Богадельня и Александро-Невская школа-приют ремесленного общества

Редькина Наталья Николаевна

Работа посвящена истории создания и существования Богадельни для бедных ремесленников и школы-приюта для бедных детей ремесленного общества, которой в начале 20 века было дано имя Александра Невского. Богадельня и приют были довольно значительны по численности, более 700 человек и содержались за счет ремесленного общества. Учреждения занимали несколько зданий, меняли адреса. В статье были использованы архивные материалы из Городского исторического архива.

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon remesl.ob-vo_03.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД ДДЮТ МОСКОВСКОГО Р-НА

Богадельня  и Александро-Невская школа –приют ремесленного общества

Работа выполнена Ханзадаевой Анной, уч-ся 10 кл. 489 шк. Московского р-на

Руководитель  - Редькина Н.Н.

Санкт-Петербург 2015 г.

Из истории Дома призрения престарелых и увечных ремесленников.

   

   Дом призрения для представителей ремесленного сословия – престарелых и инвалидов – была основана Санкт-Петербургским ремесленным обществом в 1850. Богадельня первоначально располагалась рядом с Здание богадельни Ремесленного общества Арх.Винтергальтф Е.И. 1873-1874. Пруссаков В.А.-перестр.1900-1902. (Черниговская ул.д.5)е зданием в небольшом деревянном флигеле (управа – Б. Московская ул., 1, богадельня – Б. Московская ул., 5). Когда к 1859 участок управы полностью был застроен каменными домами (по проекту архитектора А. И. Ланге), сочли, что центр города неудобен и беспокоен для стариков и больных. В связи с этим управа приобрела участок земли у Московской заставы, неподалеку от Новодевичьего монастыря, где начали строить дома для призреваемых и обслуги  по Киевской улице.

   В 1873–1874 архитектор Г. И. Винтергальтер выстроил для богадельни новое каменное трехэтажное здание на Черниговской ул., 5. 15 декабря 1874 на третьем этаже во флигеле освятили церковь во имя св. покровителя правящего императора – Святого Благоверного  Князя Александра Невского.

    Согласно Положению о Доме престарелых и увечных ремесленников 15,  Богадельня учреждалась иждивением  Санкт-Петербургского Цехового Общества и состояла в введении Ремесленной Управы. Управление денежною и хозяйственной частью возлагалось на Смотрителя,  который избирался из  главных членов Ремесленной Управы. Смотритель обязан был смотреть за порядком в Доме и отвечать за «всякое упущение и неисправность».

   В Дом призрения принимались постоянно приписанные к ремесленным цехам в Санкт-Петербурге люди христианского вероисповедания, которые по старости или по увечью, не могли зарабатывать на свое пропитание.

   На первое время Дом призрения открывался на 25 человек обоего пола в здании, которое принадлежало Цеховому ремесленному обществу и находилось как сказано в Положении во 2-м квартале Московской части под № 1 (по современному адресу Б.Московская дом № 1) в небольшом деревянном флигеле, который не сохранился до наших дней.

  На содержание Дома призрения использовался доход -1.200 рублей, получаемый ежегодно за отдачу внаем части здания, где размещалась Ремесленная Управа,  доход  - 1.000 рублей в год за аренду здания, приобретенного Цеховым Обществом у Чиновника Качки, а также добровольные пожертвования и кружечные сборы. Кружки с надписью « в пользу престарелых и увечных Санкт-Петербургских ремесленников» имелись как у входа в Дом призрения так и при каждом цеховом столе. Ключи от них хранились в Ремесленной Управе. Кружки вскрывались один раз в месяц, либо по мере накопления в Присутствии Ремесленной Управы, записывались в шнуровой книге и причислялись к доходам Дома призрения. В случае, если этих средств было недостаточно, брали недостающие деньги из ремесленной казны. Благотворители, которые делали пожертвования, должны были об этом поставить в известность Ремесленную управу и сами записать в шнуровую книгу денежную сумму. Подаяние в виде съестных припасов приписывались к провианту заведения, а вещи распределялись среди призреваемых, а лишние продавались, вырученные деньги использовались в пользу Дома призрения бедных ремесленников.

   Все поступавшие деньги строго фиксировались в присутствии Ремесленной Управы каждый месяц.  

   В отношении управления, приема и содержания призреваемых в Доме призрения ремесленников соблюдались правила установленные для богадельных заведений гражданского ведомства ( приложение к 1012 ст. Св. Учр. и  Уст. о  Общем Призрении т.ХШ, изданные в 1842г)

   Призреваемым строго запрещалось просить милостыню.  Желающие  посетить кого – либо из Дома призрения могли это сделать с 10 часов утра до 2 часов дня.

   Призреваемые, по желаю,  при наличии  достаточных средств для самостоятельной жизни могли быть уволены из заведения. Каждый, просящий увольнения должен был представить свидетельства двух благонадежных лиц из сословия, к которому он принадлежит, или родственников, в том, что действительно получил возможность содержать себя и не будет просить подаяние. Если родственник или благотворитель брали к себе кого- либо из призреваемых, с его согласия; то они должны были с просьбой обращаться в Ремесленную Управу, которая в этом случае брала от них письменное обязательство, что они будут кормить и содержать его, не допуская до прошения милости.

   Если призреваемые заболевали, то их помещали в городскую больницу. Если в Доме призрения кто-то умирал, Ремесленная Управа ставила в известность Цеховых Старост.

  По окончанию каждого года, Ремесленная Управа составляла отчет по Дому призрения престарелых и убогих ремесленников и представляла его в Общую Думу по Ремесленному отделению;  Дума  один экземпляр отчета подавала Министру Внутренних дел, а другой Военному Генерал-Губернатору.

 

     Из отчета Дома призрения престарелых и увечных ремесленников (11) за 1861 год, составленного Почетными Попечителями  мастером портных дел Комаровым и медно-бронзовых дел Федоровым, видно, что всех призреваемых в Богадельне было 56 мужчин  и 63 женщины. В том числе 34 принадлежали к сапожному делу, 14 – к портному, 6 – к серебряному, 6 – к столярному, 7 – к позументному, 6 – к кузнечному, 5 – к цирюльному, 4 – к кухмистерскому, по 3 – к меднобронзовому и шорному, по 2 к купорному, живописному и кондитерскому, по 1 к слесарному, каретному, переплетному, ситцепечатному, прядильному, тележному и булочному.

   Самый старший возраст призреваемых у мужчин – 81 год, у женщин  - 72 года.

   Денежные обороты  Богадельни были следующие:  денежный капитал и остатков от прежних лет 28.117 рублей. В 1861 году поступило пожертвований по добровольной подписке как в Ремесленной Управе, так и в цехах 1.617рублей 50 копеек, от кружечного сбора – 40 рублей 62 копейки, процентов с капиталов 720 рублей 44 копейки, отпущено из общей ремесленной казны 1.215 рублей, пожертвовано купцом Колмовским 750 рублей, выручено за отдачу квартиры в собственном доме при богадельни и за продажу сена, скошенного на месте, принадлежащей Богадельне 126 рублей 50 копеек. А всего в приходе за 1861 год – 7.500 рублей 6 копеек, с остатками от прежних лет 35.647 рулей 94 копейки.

  Из этой суммы на призреваемых израсходовано 4.640 рублей 65 копеек. На страхование дома Богадельни, ремонт, наем дворников, отопление и пр. – 1.569 рублей 17 копеек, на жалованье врачу и служащим – 929 рублей 59 копеек, на покупку вещей 730 рублей 26 копеек. А всего израсходовано на Богадельню 7. 877 рублей 58 копеек. Кроме того, дано взаимообразно из сумм Дома Призрения, на окончание постройки общественного дома 26.000 рублей. Всего же выписано к расходам 33.877 рублей 58 копеек. Остаток к 1862 году составил 1.770 рублей 36 копеек.

   Этот отчет был проверен особой комиссией и утвержден Ремесленным отделением Общей Думы.

В отчете  Ремесленной Управы за 1861 (10) указано, что на содержание Богадельни было израсходовано 4. 215 рублей.    

    В следующем, 1862 году эти расходы составили 7. 278 рублей 16 копеек (12), в том числе издержки по содержанию дома ( страховка, жалованье служащим,  ремонт,  отопление,  освещение и пр.)  1.121 рубль 21 коп. На содержание призреваемых ( продовольствие, одежда, лечение, бани и пр)  было потрачено 6.116 рублей 95 коп. Содержание одного призреваемого в год обходилось в 57 рублей 26, 5 коп.; в месяц – 4 рубля, 78 коп., в день 15.5 копеек.

   Всего в Доме призрения было 56 мужчин, 63 женщины, вновь поступило 24 мужчины и 10 женщин. В 1863 году в Доме призрения было 124 человека, из них 35 принадлежали к портному делу (12 ).

   В  начале 70-х годов в Богадельне было 123 человека, 47 мужчин и 69 женщин.

   В 1910-е годы в Доме призрения содержалось 400 человек: 125 мужчин и 275 женщин.

Заведовал Домом призрения  Я.И.Шеффер.

        .

Из истории Александровской школы для детей бедных ремесленников.

   26 июля 1856 года Старшина ремесленного сословия Никита Максимович Комаров обратился в Ремесленное отделение Общей Думы с предложением учредить приют для детей сирот и бедных ремесленников в честь коронования Государя Императора Александра Николаевича (6). Приют должен был подтвердить верноподданные чувства ремесленного сословия по отношению к предстоящему событию и Монарху, «который даровал мир и возможность стремиться к процветанию благосостояния ремесленников». Это предложение было единодушно поддержано Ремесленной Управой. Было принято решение основать детский приют на 30 вакансий для детей сирот ремесленников и просить разрешение о присвоении этому приюту имени Александровского, по имени Государя Императора. Это обращение было одобрено Императором, а Ремесленному отделению была объявлена благодарность.

   Был разработан проект Устава для приюта сирот ремесленников, в котором главной целью было отвлечь детей бедных ремесленников от дурного влияния улицы. Учебе отводилось второстепенное значение. Воспитанники должны были научиться читать, писать, знать Священную историю, 4 правила арифметики, уметь считать на счетах и заниматься рукоделием.

   В 1857 году Совет Детских Приютов Санкт - Петербурга сообщил Ремесленной Управе, что учрежденный приют не может именоваться приютом, так как не находится в введении Главного Попечительства Детских приютов. Тогда решено было дать другое название : Александровской школы. Потребовалось разработать новое Положение, которое было написано при участии секретаря Ремесленного отделения Петра Петровича Столбина(16).

Новое  положение было значительно расширено, особенно в учебной части. Оно было утверждено Императором в Москве 21 мая 1861 года (6), затем его опубликовали в газете «Русский Ремесленник»  (16).

  Согласно Положению,  общее управление принадлежало Почетным Попечителям, которые избирались из числа членов Ремесленного отделения Общей Думы, а с 1862 года сословному Старшине. Хозяйственной часть заведовал один из членов Ремесленной Управы; прием и отчисление денег возлагалось на казначейство Управы; воспитание и преподавание первоначальных знаний возлагалось на надзирательницу и ее помощницу. Прием и увольнение воспитанников и воспитательниц находилось  в ведении Ремесленного Отделения Общей Думы.

  Почетные попечители заботились о благоустройстве школы, о порядке, о соблюдении Устава учреждения, о составлении смет и отчетов на каждый год и представляли их на утверждение в Ремесленную Управу Общей Думы.

  Член Управы, в качестве смотрителя заведовал хозяйственной частью: закупал продукты, одежду, все необходимые предметы, наблюдал за чистотой и ремонтом помещений, за работой прислуги.

Надзирательница имела  « ближайшее наблюдение» за содержанием и воспитанием детей в школе (16) . Она непосредственно наблюдала за здоровьем, чистотой в одежде и помещениях, за пищей, за обучением детей, следила за опрятностью и поведением детей и соблюдением режима. В помощь ей была помощница, которая должна была выполнять все поручения надзирательницы. И надзирательницу и ее помощницу нанимали почетные Попечители, утверждала Ремесленная Управа. Оговаривалось, что при приеме на работу предпочтение будут отдаваться лицам, получившим образование в одном из учебных заведений, состоящих под покровительством Государыни Императрицы. Надзирательнице и ее помощнице, помимо жалованья, предоставлялись квартиры при самом заведении и прислуга.

Была издана подробнейшая инструкция (5 и 8), в которой излагались обязанности надзирательницы, ее помощницы и прислуги.

  Преподавание Закона Божия и других предметов поручалось Священнику и учителям, которые приглашались Почетными Попечителями и утверждались Управой.

  На расходы по содержанию школы расходовались деньги, поступающие от благодетелей, от кружечных сборов, от части доходов, поступающих от сдачи внаем общественного здания ремесленного общества. Если этих средств не хватало, то недостающие деньги брали из ремесленной казны (20)  Приношения в виде съестных припасов, одежды также записывались и использовались для воспитанников школы.

  В Положении оговаривалось, что приход и расход денежных сумм по школе, нельзя смешивать с расходами по содержанию Дома призрения престарелых и увечных ремесленников, хотя школа была при Доме призрения.

   В школу принимали детей обоего пола не моложе 5 и не старше 10 лет, всех христианских вероисповеданий. Для устройства ребенка в школу  родственникам, попечителям или другим лицам надо было подать в Ремесленную Управу заявление, метрическое свидетельство о рождении, а если оно отсутствовало, то свидетельства заслуживающих доверия лиц о приблизительном возрасте ребенка, справку о привитии оспы, удостоверение врача об отсутствии у ребенка хронических заболеваний. Ремесленная Управа прошения передавала Почетным Попечителям, которые должны были лично убедиться в бедственном положении ребенка. Они же могли  сразу определить ребенка в школу или же зачислить в кандидаты.

   Кроме  детей сирот или из бедных семей ремесленников, находившихся на полном обеспечении, принимались дети  за плату – пансионеры. За них вносили 50 рублей ежегодно в Ремесленную Управу  за пол года вперед. Такие дети  содержались в школе на общих основаниях , на тех же условиях, что и дети – сироты. Никаких знаний от детей не требовалось.

   Девочки содержались отдельно от мальчиков. В школе преподавались Закон Божий, письмо, арифметика, краткие понятия об естественных науках и предметах окружающего мира, о различных ремесленных производствах,  церковное пение, рисование, рукоделие. Предусматривалось, в дальнейшем, для способных учеников вводить и другие предметы, в частности, языки. Особенно способные ученики, по представлению Почетных Попечителей, могли продолжить образование в Технологическом институте за счет ремесленного общества.

Не способные к учебе дети не могли быть исключенными из школы до 14 лет. За плохое поведение детей могли наказывать, но телесные наказания во всех видах были запрещены.

  После окончания школы в 14 летнем возрасте  часть детей забирали родственники, попечители и сами занимались их дальнейшей судьбой. Выпускниками, не имеющими родственников, занималась Ремесленная Управа. Учитывая способности воспитанника к тому или иному занятию, их распределяли по мастерским к благонадежным мастерам для обучения ремеслам. Мастера брали их по контракту, без платы за обучение, и обязаны были платить  за них казенные повинности.

  Положение было подписано министром внутренних дел С.Ланским, начальником ремесленного отделения Общей Думы  Грацинским.

   В журнале «Русский ремесленник» (8) , а затем и опубликованы отдельной книжкой(5) наставления надзирательнице и ее помощнице, составленные почетным попечителем Г.Г.Петровским. Там же содержались сведения о правилах и жизни в школе. Смотрительница и ее помощница должны были неотлучно быть при детях. В 7 часов утра, а зимой в 8 утра, надзирательница обходила все помещения, чтобы удостовериться в порядке (чтобы не было угара, дурного запаха, грязи). Все сделанные ею замечания должны были немедленно быть исправлены. Затем она выдавала продукты кухарке, осматривала мясо, купленное заранее вечером, обсуждала с кухаркой где и по каким ценам будут закуплены продукты на следующий день.

   Надзирательница и ее помощница присутствовали при одевании и умывании детей, следили за тем как они это делали, в случае необходимости, привлекали няньку.

   Дежурные воспитанники и воспитанницы приготовляли все для учебных занятий в классе: доски, тетради и пр. Они же на кухне чистили зелень, картофель, засыпали крупу и учились готовить. Им говорилась цена продуктов и их количество с тем, чтобы в классе они могли сосчитать на счетах во сколько обходится каждое кушанье.

   Для соблюдения порядка и правильного распределения времени было составлено расписание летнее и зимнее:

9 утра – молитва

10 – Закон Божий

10.30 – урок послушания

11.00 – чистописание для девочек, арифметика для мальчиков, потом меняются.

12.00 –Священная история

С 12 до 2 часов обедали и играли

2 часа – молитва

 С 2 до 3 часов девочки занимались рукоделием, мальчики занимались  арифметикой и чтением. Потом играли, ужинали, готовили уроки, молились и ложились спать. Вечером, дети по очереди рассказывали истории из Священного Писания. В зимнее время все смещалось на полчаса позже. Родители  и  родственники могли навещать воспитанников школы ежедневно до 5 часов дня. Один раз в неделю детей водили в баню. По воскресеньям и праздничным дням  детей приводили в церковь на  Божественную литургию.

   В  начале  в школе было немного книг и учебных пособий : Катахизис, Священная история, Святое Евангелие, энциклопедический курс Гурциева, таблица складов и таблица для чтения, картины Священной истории, картины зверей, растений, разных промыслов.  

   Надзирательница и ее помощница должны были быть ласковыми и терпеливыми с детьми. Надзирательница ежедневно вела дневник, в который заносила все расходы и записывала все события. Ей подчинялась вся прислуга. Прачка стирала белье детям, кухарка мыла посуду и столовую, прислуживала помощнице надзирательницы. Сторож отапливал помещения, подметал территорию вокруг школы, резал хлеб, убирал и накрывал на стол.

  Одежда для воспитанников школы состояла из блузы, юбки, передника и воротника, парадного платья, салопа  и капора для девочек, для мальчиков – рубашка, брюки, суконный сюртук и пальто.

   Посуда была оловянная.

   Пища распределялась таким образом : по воскресным дням давали чай с булкой, перловый суп с говядиной и пирог с рисом. В понедельник сбитень с булкой, вечером сбитень с хлебом, в обед щи и ячневая каша; во вторник – овсяный суп с говядиной, пшенная каша и сбитень; в среду – гороховый суп, гречневая каша и сбитень; в четверг – перловый суп с говядиной, пшенная каша и сбитень; в пятницу – щи со снетками, каша и сбитень; в субботу овсяные щи с говядиной, гречневая каша и сбитень. В посты детям полагалась постная пища.  

   Каждый год  составлялись отчеты по Александровской школе для детей бедных ремесленников и подавались на утверждение в ремесленную управу Общей Думы. Два отчета были изданы отдельной книжкой : к 20 – летию Александровской детской школы Санкт-Петербургского ремесленного общества (6) и 50-летний отчет Александровской школы для детей бедных ремесленников(7).

   Для открытия Александровской школы нужны были деньги и помещения. Стали собирать пожертвования. Первыми откликнулись старшина ремесленной Управы Н.М.Комаров, члены Управы Г.В.Васильев, К.В.Васильев, В.Ф.Ромкин; заседатели – Ф.А. Верховцев, Ф.К.Клеменц, С.Ф.Федоров. Ко времени открытия школы было собрано 7.643 рубля.

    Для школы было выбран двухэтажный деревянный дом по Большой Московской улице № 5, рядом со зданием Ремесленного общества ( Б.Московская д.3). Осенью 1861 года под наблюдением почетных попечителей Е.Е.Малкова, Д.А.Абрамова, старшины А.Т.Устинова и Н.М.Комарова в доме были сделаны необходимые переделки. Членами ремесленной управы была закуплена мебель, посуда, одежда и все необходимые предметы для школы на сумму 3.289 рублей.

    Александровская школа для детей бедных ремесленников была открыта 23 ноября 1862 года.  В школу приняли 20 мальчиков и 20 девочек, в следующем месяце еще 5 детей. Первые пять лет количество увеличилось на 16 человек. Расходы на содержание школы составляли 5 – 6 тысяч рублей в год ( 23 – 25 копеек в день).

  В феврале 1868 года школа была переведена в новый деревянный флигель, рядом с новым зданием . выстроенном для Дома призрения престарелых и увечных ремесленников на Киевской улице. Эти здания не сохранились. Собрание выборных ремесленников решило  открыть 10 вакансий для временно – цеховых ремесленников на платной основе. Надо было расширять помещения школы. Стали ремонтировать дом на Б.Московской улице, где школа была раньше. К нему пристроили каменный одноэтажный флигель, который соединили переходом с основным зданием. В 1 и 2 этажах деревянного дома устроили спальни, во флигеле – столовую и мастерские для занятий ремеслом. Школа вновь переехала на Б.Московскую улицу. С 1868 года количество детей стало быстро увеличиваться за счет платных пансионеров вечно-цеховых и временно-цеховых ремесленников: в 1868 г – 72 воспитанника, 1871 – 84 воспитанника, в 1873 – 106. Вновь встал вопрос о расширении помещений для школы.

   По инициативе старшины Д.П.Полозова, собрание выборных ремесленной Управы решило построить новое каменное  трехэтажное здание, рядом со зданием Богадельни на Лиговском канала ( современный адрес : Лиговский 293). Здание было построено по проекту архитектора В.А.Прусакова. 17 мая 1874 года Александровская школа переехала в новое здание.

В новом здании открыли церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского (19).

   Количество детей в Александровской продолжало расти. В 1887 году почетные попечители В.О.Иванов и М.П.Поликарпов ходатайствовали о расширении помещений школы. Решено было построить отдельный двухэтажный  каменный флигель и разместить в нем изолятор, квартиры Смотрителя и фельдшера, баню и прачечную. Строительство велось под руководством архитектора В.А. Прусакова и закончилось в 1892 году., в этом же  году освятили церковь Святителя и Чудотворца Николая  и новое здание. В начале ХХ века почетный попечитель Чернышев  купил декоративные растения, плодовые деревья, цветы, которые посадили в школьном саду  и на детской площадке.

  Расходы на содержание Александровской школы (7)  составляли : с 1864 по 1874 от 4.200 рублей до 5.900 рублей : с 1875 по 1879 от 12.00 до 19.000 рублей; с 1880 по 1990  - до 20.400 рублей, в 1900 году – 28. 887 рублей, далее  меньше – 21-22.000, в 1911 году было потрачено 33. 494 рубля, но на следующий год в 1912 всего 14. 459 рублей.

  Из таблицы, приведенной в отчете Александровской школы  ( 7) видно что вначале, в 1862 году на содержание одного воспитанника тратилось 81 руб.55 коп.; через 10 лет 113 руб.40 коп. ; в последующие года от 90 и чуть более 100 рублей, самые значительные суммы приходятся на 1910 год – 130 рублей, и на 1911 год – 177 рублей. Расходы на питание выделены в отдельную графу,  и составили примерно 1/ 3 от общих расходов на содержание.

Это свидетельствует, что вопросы питания детей были особенно важны для администрации школы.

    Большинство воспитанников принадлежало к вечно-цеховому ремесленному сословию и содержалось за счет ремесленной казна, на втором месте были дети временно – цеховых ремесленников, которые содержались за счет ежегодных взносов их родителей. Кроме того, были стипендии частных лиц –  имени первых жертвователей школы ( 5 ); были вакансии имени Высочайших особ – членов царской семьи, которые содержались за счет ремесленной казны ( около 20)

   Воспитанием занимались надзирательницы и их помощницы. За все время существования школы, был уволен лишь один ученик.

   За 20 лет существования школы число воспитанников увеличилось в 5 раз, в 1882 году составило – 203 воспитанника, самое большое количество в 1910 г – 224 воспитанника, в основном, с 80-х гг до 1912 год , эта цифра менялась мало – 200, 205 учащихся.  

   За 50 лет существования школы через нее прошло 2.344 воспитанника ( 1.381 мальчик и 1.063 девочки). Из общего числа 224 воспитанника содержались за счет  временно-цеховых ремесленников, 23 – за счет вспомогательной кассы ремесленного общества, на платной основе.

   После окончания школы 876 мальчиков и 670 девочек были взяты родителями, родственниками и опекунами, т.е. большинство выпускников. На обучение в ремесленные мастерские было отдано 220 мальчиков и 297 девочек. За счет ремесленного общества продолжили образование 32 мальчика в ремесленном училище цесаревича Николая, 7 девочек в Покровской женской гимназии.  В Богадельню ремесленного общества из школы было отдано 7 мальчиков и 5 девочек, умерло 46 мальчиков и 54 девочки.

  Для выпускниц  школы в 1883 году был создан специальный капитал, проценты с которого шли на выдачу пособий  в размере 315 рублей 40 копеек при выходе  замуж. На 1912 год пособиями воспользовались 92 выпускницы.

   В первые годы существования школы часть предметов преподавали бесплатно: Закон Божий священник Гратинский; чистописание и рисование – надворный советник Д.А.Иванов.

Программа учебных предметов была расширена: была введена русская история, география, старославянский язык. В 1877 детей школьного возраста разделили на 3 отделения. В первых двух отделениях обучением занимались надзирательницы и их помощницы; они преподавали  в первом отделении русский язык, арифметику, чистописание, рисование, во втором отделении к перечисленным предметам добавлялись славянское чтение и церковное пение. В третьем отделении  учителя вели уроки Закона Божия, арифметики, церковно – славянский язык, географию, черчение, рисование.  В 1884 году Александровская школа была причислена к 4 – ому разряду учебных заведений. Занятия в начальной школе проводились по программе, утвержденной министерством просвещения; надзор за учебой осуществлялся инспектором народных училищ. Для обсуждения вопросов воспитания и обучения был создан педагогический совет. Он рассматривал учебные программы, следил за успехами детей, назначал переводные экзамены, отмечал похвальными грамотами и книжками успехи детей.

  В начале ХХ века школа приобрела собственный световой фонарь, брошюры и картины из музея подвижных учебных пособий. В школе имелась библиотека на 1.000 книг, в библиотеке можно было почитать журналы  «Родник», «Юный читатель», «Всходы», «Малютка».

Ежегодно на Святки и Новый год ставили елку, а лучшие ученики школы показывали спектакль.

   С 1869 года мальчики занимались ремеслами: столярным, токарным, литейным, кузнечным. Оборудование для мастерских было бесплатно предоставлено членами ремесленного общества. В начале ХХ века в связи с переводом школы на Черниговскую улицу дом 5, преподавание ремесел прекратилось, оставили лишь сапожное ремесло.

Изделия детей продавались на выставке и лотереи, их покупали охотно, что стимулировало заниматься рукоделием и ремеслом. В 1899 году ремесленное общество под председательством великого князя Владимира Александровича устроили выставку, в которой приняли участие  воспитанники Александровской школы для детей бедных ремесленников. Они представили изделия, вышитые гладью и крестом, вязанные тамбуром и на спицах, сшитое белье и верхнее платье, обувь, картонажные и переплетные работы, искусственные цветы.  Изделия, по мнению экспертного совета, были хорошего качества и их отметили большой серебряной медалью.

   Занятия в школе продолжались до 15 мая. На каникулы часть детей забирали родители и родственники, часть оставалась в школе. Летом воспитанники с10 до 12 и с 2 до 4 дня занимались рукоделием и ремеслом, работали в саду и огороде. Иногда выезжали за город. Сначала прогулки были редкими, но в 1898 году дьякон Виноградов обратился к министру путей сообщения М.И.Хилкову с просьбой разрешить бесплатный проезд воспитанникам школы. Разрешение было получено, воспитанники стали чаще совершать прогулки в пригороды Санкт - Петербурга.

   Воспитанники Александровской школы участвовали и в общественно – политической жизни города и страны. Во время Русско-Японской войны учащиеся школы из материалов, привезенных дьяконом Виноградовым из местного комитета Красного Креста, сшили 3.100 изделий белья и лазаретных принадлежностей для раненых и больных воинов.

   В 1911 году надзирательницей Е.И.Бельской было введено преподавание игры на балалайке.

При Александровской школе был хор, который принимал участие в церковных службах.


Заключение

    Дом призрения для престарелых и увечных ремесленников, основанный в середине Х1Х века, со временем расширялся и благоустраивался.  Вначале в нем призревалось всего 25 человек, а в начале ХХ века 400.  Занимавший вначале  помещения в небольшом деревянном флигеле рядом со зданием ремесленного общества, Дом призрения по мере увеличения призреваемых, переезжал в отдельные здания, сначала на Киевскую улицу,  на Черниговскую улицу дом 5. Последний адрес единственный, где сохранились постройки Богадельни. Дом призрения престарелых и увечных ремесленников содержался на средства ремесленного общества и находился в введении ремесленной Управы. Их числа членов Управы избирался Смотритель, который отвечал за содержание и порядок в Богадельне. Среди призреваемых большинство было одиноких старых и больных ремесленников, которые не могли самостоятельно жить и зарабатывать  себе на хлеб и нуждались в присмотре. Они содержались за счет ремесленного общества.

  При Доме призрения  престарелых и увечных ремесленников был открыт приют для 30 сирот, который в 1862 году был преобразован в Александровскую школу для детей бедных ремесленников.   В школу принимали детей обоего пола не моложе 5 и не старше 10 лет, всех христианских вероисповеданий.

 За 50 лет существования школы количество детей увеличилось в 5 раз ( с 40 в 1862 году до 200 в первое десятилетие ХХ века). Так же как и Богадельня для представителей ремесленного сословия, Александровская школа несколько раз переезжала. Сначала она помещалась в двухэтажном деревянном доме по Б. Московской улице 5 , в 1868 году переехала в деревянный флигель, построенный рядом со зданием Богадельни на Киевскую улицу (здания не сохранились); потом опять вернулись на Б.Московскую улицу 5, в 1874 на Черниговскую улицу дом 5;  в 1892 году школа переехала в новое каменное трехэтажное здание на Лиговский 293.      

   Большинство воспитанников принадлежало к вечно-цеховому ремесленному сословию и содержалось за счет ремесленной казны, на втором месте были дети временно – цеховых ремесленников, которые содержались за счет ежегодных взносов их родителей, немногие дети содержались за счет родственников и благодетелей.

   В первые годы в Александровской школе давали начальные знания письма, счета, чтения, основное  внимание уделялось воспитанию и знанию Закона Божия и Евангелия. С 80 – х годов Х1Х века преподаванию знаний стали уделять больше внимания: все воспитанники были разделены по возрастам, расширены программы по основным предметам, введены новые предметы, стали преподавать  профессиональные учителя, лучшие выпускники школы могли продолжить свое образование. Обучение ремеслам и рукоделию было на хорошем уровне, изделия учащихся Александровской школы продавались на выставках и лотереях.

   Александровская школа для бедных детей ремесленников находилась в ведении ремесленной Управы, которая решала вопросы приема детей в школу, выбирала почетных попечителей школы, нанимала надзирательниц и их помощниц, решала вопросы хозяйственные и финансовые;  заботилась и дальнейшей судьбе своих выпускников, пристраивая их в ремесленные мастерские, а в исключительных случаях, давала им возможность учиться в гимназии или техническом училище.      

  Ремесленное сословие с  живым сочувствием относилось к положению малоимущих членов своего общества; к бедным, старым и больным. И не только на словах, но и на деле старалось помочь им деньгами, вещами, продовольствием. Лучшим доказательством милосердия по отношению к обездоленным ремесленникам и их детям служат учрежденные ремесленным обществом Богадельня для престарелых и увечных ремесленников и Александровская школа для детей бедных ремесленников. Я считаю, что это прекрасный пример для нашего современного общества, в котором много говорят о необходимости помогать ветеранам, пенсионерам, детям, оставшимся без родителей, но слишком мало делают для того чтобы помочь им.

К презентации.

   На слайде Дом ремесленной общества на Большой Московской улице дом 1. Над окнами 2-го этажа в замковых камнях видны изображения предметов, которыми пользовались ремесленники; ножницы, наперсток, клещи, горн и другие. Здание было построено в середине Х1х века по проекту Августа Ивановича Ланге. В первом этаже находились магазины, а второй этаж занимала Ремесленная Управа – сословный орган, который решал все важные для жизни ремесленников вопросы и представлял их интересы в Общей Думе Санкт-Петербурга.

 В этом здании был решен вопрос об учреждении ремесленным обществом Дома призрения престарелых и увечных ремесленников и приюта для сирот.

 Тема моей работы; «Дом призрения престарелых и увечных ремесленников и Александровская школа для детей бедных ремесленников в Санкт - Петербурге».

Эти два учреждения были основаны Ремесленным обществом.

   Дом призрения для престарелых и увечных ремесленников, основанный в середине Х1Х века, со временем расширялся и благоустраивался.  Вначале в нем призревалось всего 25 человек, через 20 лет – 124, а в начале ХХ века 400.  Занимавший вначале  помещения в небольшом деревянном флигеле рядом со зданием ремесленного общества, Дом призрения по мере увеличения призреваемых, переезжал в отдельные здания, сначала на Киевскую улицу,  на Черниговскую улицу дом 5. Последний адрес единственный, где сохранились постройки Богадельни.

   В Дом призрения принимались ремесленники, приписанные к вечно – цеховому сословию, христианского вероисповедания. Среди них были бывшие портные, кузнецы, сапожники, парикмахеры, столяры, представители других ремесленных профессий.

 Дом призрения престарелых и увечных ремесленников содержался на средства ремесленного общества и находился в введении ремесленной Управы. Их числа членов Управы избирался Смотритель, который отвечал за содержание и порядок в Богадельне. Среди призреваемых большинство было одиноких старых и больных ремесленников, которые не могли самостоятельно жить и зарабатывать  себе на хлеб и нуждались в присмотре. Они содержались за счет  казны ремесленного общества, добровольных пожертвований, кружечных сборов; позднее – за счет доходов, получаемых от сдачи квартир в домах, принадлежащих ремесленному обществу. Были и так называемые пансионеры, призреваемые в Богадельне за плату, которую вносили родственники или благодетели. Расходы на содержание призреваемых вначале были более чем скромными 15.5 копеек в день, со временем они были увеличены.

 Для призреваемых были установлены правила, которые следовало соблюдать. Не дозволялось браниться, пьянствовать, покидать Богадельню без разрешения Смотрителя, просить милостыню. При желании Богадельню можно было покинуть, при условии, что призреваемый мог жить самостоятельно и у него было достаточно средств, или его могли забрать родственники, которые могли его содержать.

  26 июля 1856 года Старшина ремесленного сословия Никита Максимович Комаров обратился в Ремесленное отделение Общей Думы с предложением учредить приют для детей сирот и бедных ремесленников в честь коронования Государя Императора Александра Николаевича. Учреждение приюта должно было подтвердить верноподданные чувства ремесленного сословия по отношению к предстоящему событию и Монарху, «который даровал мир и возможность стремиться к процветанию благосостояния ремесленников». Это предложение было единодушно поддержано Ремесленной Управой. Было принято решение основать детский приют  для детей сирот ремесленников и просить разрешение о присвоении этому приюту имени Александровского , по имени Государя Императора. Это обращение было одобрено Императором, а Ремесленному отделению была объявлена благодарность.

  В 1862 году приют был преобразован в Александровскую школу для детей бедных ремесленников. Позднее, в 1874 году в здании школы освятили церковь во имя Благоверного князя Александра Невского. Школу стали называть Алексанро-Невской.

   Был разработан проект Устава для приюта сирот ремесленников, в главной целью было отвлечь детей бедных ремесленников от дурного влияния улицы. Учебе отводилось второстепенное значение. Воспитанники должны были научиться читать, писать, знать Священную историю, 4 правила арифметики, уметь считать на счетах и заниматься рукоделием.

  В школу принимали детей обоего пола не моложе 5 и не старше 10 лет, всех христианских вероисповеданий.

 За 50 лет существования школы количество детей увеличилось в 5 раз ( с 40 в 1862 году до 200 в первое десятилетие ХХ века). Так же как и Богадельня для представителей ремесленного сословия, Александровская школа несколько раз переезжала. Сначала она помещалась в двухэтажном деревянном доме по Б. Московской улице 5 , в 1868 году переехала в деревянный флигель, построенный рядом со зданием Богадельни на Киевскую улицу (здания не сохранились); потом опять вернулись на Б.Московскую улицу 5, в 1874 на Черниговскую улицу дом 5;  в 1892 году школа переехала в новое каменное трехэтажное здание на Лиговский 293.      

   Большинство воспитанников принадлежало к вечно-цеховому ремесленному сословию и содержалось за счет ремесленной казны, на втором месте были дети временно – цеховых ремесленников, которые содержались за счет ежегодных взносов их родителей, немногие дети содержались за счет родственников и благодетелей.

   В первые годы в Александровской школе давали начальные знания письма, счета, чтения, основное  внимание уделялось воспитанию и знанию Закона Божия и Евангелия.

 С 80 – х годов Х1Х века преподаванию знаний стали уделять больше внимания: все воспитанники были разделены по возрастам, расширены программы по основным предметам, введены новые предметы: русская история, география, славянский язык. Стали преподавать  профессиональные учителя, лучшие выпускники школы могли продолжить свое образование.   В 1884 году Александровская школа была причислена к 4 – му разряду учебных заведений. Занятия в начальной школе проводились по программе, утвержденной министерством просвещения; надзор за учебой осуществлялся инспектором народных училищ. Для обсуждения вопросов воспитания и обучения был создан педагогический совет. Он рассматривал учебные программы, следил за успехами детей, назначал переводные экзамены, отмечал похвальными грамотами и книжками успехи детей.

  В начале ХХ века школа приобрела собственный световой фонарь, брошюры и картины из музея подвижных учебных пособий. В школе имелась библиотека на 1.000 книг, в библиотеке можно было почитать журналы  «Родник», «Юный читатель», «Всходы», «Малютка».

Ежегодно на Святки и Новый год ставили елку, а лучшие ученики школы показывали спектакли.

   С 1869 года мальчики занимались ремеслами: столярным, токарным, литейным, кузнечным. Оборудование для мастерских было бесплатно предоставлено членами ремесленного общества. В начале ХХ века в связи с переводом школы на Черниговскую улицу дом 5, преподавание ремесел прекратилось, оставили лишь сапожное ремесло.

 Обучение ремеслам и рукоделию было на хорошем уровне, изделия учащихся Александровской школы продавались на выставках и лотереях.

   Александровская школа для бедных детей ремесленников находилась в ведении ремесленной Управы, которая решала вопросы приема детей в школу, выбирала почетных попечителей школы, нанимала надзирательниц и их помощниц, решала вопросы хозяйственные и финансовые;  заботилась и дальнейшей судьбе своих выпускников, пристраивая их в ремесленные мастерские, а в исключительных случаях, давала им возможность учиться в гимназии или техническом училище.      

  Ремесленное сословие с  живым сочувствием относилось к положению малоимущих членов своего общества; к бедным, старым и больным. И не только на словах, но и на деле старалось помочь им деньгами, вещами, продовольствием. Лучшим доказательством милосердия по отношению к обездоленным ремесленникам и их детям служат учрежденные ремесленным обществом Богадельня для престарелых и увечных ремесленников и Александровская школа для детей бедных ремесленников. Я считаю, что это прекрасный пример для нашего современного общества, в котором много говорят о необходимости помогать ветеранам, пенсионерам, детям, оставшимся без родителей, но слишком мало делают для того чтобы помочь им.


Библиография.

  1. Антонов    Кобак .Святыни Санкт-Петербурга. Т.3, Спб.1996, с.33
  2. Андреевский И.Е. Угрюмов П.К. Градские богадельни в Санкт-Петербурге. СПб., 1889
  3. .Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер.Х1Х-начала ХХ века. Справочник. СПб.:  Пилигрим,1996. -  с.75
  4. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер.Х1Х-начала ХХ века. Справочник. СПб.:  Пилигрим,1996. -  с.257
  5. Александровкая школа для детей бедных ремесленников в Санкт-Петербурге. Наставления надзирательнице   и ее помощнице, составленные Почетным Попечителем  Г.Г.Петровским. СПб.1869.
  6. 6..Александровкая школа для детей бедных ремесленников в Санкт-Петербурге. 20-летие Александровской детской школы Санкт-Петербургского ремесленного общества. СПб.,1887
  7. Александровская школа для детей бедных ремесленников  Санкт-Петербургского ремесленного общества. Отчет за 50 лет. СПб.,1912
  8. .Александровская школа детей ремесленников в Санкт-Петербурге. ( Правила, относящиеся до Александровской школы Санкт- Петербургского Ремесленного Общества, открытой 23 ноября 1863 года). . //  Русский ремесленник. – 1863 - № 7 -  с.3 – 6
  9. Благотворительность и милосердие в Санкт-Петербурге. СПб., 2000
  10. Извлечение из Отчета  Ремесленной Управы за 1861 год. //  Русский ремесленник. – 1861 - № 6 -  с.4
  11. Извлечение из Отчета Дома Призрения и убогих ремесленников за 1861 год.//  Русский ремесленник. – 1861 - № 7 -  с. 2
  12.  Извлечение из Отчета  Ремесленной Управы за 1862 год.//  Русский ремесленник. – 1861 - № 5-  с.5
  13.  Известие Санкт-Петербургского цехового Общества .//  Русский ремесленник. – 1862 - № 3 -  с.3
  14. Исаков П.Н. Справочная книжка о благотворительных учреждениях и заведениях                 Санкт-Петербурга. СПб., 1911
  15. .Петербургский Дом призрения престарелых и увечных ремесленников. Положение.СПб.1867
  16. Положение об Александровской ремесленной школе при Доме Призрения.//  Русский ремесленник. – 1861 - № 12 -  с.2 – 7
  17. . Справочник о благотворительных учреждениях, действующих в городе Санкт-Петербурге. СПб., 1913
  18. Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия. Девятнадцатый век. СПб., 2003., кн.1.,с.340-341

      19..РГИА СПб. Ф.796 оп.155.д.1299

20.ЦГИА СПб. Ф. 792 оп.4.д.14

      21..ЦГИА СПб. Ф.792 оп.1.д.8154

      22.ЦГИА СПб. Ф. 792 оп.1.д.2 976

      23.ЦГИА СПб. Ф.419 оп.1.д.1

      24.ЦГИА СПб. Ф792.  оп.1.д.2 986

  1. ЦГИА СПб. Ф.792 оп.1.д.175

Приложения.

Положение об Александровской Ремесленной школе.

   В декабре 1861 года в журнале «Русский ремесленник» [2]  было опубликовано Положение об Александровской Ремесленной школе.

 Из Положения  следует:

1.Иждивением Санкт-Петербурского Цехового общества в память коронования Государя Императора  Александра Николаевича учреждается при Доме призрения престарелых и увечных ремесленников в Санкт-Петербурге школа для бедных детей ремесленников.

2.Общее заведование и управление принадлежит Почетным Попечителям, хозяйственной частью заведывает Член  Ремесленной Управы;  прием и отпуск денег возлагается на Казначейство Управы;  воспитание находится в ведении Надзирательницы и ее помощниц, а для преподавания некоторых предметов приглашаются учителя.

3.Почетные Попечители избираются на бессрочное время Ремесленным Отделением Общей Думы и подчиняются ей.

4.Почетные Попечители заботятся о благоустройстве школы внутреннем и наружном, о сохранении порядка, указанного Уставом учреждения, имеют главное наблюдение за хозяйственной частью школы, составляют сметы и отчеты, которые представляются на утверждение Ремесленного Отделения Общей Думы. Она же заведует приемом и увольнением воспитанников и воспитателей.

5.Член Управы, в качестве смотрителя, под наблюдением Почетных попечителей заведует хозяйственной частью школы. Он заботится об экипировки и довольствии воспитанников, закупает все необходимые предметы, наблюдает за чистотой и ремонтом всех помещений. В его же ведении состоит и прислуга.

6.Казначейство Управы принимает и отпускает суммы по порядку, принятому в Управе.

7. Надзирательница имеет ближайшее наблюдение за содержанием и воспитанием детей в школе. Вследствие этого на нее возлагается:  полный надзор за детьми, наблюдение за пищей и одеждой, за чистотой и порядком в комнатах и предохранение воспитывающихся от болезней;

Обучение детей предметам программы школы, за исключением Закона Божия и тех предметов,, для преподавания которых будут приглашены особые учителя.

8.В помощь Надзирательницы полагается 1 или 2 помощницы, которые подчиняются Надзирательнице. Назначение им занятий предоставляется на ее усмотрение. В случае болезни или отсутствия Надзирательницы, одна из ее помощниц занимает ее место.

9.Надзирательница и помощницы определяются Почетными Попечителями, с утверждением Общей Думы. Должности Надзирательницы и ее помощниц предоставляются лицам благонадежным, преимущественно из получивших образование в одном из учебных заведений, состоящих под покровительством Государыни Императрицы.

10. Надзирательницы и помощницы при заведении имеют квартиры, содержание и прислугу. При назначении им жалованья принимаются в соображение размеры окладов определенных для подобных должностей в Санкт- Петербургских детских приютах.

11.Преподавание Закона Божия и других предметов поручается Священнику и учителям, приглашение коих равно и назначение им жалованья зависит от Почетных Попечителей, которые испрашивают разрешение Ремесленного Отделения Общей Думы.

Способы содержания школы

12.На расходы по содержанию Александровской школы, кроме могущих поступать пожертвований, употребляется часть доходов Общественного дома.

13.Для облегчения сбора приношений в пользу школы, учреждается как при самом заведении, так и при каждом цеховом столе, особые кружки, которые вскрываются в присутствии Ремесленной Управы однажды в месяц, а в случае значительного накопления денег, и несколько раз, по мере надобности.

14. Желающие сделать пожертвования объявляют об этом в Ремесленную Управу.

15. Все сборы денег сосчитываются в присутствии Управы, и по записи в шнуровую книгу, назначенную для сбора пожертвований, причисляются к школе.

16.Приношения, состоящие из съестных припасов, присовокупляются к провианту учреждения, а вещи годные детям, поступают в школу, а не нужные продаются, а обращенные деньги приписываются в пользу учреждения, или же разыгрываются в лотерею.

17. Вообще же, способы содержания, приход и расход сумм по школе не смешиваются с таковыми по Дому Призрения, составляются и ведутся отдельно.

Прием детей в школу

18.Принимаются дети обоего пола не моложе 5 лет и не старше 10 лет всех христианских вероисповеданий

19.Родители, родственники, опекуны или сторонние лица обязаны подать прошение в Ремесленную Управу, прилагая к оному:

А) метрическое свидетельство о рождении дитяти, а если такового нет, то свидетельства нескольких, заслуживающих доверия лиц, о приблизительном возрасте ребенка.

Б)свидетельство о привитии оспы

В)удостоверение медика о том, что дите не одержимо хроническими заболеваниями. На прошения и приложения употребляется простая бумага.

20. Представленные прошения Ремесленная Управа передает Почетным Попечителям, которые удостоверяются лично через Смотрителя школы о бедном и беспомощном состоянии дитяти; или немедленно определяют в школу, или зачисляют в кандидаты школы. Немедленное помещение сирот предоставляется на усмотрение Почетных Попечителей;  замещение вакансий прочими детьми делается по жребию, которые вынимаются в присутствии Ремесленной Управы.

21.От детей не требуется никаких предварительных познаний.

22.На первый раз принимаются в школу для постоянного в оной содержания бесплатно 20 мальчиков и 20 девочек; дальнейшее увеличение будет зависеть от  ее средств.

23.Кроме неплатящих детей, дополнительно принимаются в  школу пансионеры от родителей или благотворителей с оплатою за каждого 50 рублей в год, которые вносятся за каждые полгода вперед в Ремесленную Управу; при прекращении платы, Управа возвращает пансионера лицу, поместившему его в школу; но если плата прекратится по уважительной причине, то пансионер остается в школе.

24.Пансионеры поступают в школу по тем же правилам и содержатся на одинаковом  с бесплатными  основаниями.

   Положение было удостоено Высочайшего утверждения от 21 мая 1861 года и школа в память коронования Государя Императора Александра Николаевича получила название «Александровской». Желая ознаменовать открытие школы 23 ноября 1862 года, в праздник Александра Невского были сделаны первые пожертвования на сумму 924 рублей 20 копеек.

Воспитание и содержание детей

 Воспитанники мужского пола содержались отдельно от воспитанниц.

В школе преподавались следующие предметы: Закон Божий, письмо, арифметика; краткие понятия о естественных науках по отношению к предметам  окружающего мира и различным ремесленным производствам, церковное пение, рисование, пение, рукоделие. Предполагалось, что в дальнейшем, при наличии средств будут включены в преподавание важнейшие языки и некоторые мастерства.

В случае, если у воспитанников проявятся особенные способности к учению, их по представлению Почетных Попечителей, могли послать учиться в Технологический институт за счет ремесленного общества. Если у детей были какие-либо проступки или нежелание учиться, то надзирательнице следовало принимать меры воздействия беседами и убеждениями, и ни в коем случае нельзя было применять телесные наказания ни в каких видах. Предусматривалось также, что если надзирательница не могла справиться, и воспитанник оказывал дурное влияние на остальных детей, то эту проблему решали Почетные Попечители. Они могли устроить такого воспитанника в мастерскую хорошего ремесленника. Неспособные к учению дети не должны были быть исключены из школы раньше 14-летнего возраста. Заболевшим детям оказывали медицинскую помощь либо в самой школе, либо в детской больнице.

Выпуск и распределение детей по окончанию курса учения.

 Дети содержались в ремесленной школе до 14 лет. Перед выпуском Почетные Попечители уведомляли Ремесленную Управу о выпускниках. Ремесленная Управа должна была заниматься их устройством на работу  ( за исключением тех выпускников, у которых были родственники, способные сами найти им занятие).  При распределении на работу учитывались способности выпускника  и он определялся для обучения какому-либо мастерству  к благонадежным  мастерам  и мастерицам, изъявившим желание взять по контракту, без всякой платы за обучение, с обязанностью уплачивать за них казенные повинности.


БОГАДЕЛЬНЯ И АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ШКОЛА-ПРИЮТ

РЕМЕСЛЕННОЙ УПРАВЫ

Богадельня для представителей ремесленного сословия – престарелых и инвалидов – была основана Санкт-Петербургским ремесленным обществом в 1850. Находилась в ведении Ремесленной управы и первоначально располагалась рядом с ее зданием в небольшом деревянном флигеле (управа – Б. Московская ул., 1, богадельня – Б. Московская ул., 5). Когда к 1859 участок управы полностью был застроен каменными домами (по проекту архитектора А. И. Ланге), сочли, что центр города неудобен и беспокоен для стариков и больных. В связи с этим управа приобрела участок земли у Московской заставы, неподалеку от Новодевичьего монастыря, где начали строить дома для призреваемых и обслуги (Киевская ул., 100). В начале 1870-х в богадельне призревалось 47 мужчин и 79 женщин.
В 1873–1874 архитектор Г. И. Винтергальтер выстроил для богадельни новое каменное трехэтажное здание на Черниговской ул., 5. 15 декабря 1874 на третьем этаже во флигеле освятили церковь во имя св. покровителя правящего императора – св. благ. кн. Александра Невского. В том же здании при богадельне открыли Александро-Невскую школу-приют для осиротевших детей петербургских ремесленников 3–14 лет. В 1892 школа была переведена в отдельное трехэтажное здание с окнами на Лиговку, построенное рядом архитектором В. А. Пруссаковым. Здесь 22 ноября была освящена новая церковь на тысячу человек. Переходом новое здание было связано со старым, которое Пруссаков перестроил и расширил в 1900–1902.
В 1910-е в богадельне содержалось 400 взрослых – 125 мужчин и 275 женщин, в школе-приюте – 225 малолетних. Почетными попечителями Управа избрала потомственных почетных граждан: известного военного портного Я. Ф. Мизернюка и булочника П. А. Иванова. Заведовал богадельней Я. И. Шеффер, а приютом – Е. И. Бельская.
В 1920-е здания были перестроены внутри для Ветеринарно-зоотехнического института.

Д. Я. Северюхин

 Предметные ссылки

Имя предмета

Александро-Невская школа-приют для осиротевших детей петербургских ремесленников

Ветеринарно-зоотехнический институт

Ремесленная управа

Ремесленное общество

ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ

Персоны                   

Бельская Е.И.

Винтергальтер Георгий (Егор) Иванович

Иванов П.А.

Ланге Август Иванович

Пруссаков Василий Агатонович

Шеффер Я.И.

Адреса

Б. Московская ул., д. 5 

Б. Московская ул., д. 1 

Киевская ул., д. 100 

Черниговская ул., д. 5 

Церковь благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕСКОГО при благотворительных учреждениях Ремесленного общества

http://www.encspb.ru/ru/image.php?file=small/2804833061.jpg

В сословно устроенной Российской империи ремесленники были важной и хорошо обеспеченной частью общества, имевшей свои учреждения самоуправления и попечения о членах корпорации. Основанный в 1850 Дом призрения для ремесленников размещался поначалу в деревянном доме на Б. Московской, а позднее, около 1860, занял обширный участок у Московских ворот, между Лиговским проспектом и Черниговской улицей.
Для этой богадельни и открывшейся при ней Александро-Невской школы Г. И. Винтергальтер выстроил в 1873–1874 новое каменное здание. Там, во флигеле, на третьем этаже, епископ Ладожский Гермоген освятил 15 декабря 1874 церковь площадью 13 на 4 саж. Иконы для нее написал акад. И. А. Тюрин. Потолок был украшен „в византийском стиле с позолотою“. Много вещей пожертвовали купцы: Иван С. Мозжулин (в 1879 – бронзовые хоругви, в 1884 – напрестольное Евангелие в золоченом серебряном окладе), Николай Яковлевич Максимов (11 икон в серебряных окладах), Михаил Филиппович Филиппов (утварь из золоченого серебра).
Расширяя в 1891–1892 заведение, арх. В. А. Пруссаков возвел для школы отдельный корпус. В нем, посредине третьего этажа, 22 ноября 1892 епископ Нарвский Никандр при участии о. Иоанна Кронштадтского освятил новую двусветную церковь на 1000 человек, выходившую окнами на Лиговку. Три главки и звонница украшали ее фасад.
Трехъярусный белый с золотом иконостас был вырезан по рисунку Пруссакова; иконы и утварь взяли из старого храма. Потолок украшали лепные медальоны с изображениями апостолов. В верхних окнах находились витражи с изображением русских святых: от князя Владимира до Митрофана Воронежского. 2 мая 1893 тем же епископом был освящен боковой Никольский придел, где поставили иконостас „такой же белый, весь в изящной золотой резьбе“.
Новый корпус переходом был связан со старым зданием на Черниговской. Его в 1900–1902 перестроил тот же Пруссаков, и в нем по-прежнему находилась богадельня. С 1873 на этой же улице стояла деревянная часовня, которая 30 лет спустя была расширена и перенесена на новое место.
Из множества образов наибольшим почитанием в церкви пользовались две иконы, украшенные дорогими ризами: Феодоровской Божией Матери и „Скоропослушницы“. Свято-Андреевский скит на Афоне подарил храму ковчег со святыми мощами. 9 мая, в день открытия богадельни, по всем помещениям устраивался крестный ход.
Последним до революции настоятелем служил прот. Николай Павлович Флоровский.
Церковь закрыта в мае 1923 и вскоре ликвидирована; здание было внутри перестроено для Ветеринарно-зоотехнического института. Иконы отданы в Преображенскую церковь за Московской заставой (см. приходскую церковь ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ). Ныне в здании находится Академия ветеринарной медицины.
Архивные источники
РГИА. Ф. 796. Оп. 153. Д. 1647; Оп. 155. Д. 1299; Оп. 172. Д. 1087.
ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 1046.
Литературные источники
ИСС. 1883. Т. 7. С. 341–343.
Краткий исторический очерк Александро-Невской церкви… СПб., 1884.
Письма о путешествиях с о. Иоанном Кроштадтским. СПб., 1894. С. 33–34, 50–54.
50-летний отчет Александровской школы для детей бедных ремесленников… СПб., 1912. С. 7–12.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 99.
Периодика
ПЛ. 1892. № 201, 320, 322.
ВПГ. 1892. № 283.
СПч. 1898. № 103.
ВБ. 1900. № 9. С. 78–80; № 11. С. 94–95.