Для родителей

Ковешникова Ольга Игоревна

Гиперактивный ребенок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giper.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДСКВ №67

Консультация

для родителей

«Сверхподвижный ребенок»

Подготовил: педагог-психолог

Ковешникова О.И.

Что такое сверхподвижный ребенок?

Сверхподвижный ребенок-это гиперактивный ребенок.

Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. К внешним проявлениям гиперактивности многие авторы относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность. Существует много мнений о причинах гиперактивности ребенка. Среди них могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания и др. Стоит также остановиться на таких проявлениях гиперактивности в поведении ребенка, как невнимательность и импульсивность.

Как выявить гиперактивного ребенка в группе?

Диагноз «гиперактивность» ставит невропатолог, у некоторых детей он отмечен в медицинской карте. Опытный педагог в самом начале своей работы с таким ребенком дает рекомендации его родителям. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности, то педагог и другие сотрудники образовательного учреждения (психолог, медицинские работники, методист, музыкальный руководитель) должны вести за ним целенаправленное наблюдение. Затем педагог (или психолог) может в тактичной форме порекомендовать родителям ребенка обратиться к детскому невропатологу.

Как помочь гиперактивному ребенку?

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) воспитатель может провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Например, каждые 15—20 минут выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на «награды»: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда и др. Воспитателю необходимо помнить, что все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими (не более 10 слов).

Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослый должен помнить: в любой ситуации ему нужно сохранять спокойствие.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

- излишне говорлив;

- отказывается от коллективной игры;

- чрезмерно подвижен;

- имеет высокие требования к себе;

- не понимает чувств и переживаний других людей;

- часто ругается со взрослыми;

- создает конфликтные ситуации;

- вертится на месте;

- совершает стереотипные механические движения;

- сваливает вину на других;

- беспокоен в движениях;

- часто спорит со взрослыми;

- суетлив;

- любит заниматься головоломками, мозаиками;

- теряет контроль над собой;

- отказывается выполнять просьбы;

- самокритичен;

- не может адекватно оценить свое поведение;

- имеет мускульное напряжение;

- опасается новой деятельности;

- часто специально раздражает взрослых;

- задает много вопросов, но редко дожидается ответов;

- годами играет в одну и ту же игру;

- мало и беспокойно спит;

- говорит о себе во втором и третьем лице;

- толкает, ломает, рушит все кругом;

- чувствует себя беспомощным;

- задевает и роняет предметы;

- легко отвлекается;

- часто страдает головными болями, спазмами;

- винит других в своих ошибках;

- стремится разозлить маму, воспитателя;

- избегает общения со взрослыми;

- боится потерять над собой контроль;

- думает, что он хуже других;

- не хочет разлучаться с родителями;

- имеет низкий уровень эмпатии;

- неуклюж;

- избегает общения с детьми;

- часто сердится и отказывается что-либо делать

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА В ГРУППЕ

ОЦЕНКА ВНИМАНИЯ

- имеет много незаконченных проектов;

- непоследователен в поведении;

- не может долго удерживать внимание;

- не слышит, когда к нему обращаются ;

- с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;

- имеет трудности в организации поведения;

- теряет вещи;

- избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий;

- часто бывает забывчив

ОЦЕНКА СВЕРХАКТИВНОСТИ

- ерзает, как червяк;

- беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда-либо);

- спит намного меньше, чем другие дети (даже в младенчестве);

- находится в постоянном движении, «с мотором»;

- очень говорлив

ОЦЕНКА ИМПУЛЬСИВНОСТИ

- отвечает до того, как его спросят ;

- не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях;

- часто вмешивается, прерывает говорящего;

- плохо сосредоточивает внимание;

- не может отложить вознаграждение;

- не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам;

- на некоторых занятиях спокоен, на других — нет (вариативность выполнения заданий)

Если в возрасте до семи лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок является гиперактивным.

Памятка воспитателю по работе с гиперактивными детьми

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребенка
  • Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха
  • Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания)
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее
  • Давать короткие, четкие, конкретные инструкции;
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять сразу. Не откладывая на будущее.
  • Предоставить ребенку возможность выбора.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.