Рекомендации по созданию музыкальной РППС

Белова Людмила Михайловна

Создание РППС в группах ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belova.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда по образовательной области

 «Художественно –эстетическое развитие (Музыка)»

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной  РППС ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОУ с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать музыкальную РППС, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной музыкальной РППС.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная РППС в группах общеразвивающей направленности ДОУ организуется по трем основным блокам:
• восприятие музыки
• воспроизведение музыки
• музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

Младшая группа
Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.

Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».

- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)

Средняя группа
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Ручные знаки (4 ст.)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель
- -Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
Старшая группа.
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007)
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки»
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Ручные знаки (5ст.)
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты.
-Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)

Подготовительная группа
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
-Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель.
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

Рекомендации по содержанию музыкальных уголков в группах

 (по программе "Камертон" Костиной Э.П.)

Младшая группа

1. Блок пособий, побуждающий к развитию восприятия музыки и музыкальных звуков:

  • аудиопроигрыватель с дисками, на которых записан разучиваемый детский репертуар, любимые детские песни; различные инструментальные произведения, используемые воспитателем для проведения элементов музыкотерапии, или во время еды детей, или в период игровой деятельности и т. п.;
  • детские музыкальные инструменты: треугольник, бубен, барабан, металлофон, колокольчики и т.п.;
  • музыкально-дидактические игры: "Тихо-громко", "На чем играю", "Чей домик?", "Чьи детки?", "Птички и птенчики", "Трубы и барабаны", "Ноги и ножки", "Чудесный мешочек";
  • различные самодельные поделки, имеющие разнообразные звуки: погремушки, кубики, ключики, фломастеры (использованные), варежки с пуговицами (деревянными, металлическими, пластмассовыми), коробочки, баночки с наполнителями ( пшено, гречка, мелкие палочки, пуговицы металлические и т.п.).

2. Блок пособий, побуждающих детей к детской исполнительской деятельности:

  • три кубика из ватмана, на сторонах одного из них нарисовано содержание песен, разучиваемых детьми, на другом - содержание игр, танцев, плясок, которые дети осваивают, на третьем - инструменты, на которых дети учатся играть (кубики могут создаваться по мере необходимости).
  • "Чудесный круг" с вертящейся стрелкой, в секторах которого представлено содержание знакомых детям песен;
  • маленький двухэтажный домик: на нижнем этаже живут "большие" звери, у которых  "низкий"  голос, на втором этаже живут их дети, у которых "высокий" голос;
  • небольшое дерево с птицей и птенчиками (сделано из ветки дерева);
  • детские музыкальные инструменты : треугольник, бубен, барабан, металлофон.

3. Блок пособий, побуждающий детей к элементарной музыкально-творческой деятельности:

  • элементы ряженья: платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек и т.п., побуждающие к игровым и танцевальным импровизациям;
  • различные детские музыкальные игрушки для импровизации;
  • упражнения по условно-образному моделированию  последовательности куплетов песни, движений танца.

Средняя группа

1. Блок пособий, побуждающий к развитию восприятия музыки и музыкальных звуков:

  • аудиопроигрыватель с дисками, на которых записан разучиваемый детский репертуар, любимые детские песни; различные инструментальные произведения, используемые воспитателем для проведения элементов музыкотерапии, или во время еды детей, или в период игровой деятельности и т. п.;
  • детские музыкальные инструменты: треугольник, бубен, барабан, металлофон, колокольчики и т.п.;
  • музыкально-дидактические игры: "Птица и птенчики", "Качели", "Эхо", "Курицы", "Кто как идет", "Веселые дудочки", "Узнай свой инструмент", "Громко-тихо";
  • различные самодельные поделки, имеющие разнообразные звуки: погремушки, кубики, ключики, фломастеры (использованные), варежки с пуговицами (деревянными, металлическими, пластмассовыми), коробочки, баночки с наполнителями (пшено, гречка, мелкие палочки, пуговицы металлические и т.п.).

2. Блок пособий, побуждающих детей к детской исполнительской деятельности:

  • три кубика из ватмана, на сторонах одного из них нарисовано содержание песен, разучиваемых детьми, на другом - содержание игр, танцев, плясок, которые дети осваивают, на третьем - инструменты, на которых дети учатся играть ( кубики могут создаваться по мере необходимости).
  • "Чудесный круг" с вертящейся стрелкой, в секторах которого представлено содержание знакомых детям песен;
  • детские музыкальные инструменты : треугольник, бубен, барабан, металлофоны.

3. Блок пособий, побуждающий детей к элементарной музыкально-творческой деятельности:

  • элементы ряженья: платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек и т.п., побуждающие к игровым и танцевальным импровизациям;
  • различные детские музыкальные игрушки для импровизации, металлофоны;
  • упражнения по условно-схематическому моделированию  последовательности куплетов песни, движений танца.

Старшая группа

1. Блок пособий, побуждающих к развитию восприятия музыки:

  • аудиопроигрыватель с дисками, на которых записан разучиваемый детский репертуар, любимые детские песни, колыбельные песни; различные инструментальные произведения, используемые воспитателем для проведения элементов музыкотерапии, или во время еды детей, или в период игровой деятельности и т.п.;
  • детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, бубны, бонги, маракасы, духовые, аккордеоны детские и т.п.;
  • карточки упражнений по моделированию последовательности куплетов песни, движений танца, вступления в оркестре различных музыкальных инструментов, мелодии песни, ритмических рисунков музыки (2-4 такта) - с помощью "музыкального конструктора";
  • музыкально-дидактические игры: "Труба", "Кто скорее уложит кукол спать", "Веселые гармошки", "Узнай песенку по двум звукам", "Петушок, курочка и цыпленок", "Ритмическое лото", "Угадай, на чем играю", "Узнай звучание своего аккордеона";
  • различные самодельные деревянные поделки, издающие разнообразные звуки и приближающиеся к русским народным инструментам: барабанки, колотушки, свирели и т.п.

2. Блок пособий, побуждающих детей к детской исполнительской деятельности:

  • кубики из ватмана, на сторонах одних нарисовано содержание разучиваемых детьми песен, на других - содержание осваиваемых детьми игр, танцев, плясок, на третьем- инструменты, на которых дети учатся играть ( в течение года кубики могут создаваться дополнительно, по мере необходимости);
  • детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, бубны, бонги, маракасы, духовые, аккордеоны детские и т.п., на которых дети осваивают способы игры на них;
  • дидактические пособия: нотный стан с нотами или другими фигурками (на липучках), "передвижка" с пуговицами- большими вверху, маленькими внизу,- натянутыми на вертикальных лесках, "музыкальный конструктор, состоящий их 7  кубиков (прямоугольников) разной высоты и толщины, соответствующих 7 ступеням "музыкальной лесенки", на кубиках наклеены "ручные знаки".

 3. Блок пособий, побуждающих детей к музыкально-творческой деятельности:

  • неозвученные  балалайка, гармошка и клавиатура с нотами;
  • элементы ряженья: : платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек и т.п., побуждающие к игровым и танцевальным импровизациям;
  • различные детские музыкальные игрушки-инструменты для инструментальной импровизации;
  • музыкально - творческие игры: "Сочини и спой песенку по картинкам", "Песенное лото", домино "Придумай песню" и т.п., "Сложи и спой (или передай образ в движении под музыку) песенку знакомого персонажа сказки", "Музыкальное лото"( после окончания игры каждый играющий импровизирует на металлофоне, а другие должны отгадать, о ком он играет), игра на пластическую импровизацию под музыку: по последовательности карточек игры ребенок под музыку выразительно передает движениями ход действий героя (например, рыбак ловит рыбку), а остальные дети должны отгадать и т.п.;
  • упражнения по словесно-образному и условно-схематическому моделированию последовательности куплетов песни, движений танца, вступления в оркестре различных музыкальных инструментов, мелодии песни, ритмических  рисунков музыки (2-4 такта) - с помощью "музыкального конструктора".

Подготовительная группа

1. Блок пособий, побуждающих к развитию восприятия музыки:

  • аудиопроигрыватель с дисками, на которых записан разучиваемый детский репертуар, любимые детские песни, колыбельные песни; различные инструментальные произведения, используемые воспитателем для проведения элементов музыкотерапии, или во время еды детей, или в период игровой деятельности и т.п.;
  • детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, бубны, бонги, маракасы, духовые, аккордеоны детские и т.п.;
  • карточки упражнений по моделированию последовательности куплетов песни, движений танца, вступления в оркестре различных музыкальных инструментов, мелодии песни, ритмических рисунков музыки (2-4 такта)- с помощью "музыкального конструктора";
  • музыкально-дидактические игры: "Узнай песенку по двум звукам"(2), "Бубенчики", "Музыкальные лесенки", "Цирковые собачки", "Ритмическое лото", "Музыкальные инструменты", "Кто самый внимательный".
  • различные самодельные деревянные поделки, издающие разнообразные звуки и приближающиеся к русским народным инструментам: барабанки, колотушки, свирели и т.п.

2. Блок пособий, побуждающих детей к детской исполнительской деятельности:

  • кубики из ватмана, на сторонах одних нарисовано содержание разучиваемых детьми песен, на других - содержание осваиваемых детьми игр, танцев, плясок, на третьем- инструменты, на которых дети учатся играть (в течение года кубики могут создаваться дополнительно, по мере необходимости);
  • детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, бубны, бонги, маракасы, духовые, аккордеоны детские и т.п., на которых дети осваивают способы игры на них;
  • дидактические пособия: нотный стан с нотами или другими фигурками (на липучках), "передвижка" с пуговицами - большими вверху, маленькими внизу, - натянутыми на вертикальных лесках, "музыкальный конструктор, состоящий их 7  кубиков (прямоугольников) разной высоты и толщины, соответствующих 7 ступеням "музыкальной лесенки", на кубиках наклеены "ручные знаки".

3. Блок пособий, побуждающих детей к музыкально-творческой деятельности:

  • неозвученные  балалайка, гармошка и клавиатура с нотами;
  • элементы ряженья: : платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек и т.п., побуждающие к игровым и танцевальным импровизациям;
  • различные детские музыкальные игрушки-инструменты для инструментальной импровизации;
  • музыкально - творческие игры: "Сочини и спой песенку по картинкам", "Песенное лото", домино "Придумай песню" и т.п., "Сложи и спой (или передай образ в движении под музыку) песенку знакомого персонажа сказки", "Музыкальное лото" (после окончания игры каждый играющий импровизирует на металлофоне, а другие должны отгадать, о ком он играет), игра на пластическую импровизацию под музыку: по последовательности карточек игры ребенок под музыку выразительно передает движениями ход действий героя (например, рыбак ловит рыбку), а остальные дети должны отгадать и т.п.;
  • упражнения по словесно-образному и условно-схематическому моделированию последовательности куплетов песни, движений танца, вступления в оркестре различных музыкальных инструментов, мелодии песни, ритмических  рисунков музыки (2-4 такта) - с помощью "музыкального конструктора".