Самообразование

Гончарова Марина Викторовна

Материалы по темам самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к выступлению2.92 МБ
Microsoft Office document icon текст отчета138.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                     «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова» Курской области

Отчёт по теме самообразования:

 «ИКТ компетентность,  

как средство формирования универсальных учебных действий младшего школьника».

Гончаровой Марины Викторовны,

 учителя начальных классов

2016г.


I.Условия  возникновения  опыта

С 1 сентября 2013 года первоклассники нашей школы, как и все другие первоклассники школ России, начали своё обучение по новому государственному образовательному стандарту начального образования. Приоритетом в ФГОС НОО  названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть формирование УУД. Так как большие возможности  для этого даёт обучение с применением информационно-коммуникационных технологий,у меня  и возникла необходимость исследовать вопрос о ИКТ -компетенциях, как средства формирования УУД  младших школьников.

Опыт по данной теме формировался в условиях школы  в течение 5 лет., т. к. уже второй набор моих учеников занимаются в соответствии с ФГОС НОО.

Изучая новую технологию,  у  меня появилось много вопросов:

  1. На каких уроках целесообразно использовать ИКТ?
  2. Какие электронные образовательные ресурсы можно использовать при подготовке к урокам?
  3. Не окажет ли отрицательное влияние на здоровье детей применение ИКТ?
  4. Сколько времени на уроке можно использовать проектор и экран?
  5. На каких этапах урока необходимо применять ИКТ, для более эффективной работы в формировании УУД.

Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо было время и помощь специалистов. Для этого я посетила ряд  курсов и семинаров, в том числе семинар по работе с интерактивной доской Mimio.

II. Актуальность опыта

«Смена исторических эпох определяется

  сменой коммуникационных технологий…»

  Актуальность рассмотрения данной проблемы связана  не только с приоритетами ФГОС НОО, но и с современным этапом развития общества, который  характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира.

             Высказывание  академика  А.П.  Семенова  «Научить  человека  жить  в

информационном  мире  –  важнейшая  задача  современной  школы»,  должно  стать определяющим  в  работе  каждого  учителя.  Для  реализации  этих  целей  возникает необходимость  применения  в  практике  работы  учителя  начальных  классов информационно-коммуникативных технологий.  

Ученики  1-4  классов  имеют  наглядно-образное  мышление,  поэтому  очень  важно строить  их  обучение,  применяя  как  можно  больше  качественного  иллюстративного материала,  вовлекая  в  процесс  восприятия  нового  не  только  зрение,  но  и  слух,  эмоции, воображение.  Здесь,  как  нельзя  кстати,  приходится  яркость  и  занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ  на  различных  уроках  в  начальной школе  позволяет  перейти  от объяснительно-иллюстрированного  способа  обучения  к  деятельностному,  при  котором ребенок  становится  активным  субъектом  учебной  деятельности.  Это  способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.    

 Именно  поэтому  информационно-компьютерные  технологии  стали  предметом моего исследования.

 III. Теоретическая основа опыта.

             Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Концепция формирования УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам НОО и дополнить традиционное содержание образовательных программ. Её основателями считаются Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов. Также разработкой занималась группа авторов: Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина, С.В.Молчанов, под руководством А.Г.Асмолова.

             Проблема работы школьников с глобальными информационными массивами рассматривалась втечении многих лет: Е.С. Полат, А.А. Гин, ЗотоваН.К., КуксинА.В., В.М.Шейман, А.М.Хайт, СиденкоА.С., Зиммель., БухаркинаМ.Ю., ЯстребцеваЕ.Н., Батюкова З.И, А.В. Худякова, В. Г. Разумовский, В. Ф. Шаталов, ГомулинаН.Н., КавтревА., Ф.С.Зайцев, БоревскийЛ.Я., Дик Ю.И., Хуторской А.В., Собенина Е.С., Кожухова М.Ю.

Работы данных исследователей явились методологической основой предлагаемого опыта.

             Основой практического применения опыта является программа Intel «Обучение для будущего», которая синтезирует преимущества и возможности компьютерных технологий, готовит учителей к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися информационно-коммуникативных технологий. Многие модели мультимедиа-курсов использую на уроках :Программа 1С образование; «Библиотека наглядных пособий»: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки-медиа (Начальные классы). Все электронные учебники имеют методическое сопровождение.

             В процессе работы над данным вопросом мною был составлен следующий глоссарий:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

  • урочные;
  • внеурочные

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

  • технология асинхронного режима связи – «offline»;
  • технология синхронного режима связи – «online».

Наиболее распространённым в опыте работы учителей начальных классов является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится  на экран. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно – образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс.  

        Мультимедиа в переводе с английского означает «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки). Если выразится кратко, мультимедиа – это компьютер плюс проектор, позволяющий спроецировать на экран информацию из любого компьютера Сети, а также из телевизора, видеомагнитофона и т.д. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого материала, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса.

        Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно – иллюстративный метод обучения, основанным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путём сообщения учебного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминают 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио – и видеоинформации повышает запоминаемость до 30 – 50%.

        Мультимедиапрограммы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, составляет в среднем 30% , а приобретенные с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества: представляют в трёхмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения; с помощью слайдов можно применить разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную; можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе. Электронные способы получения, хранения и переработки информации позволяют вводить новые виды педагогической и учебной деятельности  9 создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т. п.).  У школ и отдельных учителей появляются возможности создания  электронных библиотек с готовыми мультимедиаресурсами, автоматизированного составления разнообразных дидактических материалов.

        При использовании в обучении математике, русскому языку, природоведению мультимедийных технологий традиционная структура урока может принципиально не меняться. В ней по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только временные характеристики и насыщенность. Очевидно, мультимедиапрезентации более востребованы для обучения учащихся с кинестической модальностью восприятия.

        Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

- образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;

-развивающий аспект – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;

- воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.

ИКТ - компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

ФГОС НОО -это совокупность требований ,которые обязательно должна выполнить каждая школа ,организуя процесс обучения и воспитания. Главная цель введения ФГОС НОО -повышение качества образования.

В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться.

Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

             УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.                    Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

  IV. Новизна опыта.

Естественен вопрос: «Что нового даёт применение новых информационных технологий в управлении качеством образования?»

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

   Новизна  исследования  заключается  в  том,  что  определены  педагогические  условия, способствующие  эффективному  развитию  компонентов  учебной  деятельности  учащихся младших классов; разработана технология реализации выявленных условий; разработаны и апробированы задания, способствующие развитию умения учиться на урока.

 Уроки  с  применением  информационно-коммуникационных  технологий  –  эффективное средство  развития  компонентов  учебной  деятельности. В  классе  во  время  таких  уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.  Здесь  мы  имеем  два  основных  преимущества  –  качественное  и

количественное.  Качественно  новые  возможности  очевидны,  если  сравнить  словесные

описания  с  непосредственным  аудиовизуальным  представлением.  Количественные преимущества  выражаются  в  том,  что  мультимедийная  среда  намного  выше  по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста я произношу примерно в  течение  1-2  минут.  За  ту  же  минуту  полноэкранное  видео  приносит  больший  объем

информации.  Вот  почему  “лучше  один  раз  увидеть,  чем  100  раз  услышать”.

Опыт имеет репродуктивно-творческий характер.

  1. Технология опыта.

            Качество  изображения,  выполняемого  мелом  на  доске,  не  выдерживает  никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.  С  помощью  доски  и мела  затруднительно и нелепо  объяснять  работу  с  различными приложениями.  В  случаях  выявления  в  слайдах  пособия  недостатков  или  ошибок,  можно сравнительно легко устранить дефекты.  В  зависимости  от  подготовленности  учащихся,  используя  в  презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только  базовые  вопросы  темы.  Темп  и  объём  излагаемого  материала, определяется  по ходу урока.  

Как уже было сказано выше, одним из важных  средств формирования и развития универсальных учебных действий являются информационные коммуникационные технологии (ИКТ). Наряду с  традиционными  методиками,  целесообразно  широкое  использование  цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды.

Конечно,  никакие  современные  программы  не  заменят  настоящего  учителя  и поэтому, чтобы  руководить  диалогом  «компьютер-ученик»,  учителю  необходимо овладеть  методикой  учебного  процесса  с  применением  как  возможностей  любого компьютера,  так  и    интерактивной  доски,  так  и  любых  других  информационных технологий,  дабы  активизировать  учебный  процесс,  повысить  мотивацию,  улучшить качество знаний, создать положительный эмоциональный настрой  ученика к учёбе.  

Урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога. Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ:  

I. Концептуальный

Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.

Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);

Выбор типа образовательных электронных ресурсов.

II. Технологический

Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся; выбор способа взаимодействия учителя и ученика.

III. Операциональный

Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов.

Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.

IV. Педагогическая реализация

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.

ИКТ можно использовать на всех этапах урока в соответствии с нормами СанПиН:  (Приложение 2.)

  1. актуализация опорных знаний;  
  2. самоопределение к деятельности;
  3.  реализации проекта выхода из затруднения;
  4. первичное закрепление;
  5. здоровьесбережение (физкультминутки);
  6. самостоятельная работа;
  7. рефлексия.  

На этапе актуализации опорных знаний можно использовать блиц-опрос с подачей правильного ответа средствами гиперссылок. В случае незнания правильного ответа на вопрос осуществляется переход по гиперссылкам на слайды с требуемым ответом. Также могут применяться тесты, которые помогают быстро определить типичные ошибки и устранить пробелы в знаниях.

 С 2011 года использую в своей работе компьюте и пректор, а с этого года в моем распоряжении еще и  интерактивная доска Мimio, которая открыла множество  возможностей  для  моей творческой  деятельности как учителя.  Интерактивная доска позволяет оперативную проверку домашнего задания по готовым текстам

  Естественно  нужно  потратить  огромное  количество    времени,  чтобы  подготовить слайды, но оно того стоит. Эти же слайды ведь можно использовать и на следующий год!  

Еще одним большим приемуществом ИД является то, что она позволяет делать различные записи поверх изображения. Это очень удобно при проведении устного счета, словарной работы и т. д.

На этом этапе урока уместно заслушать сообщения детей с просмотром презентаций, подготовленных дома, что способствует развитию коммуникативных УУД.

На этапе выявления места и причин затруднения можно использовать загадки, кроссворды, анаграммы, которые подводят детей к постановке проблемы. Элементы проблемности могут создаваться через включение  специальных слайдов, содержащих конфликт, вопрос, противоречие.

При изучении темы “Пришла весна” (1 класс, окружающий мир) на организационном этапе обучающимся предлагается разгадать кроссворд, при решении которого они познакомятся с новым временем года, о котором и пойдет речь на уроке.

Также можно предложить прослушивание стихотворение, мелодию, голоса животных, просмотреть видео, прослушать классическую музыку и слайд-шоу, после которого дети определяют тему урока.

На классном часе «Ты и твои друзья» (1 класс) после прослушивания песни  «Когда мои друзья со мной» внимание обучающихся обращается на словах: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!». Опираясь на них, дети определяют тему занятия.

На этапе реализации проекта выхода из затруднения компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивающего не только высокий уровень наглядности,  но и возможность создания проблемной ситуации и выхода из неё.

С  ИД  очень удобно работать с картами, таблицами, диаграмами, заполняя их и делая пометки на них прямо на уроке.

           Выручает она и при работе с электронными учебника.

Слайды презентаций могут являться на уроках и учебником и образцом тетради, что особенно важно при работе с первоклассниками.

На этапе рефлексии используем блиц-опрос обучающихся.

Закончите начатое предложение:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Сегодня я удивился…
  • Теперь я могу…
  • Было трудно…
  • Мне захотелось…
  • Я поставил себе на уроке отметку…, потому что…
  • Я считаю, что дома мне надо …, так как…

          При проведение самостоятельных и тестовых  работ  интерактивная  доска  заменила  и  меловую  доску  и  кодоскоп.  Множество электронных  программ  для  проведения  тестовых  и  самостоятельных  работ  легко можно вставить на интерактивной доске.  

есс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ

в учебном процессе.

       Моя практика использования информационных технологий показывает, что при

условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока

появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации

учебного процесса.  

Чрезвычайно  удобно  управлять  презентацией  не  с  компьютера,  а  непосредственно  с

поверхности  ИД,  особенно  когда  возникает  необходимость  внесения  правок  и

разъяснений, добавления примечаний. Доска позволяет создавать электронные конспекты

и,  по  желанию  учителя,  сохранять  их.  Особенно  удобно  создание  информационных

тематических  пакетов,  из  отдельных  страниц  которого  легко  и  быстро  можно  создать

конспект,  отвечающий  потребностям  конкретных  детей,  тем  более  что  можно  легко

менять порядок страниц и добавлять новые,  сохраняя или удаляя позже ненужное.

Программное  обеспечение  Interwrite  Workspace  предусматривает  возможность

использования галереи ресурсов, но требуется существенное дополнение и расширение её

разного  рода  учебными материалами. Каждый  учитель  “подгоняет”  содержимое  галереи

под себя, хотелось бы иметь более широкий выбор доступных ресурсов.

Для привлечения внимания к определённому объекту на доске, используемой в качестве

экрана, или, наоборот, для скрытия определённой области, имеется инструмент “Шторка”.

Единственное,  чего  не  может  данное  оборудование,  -  заменить  демонстрационный  и

лабораторный ученический эксперимент, но это и не нужно. Интерактивное оборудование

помогает  сделать  эксперимент  более  наглядным,  когда  в  проекции  можно  рассмотреть

такие  детали  объекта  или  процесса,  которые  не  всегда  видны  при  самостоятельном

визуальном наблюдении.

Так  как  я  учитель  начальных  классов  и  специфика моей  работы многопредметность,  то работа с такой доской дает  мне возможность использовать на своих уроках современные интерактивные  технологии  и  мультимедийные  обучающие  ресурсы  по  разным дисциплинам. Это дает эффект и для учеников – интересные мультимедийные уроки у них будут по нескольким предметам.  

В  чем  же  основные  преимущества  интерактивной  доски  перед  меловой?  Почему интерактивные доски становятся все более популярными?  

•  Интерактивные  доски  помогают  расширить  использование  электронных  средств обучения,  потому  что  они  передают  информацию  слушателям  быстрее,  чем  при использовании стандартных средств.  

•  Интерактивные доски позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения  количества  иллюстративного  материала  на  уроке,  будь  то  картинка  из интернета  или  крупномасштабная  таблица,  текстовый  файл  или  географическая  карта.

Интерактивная  доска  становится  незаменимым  спутником  учителя  на  уроке,  отличным дополнением его слов.  

•  Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в

имеющемся  методическом  материале  прямо  на  уроке,  во  время  объяснения  материала,

адаптируя  его  под  конкретную  аудиторию,  под  конкретные  задачи,  поставленные  на

уроке.  

•  Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.  

•  Интерактивные  доски  позволяют  ученикам  принимать  участие  в  групповых

дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.  

•  Интерактивные доски позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать

общую задачу, поставленную учителем.  

•  Интерактивные  доски  позволяют  проводить  проверку  знаний  обучающихся  сразу

во  всем  учебном  классе,  позволяет  организовать  грамотную  обратную  связь  “ученик-

учитель”.  

•  При  полной  интеграции  интерактивных  досок  в  образовании,  создании  единой

базы  данных  методических  и  демонстрационных  материалов  для  обучения,  у  учителей

появляется больше свободного времени

В  моем  учебном  опыте  ИД  играет  далеко  не  последнюю  роль.  С  ее  помощью  я  легко

объясняю учебный материал ученикам, рисую схемы, таблицы, так же легко стираю их.  

 Но я не скажу, что интерактивная доска творит чудеса, к урокам нужно готовиться болетщательно, нужно готовить интерактивные презентации, искать готовые материалы, вед

интерактивная доска – это просто удобный помощник для любого учителя. Если  говорить  о  том,  как  относятся  к  использованию  интерактивной  доски  на  урокученики, смело можно сказать – положительно! Всем уже давным-давно надоели обычны школьные доски с мелом, который пачкает одежду, руки и личные вещи. Тем более что новому поколению нравится осваивать новые технические изобретения.

          Итак, современные  информационные  и  коммуникационные  технологии  обладают уникальными дидактическими возможностями. Еще раз, перечислю лишь  те из них, которые уже использую в практике педагогической работы. ИКТ позволяют:

  -представлять  обучаемому  информацию  в  различной форме:  текст,  графика,  аудио, видео, анимация и т.д.;

  -контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;

  -выдавать  большой  объем  информации  по  частям,  поэтому  изучаемый  материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;

  -активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;

  -мобилизовать внимание обучаемого;

-  значительно  снижать  временные  затраты  преподавателя  на  контроль  нормативных знаний;

  -быть точным и объективным в оценке знаний;

 - печатать, воспроизводить и комментировать информацию;

 -выходить в мировое информационное сообщество.

      Использование средств ИКТ с целью формирования УУД на уроках позволяет говорить о новом  типе  учебного  занятия.

В настоящее время понятие "интерактивные методы обучения" наполняется новым

содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию; развитию навыков общения личности; развитию и осуществлению социального опыта людей; учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса.        

  При  использовании  ИКТ  мне  стало  легче  осуществлять  личностно-ориентированный

подход  к  обучению,  появилась  возможность  рациональнее  организовать  весь  учебный

процесс.  

           В  работе  я  использую  готовые  мультимедийные  продукты  и  компьютерные

обучающие  программы,  создаю  собственные  презентации,  проекты, использую  средства

сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии я применяю

на всех учебных предметах. Я использую на уроках учебные и игровые программы.  

          На  уроках  русского  языка  использую  тренажёр  «Грамотное  письмо»,  где  дети  на

компьютерах выполняют практические  задания разных видов. Для учащихся 2-4 классов

использую сборник дидактических материалов «К грамотности ступенька», содержащий

пакет комбинированных компьютерных программ, которые включают демонстрационно-

тренировочный,  контрольно-тренировочный  и  тестирующий  модули. Сборник  содержит

богатый  и  разнообразный  материал  по  грамматико-орфографическим  темам,

представленный  в  трёх  вариантах,  для  текущего  изучения  правил  и  обобщающего

повторения.  

         При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использую электронное

учебное  пособие  «Азбука».  Пособие  содержит  разнообразный  интересный

иллюстрированный и озвученный материал для звуко-буквенного анализа слова, слоговой

структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Иногда использую данное пособие и на

уроках  русского  языка. Яркие  рисунки,  необычные,  интересные  задания,  включённые  в

«Азбуку», способствуют повышению интереса к родному  языку  у младших школьников,

позволяют  в  игровой  форме  познакомиться  с  учебным  материалом,  предоставляют

широкие  возможности  для  самоконтроля  и  учебной  рефлексии.  Дифференциация

процесса  обучения  по  данному  пособию  достигается  с  помощью  выбора  заданий

различного уровня сложности.

       На  уроках  математики  использую  диск  «Математика  в  играх  и  задачах». Данное

пособие  содержит  разнообразный  материал  по  многим  темам,  изучаемым  в  начальной

школе. Разнообразные виды  заданий, разные по степени сложности, помогают развивать

познавательные и творческие способности каждого обучаемого.  

       При  работе  над  задачами  использую  компьютерные  анимационные  слайды.

Преимущество  их  в  том,  что  в  любое  время  я  могу  вернуться  к  началу  задачи,

остановиться  на  отдельных  его  фрагментах,  побеседовать  с  учащимися,  выслушать

различные мнения. В 3 и 4 классах применяю слайд-фильмы с анимированными задачами

на движение. Для создания таких слайдов использую анимационные картинки, взятые из

Интернета.  

       Но  не  только  электронные  диски  с  готовым  для  работы  материалом  я  использую  в

работе.  На  всех  учебных  предметах  я  использую  тестовые  задания.  Первоначально  я

использовала  тесты  только  в  печатном  виде,  распечатывала их для  каждого  ученика.  За  время  использования  ИКТ  я разработала разные виды тестов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру с 1 по 4 класс почти по всем темам, по другим учебным предметам меньше.  Теперь  я  применяю  на  уроках  не  только  тесты  в  печатном  виде,  но  и компьютерные, которые позволяют, выполнив их, сразу же получить оценку, которую им выдаёт компьютер, и выявить свои недоработки по той или иной теме.  

        Главное:  при  выполнении  тестовых  заданий  участвуют  и  глаза,  и  мозг,  и  руки

учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к

выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности

процесса обучения.  

        На всех учебных предметах, в качестве дополнительного и развивающего материала,

использую видеодиски «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла

и  Мефодия»,  «Классическая  музыка»,  «Красота  в  музыке  и  живописи»,  «Русские

писатели  и  поэты».  Обязательно  использую  краеведческий  материал  с видеофильмами  и  фотозарисовками    «Кубанские  просторы»,  «Родные  просторы»,

«Цветы весны», «По земле гуляет лето», «Зимние зарисовки» и многие другие.  

          Часто использую на уроках фотографии, которые снимаю на цифровой фотоаппарат.

Для  подготовки  и  проведения  урока  я  пользуюсь  программой  Power  Point,  которая

позволяет  представить  материал  не  только  в  текстовой  форме,  но  и  в  форматах  видео,

аудио.  Презентация  содержит  подобранный  мною  материал  о  растениях,  анимацию,

музыку.  В  ходе  урока  использую  разные  виды  и  формы  работы:  тестирование,

самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа,

работа с учебником, дифференцированное домашнее  задание. Дети активно работают на

уроке.

       

ИКТ-компетентность - фундамент для формирования УУД в современной массовой школе

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете. . Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. 

Так в предметной области «Филология» преимущественно должны формироваться те элементы ИКТ-компетентности, которые относятся к языковой, читательской, речевой компетентности

Литературное чтение. Требования к результатам изучения этого предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных — с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравественного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. В начальной школе важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение. Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.

Русский язык. Этот предмет обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения

Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи — показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать — словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке» (В.В. Андриевская., Г.С. Костюк). По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.

В предметной области «Математика и информатика» преимущественно должны формироваться элементы ИКТ-компетентности, относящиеся к логической, знаково-символической компетентности, а также происходить овладение метапредметными информационными понятиями. В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика , формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

В предметной области «Окружающий мир» преимущественно должны формироваться элементы ИКТ-компетентности, связанные с различными способами изучения природы и общества ,не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. 

Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий предоставляет учебный предмет «Окружающий мир». Например, на страницах соответствующих учебников часто встречаются такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т. д. Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки (дома или на уроке).

Между тем, по сути, это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то (и может различаться в зависимости от того, к кому он обращен), описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия. Во всяком случае, для младших школьников здесь необходимо реальное социальное опосредствование. Целесообразно поэтому практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3—4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание. Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе». Это справедливо и по отношению к иным школьных предметам.

Таким образом, вполне справедливо мнение о том, что нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата (Г.А. Цукерман). На самом деле наиболее актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий(в рамках каждой предметной области). Главное же — видеть в сотрудничестве и дискуссиях учеников не помеху учебе , а необходимый этап выработки детьми своей коммуникативной компетентности.

VI. Результативность опыта.

       Мой опыт работы показывает, что применение информационных технологий способствуют более глубокому усвоению знаний. Применение  такого вида работы на уроках способствуют активизации внимания и мыслительной деятельности  учащихся, развитию речи. Дети учатся делать самостоятельно выводы.

         Результаты показывают, что учащиеся с удовольствием учатся, легче усваивают материал, имеют хорошие навыки учебной деятельности. В настоящее время, когда школа имеет подключение к сети Интернет, появилась возможность проведения уроков в форме виртуальных экскурсии, что особенно значимо при изучении предмета окружающий мир.

          Отслеживая результаты мониторинга,  я  вижу положительную динамику  в развитии  всех видов  УУД.  У  большинства  детей  развиты    свобода  общения,  желание  творить,  не

останавливаться  на  достигнутом.  Следовательно  использование  образовательных

технологий  деятельностного  типа,  современных  методов  и  приемов  способствует развитию универсальных учебных действий.

 В результате правильного общения с ИКТ :

- ведется формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;

уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей,

основ правовой культуры в области использования информации

(при освоении личностных действий)

- . При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

 оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

   использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

   создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

- При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

     поиск информации в информационных архивах: развивается умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

     фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе: учащиеся   овладевают практическими способами работы с информацией;

     структурирование знаний, их организация и представление в виде диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;

      создание гипермедиа сообщений, подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;

     построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов;

     определение последовательности выполнения действий, составление инструкции (простого алгоритма) в несколько действий;

     планирование и проведение исследований объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ;

     проектирование объектов и процессов реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы.

   Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности, определять возможные источники её получения.

- При формировании коммуникативных учебных действий используется общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео – конференция, форум). Таким образом  развиваются умения обмениваться информацией  с помощью современных  технических средств.

  Дети учатся выступать перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ – поддержкой, размещать сообщения в информационной образовательной среде.

              

VII.Адресная направленность .

             Считаю, что данная тема интересна, актуальна, важна для учителей, использующих новые образовательные технологии в учебном процессе темы.

             Материалы опыта могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов различных образовательных учреждений с учащимися начальной школы при урочной и внеурочной форме организации образовательного процесса независимо от учебно-методического комплекта.

           По-моему, проблема формирования учебной деятельности обучающихся на основе информационных технологий обучения волнует не только меня, но и других учителей работающих в инновационном режиме.

          Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

                  Процесс обучения – это всегда тяжелая, упорная работа, преодоление трудностей, решение проблем и, в конечном счете, успех, формирующий реальную мотивацию к обучению. Чудеса творят не компьютеры и интерактивные доски, чудеса творят учителя, в чьих мудрых рукам эти инструменты дарят детям радость познания.

Литература

  1. Баранова Е. В., Гогун Е. А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. — СПб.: Из- дат. «Анатолия», 2003.
  2. Газета «Первое сентября». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsc.1september.ru
  3. ГОСТ 34.003-90
  4. Громов Г.Р., Агапова О.И., Шолохович В.Ф. Компьютерные технологии обучения [Текст]: / Г.Р. Громов. - М: Просвещение, 2005. - 258с.
  5. Каталог ресурсов на Российском образовательном портале. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school.edu.ru/catalog.asp
  6. Кривошеев О.А. Информационные технологии [Текст]: / О.А. Кривошеев. - М: Просвещение, 2006. - 259с.
  7.  Машбиц Е.И., Гершунский Б.С., Талызина Н.Ф. Методические проблемы компьютеризации [Текст]: / Е.И. Машбиц. - М: Просвещение, 2005. - 456с.
  8.  Министерство образования и науки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/ 
  9. Сайт для учителей и родителей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elenasadigova.ucoz.ru
  10.  Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
  11.  Сетевое объединение методистов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://center.fio.ru/som
  12.  Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. [Текст]: /- М.: Бином, 2006. - 245 с.
  13.  Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям [Текст]: /- М.: Бином, 2002. - 56 с.
  14.  Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка.
  15. «Начальная школа» №4 2009г.  
  16. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа

плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.

  1.   Варченко В.И., Жадобко Е.Б. "Компьютерный практикум для начальной школы" –

технология использования компьютеров при изучении учебных дисциплин в начальной школе. Материалы XVIII Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". Троицк: "Байтик", 2007.

  1.  Варченко В.И. "ПМК "Радуга в компьютере" – технология игрового обучения в начальной школе". "Информатика и образование", №3. М.:, 2001.
  2.  Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». №9 2009г
  3.  Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.
  4.  Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г  
  5.  Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.  
  6. Колесникова Ю. А. Первое место  - компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.
  7. Карпова С. В. Урок математики в 1-ом классе с использованием информационных  технологий. //Практика административной работы в школе. – 2005. - №2. – С. 50 – 53.
  8. Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.