание действий продавца, покупателя.

Оформление сюжета:

- Изготовление атрибутов с детьми и родителями: чеки, деньги, корзинки, сумки.

- Подбор «товаров» (в зависимости от вида магазина), их изготовление.

- Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью родителей.

- Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.

 

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Игровые ситуации:

«Фармацевт отпускает лекарства по рецепту»

«Покупатель пришёл в аптеку»

«Изготовление лекарств по рецепту врача»

«Реклама нового лекарства»

«Привезли новые лекарства в аптеку»

Подготовка к сюжету

  • Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения».
  • Загадки о лекарственных растениях.
  • Экскурсия в аптеку с родителями (индивидуальная)

Оформление сюжета:

- Изготовление атрибутов с детьми и родителями: деньги, сумки, халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт.

- Сбор коробок, баночек с помощью родителей.

- Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.

 

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Игровые ситуации:

«Мама готовит, гладит бельё …»

«Папа ремонтирует кран, хлопает ковёр.»

«Дедушка и бабушка приехали в гости»

«Отмечаем день рождения (дочки, сына, мамы, папы, бабушки)»

«Украшаем ёлку. Празднуем Новый год»

«Поход в зоопарк, цирк»

«Папа уезжает в командировку»

«Мама заболела»

«Приглашаем (по телефону) гостей. Принимаем гостей»

«Убираем квартиру к празднику»

Подготовка к сюжету:

  • Беседы с детьми о семье (состав семьи, обязанности членов семьи, склонности, увлечения, занятия вместе с детьми).
  • Рассматривание семейных альбомов, фотографий.
  • Беседы с детьми о бабушках, папе, маме, братьях, сёстрах, дедушке.
  • Рассматривание иллюстраций, картин о семье.
  • Пение песен о мам, папе, бабушке.

 

Оформление сюжета:

- Выделение места для игры (кухонная комната, кухня).

- Сбор необходимых атрибутов, изготовление их: мебель, посуда, предметы домашнего обихода, кукольная одежда и другое. Изготовление их с привлечением родителей. Сбор разных игрушек, зверят.

 

Сюжетно-ролевая игра «Я – Водитель»

Игровые ситуации:

«Автобус везет пассажиров»

«Ремонт машин»

«Заправляю машину»

«Грузовая машина везет мебель в новый дом»

«Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад, в больницу)»

Подготовка к сюжету:

  • Экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом, такси и работой шофера (индивидуально с родителями).
  • Познакомить с простыми жестами регулирования: «остановиться», «приготовится», «проезд разрешен».
  • Подвижной игры: «Пешеходы и водитель», «Светофор».
  • Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы».
  • Чтение: В. Сутеев «Разные колеса», 3. Александрова «Грузовик», A. Кардашов «Дождевой автомобиль» Э. Мотковская «Я автомобиль» B. Степанов «Шофер», «Водитель автобуса», Б. Житков«Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Н. Павлова «На машине».

Оформление сюжета:

- Выделение места для игры.

- Сбор необходимых атрибутов, изготовление их: инструменты для ремонта машин, бензозаправочная колонка, строительный материал, руль, канистра, шланг для имитации заправки машины бензином, ведерко с тряпкой, билеты, деньги, сумка для кондуктора, светофор, жезл, фуражка инспектора ГИБДД, документы водителя (права).

 

Результатом моей работы по сюжетно-ролевой игре является:

- Установление психологического комфорта в коллективе.

- Формирование у детей познавательного интереса.

- Развитие связной монологической, диалогической речи.

-Использование детьми сюжетной ситуаций в свободной игровой деятельности.

-Развитие творческого воображения, мышления.

-Овладение навыками взаимоотношения с миром.

Таким образом я сделала вывод, что, занятия, построенные игровыми действиями, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания развивать врождённые таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.

Взаимодействие с семьей

Важнейшее требование, которому сегодня должен отвечать современный детский сад чтобы обеспечить полноценное развитие личности ребенка- необходимо создать условия для конструктивного взаимодействия с родителями.

В связи с этим основными задачами взаимодействия воспитателя с семьёй являются:

-информирование родителей о задачах и содержании образовательной области «Речевое развитие»;

-информирование об актуальных проблемах речевого развития детей посредством игровой деятельности и о возможностях детского сада а преодолении данных проблем.

Положительных результатов в работе с воспитанниками по развитию речевой активности я достигаю путем вовлечения родителей в образовательный и воспитательный процесс.

Работа с родителями:

1.Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по социально –коммуникативному воспитанию детей.

2.Анкетирование родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»

3.Консультации для родителей по информированию о задачах и содержании образовательной области «Речевое развитие»

4.Участие и оказание помощи в организации выставок «Дары осени», «Если б я был космонавтом», «Этих дней не смолкнет слава», «Лето в нашей группе» и т.д.

5.Конкурс «День малинового варенья»

6.Пополнения предметно-пространственной среды. «Уголок по ПДД», «Спортивный уголок», «Уголок пожарной безопасности».

7.Создание «Уголок уединения»

8.Пополнение театральных уголков в группе. 

 

3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

 

Анализ работы в данном направлении показал, что игровая деятельность

в работе с детьми могут служить эффективным средством развития речи

детей, они помогают решить как образовательные задачи, так и задачи

развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

В результате систематического взаимодействия можно отметить

положительную динамику развития речи детей. Показатели уровня развития

речи дошкольников изменились качественно и количественно.

В результате моей работы по данной теме у детей:

1. Повысился уровень речевой деятельности детей.

2. Обогатился и расширился словарный запас детей. По результатам мониторинга воспитанники добились положительных резульнатов. Высокий уровневый показатель увеличился с 35% до 57%. Средний показатель увеличился 45% до 35%. Низкий показатель уменьшился и стал не 10%, а 8%.

3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы

по признакам.

4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.

5. Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми

предложениями.

6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы

монологической и диалогической речи.

7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей.

Таким образом, можно сделать вывод, работа по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста» - способствует речевому  развитию  дошкольников, позволяет детям к концу года дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания дошкольника об окружающем мире. Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм, т.е. дети часто просят поиграть в понравившуюся им игру, и мне виден результат моей работы.

Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что моим

советом воспользовались, а самое главное – виден результат.

Дальнейшая педагогическая деятельность будет направлена на то, чтобы

каждый ребёнок имел не только чистую грамматически правильную

речь, но и овладел всеми средствами общения и способами взаимодействия

со взрослыми и сверстниками, что является важным условием успешной

социальной адаптации к школе.

Таким образом, анализ проведенной работы доказывает эффективность,

результативность и продуктивность моей педагогической деятельности.

 

Заключение

В результате проделанной работы у воспитанников четко видны изменения в положительную сторону:

  • у дошкольников совершенствуется связная речь, монологическая, речь – рассуждение используются, предложения разных видов, расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий и признаков;
  • дети слушают и слышат сказки, понимают их содержание, эмоционально воспринимают поведение сказочных героев, сопереживают и сочувствуют им;
  • отвечают на проблемные вопросы, аргументируют, высказывают своё мнение и делают выводы;
  • используют в своей речи средства выразительной интонации;
  • узнают и пересказывают тексты сказок, проявляют творческую активность: придумывают новую концовку, новые сюжетные повороты, составляют рассказы по картинкам и иллюстрациям.

Актуальность моей деятельности невозможна без сотрудничества и взаимодействия с родителями. Родители активно участвовали в образовательном процессе, создавая единство, сотрудничество детского сада и семьи.

Осмыслив результаты работы, с учетом успехов и проблемы снижения познавательного интереса в качестве усваивания учебного материала и удержания внимания ребенка в процессе занятия, я поняла, что использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • ИКТ дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
  • обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
  • слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: рост цветка, движение волны и прочего.

На следующий меж аттестационный период мною планируется начинание работы над темой: Использование информационно-коммуникативных технологий как средства повышения познавательного интереса дошкольников. Исходя из этого, поставлена новая цель – создание благоприятных условий для развития познавательного интереса дошкольников через игры и применение ИКТ, а также задачи:

  • дальнейшее изучение и внедрение ФГОС;
  • анализ теоретического и программно-методического материала;
  • систематизация и совершенствование оптимальных подходов, методов и среды в соответствии ФГОС;
  • повышение уровня педагогического мастерства, путем обучения на курсах, путем самообразования, обменом опыта работы, посещение различных мероприятий.

 

Список использованной литературы

 

1. Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;

2. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;

3. Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;

4. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи»;

5. Е.А.Тимофеева «Подвижные игры»;

6. А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;

7. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

8. М.А.Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;

9.Т.В.Лисина, Г.В.Морозова «Подвижные тематические игры для дошкольников» - М.: ТЦ Сфера,2016(Библиотека Воспитателя)

10.Учимся общатся.Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей 5-7 лет/авт.-сост.О.Н.Арсеневская. -Волгоград.

 

Приложение 1

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

1.Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?

  • раз в неделю
  • раз в месяц
  • только по праздникам
  • не покупаю игрушки

2.Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?

  • покупаю подарки к празднику
  • хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой
  • все старые игрушки ребенку надоели
  • в магазине появились игрушки-новинки
  • покупаю, когда старые игрушки уже не подходят по возрасту

3.Какие игрушки Вы приобретали для своих детей в течение последних 6 месяцев?

  • аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки)
  • настольные игры, различные познавательные карточки, лото
  • технические игрушки (железные дороги, машинки и т.п.)
  • музыкальные игрушки
  • другое______________________________________________

4.Чем Вы руководствуетесь при покупке игрушки ребенку:

  • цена
  • качество
  • возрастные рекомендации
  • страна- изготовитель
  • наличие развивающей функции
  • желание ребенка
  • другое________________________________________

5.После просмотра мультфильма, Ваш ребенок просит купить игрушку-героя этого мультфильма? _______

6. Существуют ли, по Вашему мнению, анти игрушки и как Вы к ним относитесь? __________________________________________________________________

8. В какие игры играет ваш ребенок дома _____________________________________________________

9. Участвуете ли вы в играх вместе с ребенком _________________________________________________

10. Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему? __________________________________________________

11. Какая любимая игра и игрушка Вашего ребенка

 _________________________________________________________________________