Региональный компонент

Лемайкина Ольга Викторовна

Представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя мордовского (эрзянского) языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №18»

Лемайкиной Ольги Викторовны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя мордовского (эрзянского) языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №18»

Лемайкиной Ольги Викторовны

«По отношению каждого человека к своему языку

 можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

К.Г. Паустовский

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Мы живём в сложное и  интересное время. На многое смотрим по-новому, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы должны знать более глубоко. Что радовало наших предков? Чем они занимались? Как трудились? О чём мечтали? Что передавали в песнях и рассказах своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

     Изучение мордовского (эрзянского, мокшанского) языка в русскоязычной школе это ни что иное,  как вхождение детей в культуру мордовского языка, а при освоении культуры формируется языковой компонент. Изучение языка, культуры, истории своего народа - святая обязанность каждого из нас.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных языков определила русский и мордовские (мокшанский, эрзянский) языки.

Проблема, над которой я работаю «Использование инновационных технологий на уроках эрзянского языка для повышения мотивации и качества образования»

     Моя проблема актуальна тем, что за последнее время наблюдается снижение общей культуры учащихся, интереса к изучению эрзянского языка и мордовской культуры, отсутствие национального ориентира.

     Воспитание бережного отношения к эрзянскому языку, традициям и обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем эрзянского языка.

     В своей работе стараюсь формировать интерес к мордовской культуре, расширить знания об истории мордвы, его обычаях и традициях, о великих людях мордовского народа, воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине, родному краю.

Формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. 

     Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является изучение культуры мордовского народа, привитие любви к своей малой Родине. Хотелось бы, чтобы школьники дорожили прошлым своего народа, знали свой язык, общались на нём.

 В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

-  развивающее обучение;

- проблемное обучение;

 - развитие критического мышления;

-  дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

В своей работе я использую такие принципы как:

- сотрудничество учителя и ученика,

- принцип равенства, индивидуализации и социализации ученика,

- развитие логической мыслительной деятельности,

- свободу духа и выбора для педагога,

      Реализация данных принципов позволяет создать на занятиях атмосферу  доверия, творчества и взаимодействия. Я считаю, что учитель должен видеть в каждом ребенке его неповторимость, подбирать приемы и методы, которые позволят раскрыть его способности и возможности. Такая система взаимодействия позволяет моделировать ситуацию успеха как для  «слабого» ученика так и  для более успешного. Применение активных и интерактивных методов обучения делает урок более «живым» и результативным.

 Основными целями инновационного обучения являются:

- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; формирование личностных качеств учащихся;

- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

 -развитие различных типов мышления.

      Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

 - оптимизация учебно-воспитательного процесса;

 - создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

-  выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

 - включение учащихся в творческую деятельность;

-  тщательный отбор материала и способов его подачи.

Применение инновационных образовательных технологий  в преподавании мордовского языка актуально и перспективно так как, оно  нацелено на поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика, основано на использование личностно-ориентированного обучения, что  соответствует концепции гуманизации образования и социокультурной потребности современного общества. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу. Инновационные технологии направлены на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

3.Теоретическая база опыта.

       Разработкой путей активизации и развития познавательной деятельности учащихся занимались современные ученые и методисты: В.В. Давыдов, А.В. Занков, Д.Б. Эльконин и другие.

     Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

     Я согласна с авторами теории в том, что, обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это помогает осуществить цели развивающего обучения.

     Имея в виду соотношение, язык – речь, ученые - методисты сделали такой вывод: учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации.

     По убеждению ученых, изучение языка лишь как информационного средства не влияет на развитие языкового чутья и, следовательно, не способствует формированию личности. «Путь очеловечивания» возможен лишь при изучении выразительной, духовной силы языка литературных образцов.

В течение всего времени преподавания эрзянского языка мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов и создание собственных. На своих уроках постоянно пользуюсь разработками из журналов «Сятко», «Чилисема».

Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, планы-конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий. Это уроки по теме «Идем ракшат», «Монь кудораськем», «Ярсамопелень анокстамось», «Сёксь» и другие.

Иллюстративные материалы используются на уроках при объяснении нового материала для проверки знаний учащихся. Данный материал я использую на уроках и в процессе подготовки. Наличие материальной базы, использование информационно-коммуникативных технологий и таких образовательные технологий, как: метод проблемного обучения, проектного обучения, организационно - деятельностного (игрового) обучения, обучения в сотрудничестве, позволяют мне разнообразить свои уроки. В условиях классно-урочной системы, эти технологии легко вписываются в учебный процесс. Они обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но обеспечивают и развитие самостоятельности, доброжелательности, коммуникабельности; воспитываются такие ценности как открытость, честность, сопереживание, толерантность.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. 

На мой взгляд, обучение любому предмету в школе, в том числе и эрзянскому языку, должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал.

Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Развитие познавательной активности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Такого рода деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы. Отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников

Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. В своей работе наряду с традиционными уроками использую следующие технологии личностно-ориентированного обучения:

  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Обучение в сотрудничестве (Работа в малых группах);
  • Модульное обучение.
  • Игровые технологии
  • Технология разноуровневого обучения

Мой опыт преподавания с использованием ИКТ на уроках в течение многих лет, показал, что этот вид обучения имеет преимущества: у учащихся,

Внедрение ИКТ на уроках эрзянского языка помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно - коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. Данная технология повышает качество наглядности в учебном процессе (презентации). Повышает информативность урока, эффективность обучения, придает уроку динамизм и выразительность.

Основная цель уроков игровой педагогической технологии - создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока - беседа с элементами проблемно-поискового подхода.

Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. В состав модуля входят целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности.

Различные формы уроков дают возможность выявить способности каждого ученика, вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и ученика, стать активными участниками учебного процесса, не боятся высказать свое мнение.

          5.Анализ результативности.

За данный промежуток работы имею  устойчивые положительные результаты обучения, благодаря грамотному и методически оправданному использованию в своей работе инновационных образовательных технологий. На уроках  эрзянского языка царит творческая атмосфера. На  протяжении нескольких лет мои ученики являются победителями и призерами муниципального этапа межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому (эрзянскому) языку.

      Под моим  руководством  дети с удовольствием занимаются проектно - исследовательской деятельностью и являются призерами и победителями различных республиканских и муниципальных конкурсов.

2014-2015 уч.год

  • Карпова Карина ученица 6 класса победитель муниципального этапа XVII Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому (эрзянскому) языку.
  • Гаврилов Владислав ученик 5 класса – призёр муниципального этапа XVII Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому (эрзянскому) языку.
  • Сапунов Максим ученик 3 класса – призёр муниципального этапа XVII Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому (эрзянскому) языку.
  • Егоров Максим - ученик 4 класса – участник муниципального этапа XVII Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому

2015-2016 уч.год

  • Устимова Виктория победитель муниципального этапа республиканской олимпиады школьников по мордовскому (эрзянскому) языку.
  • Зубрилова Юлия призёр муниципального этапа республиканской олимпиады школьников по мордовскому (эрзянскому) языку.
  • Сапунов Максим ученик 4 класса – призёр муниципального этапа республиканской олимпиады по мордовскому (эрзянскому) языку.
  • Коновалова Дарья ученица 5 класса - призёр муниципального этапа республиканской олимпиады по мордовскому (эрзянскому) языку.

2016-2017 уч.год

  • Устимова Виктория призёр муниципального этапа XIX Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому (эрзянскому) языку.
  • Очиченко Елизавета призёр муниципального этапа XIX Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому (эрзянскому) языку.
  • Сапунов Максим призёр муниципального этапа XIX Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому (эрзянскому) языку.
  • Егоров Максим призёр муниципального этапа XIX  Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому  (эрзянскому) языку.
  • Устимова Виктория призёр 2 степени  республиканского этапа Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языку и мордовской литературе среди обучающихся школ с русским (родным) языком обучения.
  • команда «Юные краеведы» победители конкурса «Знатоки родного края» - 2016 г.
  • Князьков Глеб ученик 3 класса победитель конкурса «Кукла в национальном костюме» в номинации «Кукла в мокшанском костюме» - 2016 г.
  • Князьков Глеб ученик 3 класса победитель конкурса чтецов на мордовском (мокшанском, эрзянском) языке «Любовью к Родине дыша…» 2016 г.
  • Жилкина Анастасия призёр конкурса чтецов на мордовском (мокшанском, эрзянском) языке  «Родимый край, тобою я живу» 2015 г.
  • Князьков Глеб   призёр конкурса «Кукла в национальном костюме» в номинации «Кукла в мокшанском костюме» - 2017 г.
  • Уткин Максим призёр конкурса «Кукла в национальном костюме» в номинации «Кукла в эрзянском костюме» - 2016 г., 2017г.
  • Маркина София победитель в номинации «Этнокультурное образование» с исследовательской работой «Секреты бабушкиного веретена» - 2015 г.
  • Мартынова Ксения призёр конкурса чтецов на мордовском (эрзянском) языке «Любовью к Родине дыша» – 2016 г.
  • Чибиркина Анна призёр конкурса чтецов на мордовском (эрзянском) Карпова Карина призёр конкурса компьютерных презентаций «Родной язык в моей семье», 2016 г.
  • Чибиркина Анна призёр в творческом конкурсе художественного чтения на языках народов Республики Мордовия (мокшанский, эрзянский, татарский), 2016 г.
  • Егоров Максим призёр в творческом конкурсе художественного чтения на языках народов Республики Мордовия (мокшанский, эрзянский, татарский), 2016 г.

6.Адресные рекомендации по использованию опыта.

     

      Опыт работы по данной проблеме может использоваться учителями, студентами педагогических вузов, родителями учащихся .

   Опыт моей работы обобщен на школьном уровне, представлен на школьном сайте:http://sc18sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10768/186168

7.Наглядные приложения

Приложение №1.

Технологическая карта урока  

Лемайкина Ольга Викторовна - учитель эрзянского языка МОУ «СОШ №18» г. Саранска

Предмет: эрзянский язык

Класс: 3 Б                                                                                                                                                                                                                                                     Тема урока: «Ярсамопелень анокстамось» - «Приготовление пищи»  

Цель урока: изучение и первичное закрепление новых лексических единиц;

                      создать  на уроке условия   для  формирования положительной  мотивации и интереса к эрзянскому языку;

Задачи урока:

Предметные:   изучить и закрепить новые лексические единицы и активизировать лексику по ранее изученным темам; развивать умения и навыки в чтении: понимать прочитанный текст.

Метапредметные:

Регулятивные:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности;

-самостоятельно организовывать деятельность в соответствии с учебной задачей;

-адекватно воспринимать оценку и отметку

Коммуникативные:

- донести свою позицию до собеседника,  высказывая свою точку зрения;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения,  уважительно относиться к позиции другого;

- читать вслух и про себя текст  учебника и при этом  вести «диалог с автором» (искать ответы на вопрос, проверять себя),  выделять главное;

- осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Познавательные:

выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий; развитие логического мышления, воображения;

Личностные:  приобщение учащихся к национальной культуре родного края;

Оборудование к уроку: компьютер, экран, мильтимедийная презентация по теме «Ярсамопелень анокстамось», карточки с заданиями для работы в группах.                                                                                                

Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

 Слайд 1.

 Зярс гайги эрзянь келесь

Семс монгак эрян.

Оятненень, ялгатненень

Шумбрачи мерян!

-Шумбратадо, эйкакшт! -  Шумбракстнетяно кужинесэ:

 кундадо кедте-кедьс, мереде: «шумбрачи»    

- Озадо, эйкакшт.

Течинь уроксто минь тынк марто карматано важодеме кужинесэ. Кужинетнеде колмо: васенце, омбоце, колмоце.

 

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие,  мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация знаний.

Цель:

 Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

 

 

  Фонетическая зарядка.

Келень ливчакавтома.

- Ютавтано келень ливчакавтома, помнясынек ловомкатнень.

Яхим-тюхим,

Пенч арась,

Пенчесь муевсь,

Сонсь ёмась.

Сонсь а сыре, сонсь а од,

Лишминезэ – пароход.                                    

Косто неи качамо,                                  

Тозонь сови ярсамо.

 Ютатано седее тов.

- Расскажите о себе на эрзянском языке. Можете придерживаться плана.

- Тон кие?

- Кода тонь леметь?

- Кодамо классо тон тонавтнят?

- Зяро тонь иеть?

- Кодамо иень шкасто тонь чачома чить?

- Косо тон эрят?

Слайд 2, 3.

 Обращает  внимание на произношение слов на эрзянском языке, на правильно данный ответ, на правильный перевод предложений.

 

Читают  хором в группах, отвечают на вопросы, переводят предложения

 

Регулятивные: 
формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

Формировать умение слушать и слышать собеседника.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель.

   - Уроконь теманть мон тыненк а ёвтаса, содынк сонзэ тынсь. Эрявить ютавтомс валтнэ рузонь кельстэ эрзянь кельс.

Младший брат – ялакс

Бабушка – сырькай

Младшая сестра – сазор

Мама – ава

Я – мон

Дедушка – покштя

Старшая сестра – патя

Папа – тетя

Старший брат – леля

Внук – нуцька

Слова, по какой теме мы с вами вспомнили.( Семья)

По выделенным  буквам переведённых слов составьте слово.

- Какое слово получилось? (Ярсамопель)

- Кто догадался, как переводится это слово? (Еда)

- О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Слайд 4

 - Ловносынек вейсэ уроконь теманть: «Ярсамопелень анокстамось».  («Приготовление пищи»)

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься,  учитывая тему урока? 

- Знакомиться  с новыми словами

- Читать и писать слова, тексты на эрзянском языке

- Переводить  с эрзянского на русский и с русского на эрзянский язык слова и предложения

- Отвечать  на вопросы.

Эйкакшт, сёрмадсынек течинь чинть ды уроконть теманзо.

Слайд 5,6.

Выдвигает проблему.  Организует формулирование темы урока учащимися.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Составляют план урока.

Познавательные:  развивать логическое мышление.

Регулятивные:  уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

4.

Обобщение и систематизация знаний.

 Цель:

1)Тренировка навыков чтения с общим пониманием содержания текста, поисковое чтение.

2)Тренировка навыков устной речи.

1) игра

Прежде чем приступить к первому пункту плана, вспомним слова, которые мы уже с вами знаем по данной теме.

Налксема « Ярсан – а ярсан».

   -Бути те ярсамка, цяпадьсынек кедьтнень.

     (Если слово обозначает съедобное, то хлопаем в ладоши.)

  Ям, кши, чувто,  лопа, куяр, сывель, чипай, лов, умарь, капста, пурька, оска, чурька,  куз, модамарь, якстерькай.

Слайд 7.

Организует игру, обеспечивает контроль  за выполнением задания.

Играют

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем;
проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы.

2)знакомство с новыми словами

А теперь дополним наш словарный запас новыми словами. Послушайте, я прочитаю вам слова.

Чапамо ловсо –  кислое молоко

Суронь пачалгсеть –  блины из проса

Панжакай – ватрушка с картофелем или с творогом

Каждая группа готовила домашнее задание. Проверим.

1-це кужинесь ёвтни – чапамо ловсодо

2-це кужинесь - суронь  пачалгседе

3-це кужинесь – позадо

- Какие блюда национальной кухни вы знаете, ребята?

- Какое национальное блюдо готовят у вас в семье?

(Рассказ учителя о еде мордовского народа.)

- Эйкакшт, течи минь тынк марто карматано дурак куяронь пидими.

 (-Сейчас мы затопим с вами печь и поставим тыкву париться.)

(Учительница подходит к печке, накладывает тыкву в чугунок и с помощью ухвата ставит чугун в печь.)

Слайд 8,9

Знакомит с новыми словами.

Следит за речью детей.

 Читают по-одному, хором в группах.

Рассказывают о блюдах мордовского народа.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Коммуникативные:

 планирование учебного сотрудничества с учителем;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3)  физкультминутка

Эйкакшт, дурак куяронть путынек каштомс пиими.

 Ютатано седе тоа.  Весе стядо, оймсетяно.

Если слово указывает на то, что в небе – руки поднимаем вверх, а если на земле – садимся.

Менель, мода, покш, вишине, нимиляв, скал, мекш, нумоло, нармунь, тейтерне,  чипай, верьгиз, варака, сея, пель,  сеель, чувто, менель, мода.

-Эйкакшт, кода минь мольтяно?

-Вана истя минь мольтяно (показывают).

-Эйкакшт, кода тынь чийтядо? (Кирнявтадо? Эрятадо? Озатадо?)

Даёт задание, проводит инструктаж.

Выполняют физкультминутку

.

Познавательные:

Развивать операции мышления (классифицировать

объекты по существенному признаку)

4) работа по учебнику стр.44, упр.4.

Пока наша тыква парится в печи, мы с вами поработаем.

Эйкакшт, панжинк книганк, муинк текстэнть стр.56, упр.

Рассмотрите рисунок. Назовите членов семьи на эрзянском языке.

  • Чтение рассказа учителем.
  • Чтение по цепочки.
  • Перевод
  • Ответы на вопросы

Организует беседу.

Читают текст, переводят слова, отвечают на вопросы

Личностные:

выражать своё отношение к героям в тексте.

Познавательные:

выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий:

Коммуникативные:

производить

убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

5.

 Закрепление пройденного материала

 У меня на доске записаны слова.

Чурька, ловсо, куяр, ой, модамарь, ал, пурька, топо, сывель, капста, почт, помидор, сахар, сал, велькс.

Сейчас мы с вами будем готовить  блюда.(Работа по группам)

1-це кужинесь - Капста ям: …, …, …,…

2-це кужинесь - Пачалгсеть: …, …, …

3-це кужинесь - Салат: …, …, …

Запишите, какие продукты вам необходимы, чтобы приготовить данные блюда.

Слайд 10

 Организует работу в группах, следит за выполнением задания.

Осуществляет проверку.

 Дети работают в группах.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

6.

Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

 

 Наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к нашему плану. Смогли ли мы сделать всё, что запланировали?

- Понравился ли вам, дети, сегодняшний  урок?

Дополните мне предложения

- Я сегодня узнал(а)...

- Я сегодня запомнил(а)...

- На уроке мне понравилось…

- Я оцениваю свою работу на уроке на…

- Урок заставил меня задуматься о …

Огонь в печи давно погас, и наш урок подошёл к концу. Наша тыква сварилась, и я приглашаю всех отведать это блюдо.

Слайды 11. 12, 13

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Убирают свои рабочие места.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи);

выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности,  формировать адекватную

самооценку. 

Приложение №2.

Исследовательская работа « Эрзянский костюм в наши дни»

Блестят на солнце сапоги,

                                                                         Легко коснувшись пола.

                                                                                   Мягки и вкрадчивы шаги

Эрзяночки весёлой.

                                                                                                           П. Любаев

     Так  Павел Любаев писал о задорной и вечно молодой эрзяночке в своём стихотворении «Эрзяночка».

     Мы с вами живём  в начале 3-го тысячелетия, но, тем не менее, национальный эрзянский костюм является составной частью  традиционной культуры мордовского народа.

     Тема моей исследовательской работы: «Эрзянский национальный костюм в современном мире»

    Данная работа является исследованием эрзянског  национального костюма в прошлом и  в настоящем. В процессе исследования были собраны, зафиксированы, проанализированы и обобщены сведения об эрзянском национальном костюме.

      Моя исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических истоков. Одним из элементов культуры является народная одежда, которая представляет собой богатейший исторический источник и является своеобразной книгой, научившись читать которую,  можно много узнать об истории своего народа. Исследование  одежды  народов приобщает подрастающее поколение к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа. Чтобы по-настоящему любить нашу прекрасную родину, надо хорошо знать её историю и культуру.

     Цель  работы познакомиться с историей костюма, показать историческую значимость костюма в современной жизни.

Это требует решения следующих задач:

-разработка вопросов и проведение собственного социологического исследования людей разных возрастных групп:8-9 лет (начальная школа), 12-14 лет (6-7 классы).

- систематизация представлений разныхвозрастных групп о мордовском костюме.

-анализ изменений, произошедших в представлениях о национальном костюме.

Гипотеза исследовательской работы: мотивы народного костюма нашли свое отражение в современной моде.

Методы:

  • сбора информации об эрзянском народном костюме;
  • анкетирование учащихся для определения знаний детей о национальном костюме;
  • социологический опрос;
  • сравнительный анализ и обобщение полученных данных в ходе исследования;
  • обобщение результатов исследования.

Составные части женского и мужского национального костюма эрзянского народа.

    На начальном этапе мы провели анкетный опрос учащихся начальных классов (всего 44 чел.)  для определения знаний учащихся о национальных костюмах.

 1. Что такое национальная одежда?

 2. Знаете ли Вы, как одевались ваши прабабушки и прадедушки?

    Анкетирование показало, что большинство учащихся имеют представление о национальном костюме. Из 44 опрошенных человек  все 44  знают, что такое национальная одежда; 21 человек из 44 знают, какодевались  прабабушки и прадедушки

     В старших классах в анкетировании принимало участие 49 человек. На вопрос о знании элементов эрзянского костюма ответы старшеклассников показали следующие результаты: 23 человекаиз 49 затруднялись назвать все элементы   эрзянского костюма. На вопрос: видели ли они национальные костюмы(да или нет) 100% ответили « да».

«Носят ли в настоящее время национальные костюмы?» - на этот вопрос учащиеся ответили, что национальные костюмы люди носят только во время  национальных праздников. На вопрос: какие чувства у них вызывают люди в национальных костюмах дали следующие результаты. «Радость»- 21 чел., «Равнодушие»- 11 чел., «Патриотизм»-17 чел.

     Эрзянский национальный костюм – это традиционный костюм мордовского народа, который дает идеальное представление нации о красоте человека.

2.2 Мужской национальный костюм.

     Основными частями мужского костюма у эрзи была рубаха (панар м. , э. ) и штаны (понскт м. , э. ). Их шили из домотканого холста, в начале XX века получают распространение рубахи из фабричных тканей. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали узким самотканым пояском. Летом мужчины в прошлом носили распашную одежду из холста — наподобие халата. Весной и осенью надевали сумань – вид пальто из сукна черного или коричневого цвета.  Зимой мужчины носили шубы из выделанных овчин. Их шили с отрезной талией и сборами. Из овчин также шили тулуп, который были длинным и прямым. Мужскими головными уборами были валяные шапки белого и черного цвета. Летом для работы в поле одевали холщовый колпак. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, которые сверху покрывали сукном. С конца XIX века в обиход мордвы входит фабричный картуз, который вытеснил валяные шапки.

2.3 Женский национальный костюм.

     Основной частью женского костюма у эрзи являлась рубаха панартуникообразного типа без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом — каркс с кисточками на концах — цёкт. Эрзянская рубаха (панар, паля, покай) сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 см. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой — сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не зашивались до конца на 12 -15 см. Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Вышивка выполнялась шерстяными самопрядёными нитками, окрашенными растительными красками, которые добывали из корня подмаренника, почек берёзы, коры ольхи, различных трав. Наиболее характерным женским набедренным украшением эрзи был пулай, пулай. Женщина надевала его ещё девочкой — подростком в 13 — 14 лет и носила до самой смерти. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничныйпулай. Обычно женщины на праздники надевали два пулая. В праздничном костюме на пулай надевался бисерный пояс с красными короткими кистями — сэлгепулай, по бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотенца, похожие на передник. Чёткий и удивительно гармоничный рисунок валика — верхней его части — оттенялся прикрепленной к нижнему его краю длинной чёрной, красной, зелёнойили синей бахромой из шерсти с кистями по бокам.

Передник – необходимая часть традиционного костюма эрзянок. Его носили женщины всех возрастов в будни Передник – необходимая часть традиционного костюма эрзянок. Его носили женщины всех возрастов в будни и праздники.

     Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению. Головные уборы эрзянок имели возрастные и локальные разновидности и были тесно связаны с причёской. Девушки заплетали волосы в одну косу и на голове носили налобную повязку — паця коня, коня лента. Замужние женщины заплетали косу на темени и закручивали её в тугой узел — кокол. На такой причёске хорошо держался высокий головой убор панго. Основой панго служил луб, который обтягивался холстом и обшивался красной тканью. Сзади убор имел мягкую лопасть, покрытую плотной вышивкой.        Дополнением к головному убору служили наушные украшения из перьев селезня, бус, бисера, пуговиц.

Традиционной обувью эрзян были лапти (картьэрз. ) из липового или вязового лыка.

3.Особенности изготовления, применения и значение национального костюма в настоящее время.

В бабушкином доме, в дальнем уголке.

Притаилось чудо в старом сундуке.

Очень любопытно, что хранится в нем

Что же прячет бабушка в сундуке своем?

Обещала бабушка показать добро,

Хоть не накопила злато-серебро.

Побежала внучка, собрала подруг,

Окружили девочки бабушкин сундук.

Разгорелись ярко глазки у девчат.

Всем примерить хочется бабушкин наряд.

      На сегодняшний день изготовление национального костюма занимает не так много времени и не требует столь кропотливой и многодневной подготовки и изготовления. Век нано технологий и автоматизации производства шитье национального русского костюма занимает от одного до 3 дней. Самое сложный костюм ручной работы, но и он выполняется на готовом материале (нет необходимости в ручную ткать полотно).Как правило, ткани для пошива одежды мордовские мастера изготовляли самостоятельно. Для рубах они ткали прочное плотное полотно, для верхней одежды производили сукно и шерстяные ткани.

      Тревожно становится  за то, что вместо трудоёмкой мордовской вышивки стали применяться не характерные для мордовских костюмов, но позволяющие быстро получить эффективный результат техники тяжёлого батика.

      В современном мире  народный стиль не является основным, но он занял своё место в общем русле моды. Традиционную одежду можно сейчас повстречать  на народных праздниках,   в  краеведческих музеях,  и в сундуках бабушек. В мордовских национальных костюмах выступают фольклорные и профессиональные ансамбли: «Келу», «Умарина», «Литова»…Успешно создают коллекции национальных костюмов студенты факультета национальной культуры. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются модельеры, создавая современную модную одежду. Можно утверждать что мокшанский, эрзянский, шокшанский  костюмы живут своей неповторимой жизнью в среде носителей традиций, расцветают многоцветием новых материалов, творческих находок народных мастеров.

4.Заключение

         Изучив  основные элементы эрзянского костюма, собрав информацию о национальной одежде из «бабушкиного сундука» мы можем с гордостью сказать, что в современную моду входят предметы одежды, которые выражают связь сегодняшнего дня с прошлыми временами. Кроме этого мы можем наблюдать, как фольклорные коллективы, люди в селениях с гордостью носят костюмы на праздники, демонстрируя нам всю красоту и колорит национальной одежды. Все это вызывает в каждом человеке волнующие чувства красоты и прикосновения к вечности.

      Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы этой работы могут использоваться на уроках эрзянского языка   для проведения занятий по изобразительному искусству, МХК, а также при подготовке классных часов.

Список использованной литературы

1. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. М.: Наука, 1973г.

2. Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. Мордовское книжное издательство. 1982

3. КорнишинаГ.А.Знаковые функции народной одежды мордвы. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002. – 259 с.

4. Прокина Т.П. Мордовский народный костюм/Т.П.Прокина, .Смирнова М.И. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2006. – 38 с.

5. В.Н. Мартынов. Мордовская народная вышивка/В.Н. Мартынов.– Чебоксары, 1991. – 274 с.

6. А.И.Сухарев. Мордовия. Саранск: Мордовское книжное издательство,2003-2004.

7. В.Н.Мартьянова. Мордовская народная вышивка/В.Н.Мартьянова. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991. – 293 с.

8. В.А Ендураев. Вопросы древней истории мордовского народа.-Саранск:Мордовское книжное издательство, вып. 80

9. Г.А.Корнишина. Знаковые функции народной одежды мордвы. Г.А.Корнишина.– Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002. – 259 с.