самообразование ТЕМА: «Занимательная математика в играх»

Лаврова Светлана Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«ГОРА- ПОДОЛЬСКАЯ   СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА»

                                                       Грайворонского района

 

 

 

                  ПЛАН по самообразованию

         ТЕМА: «Занимательная математика в играх»

                  на 2018 – 2020 учебный год

 

 

 

 

 

Тема самообразования: «Занимательная математика в играх».

Индивидуальный план работы по самообразованию  на 2018- 2020г.г.

Ф.И.О. педагога:  Лаврова Светлана Николаевна

Специальность: учитель технологии

Образование:   педагогическое

Стаж педагогической работы: 13лет

Квалификационная категория: 

Курсы повышения квалификации : 2018год

Дата начала работы над темой:  2018год

Предполагаемая дата окончания работы: 2020 год

Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.

Задачи:

1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить) ;

3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

 4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений

 

                                 

 

                          

 

 

 

                                     ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

                  

Месяц     

 

Направления работы             

Способы  достижения

Сентябрь

 

Подбор литературы по теме самообразования

 

Мониторинг, анкетирование

 

Работа с документацией.

Изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании», других нормативных документов

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Работа с личной библиотекой, Интернетом .

 

Знакомство и

анализ документации.

Знакомство с литературой по данной тематике.

Создания перспективного плана работы.

Октябрь

Работа над развивающей математической средой группы.

Знакомство с литературой.

Оформление уголка группы

 

Ноябрь

 

 

Разработка картотек игр по ФЭМП

 

Подбор материала

Декабрь

- Чтение математической сказки «В стране «Математике» , анализ и обсуждение сказки с детьми. Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

 

Подбор материала по темам.

 

Январь

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (рисуем по клеточкам)

 

 

Февраль

Проведение  занятия  по математике с использованием занимательных математических игр «Поиски клада»

 

Подбор материала

Март

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

 Подгрупповая и индивидуальная работа  с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару)

 

 

Апрель

- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

 

 

Май

Анализ, оформление результатов диагностики Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.

 

Работа с родителями:

-Рекомендации для родителей «Математика – это интересно»

 - Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома »

 -Проведение родительского собрания по теме «Математика в гостях у семьи»

 - Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

 - Индивидуальные беседы и консультации

  - Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

 

Литература по теме:

1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

 2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

 4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева. 5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

 6. «Играем в числа» - серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

 8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

 9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г

11.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. – 208

                  Консультация для воспитателей

«Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время» Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года все занятие должно быть проведено в форме игры. Логико – математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятия по ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «найди и назови». В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки). Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико- математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Уголок занимательной математики – это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот, же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур. Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать, и какая фигура должна получиться в результате. Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол). Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация. С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например, Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра – «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчеств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

                                        Консультация для родителей

                                       «Математика – это интересно!»

Умственное развитие ребѐнка, его познавательных способностей тесно связано с процессом формирования элементарных математических представлений через знакомство с геометрическими фигурами и геометрическими телами, количественным и порядковым счѐтом; умением присчитывать и отсчитывать предметы, сравнивать предметы по одному и нескольким признакам, ориентироваться во времени, в пространстве и на листе бумаги, устанавливать последовательность событий, составлять предмет из частей, из палочек и так далее. Игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры - составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру - приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к обучению. Дорогие мамы и папы, а теперь поиграем! Предлагаем Вам, примеры игр, в которые можно с удовольствием поиграть дома и на улице.

 «Считаем в дороге» Если у вас есть машина, и вы проводите много времени в ней, а ребенку нечем заняться. Поиграйте с ним, кто больше сосчитает машин своего цвета. Например, взрослый считает машины красного цвета, а ребенок зеленого, и наоборот. В маршрутке можно посчитать остановки, и количество пассажиров, которые входят и выходят.

«Сложи квадрат» Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 Х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.

«Пуговицы» Игра закрепляет умение сравнивать две группы предметов. Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, размера и формы. ◈ Как играем: у всех дома есть пуговицы. С их помощью можно придумать самые разные игры. Положить, например, вверх круглые пуговицы (они могут быть разного цвета и размера), а вниз под них — квадратные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или положить вверх красные круглые пуговицы, а вниз синие квадратные. ◈ Закрепляем: считать можно листочки, камешки: на улице, на реке.

 Игра «Четыре цвета» Нарисуйте загогулину, не отрывая карандаша от бумаги. Или используя линейку, нарисуйте абстрактные линии или овалы с кругами, как на рисунке снизу. · Возьми четыре карандаша или фломастера. · Каждый элемент в фигуре раскрась своим цветом. · Фрагменты расположенные рядом, должны быть разных цветов. Подумай немного прежде чем раскрашивать.

Игра “Измеряем цифры”· На листах бумаги нарисуйте цифры 1, 2, 3, 4 и 5 одинаковые по высоте. · Возьмите длинную веревку и ножницы. Сначала наложи веревку на цифру 1, так чтобы веревка повторяла контуры цифры. Оставшийся конец веревки отрежьте. · Таким же образом наложи веревки на другие цифры. Сравните куски веревки, на какие цифры веревки понадобилось больше всего? А на какие - меньше? Какая цифра оказалась длиннее всех? Иллюстрация из книги «Где обедал воробей?»

 Игра помогает ребенку понять, что «величина» - понятие относительное. Необходимый инвентарь: вырезанные из любых книжек, журналов слон, волк, медведь, заяц, еж, по масштабу они должны быть пропорциональны своему реальному размеру, пять квадратов — «клеток» для животных соответствующего разного размера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Консультация для родителей «Математика для малышей, что это?»

 С помощью занятий математикой, младшая группа детского сада дает детям знания о разделении предметов на группы по признакам, таких как цвет, форма, размер. Малыши, впервые сталкиваясь с понятием «один и много», объединяют в группы однородные предметы и пробуют выделять один названный предмет из общей группы, находят в окружении один или несколько одинаковых предметов, пробуют считать предметы до пяти. А так же сравнивать предметы, усваивать их величины: длиннее — короче, одинаковые, выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, больше — меньше. Определять форму: круг, квадрат, треугольник. Математикой можно заниматься с ребѐнком везде дома, в детском саду и даже на прогулке. Путь развития у детей представлений о пространстве долгий и сложный, поэтому необходимо формировать умения различать и называть пространственные представления на основе конкретных, непосредственных восприятий и действий, добиваться определения направления словом. Большое значение и место в ознакомлении детей с пространственными ориентировками занимают дидактические игры. Проводятся такие занятия в младшем возрасте обычно утром. Вот пример одной из дидактических игр, которые можно проводить в детском саду и дома. Эта игра дает возможность в новых связях закреплять знания «один» и «много», называется «Найди игрушку». Каждый ребенок должен принести предварительно разложенные на видном месте воспитателем машины или кубики и положить на стол. Когда все дети принесут игрушки, воспитательница говорит: «Вот как много у нас стало машин (или кукол). Саша принес одну, Таня тоже принесла одну куклу, и т. д. и стало их много». Игра повторяется несколько раз. На прогулке можно провести эту игру с цветами, листьями, флажками. Важно, чтобы все дети, принимающие участие в игре, были активны и была создана эмоциональная игровая обстановка. Построенные таким образом дидактические задачи в играх будут способствовать усложнению и уточнению восприятия форм, величины и развитию детского внимания. Так же во время прогулки можно играть, в самое простое, что можно придумать, это считать определѐнные встречные предметы. На занятиях нужно часто повторять такие фразы: «Посмотри, здесь стоят две черные машины и две белые. Всего - четыре ». Так постепенно освоим и состав числа. Предложите малышу на прогулке отыскивать «все чего по два». Это непросто, но интересно. Таким образом, занятия математики развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала.

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей «Дома играем-математику изучаем»

 Цель: показать родителям, как на основе игр закрепить знания, умения, навыки по математике, играя дома с ребенком.

 Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – величайшая часть их общей подготовке ребѐнка к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, воспитывается привычка к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия. В средней группе занятия по математике проводятся еженедельно, продолжительностью 20 минут. Работа ведется по нескольким разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени». На занятиях по математике я забочусь и о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой, и, что особенно важно, о развитии у них интереса к математическим занятиям, самостоятельности, гибкости мышления, смекалки, сообразительности, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться правильными грамматическими оборотами речи. Дети с общим недоразвитием речи имеют неустойчивое внимание, поэтому их необходимо заинтересовать, проводя занятия в игровой форме. Играя, ребенок приобретает новые знания, развивает способности, подчас не догадываясь об этом. Закреплением пройденного материала происходит в совместной и самостоятельной деятельности, но, как показала практика, этого недостаточно, необходимо родителям принимать активное участие, в изучении математики играя всей семьей. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, п проведенные вместе приятные минуты помогут Вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Приходя вечером домой, вы часто слышите от своих детей просьбу «Поиграй со мной», но у родителей много домашних дел, например, приготовить ужин. Так давайте приготовим его, играя с ребенком!

1. Моторика - «Золушка» Попросить ребенка перебрать в отдельные емкости горох и фасоль для второго блюда.

2. Форма - «Испечем печенье» Пока мама замешивает тесто, ребенок на столе где рассыпана мука, пальчиком рисует формы будущего печенья: круглые, овальные, квадратные, треугольные, прямоугольные – закрепляя тем самым геометрические фигуры. 3. Количество и счет - «Накроем на стол» Предложить ребенку посчитать, сколько человек будут ужинать и в соответствии с этим поставить соответствующее количество предметов (чашки, вилки, тарелки, блюдца, ложечки). При этом, закрепляя умение считать и согласовывать существительные с числительными.

 4. Игра «Карусель» Учить считать в пределах

 5. В эти игры можно играть не только с мамой на кухне, но и с папой в гараже, с бабушкой в саду, в парке, по дороге из детского сада домой и т. д.

Вопросы родителей

                             Подготовительная к школе группа                                                                                                                                          Игра-путешествие в страну Математики

 Задачи: закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей. Повторить количественный и порядковый, обратный счет, цифры 0 – 10, состав чисел в пределах 10, узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, отрезок, луч, многоугольник), закрепить навыки ориентирования на листе бумаги.

Ход

1. игра «Выбираем транспорт» - сегодня нам доставили телеграмму: Фея из волшебной страны Математики приглашает нас в гости. Давайте выберем такой вид транспорта, который позволит нам быстро добраться к Фее и вовремя вернуться домой. - А вот загадка не простая, а зашифрованная. Соедините на своих листках точки по порядку – получится картинка (ракета). Проверить по образцу: Ну что, полетим? Начали обратный отсчет (с 10 до 0).

 2. Игра «Волшебная лужайка» - Ну вот мы и прилетели в страну Математику. На лужайке перед сказочным замком Феи и трава и птицы и звери – все необыкновенное, сказочное, математическое. Рассмотрите картинку. Какие цифры «спрятались» в рисунках? Давайте назовем их. Дети по очереди называет цифру, выходит к доске, берет листок с названной цифрой. Когда дети назовут все цифры, становятся по порядковому счету. Воспитатель так же задает детям вопросы: - какой ты по счету, назови цифру меньше на 1, больше на 1. - назови соседа справа, слева.

3. Игра «Салки-догонялки» - У Феи живут в мире и согласии самые разные животные. Вот и утята и мышата собрались на полянке поиграть в салки – догонялки. Посчитайте, сколько мышат и сколько утят (3 утенка и 7 мышат). - Составьте 4 равенства и назовите в них части и целое. Дети выполняют задание с комментированием: - Здесь 3 утенка и 7 мышат. 3+7=10. Части – 3 и 7, целое – 10. - Переставим части, целое не изменяется: 7+3=10. - Если 3 утенка убегут, останутся мышата: 10-3=7. Целое – 10, части 3 и 7. Дети по очереди выходят к доске, называют и показывают где части, где целое.

  Физминутка «Не ошибись!» А теперь ребята немного поиграем. Дети выходят на ковер, воспитатель показывает цифру от 1 до 10: - Подними руки на 2 меньше цифры которую ты видишь. - Сделай на три наклона вперед больше цифры которую ты видишь. - Сделай на 1 приседание меньше цифры, которую ты видешь. - сделай на 4 хлопка над головой больше цифры которую ты видешь. - подними правую ногу на 3 раза меньше цифры, которую видишь.

 4. «Подарок от Феи» Ребята, вы так хорошо занимались, что Фея вами очень довольна. И решила сделать каждому из вас подарок. Так как мы с вами находимся в волшебной стране, то и подарок заколдованный. Нам нужно его разгадать. Дети выполняют графический диктант на листке клетчатой бумаги. Найдите левый верхний угол. Отсчитайте 10 клеток вниз. Поставьте точку. С этой точки у нас начнется рисунок. Должен получится «Ключ». Ребята, Фея дарит каждому вот такой волшебный Ключ, для того чтобы открыть двери к знаниям

 5. Итог  - Вы сегодня побывали в гостях у Феи в ее волшебной стране, где все связано с математикой. Что вам понравилось? Какие задания были трудными? Какие легкими? Все молодцы, хорошо работали. На этом наше путешествие закончено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тема: «Поиски клада»

Образовательная область: Познавательное развитие (Формирование элементарных

математических представлений)

Цель: Развивать математическое мышление.

Задачи:

- Закрепить умение детей читать карты – схемы, ориентироваться в пространстве

относительно себя.

- С помощью блоков Дьенеша закрепить представления о геометрических формах,

умение их классифицировать по нескольким признакам (форма, размер, цвет, толщина).

- С помощью логических игр и упражнений развивать математические способности

детей, Способствовать формированию мыслительных процессов, умению удерживать в

памяти многоступенчатые задания,

- Развивать смекалку, зрительную память, воображение используя различные головоломки

- Развить речь, умение аргументировать свои высказывания.

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее

самостоятельно.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие.

Методические приемы:

Словесные, наглядные, практические, игровые, проблемные.

Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, презентация, блоки Дьенеша,

схемы к ним, игра «Волшебный мешок», обручи, карта, игра «Клоуны и дудочки», игра

«Пиратская фрегата», игра «Числовые домики», головоломки «Колумбово яйцо»,

«Танграм», «Монгольская игра», сунук – клад, карандаши.

Ход деятельности:

С добрым утром, начат день,

Первым делом гоним лень,

Зевоту мы прогоняем,

и играть все начинаем.

Ребята, я попрошу вас закрыть глаза, (включается слайд со звуками моря), что вы

слышите? Да действительно это шумит море, а это что за корабль появился на горизонте?

(1 слайд – море, пиратский корабль, в море плавает бутылка с посланием)

Пираты плавают на своѐм корабле по волнам Тихого океана. (замечают бутылку с

посланием). Как вы думаете, кому адресовано это послание? Вам интересно узнать, что

они нам написали? На послание просто так не выловишь, а вот если мы правильно

ответим на хитрые пиратские вопросы, то сможем достать это письмо.

- сколько лап у двух кошек?

- что лишнее: март, апрель, понедельник?

- какой сегодня день недели?

- какой день недели будет завтра? -

Назовите времена года?

- Как называется первый зимний месяц?

- Утром мальчик рисовал, вечером смотрел мультики, а ночью он спал Когда же мальчик

играл в футбол?

- Какое число больше 5, но меньше 7?

Молодцы, ребята, вот и пиратское послание волна вынесла. Открывайте бутылку, Даша,

прочитаешь письмо?

«Здравствуйте, ребята! мы узнали, что вы скоро пойдѐте в первый класс, и решили

приготовить для вас сюрприз. Сегодня рано утром мы побывали в вашей группе и

спрятали КЛАД. Найти этот клад будет очень не просто, но если вы будете следить за

картой и выполнять все инструкции, то обязательно достигните поставленной цели и

отыщете наш клад. Желаем удачи!»

- Какое замечательное приключение нас ожидает, вы готовы к поискам клада? Тогда

давайте рассмотрим карту, я думаю, что можно воспользоваться лупой, нам надо

определить, в каком направлении мы будем двигаться. (рассматривают, высказывают

предположения, определяют, что начать поиски надо с красной отметки).

- Идя по карте, находят мешок,

- Давайте прочитаем первую инструкцию. «Попробуйте на ощупь определить, что я

спрятал в мешке.» (дети по очереди достают фигуры из набора «Блоки Дьенеша,

рассказывая о признаках – большой треугольник, красного цвета, маленький круг синего

цвета…… ). давайте поиграем с ними, а игра называется «Положи на место» (на полу

выкладываются три обруча разного цвета и ставится разнос с блоками, детям даѐтся

задание

- В красный обруч положите большие синие фигуры

- В синий обруч положите все круглые фигуры.

- В жѐлтый обруч положите маленькие треугольники.

Между красным и синим положите маленькие прямоугольники.

- Между жѐлтым и синим обручем положите жѐлтые большие квадраты .

- Почему вы не взяли фигуры оставшиеся на разносе?).

Очень быстро справились с этим заданием, можно отправляться дальше.

- Подходят к следующему ориентиру. (картинки тетрадь, пенал, учебник, портфель,

пирамидка) Ребята мы должны определить, какой предмет здесь лишний, именно под

ним и лежит следующая инструкция. Почему вы решили, что пирамидка лишняя?

(школьные принадлежности, а пирамидка - игрушка) Проверяйте, правильно ли вы

ответили (достают схемы Дьенеша). Вот и следующее задание. Пираты предлагают к

каждой схеме подобрать нужный блок. Давайте вспомним условные обозначения. -

форма, размер, цвет, толщина. Предлагаю вам выбрать схему для работы, и присесть за

столы. (на каждого ребѐнка индивидуальная схема, работают самостоятельно, после

окончания работы проверяют друг у друга)

Как вы думаете, вы справились с этим заданием? Тогда давайте продолжим поиски клада,

посмотрим на карту и определим, в каком направлении нам двигаться дальше.

(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)

Подходят к следующему ориентиру. Следующую инструкцию мы получим, если

поможем пиратам. Однажды пираты побывали на цирковом представлении, им очень

понравилось выступление клоунов с дудочками, вернувшись на свой пиратский корабль

они решили поиграть в клоунов, для этого он приготовили кружочки – это клоуны, чем

они отличаются?(разного цвета), и полоски – это дудочки, они одинаковые? (разной

длины) , но пираты не могут разобраться, кому на какой дудочке играть. Потому, что

самый грустный клоун должен играть на самой короткой дудочке, а самый весѐлый клоун

на самой длинной дудочке Помогите пиратам расставить клоунов от самого грустного до

самого весѐлого и раздать им дудочки. Синий клоун самый грустный, зелѐный клоун

веселее, чем синий, желтый клоун веселее, чем зелѐный клоун, а красный клоун веселее,

чем желтый, он самый весѐлый клоун ( дети выкладывают дудочки).

А вот и инструкция, давайте прочитаем – разместите пиратские команды по - своим

кораблям, так, что бы количество пиратов на корабле соответствовало цифре. Давайте

расставим пиратские корабли по порядку, от цифры 1 до 10, проверим, всѐ в порядке, или

что то не так (не хватает корабля с цифрой 7, все ли пиратские команды попали на свой

корабль. Предлагаю спросить у гостей, правильно ли мы выполнил это задание?

-Тогда продолжаем наш путь – внимательно смотрим на карту, куда нам дальше

двигаться?

-Подходят к следующему ориентиру. Инструкция спрятана в самой тонкой и маленькой

книге, в мягком переплѐте, попробуйте отыскать еѐ. (подобрать книги разного размера и

толщины), - Почему не подходит

эта книга, она самая тоненькая? Почему вы не выбрали эту, она самая маленькая?

Давайте прочитаем инструкцию. Для выполнения задания разделитесь на команды так,

что бы в них было не больше одного мальчика и не меньше одной девочки, каждая пара

выберет задание. В домиках живут числа, а мы с вами знаем, что любое число можно

составить из двух меньших, в ваших домиках все окошечки заполнена, верхний ряд

правильно, а вот все остальные числа перепутаны, соедините числа, так, что бы

получилось число, живущее в домике. Ребята, вы все справились с этим заданием, и нам

можно продолжить путь, посмотрим на карту.

- следующую инструкцию мы найдѐм, если вы сможете отыскать столько отличий

между этими картинками, сколько ракушек в этой шкатулке.

- Молодцы, а вот и инструкция – Ребята, в этих конвертах лежат головоломки –

колумбово яйцо, танграм и монгольская игра, выберете себе головоломку

(на конвертах символы), рассаживайтесь за столы и выполните задание по образцу или

придумайте фигуру сами, но помните, что главное правило этих головоломок – нужно

использовать все детали. Давайте рассмотрим, какие удивительные фигуры у нас

получились.

- мне кажется наши поиски подходят к концу, посмотрите на карту, нам осталось одно

направление.

(Идут, находят сундук, в сундуке математические игры, медальоны «Кладоискатель»,

приглашение в первый класс, )

- Какое удивительное приключение нам приготовили пираты Скажите, а какие качества

вы проявили во время поиска клада? (внимательность, находчивость, смекалку, дружбу,

взаимовыручку…). на карте отмечаю самые трудные и самые интересные задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЁТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА САМООБРАЗОВАНИЯ

 В 2018-2019учебном году я взяла тему по самообразованию: «Влияние

занимательного математического материала на развитие познавательной

активности у дошкольников».

Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной

темой во всестороннем развитие детей, но в последние десятилетия возникли

тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с

дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и

содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию,

мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в

обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное,

происходит искусственное ускорение темпов развития детей.

И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей

дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных

проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают

материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше

подготовлены к школе.

На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая

форма работы, как занятие, теряет свою актуальность. Возрастает роль игры. Играя,

ребѐнок овладевает определѐнными качествами личности. Он становится эмоционально

отзывчивым, любознательным и активным. Дошкольник решает интеллектуальные и

личностные задачи адекватные возрасту, имеет первичные представления о ближайшем

социуме, государстве, мире, овладевает универсальными предпосылками учебной

деятельности.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования

занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного

материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего

развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать

математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и

углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку,

несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована

занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. Основная цель

использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление

уже имеющихся знаний.

Работу по теме начала с подбора и изучения документации, составления плана работы на

учебный год, провела первичный мониторинг, который показал важность выбранной

мной темы.

В октябре я подбирала материал для математических игр, работала над оформлением

развивающей математической среды, ведь непременным условием развития

интеллектуальных способностей является обогащенная предметно - пространственная

среда. Это, прежде всего, интересные развивающие игры, разнообразные игровые

материалы, а также игры, занимательный математический материал. головоломки,

математические конструкторы, подборка математических ребусов и кроссвордов,

графические задания, дидактические и настольные игры и многое другое. Игровые

пособия в уголке Юный математик пополнялись в течении всего учебного года.

В ноябре – декабре была разработана картотека занимательных игр по ФЭМП, которая

использовалась постоянно. В качестве наглядного материала на занятиях использовались

сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Изучила новинки методической литературы.

Январь посвятили знакомству с математическими сказками, обсуждали и анализировали

их, учились придумывать математические истории самостоятельно. Использовали

игровые ситуации. Проводилась подгрупповая и индивидуальная работа по развитию

математических представлений с помощью занимательного материала.

В феврале продолжила подгрупповую и индивидуальную работу по развитию

математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь

картинку», «Найди отличия», «Найди пару» «Счѐтные палочки») .В течении марта –

апреля использовали дидактические игры математического содержания в совместной

деятельности с детьми. Прошло математическое развлечение для детей «Путешествие в

страну математических загадок», занятие с использованием индивидуального счетного

материала, подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических

представлений с помощью палочек , настольно-печатных игр.

В ходе реализации плана по самообразованию проведена большая работа с родителями. –

Даны рекомендации для родителей «Математика – это интересно»,

Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием

занимательного математического материала»,

Проведение родительского собрания по теме «Математика в гостях у семьи»

Родители участвовали в математическом КВН «Играем в математику»

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Индивидуальные беседы и консультации

Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для

дошкольников»..

Для педагогов подготовлены рекомендации «Создание математического уголка в группе»

(по возрастам). Было подготовлено и проведено занятие для педагогов «На поиски клада»,

в котором использовала множество приѐмов и игровых технологий, на этом занятии

педагоги увидели, как можно использовать занимательные математические игры в ходе

образовательной деятельности, насколько они расширяют возможности детей проявить

свои математические способности

В мае проведѐн итоговый мониторинг детей, анкетирование родителей с целью выяснения

результатов проделанной работы, По итогам которых , можно сделать вывод о том, что

использование занимательного математического материала способствовало.

- Активизации умственной деятельности детей.

- Развитию основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования,

сравнения, обобщения, классификации.

- Формированию основ творческого мышления.

- Развитию эмоционально-волевой сферы.

- Развитию коммуникативных навыков.

- Развитию и систематизации знаний, умений, математических представлений

- Повышению интереса детей к математике.

_ Привлекли родителей к данной теме.

– Заинтересовали педагогов.

План по самообразованию на 2018 – 19учебный год реализован полностью.

Поставленная цель и задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей:

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ:

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10.Транспорт наземный, водный, воздушный.

11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)

15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17.Различать гласные и согласные звуки.

18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.

22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.