Ионные уравнения(презентация)

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация607.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Ионные уравнения реакций»

Слайд 2

Цель урока: сформировать у учащихся знания о реакциях ионного обмена.

Слайд 3

Задачи: - исследовать условия протекания реакций ионного обмена до конца; - продолжить развитие умений проводить эксперимент, составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена, развивать умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; - воспитывать интерес к учению, личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, сообразительность и любознательность).

Слайд 4

Методы и методологические приёмы: диалогический метод изложения знаний с элементами исследования, выполнение демонстрационного и лабораторного эксперимента, работа в парах и группах, фронтальная беседа, взаимный диктант, тестирование, самостоятельная работа, самопроверка и взаимопроверка.

Слайд 5

Средства обучения : -инструкция по технике безопасности; - рабочая карта урока; - алгоритм составления уравнений реакций; - демонстрационное оборудование; - лабораторное оборудование; - дидактические карточки для взаимного диктанта; -компьютер; - интерактивная доска; - презентация.

Слайд 6

Подготовка учащихся к уроку. 1. Деление класса на группы по 4 человека. 2. Группа получает оборудование для эксперимента. 3. Каждый учащийся имеет рабочую карту урока (приложение №1). 4. У каждого учащегося на столе карточка для проведения взаимного диктанта (приложение №2). 5. На каждом столе имеется алгоритм составления уравнений реакций, который спроецирован на экран (приложение №3).

Слайд 7

Тема. Ф. И. учащегося . Примечание : с/о- самооценка; в/о - взаимооценка; о/г – оценка группы. Рабочая карта урока. Проверка домашнего задания Изучение нового материала Закрепление знаний Итоговая оценка с/о с/о о/г в/о с/о с/о

Слайд 8

Структура урока. I . Организационный этап. Постановка цели и мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся. II . Актуализация знаний (фронтальная форма работы). III .Изучение нового материала (диалогический метод с элементами исследования, сочетание фронтальной и групповой форм работы, проведение эксперимента, самопроверка и взаимопроверка) IV .Закрепление знаний (работа с химическим тренажером, тестирование). V . Рефлексия (самооценка) VI . Домашнее задание.

Слайд 9

ХОД УРОКА . I . Организационный этап. II . Актуализация знаний . На предыдущем уроке мы изучили понятие «электролиты» Вопросы к классу: - дайте определение электролитов; - какие соединения относятся к электролитам; - составьте уравнения реакций диссоциации серной кислоты, фосфата калия, гидроксида бария, фосфорной кислоты, нитрата алюминия.

Слайд 10

Таблица №2. Рабочая карта урока. «5» - все примеры составлены верно, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, больше ошибок – не оцениваем. Самооценка выполненной работы. Проверка домашнего задания Изучение нового материала Закрепление знаний Итоговая оценка с/о с/о о/г в/о с/о с/о

Слайд 11

III . Изучение нового материала. Тема урока: «Ионные уравнения реакций» Реакции между ионами в растворах электролитов называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями Реакции ионного обмена идут до конца, если образуется газ, осадок или слабодиссоциирующее вещество .

Слайд 12

Алгоритм составления уравнений В молекулярном виде: 1. Записать исходные вещества. 2. Записать продукты, поменяв местами первые части формул исходных веществ. 3. Расставить степени окисления и составить формулы продуктов реакции. 4. Расставить коэффициенты В ионном виде: 1. Определяем по таблице растворимости, являются ли вещества электролитами. 2. Все электролиты записываем в ионном виде с учетом коэффициентов и индексов. 3. Формулы веществ малодиссоциирующих, нерастворимых и газообразных веществ записываем в молекулярном виде. 4. Вещество, выпадающее в осадок, выделяем стрелкой, направленной вниз, газ отмечаем стрелкой, направленной вверх. 5. Сокращаем одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения. 6.Записываем оставшиеся частицы, учитывая, что вначале записываем катионы, а затем анионы. Na2CO3 + CaCI2 = CaCO3 + 2NaCI Э Э НЭ Э 2Na+ + CO32- + Ca2+ + 2CI- = CaCO3 + 2Na+ + 2CI Полное ионное уравнение Ca 2+ + CO 32- = CaCO 3 Сокращенное ионное уравнение

Слайд 13

Правила техники безопасности 1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. 2. Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус. 3. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества. 4. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать. 5. Всегда пользуйтесь только чистой лабораторной посудой. 6. твердые вещества берите только ложкой. 7. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. 8. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадет на руки или на одежду, то немедленно смойте ее большим количеством воды. 9. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами. 10. Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Слайд 14

Образец выполненного задания : вариант1 CuSO 4 + 2NaOH=Cu(OH) 2 +Na 2 SO 4 Cu 2+ +SO 4 2- +2Na + +2OH - =Cu(OH) 2 +2Na + +SO 4 2 - Cu 2+ +2OH - =Cu(OH) 2 Na 2 CO 3 +2HNO 3 =2NaNO 3 +H 2 O+CO 2 2Na + +CO 3 2 -+2H + +2NO 3 - =2Na + +2NO 3 - +H 2 O+CO 2 2H + +CO 3 2- =H 2 O+CO 2 NaOH + HCI = NaCI + H 2 O Na + +OH - +H + +CI - =Na + +CI - +H 2 O H + +OH - =H 2 O

Слайд 15

Образец выполненного задания : вариант2 AI 2 (SO 4 ) 3 +3BaCI 2 =3BaSO 4 +2AICI 3 2AI 3+ +3SO4 2- +3Ba 2+ +6CI - =3BaSO 4 +2AI 3+ +6CI - 3Ba 2+ +3SO 4 2- =3BaSO 4 Na 2 CO 3 +2HCI=2NaCI+H 2 O+CO 2 2Na + +CO 3 2- +2H + +2CI - =2Na + +2CI - +H 2 O+CO 2 2H + +CO 3 2- =H 2 O+CO 2 2KOH+H 2 SO 4 =K 2 SO 4 +2H 2 O 2K + +2OH - +2H + +SO 4 2- =2K + +SO 4 2- +2H 2 O 2H + +2OH - =2H 2 O ,

Слайд 16

IV . Закрепление знаний (взаимный диктант, тестирование). Карточки взаимного диктанта для работы в парах. Тест в 2 вариантах.

Слайд 17

Задания теста Вариант 1. Выпишите номер правильного ответа . 1. Условия протекания реакции ионного обмена до конца – образование: 1) осадка; 2) осадка, газа; 3) осадка, газа, малодиссоциирующего вещества; 4) осадка, газа, малодиссоциирующего вещества, изменение окраски раствора. Установите соответствие . 2. Исходные вещества: 1) Na 2 SiO 3 u H 2 SO 4 ; 2) CuSO 4 u NaOH ; 3) NaOH u H 2 SO 4 . сокращенные ионные уравнения: а ) 2H+ + S 2 - = H 2 S г ) 2H+ + SiO 3 2- = H 2 SiO 3 б ) 2H + + CO 3 2- = H 2 O + CO 2 д ) Ba 2 + + SO 4 2 - = BaSO 4 в ) Cu 2 + + 2OH - = Cu(OH) 2 е ) H+ + OH- = H 2 O Выпишите номер правильного ответа . 3. Вещества, между которыми возможна реакция нейтрализации: 1) Cu (OH) 2 u H 2 SiO 3 ; 2) NaOH u FeCI 3 3) Na 2 CO 3 u BaSO 4 4) Fe (OH) 3 u H 2 SO 4 4. Уравнение реакции ионного обмена: 1) 2FeCI 2 + CI 2 = 2FeCI 3 ; 3) Zn + 2HCI = ZnCI 2 + H 2 ; 2) CaCO 3 = CaO + CO 2 ; 4) 3NaOH + AI (NO 3 ) 3 = AI (OH) 3 + 3NaNO 3 Дополните. 5. Сумма коэффициентов в левой части сокращенного ионного уравнения для процесса, схема которого Na 2 CO 3 + H 2 SO 4 ----, равна…

Слайд 18

Задания теста Вариант 2. Установите правильную последовательность : 1. Ионное уравнение реакции- [1] - формул [4] - запись [2] - ионами [5] - между [3] - реакции [6] - с помощью Установите соответствие . 2. Исходные вещества: 1) Na 2 S u H 2 SO 4 2) Ba (NO 3 ) 2 u Na 2 SO 4 3) Na 2 CO 3 u HCI сокращенное ионное уравнение: а ) 2H+ + S 2 - = H 2 S г ) SiO 3 2- + 2H+ = H 2 SiO 3 б ) CO 3 -2 + 2H+ = H 2 O + CO 2 д ) Ba 2 + + SO 4 2 - = BaSO 4 в ) Cu 2 + + 2OH - = Cu(OH) 2 е ) H + + OH - = H 2 O Выпишите номер правильного ответа . 3. Уравнение реакции нейтрализации: 1) Cu (OH) 2 + H 2 SO 4 = CuSO 4 + 2H 2 O 3) Zn + 2HCI = ZnCI 2 + H 2 2) CaCO 3 = CaO + CO 2 4) 3NaOH + AI (NO 3 ) 3 = AI (OH) 3 + 3NaNO 3 4. Формулы исходных веществ реакции ионного обмена 1) Cu (OH) 2 u H 2 SiO 3 3) Na 2 CO 3 u BaSO 4 2) NaNO 3 u FeCI 3 4) Fe (OH) 2 u O 2 5. Сумма коэффициентов в левой части сокращенного ионного уравнения реакции, схема которой H 3 PO 4 + NaOH -----, равна…

Слайд 19

Выполнение теста и самопроверка по образцу. I II 3 1г;2в;3е 4 4 3 4,3,5,2,6,1 1а;2д;3б 1 3 2

Слайд 20

V . Рефлексия (самооценка). Каждый учащийся выставляет себе итоговую оценку за урок в рабочей карте и отвечает на вопрос :Что удалось и что не удалось на уроке? Каждый учащийся получил оценку на всех этапах урока и в целом за урок. Итоговые оценки: «5» - 12, «4» - 14, «3» - 2.

Слайд 21

VI . Домашнее задание: § 15, упр. 3, 5. Предложите три различных реакции ионного обмена, используя таблицу растворимости.