мастер -классы с педагогами на тему:"Внедрение технологии ТРИЗ в жизнедеятельность детского сада"

Николаева Любовь Борисовна

 

Цель : Совершенствовать профессиональное мастерство,  формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления. Закрепить умение применять теоретические знания ТРИЗ в творческой деятельности. Побуждать педагогов использовать приёмы ТРИЗ в практической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Мастер-класс для педагогов «В гостях у сказки. Игры с элементами ТРИЗ технологии» 21.04.2019

Автор-составитель: Николаева Л,Б., воспитатель.

Цель: практическое освоение игровой технологии ТРИЗ.

Задачи:  продолжить знакомство  педагогов с игровыми приемами ТРИЗ технологии; формировать у детей навыки общения друг с другом и со взрослыми; развивать у детей мышление, воображение, речь; воспитывать интерес к играм с элементами ТРИЗ технологии.

Ход:

Добрый день, уважаемые коллеги! И вновь я рада видеть вас и с удовольствием продолжу вместе с вами путешествие по ТРИЗ играм.

Мы уже знаем  с вами, ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Данная технология направлена на активизацию творческого воображения, мышления, на развитие умения находить порой необычные решения различных задач. Эта технология универсальна, ее можно использовать практически во всех видах деятельности. Дети в игровой форме знакомятся со сказками, придумывают свои, решают проблемные ситуации, познают и сопоставляют различные явления, не замечая, что учатся, делают ежеминутно для себя открытия.

И так, уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке и продолжить знакомство  с ТРИЗовскими играми.

Ведущий: Тише,тише не шумите

Чудо-сказку не будите.

Раз,два,три,четыре,пять

Будем сказку начинать.

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь открыла фея!

Вводное задание:

Ведущий: Как вы думаете, а из какой сказки это фея? (показывается картинка,

верно: «Золушка».

Ведущий: Кто же написал сказку «Золушка»? Когда именно появилась первая версия сказки о Золушке и кто ее создатель – неизвестно. «Золушка» – старинная сказка, которая родилась много, много веков назад, и с тех пор все живет да живет, и каждый народ рассказывает ее по-своему. Сегодня мы вспомним сказку, написанную более 300 лет назад – Шарлем Перро и сами попробуем стать писателями и фантазерами.Сейчас мы с вами разделимся на две команды.

Ведущий: Давайте все вместе вспомним героев сказки (называют).

1 этап. Игра «Хорошо-плохо»

Вытягивается карточка с любым героем из сказки (Золушка, принц, отец Золушки, мачеха, сестры, фея). 1 команде предлагается всем играющим назвать его положительные признаки, качества, а 2 – отрицательные и объяснить почему. Затем наоборот. Чья команда больше назвала – выиграла.

Ведущий: Чтобы передать приглашение Золушке на бал нам надо составить длинный поезд из слов.

2 этап. Игра «Цепочка слов»

Предлагается составить длинный поезд из слов по принципу: объект-признак-предмет - предмет и т. д. (золушка-аккуратная-подчерк-красивый-платье-нарядное-комната-светлая-день-солнечный и т. д.)

По очереди каждый игрок из команд называет: предмет-признак-предмет и т. д. Чья команда последняя назовет, та и выиграла.

Ведущий: Золушка очень хочет попасть на бал, но мачеха велела ей к обеду испечь пироги.

3 этап. Игра «Помоги Золушке»

Ведущий: Золушка замесила тесто. Но, когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. Чем же Золушке раскатать тесто?

(Варианты: - Надо пойти к соседям, попросить у них…Сходить в магазин, купить новую…Можно раскатать тесто пустой бутылкой…Найти круглое полено, помыть его и раскатать им тесто…Можно разрезать тесто на маленькие кусочки, а потом их чем-нибудь тяжёлым прижимать)

Путем голосования выбирается лучший оригинальный ответ, и ведущий выдает за него награду 1 бал.

Ведущий: Задания мачехи выполнены, но как же она поедет на бал в грязном платье? Давайте ей поможем

4 этап. Игра «Найди пару»

Ведущий: Предлагаются картинки, вам надо будет найти пару к каждой картинке и объяснить, почему вы сделали такой выбор. Оцениваются быстрота и правильность ответов.

(участники выполняют задание, пары могут быть следующие: тыква – карета, лошади – мыши, нарядное платье – грязное платье, туфелька – лестница, часы – ночь и т. п.)

Оценивается: быстрота и правильность ответов.

Ведущий: Золушка попала на бал, но вспомнила предупреждение феи и в полночь убежала из дворца, потеряв свою хрустальную туфельку. Принц же не мог позабыть незнакомку и приказал разыскать ее.

6 этап. Игра «Сюрреалистический рисунок»

Ведущий: Иногда для того, чтобы кого-то отыскать, люди пишут объявления, составляют автопортреты. А давайте и мы с вами поможем найти принцу побыстрее Золушку и нарисуем портрет Золушки, но не обычным способом: один из участников начинает рисунок, второй продолжает и т. д.

Оценивается: схожесть с персонажем, быстрота, слаженность команды.

Ведущий: придворные нашли Золушку и повезли во дворец, туфелька оказалась в пору. В тот же день сыграли свадьбу – принц женился на Золушке.

8 этап. Игра «Что было потом»

Ведущий: А как вы думаете, что было потом?

Варианты ответов: Золушка вышла замуж за принца и родился у них сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в ученики.

Ведущий: А туфельки Золушки? Что с ними стало после замужества Золушки?

Варианты ответов: Золушка отдала ее маленькому волшебнику и тот стал выручать девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами возвращались к Золушке.

Оценивается: оригинальность решения проблемы.

Ведущий:

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили читать!

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь закрыла Фея…

Подведение итогов. Награждение.

Дорогие воспитатели, если вы хотите идти на работу, как на праздник. Если вам нравятся, когда глаза детей блестят, видеть их активными и инициативными если вы хотите, удивляться, и играя познавать вместе с ними окружающий мир – занимайтесь ТРИЗом.

И хочется вам оставить на память памятки -ТРИЗ игры.



Предварительный просмотр:

 Итоговый мастер –класс  на тему: 

«Развитие творческих способностей педагогов по технологии ТРИЗ».

Форма проведения:   деловая игра  .

Цель игры: Совершенствовать профессиональное мастерство,  формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления. Закрепить умение применять теоретические знания ТРИЗ в творческой деятельности. Побуждать педагогов использовать приёмы ТРИЗ в практической работе.

Организационный момент:  Игра «Чудесный мешочек». Педагоги вытягивают красную или синюю фишку, определяя, тем самым, принадлежность к той или иной команде.  Выбирается жюри.

Ход игры: Ведущий: Уважаемые коллеги, вот и пролетел незаметно год  нашей совместной деятельности по ТРИЗ. Нам кажется ,что впереди еще масса времени и все еще успеем сделать. На самом же деле времени совсем мало Многое мы еще не успели сделать, что то  обсудить, поиграть  Сегодня  я хочу убедиться, что мы с вами проводили мастер-класс  в течении года не зря. Сегодня все мы  присутствуем на  творческой игре, и еще раз убедимся в необходимости применения ТРИЗ в детском саду .Я надеюсь ,что и сейчас все  наши педагоги проявят чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении теоретических знаний ТРИЗ. Уважаемое жюри беспристрастно оценит соревнование команд. И пусть победит сильнейший!

1 задание:    «Свойства – антисвойства ». Назвать как можно больше пар слов, имеющих противоположные свойства, например: лёгкий - тяжёлый. Команды называют пары слов по очереди,  побеждает команда, назвавшая пару слов  последней.

2 задание.   В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать  как можно больше слов,  входящих в эту систему.   Синей команде  система ЛЕС, красной команде РЕКА.    (Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа;  Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина).

 3 задание  интересное, остроумное и полезное. Необходимо  назвать предметы,  выполняющие противоположные функции,  например: ножницы – клей,  холодильник – электроплита.  У вас есть 3 минуты для обсуждения.  (По окончании 3 минут команды называют предметы, побеждает команда, придумавшая большее количество пар).

 4 задание.  «Загадай загадку». Каждая команда придумывает загадку    по схеме

« на что похоже – чем отличается»  и загадывает её команде противника. Например: Круглый, а не мяч, гремит, а не гром, с  ним ходят на парад, но это не флажок. (Барабан).

 5 задание. А в этом задании вам необходимо найти внешние и внутренние ресурсы, чтобы предложить оптимальный вариант разрешения  возникшей  проблемы.

Для команды синих:  "Помоги Оле"  У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент - так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.

Для команды красных: "Молочные проблемы кота Матроскина"  Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

6 задание Составьте  рекламное объявление для газеты так, чтобы все  слова начинались на одну букву.  Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.        

7 задание.    Заключительное. Командам следует за 3 минутки придумать оригинальное стихотворение, начинающееся со слов «Зайчик, зайчик, где ты был?»      

По выполнении 7 задания жюри подводит итоги. Награждаются команды  дипломами.                                                  

Источники информации:

Журнал «Дошкольное воспитание»  № 3-1996г., № 5-1998г. http://triz.natm.ru/trizz/triz_p01.htm



Предварительный просмотр:

 Мастер-класс «Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря»Провела Николаева Л.Б 12 12 2018 г

 Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ в играх. Задачи: ‒ Создать творческую атмосферу; ‒ Познакомить и обучить внедрению игр, на основе технологии ТРИЗ, для развития связной речи дошкольников и обогащению словаря. Материалы: мультимедийное оборудование, газеты, фломастеры, столы и стулья.

 Ход мероприятия: Воспитатель: Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. И эта страна называется ТРИЗ. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в нашем детском саду для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, логики, для обогащения словаря и развития речи, что очень важно для будущего школьника. Предлагаю вам продолжить   развивающие игры по   технологии ТРИЗ для детей разных возрастных групп. И так давайте поиграем
Игра «Разбежались
» Игра помогает систематизировать навык классификации по внешним признакам. Воспитатель, называет какой – либо признак, который четко позволяет разделиться на две группы и показывает руками, в какие стороны разбегаются дети. Например: мальчик направо, девочки налево; одежда с карманами – без карманов, длинные рукава – у кого не длинные, кого в детский сад привел папа - кого не папа… Не рекомендуется называть ситуации, требующие сравнений (высокие – низкие), предполагающие вариативность ответов (кто любит конфеты – кто нет, а если шоколадные любит, а леденцы нет).

Игра «Маша-растеряша». Тренирует детскую внимательность и учит решать маленькие проблемы.

 Правила игры. Ведущий берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается от имени куклы к остальным:
- Ой!
— Что с тобой?
— Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ножницы)…. Чем я теперь буду(называет конкретную функцию потерянного предмета, например, резать бумагу)….?

Дети называют варианты, находя ресурсы других предметов для выполнения этой функции: бумагу можно резать ножом, лезвием, можно рукой оторвать.

А затем предложите детям стать Машей-Растеряшей .

 Один из детей берет роль Маши-растеряши, остальные детки ведут с ней диалог: - Ой! - Что с тобой? - Я потеряла ложку (либо что-нибудь другое). Чем я теперь кашку кушать буду? Остальные участники диалога должны предложить варианты взамен потерянной ложки. Самый лучший ответ можно наградить конфеткой или медалькой. В конце игры подводим итоги, побеждает тот, у кого будет больше наград.

 Игра«Волшебный светофор»

Волшебный светофор» (проводится с начала средней группы) Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

Ход игры: Воспитатель  говорит : если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного. Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит. Воспитатель показывает картинку зайца:   поднимает зеленый кружок.

Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.

 Воспитатель: Поднимает красный кружок.

Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка. Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?

Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Воспитатель: поднимает желтый кружок.

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того .чтобы в лесу жили животные.

Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, можно использовать как предметные картинки,  так и сюжетные.. Воспитатель по сюжетным картинкам) Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные) 

Игра «Что бы это могло быть?» (вторая младшая группа) Цель: Формировать умение на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении новые образы, развивать ассоциативное мышление. Вам нужно подобрать как можно больше предметов похожих, на заданные геометрические фигуры Изображения красного круга, зеленого треугольника, синего квадрата

Игра «Объяснялки» (начинаем  со средней группы,задачи постепенно усложняются) Цель: Формировать умение строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов. Изображения яблони и ложки. Задача: Составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, коллеги продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки. — В саду росла яблонька, на которой … — Висели вкусные и спелые яблочки. — Яблочки были спелые и поэтому сами … — Сами падали на землю. — Так как яблочки падали, бабушка… — Бабушка их собирала. — Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка… — Варила вкусное варенье. — Варенье было вкусное, поэтому… — Внуки ели его прямо ложками..

Мы переходим к игре «Жил-был кто-то. И было у него что-то». Подготовительная группа. Кажется, у меня получаются стихи, и это не случайно, потому что следующее задание связано именно с рифмами и стихами. Сейчас на экране появятся картинки с разными объектами. (Появляются изображения предметов: лягушка, газета, домик, подушка, конфета) Найдите, пожалуйста, среди них рифмующиеся между собой слова. (Ответы.) Составьте четверостишие с любыми из этих слов или со всеми словами сразу. (Сочиняют рифмовки) Цель: Формировать умение комбинировать слова. Устанавливать связь между словами, составлять предложения.

Игра «Назови часть целого».

 Цель этой игры – научить ребёнка наряду с целым видеть часть целого. Играть можно и дома, и на прогулке. Называем любое слово, а малыш должен назвать его часть. Например, дверь-ручка (замок, стекло), стол-ножка (столешница), телевизор-кнопка (экран, детали и т.п.). Всё это поможет развить мышление, словарный запас ребёнка.

 Очень интересна игра, когда малыш представляет себя каким либо другим   объектом. 

Например: «Представь себе, что ты дерево (кустик, камень, птица, собака и т.п.). Как ты растёшь? Что ты чувствуешь? Что тебе нравится? Кого ты боишься? О чем ты мечтаешь?».

Помогите ребёнку ответить на эти вопросы. Обратите внимание, что деревьям плохо, когда их ломают. Что животным больно, если их ударить, что птицам зимой очень голодно. Эти «превращения» помогут вашему малышу более внимательно и заботливо относиться к природе, живым существам. Можно представить себя и неодушевлённым предметом. Например, игрушкой. «Я – щенок. Мне очень нравится, когда моя хозяйка аккуратно играет со мной! Я люблю играть! Но иногда у неё плохое настроение, и она может оттолкнуть меня, бросить на пол. Или просто забыть покормить меня, мне плохо». Поверьте, после такого «превращения» ваш малыш станет постепенно более заботлив к животным. К тому же, это развивает воображение, фантазию, речь ребёнка.

Педагог: Мы продолжаем, и я вам предлагаю найти «Необычное в обычном». Вам нужно найти необычное применение обычной газете. (Звучит весёлая музыка. Педагоги делают различные поделки из газет (веер, шляпу, подзорную трубу и т. д.) и рекламируют их.) Можно дать домашнее задание: придумать рекламу поделку с родителями, а на следующий день сделать показ-представление поделок.

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас небольшую памятку-советы по работе с ТРИЗ. ( раздаются памятки.)

В  результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей: ‒ снимается чувство скованности, ‒ преодолевается застенчивость, ‒ развивается воображение, речевая и общая инициатива, ‒ повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. ‒ ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Рефлексия

«Дерево творчества»

По окончанию мастер класса участники прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло  полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворён днём.

C:\Users\Любовь Борисовна\Desktop\мастер класс ТРИЗ\№4 мастер класс 12 12 2018\IMG-20181212-WA0009.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Любовь Борисовна\Desktop\2560559594 (1).jpg



Предварительный просмотр:

Мастер –класс  на тему : «Использование ТРИЗ схем в математическом развитии ДОУ»  28 11.2019г

Цель мастер-класса: Расширять знания педагогов по использованию занимательного материала по ФЭМП в процессе НОД.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с опытом работы по использованию занимательного материала по ФЭМП в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования занимательных математических схем  в педагогическом процессе.
  • Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии ТРИЗ, желание применять на практике данную технологию.
  • Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование ТРИЗ схем в математическом развитии ДОУ» .Еще раз напомню, что ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для ума. Математические схемы  – это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Математические схемы  оттачивают ум ребёнка, развивает.гибкость.мышления,учат.логике.Главное-заинтересовать.детей. Сегодня мы разберем несколько схем, которые я использую с детьми на занятиях.

1. Игра «Портрет»(с 4 лет, усложняя задачи составляем портрет по схеме, по описанию).

Задачи:

* Учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы.

* Закрепить умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

* Упражнять в умении различать геометрические фигуры.

* Развивать навык ориентировки на листе.

Оборудование: «Волшебная коробка» с игрушками или картинками: котик, птичка, сова; наборы геометрических фигур: круг, овал, треугольник разной величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

Методика проведения:

Обращаю внимание на «волшебную коробку».

- Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур.

- Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:

- На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг.

- Кто получился? 

2. Игра «Загадки и отгадки»

Задачи:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать из счетных палочек предметы по схеме.

Оборудование: Счетные палочки и  карты-схемы.

Методика проведения:  Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочки как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между ними.

Читаю загадку и предлагаю  из счетных  палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу.

Например: Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молочко из миски пьет,

Ну конечно этот …Кот !                                  

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(рыбка)

3. «НА ЧТО ПОХОЖЕ».

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематичного изображения предметов.

Ход игры: 1вариант : детям раздаются карточки с схематичным изображением предметов. Ребята рассматривают карточки и отвечают на вопрос воспитателя «На какую геометрическую фигуру похож этот предмет?».

2 вариант: детям показывают схематичное изображение  геометрических фигур и спрашивают «На какой предмет похож треугольник(круг ,квадрат и т д)?»

4.Дидактическая игра «Расскажи, что изображено на картинке»

Цель: закрепить умение видеть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) в изображении предметов окружающей действительности и называть их.

Оборудование: схема с изображение предметов из геометрических фигур.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть схему и рассказать, что он видит  , из каких геометрических фигур состоит предмет.

Например,  солнышко – оно круглое, облака – овальной формы и т. д.

5.Игра«Сложи узор»(4-5 лет) - разноцветные квадратики, кружочки, треугольники. Дети учатся по  схемам-узорам складывать точно такой же узор из квадратиков, треугольников, кружочков.

6.игра по схемам «Найди фигуру».Воспитатель показывает схемы ,дает установку ,мальчики собирают одни фигуры ,девочки другие .Играет музыка, музыка остановилась ,например схема, где изображен мальчик и красный треугольник ,мальчики собирают красные треугольники, схема, где изображена девочка и  синий круг .девочки собирают синие кружочки.

7 «Угадай слово»(интеграция :речевое развитие плюс математическое развитее). 

Рефлексия

Сегодня я познакомила вас только с некоторыми тризовскими схемами  Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

С помощью стикеров ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

• Был ли полезен для Вас мастер-класс?

• Узнали ли Вы что-то новое?

• Приобрели ли новые навыки?

• Вам было комфортно в ходе проведения встречи?

Всем спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Игры ТРИЗ в математическом развитии  дошкольников».

 Провела : воспитатель  Николаева Л.Б 30.12.2019г

Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами ТРИЗ, направленных на развитие элементарных математических представлений.

Задачи:

- Познакомить педагогов с методами, приёмами и правилами игр ТРИЗ, направленных на развитие элементарных математических представлений;

- Совершенствовать навыки использования игрового оборудования; - Вызвать у участников мастер-класса интерес к играм ТРИЗ. - Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Введение в проблему.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «Игры ТРИЗ в математическом развитии дошкольников»

 Как уже я говорила вам на прошлом мастер –классе: ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра. Как сказал «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и  являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.  Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют  расширять знания дошкольников,  закреплять их  представления  о количестве, величине, геометрических фигурах,  учат ориентироваться  в пространстве и во времени. Игра должна быть не только формой усвоения отдельных знаний и умений,но  и должна способствовать общему развитию ребенка.

- Хочу предложить вашему вниманию следующие  дидактические игры ТРИЗ, используемые мною на математике.

- Я предлагаю вам стать на время детьми и поиграть со мной в эти игры.

«Где живет?»(на логическое мышление)

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов геометрических фигур и чисел, активизация словаря.

- Я буду задавать вопросы, а вы на них по очереди отвечать.

Воспитатель: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Дети: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке и т. п.

Воспитатель: Где живет цифра 3?

Дети: В днях недели, в месяцах года,

Воспитатель: Где живет цифра 5 ?

Дети: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, и т д

Задачки на логическое мышление,с применением ТРИЗ

1.Сколько хвостов у двух ослов?

2.Задумали число. Когда его увеличили на один, стало три. Какое число задумали?(2)

3 Какой сейчас месяц?А до него какой был?А после?

4 Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо, видят ли они друг друга?

5 Сколько глаз у одной мышки?

6 Сколько концов у двух палок?

 7 Сколько ушей у трех мышей?

8  Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?(два)

Прошло два дня после воскресенья. Какой день наступил?(среда)

- Следующая игра, в которую я хочу с вами поиграть, это

 «Раньше – позже»

Цель: закрепить знания о частях суток, днях недели и временных отрезков.

- При первом знакомстве детей с этой игрой её можно сопровождать показом.

Я называю какую-либо ситуацию, а вы отвечаете, что было до этого, или, что будет после, и показываете соответствующую картинку.

Воспитатель: Какая часть суток сейчас?

Дети: День.

Воспитатель: А что было раньше?

Дети: Утро.

Воспитатель: А раньше?

Дети: Ночь.

Воспитатель: А еще раньше?

Воспитатель: Какой сегодня день недели?

Дети: Вторник.

Воспитатель: А какой день недели был вчера?

Дети: Понедельник.

Воспитатель: Какой день недели будет завтра?

Дети: Среда.

Воспитатель: А послезавтра?

Дети: Четверг.

Игра «Один – много»

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»

- Ребята, сколько у меня расчесок? (одна).

-Чего в расческе много? (зубчиков)

Сколько у меня коробок?(одна)

Сколько карандашей в коробке?(много)

Сколько у меня книг?(одна)

Сколько в книге страничек(много)

Сколько у меня цветков?(один)

Сколько в цветке лепестков?(много)

Игра на логическое мышление «Пуговица».(работа инд с воспитателями)

Из множества пуговиц надо найти одну.

Читаем карточку. Форма пуговицы не квадратная и не овальная, у нее не три дырочки, она не может быть красного и синего цвета

Игры с цифрами и числами

- Хочу познакомить вас с игрой «Да – нет - ка» на сравнение систем. Существует множество вариаций этой игры, но сегодня хотелось бы остановиться на двух вариантах, это игра «Да – нет - ка» на плоскости и «Да – нет - ка» с использованием цифр.

Игра «Да – нет - ка» на бумажной ленте с цифровым рядом от 0 до 10 (с цифрами)

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 10. Ввести понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя» цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Угадать цифру в ряду от 0 до 10.

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину цифрового ряда.

Оборудование: бумажная лента, которая используется для наглядного сужения поля поиска.

Игровое действие: отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду (загадана цифра 1).

Вопросы:

Это цифра пять (выделение середины)? – Нет.

Это цифры, которые находятся до пяти? – Да (Бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это числа от 5 до 10)

Это цифра два? – Нет.

Это после двух? – Нет (складываем бумажную ленту таким образом, чтобы остались видны цифры 0 и 1).

Эта цифра состоит из палочки (описание цифры приветствуется).

Эта цифра 1

«Да – нет - ка» (с геометрическими фигурами) на плоскости.

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закреплять умение ориентироваться на плоскости.

- Данный вид игр может разворачиваться на горизонтальной и вертикальной плоскости. Горизонтальной плоскостью, как правило, служит стол; вертикальной – доска. Объектами для игры могут служить как объемные предметы, так и картинки любого содержания.

В играх на плоскости существуют единые правила:

- загадывается объект, расположенный на плоскости, который необходимо найти;

- задавать вопросы, не перечисляя объекты, а использовать слова, обозначающие его местонахождение на плоскости.

Например:

Дети: Эта фигура расположена в верхнем углу?

Воспитатель: Нет.

Дети: Эта фигура расположена в центре?

Воспитатель: Нет.

Дети: Эта фигура расположена в нижнем углу?

Воспитатель: Да.

Дети: Эта фигура расположена в нижнем левом углу?

Воспитатель: Да.

Дети: Эта фигура круглой формы?

Воспитатель: Нет.

Дети: Эта фигура треугольной формы?

Воспитатель: Да.

- Эта игра может проводиться как командная, так и индивидуально, результатом игры является отгаданная цифра или геометрическая фигура с наименьшим количеством заданных вопросов.

«Объясни необычное сочетание»

- Соедини любые цифры и объекты (Цифра 8 – картинка слона. У слона восемь частей тела - 4 ноги, 2 уха, хобот и хвост).

«Чем был - чем стал»

Цель: упражнять в увеличении или уменьшении чисел.

Воспитатель: Было числом 4, а стало числом 5.

Воспитатель: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

С помощью цифр и знаков из математического набора выложите перед собой решение данного примера.

Дети: 4+1=5

Воспитатель: Было число 5, а стало3.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3? Так же перед собой выложите решение этого примера.

Дети: 5-2=3

Игра «Живые числа»

Каждый игрок берет одну карточку на которой написана цифра. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «встаньте по порядку» команда должна построиться в последовательности от1 до 5. В процессе работы я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее, поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру.

Дидактическая игра «Рыбалка»

Возраст 5-6 лет

Цель:  познакомить и закрепить состав чисел 6, 7 и 8.

Оборудование: карточки рыбки с примерами на состав чисел 6,7 и 8; 3 ведерка с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям разложить улов рыбака по ведрам.

- Ребята, нужна ваша помощь - срочно необходимо накормить обитателей аквапарка: белый медведь съедает рыбу только 8 кг, тюлень - 6 кг, а дельфин - 7 кг. Ошибиться нельзя, будьте внимательны.

Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужное ведро.

Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.

Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой»

Возраст 5-6 лет

Цель:  познакомить и закрепить состав чисел 5,6,7 и 8.

Оборудование: карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улика с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на домики, прикрепленные на доске, уточняет, чьи они.

Создает проблемную ситуацию:

- Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик.

Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик.

Как только все дети справляются с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь.

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей поможет пчелкам попасть домой.

Играть можно индивидуально и по подгруппам.

Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.

Игры с геометрическими фигурами

 Загадки-отгадки.

Сейчас я загадаю загадки, но не простые, а геометрические. Отгадки вы будете не говорить, а рисовать на листе.

1 У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелки, блюдце, колесо… Вы догадались? Тогда вы нарисуйте эту геометрическую фигуру .

2. Эта геометрическая фигура похожа на книгу, дверь, крышу стола. У нее 4 угла, 4 стороны,  стороны длиннее, а 2 короткие.

3. У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны одинаковые. Фигура похожа на сиденье стула, на платочек.

Дидактическая игра «Почини платье»

Возраст 5-6 лет

Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».

Оборудование: силуэты платьев с «дырами» и детали для починки платьев.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает помочь Золушке починить платья для сестер. Необходимо каждую деталь поставить правильно на свое место. Ребенок должен назвать, какими геометрическими фигурами починил платье.

Усложнение. Можно детали разделить пополам, предложить самостоятельно вырезать заплатки.

4. Дидактическая игра «Почини сапоги»

Возраст 4-5 лет

Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».

Оборудование: силуэты сапог с «дырами» и геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание детей на сапоги: сапожнику нужна помощь, прохудились сапоги, их следует починить: найти нужную заплатку и положить на соответствующую дырку.

Ребенок берет геометрическую фигуру, называет ее, подбирает: куда она подходит. Воспитатель проверяет правильность выполнения.

Дидактическая игра «Рассели гостей»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат)

Оборудование: карточка-схема и набор игрушек мелких.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает расселить гостей в новый дом. Дети по указанию воспитателя ставят игрушки на соответствующие фигуры.

Например, лягушка живет в комнате с квадратными окнами, ребенок должен поставить игрушку лягушку на квадрат , и т. д.

Рефлексия.

Сегодня я познакомила вас только с некоторыми тризовскими играми. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

С помощью стикеров ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

• Был ли полезен для Вас мастер-класс?

• Узнали ли Вы что-то новое?

• Приобрели ли новые навыки?

• Вам было комфортно в ходе проведения встречи?

Всем спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Применение пособий и игр ТРИЗ в работе с детьми по ФЭМП» или «Нескучная математика».28 01 2020г

Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами ТРИЗ, направленных на развитие элементарных математических представлений.

Задачи:

- Познакомить педагогов с матемагией и ребусами, направленных   на развитие элементарных математических представлений;

- Совершенствовать навыки использования игрового материала;

 - Вызвать у участников мастер-класса интерес к играм ТРИЗ.

 Развивать логическое мышление ,внимание ,сообразительность и  творческую активность педагогического коллектива.

Ход : И вновь я говорю вам :добрый день! Я рада всех вас видеть на нашем мастер-классе. Мы продолжаем знакомится с ТРИЗ технологией применяемой при ФЭМП .Мир математики не так скучен и однообразен, как кажется многим. Цифры способны стать инструментами фокусника ничуть не меньше, чем карты или другие предметы. Математические фокусы с числами основаны на умении обращаться с цифрами и законами точной науки, при этом такие трюки нисколько не уменьшают  ее важности.

Фокусы с применением математики способны не только развлечь детей, но и привлечь внимание и развить интерес к «королеве наук» у тех, кто еще только знакомится с ней. И сегодня я вас познакомлю с некоторыми математическими фокусами и во второй части нашего занятия  потренируемся в разгадывании математических ребусов .Ребус –это шифровка ,которая носит развлекательный характер ,где текст зашифрован с помощью рисунков, цифр, знаков.

И так ,начинаем с матемагии. Все будьте внимательны!  Все фокусы, которые я вам покажу, использую в своей работе с детьми подготовительной группы.

1.Первый фокус «Загадочные часы».Загадай 2 числа ,расположенных на циферблате друг против друга ,теперь вычти меньшее число из большего.

Внимание! В результате получилось 3!

2.Фокус второй «Числовая ретроспекция.»

Задумайте число до 10. Например 5.К задуманному прибавтье например 2,плюс еще 3,минус загаданное число. Считаешь свои числа и говоришь ответ, сколько получилось.(5).Детям можно действия выполнять с помощью счетных палочек.

3 Далее продолжаем числовую ретроспекцию.  Фокусник предлагает одному из зрителей следующее:

− Задумайте число. Отнимите 1. Остаток удвойте. Прибавьте задуманное число. Скажите результат. Я угадаю задуманное число.

Когда зритель называете фокуснику конечный результат всех этих выкладок, фокусник отгадывает то, что было задумано.

Подсказка фокуснику: прибавьте к результату 2, а сумму разделите на 3 и получится задуманное число.

Примечание: Маленьким зрителям лучше ограничить пределы загадываемого числа, например от 1 до 5, а арифметические действия выполнять с помощью цветных счетных палочек.

4.Математическая магия продолжается.

Напишите на бумаге цифры от 1 до 10 по порядку .Выберите три цифры ,идущие подряд и скажите их сумму. Я отгадываю, какие цифры вы задумали. Секрет :когда услышали сумму, быстро раздели ее в уме на 3.Это и будет средняя цифра. Назвать остальные не составит труда.

Например, назвали цифру 27,ты делишь на 3 и называешь число 9,значит загаданы цифры 8,9,10

Сумма 6-цифры 1,2,3

Сумма 9-цифры 2,3,4

Сумма 12-цифры 3,4,5

Сумма 18-цифры  5,6,7

Сумма 21-цифры  6,7,8

5 Исчезающая линия.(работаем индивидуально)

http://www.likebook.ru/store/pictures/174/174495/46.jpg

На прямоугольнике мы видим десять вертикальных линий одинаковой длины. Сам прямоугольник поделен диагональю на два треугольника (см. первый рисунок). Посмотрев на отрезки этих линий в одном и другом треугольниках нетрудно заметить, что длина первых уменьшается, а вторых соответственно увеличивается.

Сдвинем нижнюю часть влево вниз, как это показано на втором рисунке.

Сосчитав число вертикальных линий, вы обнаружите, что теперь их стало девять. Какая линия исчезла и куда? Передвиньте левую часть в прежнее положение, и исчезнувшая линия появится снова. Но какая линия стала на свое место и откуда она взялась. 

6.Исчезновение лица.(работаем индивидуально)

http://www.likebook.ru/store/pictures/174/174495/49.jpg

При сдвиге нижней полосы на верхней части рисунка влево все шляпы остаются незатронутыми, однако одно лицо полностью исчезает! (см. нижнюю часть рисунка). Бессмысленно спрашивать, какое именно лицо, так как при сдвиге четыре лица разделяются на две части. Эти части затем перераспределяются, причем каждое лицо получает несколько добавочных черт: одно, например, более длинный нос, другое — более вытянутый подбородок и т. д. Однако эти маленькие перераспределения остроумно скрыты, а исчезновение всего лица, конечно, поражает гораздо сильнее, чем исчезновение кусочка линии.

Переходим ко второй части нашего мастер-класса. Разгадывание ребусов, которые я тоже использую в работе с детьми. Я хочу предложить вам несколько ребусов, в течении  10 секунд вы должны знать результат.

Рефлексия.

Сегодня я познакомила вас только с некоторыми математическими фокусами. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

С помощью стикеров ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

• Был ли полезен для Вас мастер-класс?

• Узнали ли Вы что-то новое?

• Приобрели ли новые навыки?

• Вам было комфортно в ходе проведения встречи?

Всем спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер- класс с воспитателями на тему: «Дидактические игры-головоломки».

Провела Николаева Л.Б. 19 марта 2020

И так, всем вновь говорю вам :Здравствуйте !И вновь я рада вас всех видеть на мастер-классе .Сегодня мы продолжим тему прошлых занятий :игры –головоломки. Эти задания всегда интересны детям, повышают работоспособность детей на занятиях, развивают логическое мышление ,творческие и речевые способности детей. В свою очередь, головоломки имеют тысячелетнюю историю, т. к. склонность к геометрическим загадкам свойственна людям разных эпох и национальностей. Успешность освоения игр-головоломок в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Конструируя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры.

 Сегодня я вас ознакомлю с несколькими играми –головоломками. Данные пособия я изготовила к занятиям  по ФЭМП на развитие логического мышления для детей  средней группы  и старшего дошкольного  возраста. А так же его можно использовать в повседневной игровой деятельности.

Цель: Развитие сенсорных способностей у детей  дошкольного  возраста. Развитие пространственных представлений, образного, логического и абстрактного мышления.

ЗАДАЧИ:

1. Учить овладевать практическими и умственными действиями в ходе игры.

2. Формировать привычки к умственному труду.

3. Развивать воспроизводящее, пространственное и абстрактное воображение в логических играх.

4. Воспитывать уверенность в собственных силах.

Дидактическая игра «Веселый квадрат».

Предназначена для детей среднего дошкольного возраста, затем задачи в старшем дошкольном возрасте усложняются. Детям 4-5 лет даются 4 разрезных квадратика, составить по образцу рисунок, в возрасте 5-7 лет 9 квадратиков.

Цель: Развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста, развитие памяти, внимание, зрительного восприятия.

C:\Users\Любовь Борисовна\Desktop\мастер классТРИЗ математика 2019.2020\головоломки\веселый квадрат.jpg

Практическая часть .Сейчас поупражняемся в складывании веселого квадрата  пользуясь принципом от простого к сложному.

Дидактическая игра "Вьетнамская игра"состоит из 7 частей

Цель: Игра помогает развивать творческие и умственные способности, логическое и пространственное мышление. 
Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д.

Правило игры: При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну часть на другую. Все части игры- геометрические фигуры, комбинируя которые можно получить много новых силуэтов. В эту игру можно играть одному, двоим, группой, всей семьей.

 C:\Users\Любовь Борисовна\Desktop\мастер классТРИЗ математика 2019.2020\головоломки\Вьетнамская игра\vyetnamskaya-igra_nachalnyy-risunok.jpg

Практическая часть :конструирование цветка в горшке, зайца и по замыслу.

 Игра -головоломка"Пентамино" .  Состоит из плоских фигур ..каждая фигура состоит из 5 квадратов, соединенных между собой сторонами. Была придумана в 50 годы американским математиком Голомбом и очень быстро увлекла все образовательные учреждения: детские сады ,школы ,вузы. Она заключается в складывании различных фигур из заданного набора пентамин. В наборе всего 12 элементов.

Данная игра развивает не только логическое мышление, но еще и мелкую моторику. Игра довольно таки сложная. Предназначена детям подготовительной группы.

Практическая часть: конструирование человечка.

 C:\Users\Любовь Борисовна\Desktop\мастер классТРИЗ математика 2019.2020\головоломки\Пентамино\d35134ab753c906ad09b3033f298eb3a.jpg

Рефлексия.

Сегодня я познакомила вас только с некоторыми тризовскими играми головоломками. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

С помощью стикеров ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

• Был ли полезен для Вас мастер-класс?

• Узнали ли Вы что-то новое?

• Приобрели ли новые навыки?

• Вам было комфортно в ходе проведения встречи?

Всем спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Применение ТРИЗ -игр в работе с детьми дошкольного возраста».

Провела воспитатель: Николаева Л. Б. 17.10.2021г.

Цель: распространение педагогического опыта.

Задачи:

- Продолжать знакомить педагогов с ТРИЗ-играми, направленных на развитие логического мышления; памяти

- Совершенствовать навыки использования игрового оборудования; - Вызвать у участников мастер -класса интерес к играм ТРИЗ и желание применять ТРИЗ игры в жизнедеятельности детей.

Ход проведения.

Добрый день, уважаемые коллеги! И вновь я говорю вам: как я рада вас всех видеть. Мы продолжаем мастер класс по ТРИЗ. Главная цель в ТРИЗ-научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов

ТРИЗ -многогранен. И сегодня мы увидим его многогранность в играх.

Тема сегодняшнего мастер класса «Применение пособий и игр ТРИЗ в работе с детьми».

И мы будем опробировать ТРИЗ игры на вас. И я хочу вам дать то, что мы делаем с детьми в детском саду. Чтоб в нашей команде была более уютная, дружеская атмосфера, мы начнем с игры: «Кто я такой»?

Первый участник берет мяч, называет свое имя и прилагательное, характеризующее его (игрока) и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Например: Великолепная Валерия и т. д. Передает мяч следующему участнику. Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое. Например, очень приятно, Великолепная Валериия, а я Интересная Ирина и тд . Третий же участник называет словосочетания второго игрока, и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.

Теперь мы подробнее знаем кто из нас есть кто. Сейчас хочу предложить еще одну игру. Мы попробуем ассоциировать слово детский сад с чем то или кем то…Я буду называть первую часть предложения ,а вы вторую, подбираете прилагательные к слову детский сад, т .е с чем вы ассоциируете детский сад. Кому брошу мяч, тот и продолжает.

Ассоциации.(бросаю мяч)

Если детский сад - цвет, то он…

Если детский сад - название фильма, то это…

Если детский сад - геометрическая фигура, то это…

Если детский сад- музыка, то он….

Если детский сад страна, то он называется…

Если детский сад -сказка, то это…

Если детский сад - животное, то это….

Если детский сад известный литературный персонаж, то это…

Игра «Цепочка слов» (тоже с мячом)

Ход игры.

Я  называю  слово например: осень –(какая?)

Воспитатели : золотая, холодная  ,дождливая, пасмурная

Я : А что ещё бывает пасмурным ? И т д.

Воспитатели  :туча ,настроение ,человек

Я : А что умеет делать человек?

Воспитатели :рисовать ,ходить, бегать и т.д

Игры с пособиями. Сегодня я хочу предоставить вам три интересные  игры, которые рекомендую проводить с детьми.

1.Я очень люблю многофункциональные игры.

У нас есть игра «Найди первый звук в слове». (для старшего дошкольного возраста). Я подумала и сделала ее многофункциональной. С первым вариантом я вас ознакомила еще в прошлом году, но у нас в группе ТРИЗ есть новенькие, поэтому мы повторим первый вариант игры, а потом перейдем ко второму.

Первый вариант направлен на развитие логического мышления, умения услышать первый звук в слове: у каждого из вас таблички и конвертики с разноцветными кружочками. Я буду называть слова, на какой звук начинается слово, на тот звук вы должны найти кружочек и выложить на таблицу. Например: кирпич (первый звук к), значит берем красный кружочек(потому что в слове  красный- первый звук к) и выкладываем на верхнюю полоску  первого окошечка .Соловей(первый звук с),значит выкладываем синий кружочек(первый звук в слове синий -с) во второе окошечко верхней полоски  и т д.

 Второй вариант данной игры направлен на развитие памяти, показываем детям таблицу с кружочками. Объясняем, где находятся кружочки, они запоминают расположение кружочков, убираем  таблицу. Дети выполняют задание, т е должны по памяти скопировать таблицу.

2 Следующая игра для детей подготовительной группы. Рассказ по пуговицам или кружочкам, направлена на совершенствование связной речи.  Вывешиваем на доске таблицу, дети по первым звукам кружочка должны составить рассказ.

Например: красивая Зоя желала голубую кофточку, фирменную.

Или :Красивая зелень живет глубоко как фирс. Сейчас мы с вами попробуем составить рассказ по таблице.

3.Следующая игра на логику и внимание   начинается со второй половины второй мл. группы. «Большой- маленький». На коврик раскладываются геометрические фигуры, или можно сделать каждому индивидуально конверт с геометрическими фигурами, различающие по размеру и цвету. Показываешь карточку-схему, дети должны найти определенную фигуру. На карточке обозначения: геометрическая фигура, цвет, дерево с 4 ветками (большая фигура) и дерево с 2 ветками (маленькая фигура).

Эту игру я тоже сделала многофункциональной.  В старшем дошкольном возрасте решила ее усложнить. У каждого ребенка пустые таблицы с тремя полосками, на каждой полоске по три окошечка и конверт с геометрическими фигурами: маленький и большой зеленый треугольник, маленький и большой красный треугольник и т д. Показываем схему, по схеме дети должны найти нужную геометрическую фигуру. И выложить в таблице по заданию. Например, показываете схему и говорите: выложить данную фигуру на верхнюю полоску, первое окошечко…и т д.Сейчас мы с вами поиграем в данную игру.

Рефлексия. Воспитатели в кругу.

- Если вы рады сегодняшней встрече, улыбнитесь соседу.

- Если вам понравился мастер- класс, то похлопайте в ладоши.

-Если вы любите сладости, то возьмите с корзины в правую руку шоколадочку и   крикните -Ура!



Предварительный просмотр:

Мастер- класс на тему:

«Сенсорное развитие детей ст. дошкольного возраста через ТРИЗ игры».07.04 2022г

Цель  :Систематизация нетрадиционных материалов для ТРИЗ игр по сенсорному развитию для детей старшего дошкольного возраста

Задачи :

-обобщить опыт педагога

-передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов

-провести рефлексию собственного профессионального педагогического мастерства вместе с участниками мастер-класса

Сенсорное развитие(лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем. Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. И это вы все знаете.

 Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Я не буду о теории, это неинтересно всем нам. Потому что это все нам известно .Поэтому мы быстренько пробежимся по презентации и перейдем к играм,те будем с вами играть.. Сегодня я вам покажу и расскажу как мы осваиваем сенсорные  эталоны через использование ТРИЗ игр.

И я затрону только ту часть игр, которая сделана своими руками. Существует такой бросовый материал как крышечки от пластиковых бутылок, при помощи которых можно придумать множество игр. На экране вы видите игру «Собери буквы». Эту игру я придумала сама. Она направлена на закрепление звуков и букв .Детям дается таблица с буквами. Буквы обозначены определенным цветом: гласные-красным,  всегда мягкие (Щ ,Ч)зеленым. всегда твердые(Ш Ж)синим и остальные согласные наполовину синим ,наполовину зеленым. .Ребенок ищет соответствующую букву и покрывает ее крышечкой. Тут и развитие сенсорики ,и развитие мышления….Следующий слайд игра «Найди предмет указанной формы» .Все ясно, просто и понятно. Эту игру можно применять и со средней группы,  просто нужно взять более простые формы, поставить более простую задачу.

Следующий слайд .Я назвала эту игру «Заполни таблицу». Детям дается таблица .где заполнены окошечки частично, детям нужно заполнить их до конца, Определить  каких крышечек не хватает .

Игра «Выложи цифру из крышечек» .Ребенку дается цифра образец и ребенок по  образцу выкладывает цифру.

На слайде вы видите схемы к играм. Их можно придумать множество. По схемам дети выкладывают из крышечек предметы ,а порою и целые композиции.

Тканевые игры «Собери картинку» .Дети любят из ткани сооружать  роботов ,кукол и тд. Здесь и сенсорика, и мелкая моторика и творчество…Задействованы все процессы.

Игры с четными палочками используем как на занятии, так и вне занятий. Дети придумывают различные постройки, воображают, мечтают. К играм с палочками у нас есть картотека схем.  И хочу отметить, у нас очень богатый математический уголок, занимает целый шкаф, где игры и пособия сделаны своими руками.

Следующая всеми детьми обожаемая игра «Волшебные камушки», где дети придумывают различные композиции ,а так же работают по предложенной схеме с добавлением макарон, фасоли и т д.

Игры с камушками , ракушками, тролями….Чудесный мешочек! Все это развитие восприятий ,моторики,  логики  ,воображения ,творчества.

А теперь перейдем непосредственно к играм. Потому что мы сами еще в душе дети и очень любим играть. Я для вас приготовила игры с крышечками.

Зайдем немного вперед .Как будто мы подготовительная группа .Раньше в подготовительной группе при помощи крышечек мы с детьми проводили буквенный анализ слов.  Я раздавала каждому таблицу ,дети по ней работали .Сейчас мы с вами поработаем.

1)игра  «Звуковой анализ слова».

2)Каждому раздаю листок и фломастеры. Вы должны составить композицию из пробок с применением дорисовки фломастерами. Образец показываю.

3)Составь узор по схеме (макароны, фасоль, драгоценные камушки).

4)игра «Волшебный мешочек». Мешочек действительно волшебный .В нем необыкновенные предметы .Каждый из вас на ощупь должен выбрать предмет, это будет ваш подарок за вашу плодотворную работу, узнать его, назвать его, из чего он сделан, затем вы его вытаскиваете из мешочка и говорите что вы с ним будете делать, как вы его будете применять.

          

   

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер -класс. «Внедрение технологии ТРИЗ в жизнедеятельность детского сада».

20.09.2022г.

Добрый день, дорогие коллеги! Наш мастер класс немного преобразился. Мы со Светланой Викторовной решили поработать совместно, включая ТРИЗ технологию. ТРИЗ всегда поиск, новизна, решение проблемных ситуаций, в этом направлении тоже работает и педагог -психолог и все мы. Мы ищем что то новое, творим, преобразовываем, думаем, мыслим, решаем. И сегодня я начинаю с игр, с тех игр, которые я провожу с детьми в группе. На этот раз я решила взять игры по духовно-нравственному воспитанию на  формирование высокой         внутренней культуры, светлые, добрые, нравственные человеческие качества

 с применением технологии ТРИЗ.  На занятиях по духовно-нравственному воспитанию мы развиваем представления детей об окружающем мире, расширяем представления об основных духовно - нравственных понятиях: добро, стыд, дружба, согласие, терпение. И все это в форме игры, бесед. Начинаем с игры «Ассоциации» Предлагаю вам представить свои ассоциации со словом «добро». Слова должны начинаться с очередной буквы имеющимся в слове «добро».

Раздаю листочки.

Д – дружба, добродетель, друг, душа,

О - отрада

Б – благодарность, благо, бабушка

Р – рай, радуга, роскошь,радость.

О – ореол.

Мы с вами проводили игру «Хорошо-Плохо».  Мы должны донести до детей, что в во всем есть что то хорошее .Все в жизни имеет две стороны, хорошую и плохую. Например «Солнце».Почему хорошо? А почему плохо?  У нас появилась новая игра похожая на игру «Хорошо-плохо». . 

 И называется она «Подбери цвет». 

Детям  раздаются  карточки 2-х цветов: белого и черного.Воспитатель  предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь — чистота и т. д.

«Личные ассоциации» .Участники представляют себя с помощью ассоциаций: «Если бы я был ...цветок, то это был бы...», «Если бы я был состоянием погоды, то это было бы …», «Если бы я был герой мультфильма, то это был бы …». Можно использовать один ассоциативный ряд (цветы, деревья, овощи, предметы мебели, блюда и т.п.), а можно предложить участнику самому выбрать любую ассоциацию.

Игра «Колокола».Данная игра проводится с разными видами колокольчиков. Но я ее сделала по своему и использую ее чаще  как физкультминутку .Дети знают,что в храме есть большие ,средние и маленькие колокола и все они звучат по разному.

Если я поднимаю обе руки вверх.то это значит большие колокола и звучат они БОМ-БОМ-БОМ.Если поднимаю одну руку,то средние колокола: дили, дили дон. Если руки прижимаю к груди, то маленькие колокола: дили, дили ,дили.

Игра « Свеча».

Педагог зажигает свечу и предлагает воспитателям  встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, воспитатели говорят друг другу добрые пожелания.

Игра  «Подари камешек».

Цель: Развитие эмпатии, развитие навыков невербального общения.
Ведущий. «Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...»
Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.

Игра «Садовники и цветы».

Группа делится на две подгруппы и воспитатель объясняет правила игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой - они завянут. Но сегодня мы свами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов. Пусть одна подгруппа будет цветами, которые завяли, а другая - садовниками, которых вызвали на помощь увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями

Закончить наш мастер-класс хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас и вас родителей зависит, каким вырастет ребёнок